Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Category:

Усейнов Т.Б., "Роль Джеляледдина Руми и Юнуса Эмре в развитии ашыкской поэзии Турции и Крыма"

«Я умер как пассивная материя и стал растением. Я умер также и как растение и стал животным. Я умер как животное и стал человеком. Почему я должен бояться утраты своих «человеческих» качеств? Я умру как человек, чтобы воскреснуть ангелом»
-- Руми, "Маснави", книга 3, рассказ XVII


Творчество народных поэтов-сказителей является традиционным для всех тюркоязычных народов. На протяжении многих столетий ашыкская поэзия оставалась основой, фундаментом народной литературы тюркоязычных народов, в том числе и крымских татар.
Она существовала ещё в дописьменный период в истории литературы данных народов. Произведения ашыков передавались из поколения в поколение из уст в уста. При этом очередной пересказчик оставлял за собой право вносить изменения в содержание, а иногда и в форму предшествующего варианта произведения. Данная традиция передачи народных произведений существует и по сей день.
В большинстве своём выходцы из простого народа, ашыки творили произведения, близкие по духу народным массам. В творчестве поэтов-исполнителей нашли отражение народные эпические сказания, называемые «дестан», а также религиозно-героические стихи. Справедливости ради необходимо отметить, что, несмотря на религиозность народных авторов, само название «ашык» определяет основную тематику произведений поэтов – лирическую.

В средние века звания «ашык» удостаивался человек, освоивший не только мастерство стихосложения, но и искусство игры на музыкальном инструменте. Музыкальный аккомпанемент состоял из множества тем и вариаций, порой сложных для профессионального музыканта. По этой причине в народе и по сей день поэтов-певцов называют «саз шаирлери», т.е. играющий на сазе поэт.
Прежде всего, необходимо упомянуть связь между османской и крымскотатарской ашыкской поэзией. Общее культурное поле в Причерноморско-тюркском регионе обусловливается общими тенденциями в развитии творчества поэтов-певцов обоих народов.
Ашыкская поэзия существует на стыке устного народного творчества и классической поэзии. Творения ашыков можно причислить, в зависимости от языка, смысловой нагрузки и стиля написания, к стихотворным произведениям:
- народной литературы
- дворцовой и
- суфийской.
На сегодняшний день учёными определены 4 группы ашыков в зависимости от:
- основного места проживания (учитывая постоянные скитания поэтов),
- рода деятельности и
- специфики поэтической деятельности
1. суфийские ашыки
2. городские ашыки
3. сельские ашыки и
4. ашыки кочевых племён.

Обратимся к вопросу о становлении и развитии философских и литературных традиций в рамках ашыкской поэзии Османской империии Крымского ханства.
____________________________________________
Одним из классиков поэзии Востока, внёсших вклад в развитие османской и крымскотатарской литературных традиций ашыкской поэзии, является Джеляледдин Руми (1207-1273).
Родился поэт в Балхе, «в семье учёного-богослова. С 1212 жил в Нишапуре, Багдаде, Дамаске, Алеппо, где учился в медресе и получил хорошее образование» [3, с.363].
В XIII веке Средняя Азия и Иран были захвачены войсками Чингисхана. Многие «светлые умы» были вынуждены оставить родные края и бежать от преследования иноземцев.
Не исключением стала и семья Руми. Отец Джеляледдина перевёз семью в 1220 году, к началу монгольского нашествия, в Малую Азию, точнее в Конийский султанат. «Здесь сложился Джалаледдин как поэт, и здесь он основал суфийское братство, прославившись как «Моулана» («наш учитель») и «Моуляви» («учёный муж»)» [2, с.15].
Мистика Джеляледдина Руми – это продолжение многовековых арабских и иранских суфийских традиций. По этому поводу необходимо упомянуть о некоторых особенностях философских произведений Руми.
«Мистика и рационализм придавали философскую глубину поэзии [Ирана-У.Т.] XIII-XIV веков, двум её направлениям: философско-дидактическому, апеллировавшему преимущественно к рассудку, и философско-лирическому, обратившемуся к чувству. Первое направление преобладало у Саади, второе у Джалаледдина Руми, однако в их разножанровом творчестве уживались и переплетались оба эти направления» [2, с.14].
Суфийское учение Руми, а также суфийская община последователей его теории «мевлеви» оказывают огромное влияние на творчество поэтов религиозной и дворцовой османской, а впоследствии и крымскотатарской литератур.
Отметим и то, что гуманистическая позиция Руми наиболее ярко изложена в лирических и дидактических стихотворных произведениях поэта. Завораживающее своей глубиной гуманистическое содержимое творчества Руми, идея о любви, братстве, взаимопомощи, взаимоуважении людей вне зависимости от их происхождения, доступность в языковом плане, совершенство поэтических форм – вот, что делает Руми классиком этого времени.
Не оставляют без внимания творчество поэта-классика и представители ашыкской поэзии, прежде всего религиозно-суфийские, городские и янычарские народные поэты. Более того, в становлении группы ашыков, называемой религиозно-суфийской, влияние идей, проповедуемых Руми, очень велико. Как правило, ашыки данной группы являлись последователями той или иной суфийской общины, и в том числе «мевлеви».

___________________________________________
В словосочетании «ашыкская поэзия» основную семантическую нагрузку несёт лексема «ашык». Вопрос о том, кто применил первым в устной традиции это самоназвание, остаётся открытым, однако то, что впервые в письменной литературе «влюблённым» назвался турецкий поэт-суфий Юнус Эмре (конец XIII века-1320-21 гг.), ни для кого не составляет секрета. Ашык Юнус «Бродил по Причерноморью, распространяя учение суфизма в стихах, которые распевал вместе со своими слушателями» [5, с. 406].

Следующие слова представляют точку зрения по данному вопросу Х. Короглы: «Нам точно известно лишь то, что Юнус Эмре, первый выдающийся поэт, писавший свои стихи на турецком языке в XIII-XIV веках, поэт-суфий, последователь великого Джалаледдина Руми, называл себя «ашык Юнус. В устах его это звучало, как «влюблённый Юнус», и с него, ашыка Юнуса Эмре, берёт начало история турецкой поэзии – и классической, и народной, хотя были и до Юнуса поэты. Были и до него поэты-озаны» [4, с.6].
С фактом того, что Юнус Эмре стал первым народным поэтом, назвавшим себя «ашык», трудно не согласиться. Однако утверждение о том, что турецкая народная поэзия берёт начало также от ашыка Юнуса можно оспорить, тем более, что сам исследователь оговаривается и упоминает о певцах-озанах. Напомним, что творчество ашыков уходит глубокими корнями в историю литературы тюркоязычных народов. Искусство же озанов было широко распространено ещё в X-XI вв. [1, с.473].

Огромный вклад в развитие ашыкской поэзии, который внёс Юнус Эмре, заключается в том, что он своим творчеством вознёс данную поэзию до уровня классической. Странствуя по бескрайним просторам Малой Азии, Ирана, Кавказа, он писал стихотворные произведения, близкие любому представителю того общества.

Суфийские ашыки по праву могут считать Юнуса Эмре одним из непревзойдённых авторитетов своего направления в ашыкской поэзии. Религиозные произведения в творчестве народного поэта несут ярко выраженную связь с суфийскими взглядами Джеляледдина Руми. «Свои стихи он [Юнус Эмре - У.Т.] называл «иляхи», то есть словом, обращённым к Богу или во имя его... он исповедовал идеи мистического пантеизма, наиболее популярного на мусульманском Востоке направления суфизма, пришедшего с Арабского Востока и получившего распространение в Турции» [4, с.9].
Возвышенная любовь во имя Аллаха милостивого и милосердного, любовь к прекрасной красавице, возможно не всегда благодушно расположенной к нему, уважение и любовь к ближнему своему, будь то знакомый или незнакомец - вот тематика, отобранная ашыкской поэзией, как основная и которой следует Юнус Эмре.
Ашык Юнус стал великим ашыком всех времён в истории литературы тюркоязычных народов Азербайджана и Причерноморского региона. Он ещё более популяризировал искусство поэтов-исполнителей, привнёс новые приёмы и системы образов в произведения данного жанра.
В короткий срок появилось великое множество последователей-учеников великого ашыка в Османской империи и в Крымском ханстве. «Последователями Юнуса Эмре стали не только его ученики – бедные странствующие ашыки, но и поэты знатного происхождения... многиепоэты-классики, жившие после Юнуса Эмре, создавали свои произведения, подражая его стихам и проповедуя его идеи» [4, с.7].

Из вышесказанного отметим
, что неоценимый вклад в развитие и становление османской, и в том числе крымскотатарской, ашыкской поэзии, внесли представители восточной философской и литературной традиции Джеляледдин Руми и Юнус Эмре.
Именно от этих классиков ведётся отсчёт времени средневековой письменной поэзии ашыков тюркоязычных народов Причерноморского региона.

Литература

Ашуг // БСЭ. - 3-е изд. - М., 1970. - Т.2. - С. 473.
Ирано-таджикская поэзия // Библиотека всемирной литературы /Вступит.ст., сост. и примеч. И.Брагинского. - М.: Худож.литература, 1974. - 622 с.
Руми // БСЭ. - 3-е изд. - М., 1975. - Т.22. - С.363.
Турецкая ашыкская поэзия. Пер. с тур. / Сост., предисл., коммент. Х. Короглы. - М.: Худож.литература, 1983. - 192 с.
Юнус Эмре // БСЭ. -3-е изд. - М., 1978. - Т.30. - С.406.
__________________________________
Автор: УСЕИНОВ Тимур Бекирович, доцент кафедры крымскотатарской и восточных литератур Таврического национального университета, кандидат филологических наук
"Роль Джеляледдина Руми и Юнуса Эмре в развитии ашыкской поэзии Османской империи и Крымского ханства"
http://turkolog.narod.ru/info/I182.htm
Tags: rumi, крым, поэзия, руми, татары, турция
Subscribe

Posts from This Journal “руми” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments