-- Паскаль "Размышления"
При поверхностном взгляде ЖАДНАЯ ЧУВСТВЕННОСТЬ выглядит противопоставлением Развлечению... В действительности же природа этого более тонка.
Вне и выше нашей склонности к играм с Сумерками Вещей, Сверхъестественным, Скорбью и даже Трауром, мы уполномочены заявить, что идеей Смерти напрямую никто не занимался.
Получается, ЖАДНАЯ ЧУВСТВЕННОСТЬ все же находится в собственности Развлечения.
Но чем больше мы стоим на краю Смерти, всю дорогу держась к ней близко, тем более она становится похожа на бездушный портрет, набросанный с проходящего мимо оригинала. Как будто зачервивела форма, отвергнутая, избегнутая, изнгнанная... Посмертная Маска.
"Парадоксально - настоящая принадлежность Развлечения лежит по направлению к категориям Смерти, черпая оттуда свои техники, процессы, свой феномен"
-- Мишель Гиомар, "Принципы Эстетики Смерти", (1967)
Можно и так представить разные категории Развлечения, как существуют разные категории искусства Смерти.
Между чистым Развлечением, прячущемся в бесполезном и эфемерном, и тем, которое считается макабрическим, - легион нюансов.
То что сближает их как-то - это их неспособность к собственному полету. Если бытие сознательное обладает способностью забыть, подсознательная часть, в свою очередь, не имеет такой уступки.. Следовательно, оно заботится о неизбежном возвращении нас в реальность. Значит, в каждом Развлечении существует на подсознательных уровнях бесполезный зародыш идеи о Смерти.
Спор между Развлечением и искусством Смерти несуществен и пуст.
Здесь сохраняет свое значение лишь стилистическая проблема. Аргумент обладателей искусства Смерти воинственен: они думают что Смысл это лучшая опора. Пока что факты показывают что они неправы: они только способствуют усилению защиты тех кто отказывается видеть. Если бы они отражали свой собственный опыт, они бы увидели, что сами они достигли ясности благодаря "тонкому" действию Развлечения.
У достигшего этого этапа размышления возвращение к Развлечению может быть осознанным. Он использует это чтобы замаскировать реальную позицию, таким путем что Смысл больше не сможет ее распознать. Влияние этого, если оно там может быть, пойдет по непроизвольному, неосознанному пути.
____________________________________
Пер. на английский Малкольм Дафф, Пер. на русский Таня Елькова
http://magic-brain.livejournal.com/111703.html