Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

Бухарский мухтасиб в начале XX века

В исламском мире должность мухтасиба ["хисба" или "ихтисаб"] не являлась прочным установлением с обязательными для всех мусульманских государств функциями.
Самое значение арабского глагола "хасаба" [считать], от которого происходят термины "хисба" и "мухтасиб" показывает, что первоначально деятельность мухтасиба ограничивалась наблюдением за тем, что связано со счетом, т. е. за мерами и весами. Постепенно сфера действия мухтасиба расширилась. Мусульманские богословы-законоведы для узаконения функций мухтасиба привлекли коран, в котором говорится, что верующие велят [друг другу] делать добрые дела и удерживаться от запрещенного. Мухтасиб стал одновременно:
- рыночным полицмейстером,
- инспектором нравов и
- судьею в тех случаях, когда нарушение закона не вызывало никакого сомнения.

Историк и философ XIV в. ибн-Халдун в своей "Книге примеров..." так описывает обязанности мухтасиба:
"Хисба есть религиозная должность по части приказания доброго дела и удержания от запрещенного. Она является долгом занимающегося делами мусульман: для этого он назначает, кого считает достойным, и на того ложится [эта] обязанность. Он берет для этого помощников и рассматривает запретные дела, объявляет выговоры и наказывает соответственно размерам их. Он побуждает людей к соблюдению общественного блага, например:
- не допуская тесноту на дорогах,
- запрещая грузчикам и корабельщикам перегружать суда,
- приказывая владельцам грозящих падением домов снести их и предотвратить ущерб, который будет причинен прохожим;
- запрещая деятельность учителей в начальных школах и других, когда они излишествуют в битье учащихся детей.
Его власть не ограничивается тяжбой или призывом на помощь, но ему принадлежит рассмотрение и приговор по всему тому, что по этой части доходит до его сведения и заявляется ему. Он не имеет права решения по всем жалобам, но лишь по тем, которые касаются обмана и подлогов в съестных припасах и прочем, а также в мерах и весах. На нем лежит также принуждение к расчету затягивающих отдачу долга и тому подобное, где нет выслушивания свидетельских показаний и исполнения решения, как будто это приговоры, которых судьи сторонятся вследствие их простоты и легкости их предмета, и вот они направляются к исправляющему эту должность, чтобы он занимался ими. Поэтому положение хисбы таково, что она является служанкою должности судьи. Во многих исламских государствах, например, при Убейдитах в Египте и Магрибе и при Омейядах в Андалузии, она входила в полное ведение казия и он назначал на нее по своему выбору. Потом, когда отделился пост султана от халифата и рассмотрение его распространилось на дела управления, [должность мухтасиба] вошла в ведение государя и обособилась в управлении".

Время ибн-Халдуна было периодом наибольшего расширения прав и обязанностей мухтасиба; затем поле деятельности его начинает понемногу сужаться. В XIX в., в какой-то мере в связи с европеизацией правительственных учреждений некоторых мусульманских стран многие функции хисбы отпадают совершенно. Редким исключением была Бухара, где институт ихтисаба сохранился в своей средневековой форме до 1920 г.
_________________________________
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XX/1900-1920/Emir_Alim/text_05_1917.htm
Tags: закон, ислам
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments