Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

Авессалом Подводный, "Анекдоты о Ходже Насреддине"


Однажды Ходжу Насреддина спросили:
- Правда ли, что ты великий мудрец и постоянно пребываешь в Вечности?
- Иногда, - аккуратно поправил Ходжа.

* * *

Однажды к Ходже Насреддину, поливавшему свой огород, заглянул странствующий дервиш.
- И какой смысл находишь ты в этих овощах? - разочарованно спросил он.
- Подобно тому, как из своих семян вызревают эти огурцы, из глубины твоей сущности вырастают вопросы ко мне, - молвил Ходжа,
- и, отвечая на них, я тем самым способствую росту своего урожая.

* * *

- А ты не боишься когда-нибудь сморозить откровенную глупость? - спросил у Ходжи Насреддина скептик.
- Оказавшись по ту сторону ума и неума, замечаешь, что это перестает быть проблемой, - сказал ему по секрету великий мудрец.

* * *

- Расскажи нам о молитве и медитации, - попросили ученики Ходжу Насреддина. Ходжа сказал:
- Молитва бывает наивная, профессиональная и искренняя; медитация - упорная и естественная.
Наивная молитва есть обращение к Богу человека, не верящего в Его всеведение.
Профессиональная молитва - это официально одобренная дорога к месту, где когда-то обитал Бог.
Искренняя молитва - это реакция человека на прямое вмешательство Бога в его жизнь.
Упорная медитация подобна усилиям пробки опуститься на дно стакана воды.
Естественная медитация это релаксация внешнего "я" после встречи с внутренним.

* * *

- Что ты делаешь, если ученик задает тебе вопрос, к ответу на который не готов? - спросили Ходжу Насреддина.
- Толстого червяка можно склевать в два приема, - заметил мудрец.

* * *

- Что такое религиозное видение? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Сначала человек прозревает видимый мир, - ответил Ходжа.
- Затем он долго и смутно прозревает за видимым миром Бога.
- Внезапно он ясно видит Бога.
- После этого он долго смутно прозревает за Богом видимый мир.
- И, наконец, он ясно видит и то и другое вместе.

* * *

Как-то вечером Ходжа Насреддин отдыхал на скамейке в своем садике.
- Почему бы тебе не купить телевизор? - спросил его сосед.
Вместо ответа Насреддин постучал кончиком согнутого указательного пальца себе по лбу.
Сосед, и раньше подозревавший о существовании третьего глаза у знаменитого мистика, нисколько не обиделся.

* * *

Однажды Ходжу Насреддина спросили: как можно сочетать эгоизм и альтруизм?
- Очень просто, - ответил мудрец.
- Посмотрите на Землю, как она вращается вокруг своей оси и одновременно - вокруг Солнца!

* * *

Однажды сосед заглянул к Ходже Насреддину и обнаружил его в саду, пропалывающим большую клумбу с красными и белыми розами.
- Можешь ли ты, наконец, объяснить мне, что такое свобода воли? - спросил сосед.
- Очень просто, - ответил Ходжа.
- Ты видишь эту клумбу? Каждый вечер я сажаю в нее новую розу: белую, если в этот день я полагаюсь на Аллаха, и красную, если Он полагается на меня.

* * *

Однажды сосед зашел к Ходже Насреддину в весьма расстроенных чувствах.
- Я сегодня подумал, - сказал он, - зачем вообще молиться, просить Аллаха о том, о сем... неужто Он Сам не знает, что мне лучше или хуже?
- Аллах точно знает, - ответил Ходжа.
- Вопрос в том, знаешь ли это ты.

* * *

- Учитель! Не слишком ли щедро разбрасываешь ты перед нами семена Вечной Мудрости? - спросили ученики.
- Это плевелы, - успокоил их мастер.

* * *

- Как мне достичь озарения? - спросил Ходжу Насреддина сосед.
- А что ты собираешься делать сегодня? - спросил Ходжа.
- Я буду копать арык.
- Торжествуя победу своей самости над его сущностью? А ты попробуй наоборот, растворить свое "я" в "я" арыка - и даже не заметишь, как дойдешь до реки и соединишься с океаном мирового "я", - посоветовал мудрец.

* * *

- Точно ли медитация помогает достичь просветления? - спросил ученик.
Учитель ответил:
- Как ты считаешь, когда волк ближе к Богу: алчно преследуя ускользающую от него добычу или спокойно переваривая ее в своем логове?

* * *

- Ты не боишься, что ученики сделают из тебя идола? -спросил сосед Ходжу Насреддина.
Ходжа нежно погладил своего ишака и положил перед ним большую охапку травы.

* * *

- Что делать, если ко мне во время медитации приплывают посторонние мысли? - спросил ученик.
- Если мои, то ничего страшного, - ответил учитель.

* * *

- О мой мастер! - воскликнула ученица.
- Я страстно жду прихода всепоглощающей Любви, но в то же время боюсь, что она проглотит меня целиком.
- При первом же ее появлении смело бросай ей в пасть свой страх, - посоветовал учитель, и она несомненно им подавится.

* * *

- Скажи о главном, - попросили ученики.
Мастер поднял руки к небу и топнул ногой.
Ученики растерянно переглянулись и повторили его жест.
Поднимался ветер.

* * *

Пока объятия дивана кажутся тебе слаще Божественных,
в графе "вероисповедание" можешь смело писать: холост.

* * *

- Во время медитации мои мысли не плывут подобно облакам, а врываются хищными зверями и терзают меня своими когтями и клыками, - пожаловался ученик.
- Разреши крови свободно вытекать из твоего эго, - посоветовал мастер,
- и они в ней захлебнутся.

* * *

- Иногда я как будто ясно вижу Бога в окружающем мире, - пожаловался ученик,
- а иногда Он словно скрывается от меня.
- Ну, я тоже иногда ухожу спать, - утешил его мастер.

* * *

Ходжа Насреддин вычесывал репейник из хвоста своего ишака.
- Как же ты его любишь! - восхитился сосед.
- Не люблю, а приближаю к Абсолюту, - уточнил мудрец. С этими колючками он чересчур аттрибутивен.

* * *

- Тебе хорошо, о мой мастер! - воскликнула ученица. - Ты просветлен, осознан, нашел смысл своей жизни...
- А каково нам, глубоко спящим под теплым одеялом своего эго?
- Опустись на самое дно неглубокого пруда своего мировосприятия, предложил мастер,
- и пойми, не умом, а сердцем: мой смысл жизни - в вас, ваш - во мне; так кому, спрашивается, больше повезло?!

* * *

Долго гонялся лев Гордыни за свиньей Эгоизма, однако она всякий раз легко пряталась от него в чаще Глухой Апатии.
Но однажды ему удалось - таки подстеречь ее у водопоя на реке Наслаждений.
Отступать было некуда.
- Ты меня не ешь, ты меня лучше полюби, - молвила свинья, пристально глядя в глаза льву. Я нарожаю тебе отличных детей!
Не отводя от нее зачарованного взора, лев медленно вошел в реку, и, погрузившись в ее воды, обернулся громадным кабаном.
Потомство пары удивило все джунгли своими достоинствами.
- Вот что значит свежая кровь! - говорила счастливая мать.

* * *

Однажды сосед зашел к Ходже Насреддину в расстроенных чувствах.
- Мне кажется, у меня появился комплекс неполноценности, - мрачно заявил он.
- Ничего страшного: просто удав твоего Самомнения запутался в собственных петлях, - утешил его Ходжа.

* * *

Ходжу Насреддина спросили:
- Нужно ли развивать гибкость тела?
- Если одной ногой идешь по жизненному пути, а другой - по духовному, быстро сядешь в шпагат, - ответил мудрец.

* * *

- Что такое религия? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Попытка заасфальтировать Дорогу Жизни, - ответил Насреддин.

* * *

Однажды к Ходже Насреддину пришел странствующий дервиш.
- Я много слышал о тебе, - сказал он, - и хочу стать твоим учеником.
- Но сначала ты должен доказать мне, что служишь Аллаху, а не шайтану.
Насреддин вскочил задом наперед на своего ишака и сильно дернул его за хвост.
Ишак заревел, а Ходжа стал корчить страшные рожи и улюлюкать. Потом он слез с ишака и сказал потрясенному гостю:
- Вот видишь, мы вдвоем с ишаком так старательно его звали, и все понапрасну. Видно, шайтан меня здорово недолюбливает.
- Я п-передумал, - с трудом выговорил дервиш и быстро скрылся из виду.

* * *

Однажды к Ходже Насреддину пришел старый философ и сказал:
- Я всю жизнь читал Коран и другие ученые книги. Но теперь я хочу все это пережить.
Ходжа с сожалением посмотрел на него и спросил:
- Скажи, ты когда-нибудь видел крылатых гусениц?

* * *

- Речь лука - стрелы, - сказал учитель. - Речь флейты - музыка. Но что такое речь человека?
Молчание было ему ответом.

* * *

- Как отличить Божественные видения от простых галлюцинаций и прелестей шайтана? - спросил Ходжу Насреддина юный мистик.
- Протри свой третий глаз и взгляни в будущее, посоветовал мудрец.
- Если потомки тебя канонизируют и объявят пророком, значит, ты зришь Божественное;
- если начисто забудут, то это обычные глюки,
- а если в торжественной обстановке сожгут на костре, то ты в сетях у шайтана.

* * *

- Зачем Абсолют творил проявленный мир? - спросил у Ходжи Насреддина философ.
Ходжа переменился в лице.
- Замолчи, несчастный! - закричал он в ужасе. А вдруг Он сейчас явится и лично ответит тебе?!

* * *

Курица Ходжи Насреддина перестала нестись, и он попросил соседа, направлявшегося на базар, купить ему петуха.
Петуха на базаре не оказалось, и сосед, подумав, взял вместо него корзину яиц.
Увидев яйца, Ходжа с неудовольствием сказал:
- Я просил один горластый микрокосм, а не два десятка бесхвостых!

* * *

- Что есть Истина? спросили ученики Ходжу Насреддина.
- То, что не дает небу упасть на землю, - пожав плечами, ответил мудрец.

* * *

- Зачем монаху нищета? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Затем же, зачем младенцу подгузник, - ответил Ходжа.
- Когда главные правила духовной гигиены освоены, можно смело надевать штанишки и платьица.

* * *

- Ты живешь в своем доме, сказал сосед Ходже Насреддину, - ездишь на ишаке на базар, беседуешь с учениками в чайхане. Но свободен ли ты в этом?
- Свобода благоверного - в Коране, - ответил мудрец.
- Свобода ветра - в пространстве. Свобода орла - в крыльях. Свобода узника - в цепях и решетке. Разница лишь в уровне комфорта.

* * *

- Вот к тебе идут люди с вопросами, сомнениями, - сказал Насреддину скептик, - и ты им отвечаешь. Не грех ли это высокомерия?
- Боюсь, я не смогу тебе ответить, - сказал Ходжа.

* * *

К Ходже Насреддину пришел утомленный дорогой дервиш и сказал:
- О учитель! Я долго шел по пути Любви, но в нем не оказалось Истины. Тогда я стал искать Истину, и нашел ее, но не обнаружил в ней Любви!
- Ты два раза прошел по одной дороге, - молвил Ходжа, - просто смотрел в разные стороны.

* * *

- Как мне пересесть с ишака Эго на жеребца Духовности? - спросил ученик Ходжу Насреддина.
- Для этого нужно пересечь пустыню Самоотречения на верблюде Смирения, - ответил мудрец.

* * *

- Иногда мне кажется, что Аллах играет со мной в прятки, - пожаловался Ходже Насреддину ученик.
- Не в прятки, а в жмурки, объяснил ему Ходжа.

* * *

- Что делать с обидой? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Обида бывает Малая, Средняя и Большая, а также Острая и Хроническая,
- объяснил мудрец. - Все эти обиды суть разновидности болезни и требуют каждая своего лечения.
Малая Острая Обида похожа на укус слепня - ее лучше всего не заметить, подобно тому, как слон не обращает внимания на вопли обезьян.
Средняя Острая Обида может заставить человека пошатнуться; она подобна рыси, прыгающей с дерева на спину оленя.
К такой Обиде следует развернуться лицом и победить ее в открытой схватке оружием Мудрости и Самоотречения, усмиряя ее подобно тому, как всадник укрощает норовистую лошадь.
Большая Острая Обида подобна стреле, поражающей воина и на время повергающей его в беспамятство.
Такому человеку нужны помощь и сострадание, а иногда и крепкие путы, как обезумевшему от боли медведю.
Малая Хроническая Обида подобна постоянно гноящейся царапине, про которую человек может забывать, хотя она отравляет его подобно гнилой воде из болота.
У этой Обиды важно найти ее Корень, после чего она превращается в Острую, а затем исчезает.
Средняя Хроническая Обида подобна ядовитой змее, свившей себе гнездо в сердце человека и отравляющей своим ядом всю его душу.
Однако человек незаметно для себя привязывается к этой змее, тем более что она поддается дрессировке.
Ее нельзя выгнать, иначе как договорившись с ней по-хорошему и поселив на ее место основательную Добродетель.
Большая Хроническая Обида поглощает человека целиком, подобно тому, как удав заглатывает овцу и не спеша переваривает.
Единственный выход здесь - полное преображение, подобное превращению куколки в бабочку.

* * *

- Как отличить истинное чувство собственной значимости от ложного? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Представьте себе караван верблюдов, идущий по пустыне, - предложил Насреддин. Кем вы себя ощущаете?
- Первым верблюдом! - воскликнул один из учеников.
- Хвостом последнего, - сказал другой.
- Безжалостным солнцем, - молвил третий.
- Погонщиком, - проговорил четвертый.
- Барханом, - предположил пятый.
- Аллахом, сотворившим пустыню и караван, - вымолвил шестой.
- Я есть я, - заявил седьмой ученик, - и причем тут верблюды?!

* * *

Даже Абсолют перед тем как стать чем-то, долгое время был Ничем.

* * *

- Учитель! - обратился к Ходже Насреддину ученик. Я столь непоследователен, противоречив, постоянно колеблюсь между любовью и ненавистью, сомнением и верой, нежностью и непримиримостью, а порой откровенно колюч. Не трудно ли тебе со мной?
- Взгляни на этот куст чертополоха, ответил Ходжа.
- Он зелен, запылен, украшен чудесными цветами и весь в острых шипах - но служит моему ишаку превосходной пищей.

* * *

- Хорошо ли живется ученикам под твоим игом? - спросил Ходжу Насреддина скептик.
- Не хуже, чем под собственным эгом, - уверил его Насреддин.

* * *

- Я буквально разрываюсь между любовью к себе и к людям, - пожаловался Ходже Насреддину юный мистик.
- Просто ты не считаешь себя человеком, - заметил Ходжа.

* * *

- Как ты отбираешь себе учеников? - спросили Ходжу Насреддина.
- Я готовлю себя к встрече с ними, - ответил Ходжа.
- И они охотно идут на готовенькое.

* * *

- Встречал ли ты в жизни людей, чья мудрость превосходила твою? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Встречаю каждый день, - ответил Ходжа.
- Однако не всегда хватает ума это понять.
* * *

- Не боишься ли ты, что знание, которому ты учишь, может быть использовано во зло? - спросил Ходжу Насреддина скептик.
- Боюсь, мне лучше тебе не отвечать, - сказал Насреддин.

* * *

- Ты говоришь все притчами да иносказаниями, - упрекнул Ходжу Насреддина скептик.
- А почему бы не сказать прямо?
- Иди к Богу, - ответил Ходжа.

* * *

- Чем отличается ум от мудрости? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Ум подобен мечу в руках воина, - ответил Ходжа,
- а мудрость - его умению вести бой.

* * *

К Ходже Насреддину зашел сосед.
- Что-то давно тебя не было видно, - приветствовал его Ходжа.
- В глубоком уединении я проращивал в себе семена Добродетелей, - сумрачно сказал сосед.
- Взошли все засеянные, кроме Мудрости и Милосердия.
- Ты забыл удобрить почву навозом ишака Жизненного Опыта, - предположил Ходжа.

* * *

- Учитель! Я пришел к тебе! - закричал, бросаясь к Ходже Насреддину, юный мистик.
- "Я" уже пришло, ты - еще нет, - мягко поправил его Ходжа.

* * *

- Приближает ли ученость к Богу? - спросили Ходжу Насреддина.
- Кто ближе к горизонту: верблюд или ишак? - ответил Ходжа.

* * *

- Чему ты меня учишь?! - в отчаянии воскликнул ученик.
- Ничему, - спокойно ответил мастер.
- Каков вопрос - таков ответ? - подозрительно уточнил ученик.
Мастер промолчал.
Ученик разозлился.

* * *

Я так не уверен в себе, - пожаловался ученик.
- Отправь Кролика своей неуверенности в пасть удава Медитации, - посоветовал мастер.
- А он не подавится?

* * *

- Что значит быть в миру, но не от мира? - спросил сосед Ходжу Насреддина.
- Мир с его страстями, подобен злобному джинну, просидевшему в заточении не одну тысячу лет, - сказал Ходжа.
- Мудрец всегда носит его с собой: надежно запечатанным в бутылку Отрешенности.

* * *

Ходжа Насреддин сидел с учениками в чайхане; его ишак пасся рядом в кусте чертополоха.
- Объясни нам, что значит жить здесь и сейчас, - попросили ученики.
Ходжа поднялся, вскочил на ишака и ударил его пятками по бокам.
Ишак не сдвинулся с места и продолжал жевать чертополох.
Насреддин слез с ишака и стал что было сил тянуть его за узду.
Ишак уперся всеми четырьмя копытами и не сдвинулся с места, продолжая жевать чертополох.
Ходжа, утирая пот со лба, сел рядом с учениками и стал выжидательно смотреть на ишака.
Наконец ишак доел чертополох и подошел к Насреддину.
Ходжа сел на него и поехал домой.
- До свидания! - крикнул он ученикам.

* * *

- Расскажи нам о ревности, - попросили ученики Ходжу Насреддина.
- Ревность - это реакция человека на те формы Божественной любви, которые в данный момент его не устраивают, - объяснил мудрец.

* * *

Сосед зашел к Ходже Насреддину в некотором смущении.
- Мне кажется, в своих отношениях с Аллахом, я перехожу опасную грань: начинаю Ему противоречить, - сказал он.
- Это невозможно, - ответил Ходжа.
- Ты подслушал перебранку своего эго с шайтаном.

* * *

- Что является признаком истинного религиозного опыта? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Острое ощущение своей человечности, - ответил мудрец.

* * *

- Очень боюсь впасть в соблазн дуализма, - признался сосед Ходже Насреддину.
- По-настоящему един лишь не проявленный Абсолют, - успокоил его мудрец.

* * *

- Когда можно быть уверенным, что ты встал на Путь? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Когда исчезает разница между самопознанием и самовыражением, - ответил мудрец.

* * *

- Зачем нужна философия? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Повседневную жизнь можно уподобить длинной шерсти, а философию - густому подшерстку Шкуры Бытия, надежно отделяющей человека от Бога, - ответил мудрец.

* * *

- Познал ли ты самого себя? - строго спросил учитель.
- Сначала я должен познать самого тебя, - преданно ответил ученик.

* * *

- Что такое гордыня? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Месть выброшенного на помойку эго, - ответил Ходжа.

* * *

- А не является ли твое обучение манипуляторством? - спросил Ходжу Насреддина скептик.
- Я, конечно, езжу на своем ишаке, - подумав, сказал Ходжа,
- но никогда не уверяю, будто он - благородный конь.

* * *

- Не празднует ли себя в твоих учениках твое эго? - спросил Ходжу Насреддина скептик.
- Бывает, но редко, - ответил Ходжа, внимательно взглянув на собеседника.

* * *

- Обладает ли твой ишак природой Будды? - спросил Ходжу юный мистик.
- Разумеется! - воскликнул Ходжа.
- Перед тобой - племянник Абсолюта!

* * *

- Как можно бороться с ленью? - спросил ученик Ходжу Насреддина.
- Иногда помогает сила воображения, - ответил Ходжа.
- Вот, например, ты лежишь, не в силах встать с кровати. Представь, что океан мирового "я" выходит из берегов и заливает пол твоей комнаты.
К тому времени, как вода достигнет твоего носа, ты или встанешь, или захлебнешься, или просветлеешь.

* * *

- Расскажи нам про унижение, гнев и гордость, - попросили ученики Ходжу Насреддина. Ходжа сказал:
- Ящерицей Унижения оборачивается низшее "я", когда чувствует приближение высшего.
Себе на помощь она зовет индюка Гнева, который, грозно поднимая гребень, говорит: кулды - кулды.
Потом вперед выхолит павлин Гордости и веером распускает разноцветные перья хвоста Личной Значимости.
А высшее "я", терпеливо дождавшись конца этого представления, принимается за работу.

* * *

- В чем причина твоей скромности? - спросили Ходжу Насреддина.
- Верблюд моего Самомнения ни за что не встает на колени, - объяснил мудрец,
- поэтому мне не удается на него влезть.

* * *

Ходжа Насреддин пропалывал свой огород.
- Скажи, тебе не жаль преждевременно уходящих из жизни сорняков? - спросил его сосед.
- Я выбираю лишь те, чья карма подошла к концу, - объяснил мудрец.
- А карма овощей созреет ближе к сентябрю.

* * *

- С чего начинается самовоспитание? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Когда человек понимает, что скромность не бывает ложной, а величие - истинным, - ответил мудрец.

* * *

- Скажи, что такое карма? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Карма есть понятие, противоположное свободе, - объяснил мудрец.
- Например, корова обречена родиться с рогами и выменем, и в этом ее карма. При виде человека она может начать бодаться или доиться, и в этом его свобода.

* * *

- Что такое зависть? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
Ходжа сказал:
Зависть есть форма переживания человеком единства мира. Для нее характерно выведение сознания за пределы эго.
Низшая ступень зависти - "черная" - возникает, когда эго полностью отрицает недоступный, но желаемый объект.
На второй ступени находится "белая" зависть, когда эго идентифицируется с желаемым объектом.
Третья ступень развития зависти - это поклонение желаемому объекту как идолу.
И лишь немногие достигают четвертой ступени, когда зависть полностью растворяется в любви к Единому.

* * *

- Учитель! Не слишком ли много вопросов мы задаем тебе? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Какой же крокодил сочтет свою зубастость чрезмерной? - удивился Ходжа.

* * *

- Чем отличается истинный энтузиазм от ложного? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
Ходжа сказал:
- Ураган Ложного Энтузиазма ломает мачты и рвет паруса ладьи Намерения, сажая ее на рифы Неучтенных Препятствий и сбивая с курса на остров Намеченной Цели.
Истинный Энтузиазм подобен могучему стволу пальмы Устремленности, неуклонно возносящему кокосы Добродетели в небеса Богоугодных Свершений.

* * *

- В каких случаях следует просить у Аллаха зашиты? - спросили ученики Ходжу.
- Чувствуя Его приближение, - ответил мудрец.

* * *

- С чего начинается любовь к Богу? - спросил сосед Ходжу Насреддина.
- С момента, когда богопознание перестает быть богоборчеством, - ответил мудрец.

* * *

- Расскажи о скептиках, - спросили ученики Ходжу Насреддина. Ходжа сказал:
- Скептицизм бывает здоровый и непреклонный.
- Здоровый скептицизм подобен узде, которой человек укрощает жеребца своего Энтузиазма.
- Непреклонный скептицизм подобен лопате, которой человек роет яму на пути этого жеребца, не сумев с ним справиться.

* * *

- Нужна ли культура религиозному человеку? - спросил сосед Ходжу Насреддина.
- Культура есть искусство тонкостей, - ответил мудрец,
- а тончайшая тонкость - Бог.

* * *

- Не является ли самопознание разновидностью эгоцентризма? - спросил Ходжу Насреддина сосед.
- Высшее "я" признает все пути познания себя, - ответил Ходжа,
- а эго - единственный: самолюбование.

* * *

- Скажи нам, что такое авторитет, попросили ученики Ходжу Насреддина.
- Авторитет - эго суррогат, - ответил Ходжа.
- Мелкая монета для нищего, костыль для хромого, корсет для стареющей красавицы.

* * *

- Есть ли у тебя вера? - спросил Ходжу Насреддина скептик.
- А что, завидно? - отозвался великий мистик.

* * *

- Противен ли Богу атеизм? - спросили Ходжу Насреддина.
- В той мере, в какой Он дорожит Своим авторитетом, ответил Ходжа.

* * *

- Нужна ли святому честность? - спросили Ходжу Насреддина.
- Да, если он хочет правильно измерять свое расстояние до Бога, - ответил Насреддин.

* * *

- Закрыта ли дорога к Богу для человека, равнодушного к своим близким? - спросили у Ходжи Насреддина.
- Близкие - не единственный путь ко Всевышнему, - ответил мудрец,
- хотя и самый близкий.

* * *

К Ходже Насреддину зашел юный мистик.
- Отрешаясь от мирских забот, - сказал он, - я чувствую удивительную легкость - но через некоторое время мне начинает чего-то не хватать.
- Этим ты отличаешься от ангелов, - заметил Ходжа.
- А вместо крыльев Господь благословил тебя башмаками.

* * *

- Что делать, если я не чувствую Божественного присутствия? - спросил сосед Ходжу Насреддина.
- Ощути как Божественный подарок Его временное отсутствие, - предложил мудрец.

* * *

- Объясни нам, что такое философия, - попросили ученики Ходжу Насреддина.
- Философия есть искусство глубокого понимания, - ответил Ходжа.
- Взгляните, к примеру, на моего ишака:
- С точки зрения прохожих, я езжу на нем.
- Я сам, учитывая его нрав, полагаю, что в гораздо большей степени он ездит на мне.
- А с философской точки зрения мы неразличимы, как предикаты верховой езды.

* * *

- Чем Божественная забота отличается от человеческой? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Хозяйка, ухаживающая за коровой, запасает ей сено на зиму, - ответил Ходжа.
- А Бог, заботясь о той же корове, посылает ее хозяйке младенцев, чтобы нужда семьи в молоке превышала ее потребность в мясе.

* * *

- Почему Законы Бытия так глубоко спрятаны от людей? - спросил Ходжу Насреддина философ.
- Пока ты барахтаешься в Море Жизни на волнах Обыденного Смысла, ветер Мирских Соблазнов плещет тебе в глаза пеной Заблуждения с гребней Личного Эгоизма, так что разглядеть Дно Существования нелегко, - объяснил Насреддин.

* * *

К Ходже Насреддину пришел юный мистик.
- Иногда мне кажется, что в мире нет ничего, кроме Божественной любви, - сказал он,
- а иногда она куда-то девается. Какому же чувству верить?
- Если ты веришь Божественному опьянению, - заметил Ходжа,
- почему такое недоверие к Его похмелью?

* * *

- Путь, который я избираю, никогда меня не устраивает, - пожаловался Ходже Насреддину ученик.
- Сделав по нему два шага, я тут же ощущаю его неистинность.
- Ящерица твоего Сомнения слишком уютно устроилась в Болоте Раздумий, - сказал Ходжа.
- Забросай ее кокосами Личной Значимости с пальмы твоей Гордыни.

* * *

- Каким путем лучше идти: Справедливости или Милосердия? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
Ходжа сказал:
- В горней Обители Великих Архетипов есть оазис Божественного Присутствия;
там влага ручья Милосердия питает корни дерева Справедливости, заботливо укрывающего своей пышной листвой его прозрачные струи от палящего солнца Реальной Действительности.

* * *

- По какому признаку можно отличить мудреца? - спросил ученик.
- Он не обидится, услышав этот вопрос, - ответил учитель.

* * *

- Что делать с постоянно разъедающими душу сомнениями? - спросил ученик Ходжу Насреддина.
Ходжа сказал:
- Попроси макаку Профанации вооружиться топором Здравого Смысла и срубить под корень пальму твоей Гордыни.
Окончательного успеха она не добьется, но основательно пропотеет и отчасти очеловечится.

* * *

Ученик: Обладает ли собака природой Будды?
Учитель: Обладаешь ли ты, собака, природой Будды?!

* * *

- Про одного человека говорят, что он пустой фантазер, про другого - что у него могучее воображение. В чем же разница? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Представьте усталого путешественника, медленно бредущего по жаркой пустыне без капли воды, предложил Ходжа.
Ученики представили.
- А теперь подумайте, о чем он мечтает.
Ученики подумали.
- Так вот, - объяснил Ходжа,
- ваш путешественник воображаемый, а его мечты - фантастические.

* * *

- Нужны ли религиозному человеку долг и совесть? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Совесть есть песок, которым человек посыпает весьма скользкие ступени Лестницы Богопознания, - ответил мудрец,
- а долг - перила этой Лестницы.

* * *

- У кого следует учиться скромности? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- У Бога, сотворившего этот мир, - ответил мудрец.
- Он до такой степени не настаивает на авторстве, что даже атеистам оставляет пищу для их заблуждения.

* * *

- Расскажи нам о гневе, - попросили ученики Ходжу Насреддина.
- Гнев - это избыток, - сказал Ходжа.
- Гнев солнца - засуха, гнев ветра - ураган, гнев тигра - раздирание в клочья, гнев ученика - вопросы, гнев учителя - мудрость.

* * *

- Скажи нам, с чего следует начинать самопознание? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Покормите моего ишака, - предложил мудрец.

* * *

Ходжу Насреддина спросили, в чем разница между философами и учеными.
Ходжа ответил:
- В отношении к истине. Философы за ней охотятся, ученые - питаются.

* * *

Ходжу Насреддина спросили:
- Как отличить истинного пророка от ложного?
- Истинный пророк обращен лицом к Богу и спиной к людям, - ответил Ходжа,
- а ложный - наоборот.

* * *

- Учитель! Как мне припасть к источнику Чистой Духовности? - спросил Ходжу Насреддина юный мистик.
- Разрубив на себе лианы Привязанностей, выходи дорогой Медитации из джунглей Мирских Страстей, - предложил Ходжа.
- Пройди ущелье Гордого Одиночества и перевал Богоборчества;
- искупайся в озере Личной Скромности и пересеки пустыню Аскетизма, не доверившись миражам Исполняемых Желаний.
- Проплыви по реке Творчества, от ее истоков на леднике Бесстрастия, до устья в океане Нирваны,
- избежав клыков бегемота Тупого Усердия и не потеряв головы на водопаде Личных Успехов.
- Раз в год к этому океану прилетает орел Богопознания, который на своей спине и отнесет тебя к желаемой цели.

* * *

- Чем бесстрастие отличается от бесчувствия? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Ледник Бесстрастия находится высоко в горах Хребта Самоотречения, - объяснил мудрец.
- Путь к нему лежит через озеро Личной Скромности, лежащее на плато Эмоционального равновесия.
- А варан Бесчувствия водится в зыбучих песках Личной Жалости знойной пустыни Тотального Эгоизма.

* * *

- Как отличить Божественную любовь от любви шайтана? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Очень просто, - ответил мудрец.
- Шайтан любит человека прямо, и это называется страсть, а Бог - косвенно, и это называется благодать.

* * *

- Когда можно сказать, что у человека пробуждается религиозное чувство? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Когда его верблюду Внутреннего Долга наскучивает пастись у водопада Личных Успехов в роще Обретенных Добродетелей, - объяснил мудрец,
- и человек готов пересечь пустыню Аскетизма и взойти на хребет Самоотречения, в снежных вершинах которого вьет гнездо орел Богопознания.

* * *

- Что является главным препятствием для расширения сознания? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Иллюзия, что оно похоже на устрицу, - ответил мудрец.
- В действительности сознание подобно океану, на поверхности которого мельтешат разноцветные рыбешки Повседневных Мыслей, а в глубине медленно и величаво проплывают гигантские киты Научных Теорий и осьминоги Философских Концепций.
_________________________________________
http://skazki.pisem.net/Nasr_Eddin/Nasr_Eddin1.htm
Tags: байка, джинн, зависть, лестница, мудрота, насреддин, осёл, роза, святость, суфизм, фаллосопея, шут, шутка
Subscribe

Posts from This Journal “насреддин” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

Posts from This Journal “насреддин” Tag