Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

А.А. Игнатенко, "Обман в арабо-исламской культуре средневековья" (отрывок)


В арабской культуре наблюдается тенденция стирания гра­ницы между обманом и не-обманом

- через искусное использование лексических богатств арабского языка
- «Речь настолько широка, что не дает ули­чить во лжи»
- сказал известный знаток Корана, сунны и тафсиров Ибн Сирин (ум. в 742 г.)[11]

1. Стандартным термином для понятий «лжи», «обмана» считается слово "кизб"

- означающее «сообщение о чем-то так, как оно не есть»
- Примеры лжи-кизб:
--- переворачивание вещи, превращение её в проти­воположную
--- замена правды чем-то иным
--- замена истины заблуждением [12]
- Лжи-кизб противопоставлялось «правдоговорение» "сидк"
--- определявшееся как «сообщение о чем-то, как оно есть»[13]

Обычный «обман» пересекается с другими, сходными понятиями

2. хади‘а / плутовство
- Плутует, замышляет и осуществляет плутовство, обман тот, кто «вы­сказывает не то, что замышляет»[14]
- В другой формулировке это «замысливание зла в отношении другого человека, использование предательского убий­ства и обмана (хади‘а)»[17].
3. мунафака / Лицемерие
– дейст­вия или поведение того человека, который «таит что-то, не выказывая этого»[15]
4. Макр / род обмана
– это «когда говорят [о себе] то, чего не делают»[16]
5. хульф / ложное обещание
6. гадр / нарушение обещания, вероломство
- «отход от того, что человек сам обещал и чему должен быть верен»[18]
7. хийяна / злоупотребление доверием
- фор­мa обмана, т.е. "присвоение того, что было доверено [на хра­нение], отказ это возвратить"[19].
8. кайд (или макида) / «кознь, обман»
- часто употреблялось
9. та‘рид / ма‘арид / таврия / "амфиболия" / "говорение обиняками"</b>
- особую роль играла умышленная двусмысленность, недомолвок, неоднозначные выражения, подмена прямого значения слова переносным и, наоборот, эвфемизмы и интонирование в устной речи.

Попытки дефинировать понятия в семанти­ческом поле слова «обман» четкостью не отличались

- в качестве технических терминов этики и канонического права употреблялись только 2:
--- кизб «обман» и
--- та'рид, ма'арид, таврия «амфи­болия»
- Нередко они употреблялись как взаимозаменяемые
- это можно, наверное, объяснить региональной вариантностью арабского языка,
- временнóй изменчивостью значения лексем, в конце концов, индивидуальным вкусом.

10. хиля - громадная роль в легитимизации обмана принадлежала этому слову

- нейтральному, аксиологически не отягощенному и многозначному
- Понятие это интересно тем, что служило для обозначения всех тех вариантов обмана,
- которые не только упоминались выше, но и для любых других
- Но кроме этого, оно охватывало разные приемы действия:
--- целенаправленного, планируемого и осуществляемого с целью обеспечения некоего выигрыша,
--- начиная с элементарного обмана через военно-тактические принципы
- (Александру Македонско­му в «зерцалах» приписывается афоризм:
--- «Пусть в бою из-за твоей спины дует ветер и светит солнце»
- вплоть до применения помогаю­щих человеку инструментов и механизмов (ворота, рычага и т.п.).
- широкое понятие хитрость-хиля употреблялось, в частности, для наименования приемов, которые в настоящее время мы отнесли бы к разряду механики
- (например, приводимый в «зерцалах» случай взвешивания слона с использованием действия закона Архимеда).

11. ‘Ильм аль-хияль / «наука искусных приемов»
, или «механика»
- обнаруживается в классификациях наук[20], в специально посвященных ей трактатах[21].
- Обмануть, перехитрить природу – вполне допустимо,
--- например, так можно сформулировать задачу взвешивания слона при помощи ворота и блоков
--- т.е. поднять неподъемную для чело­века тяжесть,
--- или исчислить время, разбив какой-то протекающий во времени (параллельный ему, подменяющий его) процесс на части

Т.o., широкое понятие хиля, примененное в отношении интриги и/или ее составляющих

- как бы выводило соот­ветствующие акты, к которым это понятие прилагалось, за пределы моральной оценки
- в некие природные сферы, где оно приобретало нейтральную окраску;
- т.o., эта окраска придавалась и со­ставляющим интриги.
- Более того, в одном из средневековых источни­ков мне удалось обнаружить выражение хиля
- в приложении к ремеслу (сина‘а) и торговле (тиджара), и
- в этом – кажется, не слишком рас­пространенном – словоупотреблении хиля
- призвано означать некую искусную человеческую деятельность[22].

Лексическое многообразие и использование понятия хиля «искусный прием» стирали различие между допустимым и недопусти­мым

- с точки зрения канонов (этических, религиозных).
- Забегая вперед, скажу, что Коран и сунна запрещали ложь-кизб, но
- прямо не запре­щали обман-хади‘а, а тем более обман-хиля.
- Тем самым открывались возможности применения обмана, без нарушения моральных и юридических запретов.

Здесь важно отметить присущий сознанию сред­невекового арабо-мусульманина момент

- вербальной квалификации действия или поступка придавалось исключительное значение.
- Веро­ломство (или любой другой вариант обмана), названное уловкой (хиля), переставало быть морально порицаемым и юридически запрещенным.

Для полноты картины остановлюсь на использовании понятия хиля в теории и практике исламского права

- Речь пойдет о распрост­раненных в средневековой практике мусульман уловках, хитростях (тоже хиля!)
- применявшихся для того, чтобы обойти явные и однознач­ные запреты Божественного Законоустановления (аш-Шари‘а)
- В пер­вую очередь это касается запрета на ссудный процент (риба’)
- Этот запрет, четко и однозначно выраженный в Коране, обходился при помощи уловок
- которым посвящались даже специальные трактаты[23].

Вот пример ссуды под процент, которая оформляется (пред ли­ком вездесущего и всеведущего Бога!) как акт купли-продажи

- бай‘атан фи бай‘а «две продажи в одной» или «двойная продажа»
- Предположим, ростовщик «продает» человеку, желающему взять у него деньги взаймы, своего раба за 1200 динаров
- (цена может не иметь никакого отношения к стоимости «товара»)
- при условии, что этот человек выплатит указанные деньги через год
- Этот акт соверша­ется в присутствии свидетеля, и «покупатель»
- у которого, естествен­но, денег нет, дает расписку
- После этого ростовщик «покупает» упо­мянутого раба за 1000 динаров наличными, вручая их «продавцу»
- Таким образом, ростовщик ссужает этому человеку 1000 динаров,
- которые он вернет с лихвой (1000 + 200 динаров) через год в об­мен на расписку
- Кстати сказать, раб может при этом не только не присутствовать, но и вообще не существовать
- Цель одна – обойти запрет на ссудный процент,
- что и достигается при помощи как этой уловки (хиля), так и других[24]

___________________________________
Полный текст:
Версия 1993 (ОБМАН) - http://ec-dejavu.ru/f/Fraud_Islam.html
Версия 2000 (ИНТРИГА) - http://www.i-r-p.ru/page/stream-library/index-2666.html
___________________________________________

Бонус - другие работы А.А. Игнатенко:

- "Зеркало Ислама": http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1252864.html
- "Маджнун и Дон Кихот — архетипические сумасшедшие, или чем отличается исламская культура от западной": http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2305397.html
- "Об исламе и нормативной дефицитности корана": http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2305770.html
- "Парадоксы и антиномии властвования в средневековом исламе": http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1142165.html
- "Правоверность, доказываемая ненавистью - Ваххабизм в изложении его сторонников": http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1133558.html
- "Обман в исламской средневековой культур-мультур":
--- Абстракт: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1240044.html
--- Версия 1993 (ОБМАН): http://ec-dejavu.ru/f/Fraud_Islam.html
--- Версия 2000 (ИНТРИГА): http://www.i-r-p.ru/page/stream-library/index-2666.html
______________________________________________

Бонусы - об исламской лжи
:
- такия (такийя, такыйя, араб. - التقية‎‎):
--- http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2482660.html
--- http://en.wikipedia.org/wiki/Taqiyya
- худна: http://en.wikipedia.org/wiki/Hudna
- китман: http://en.wikipedia.org/wiki/Kitman
- крипто-ислам: http://en.wikipedia.org/wiki/Crypto-Islam
- мориски: http://en.wikipedia.org/wiki/Morisco
- опасность исламского соседства: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/3714542.html
- Игнатенко, "Обман в арабо-исламской культуре": http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1240044.html
Tags: ислам, культура, ложь, мораль, наебалово, обман, раб, различье, средневековье, чюрки, языкознание
Subscribe

Posts from This Journal “обман” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments