Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

Искусство перетягивания одеяла на себя: Руми и еврейский комментарий :)

Притча Руми о помойной мухе рассказывает о путешествию по морю закона.
Однажды муха стала вдруг хмельна,
Хотя она и не пила вина.

Вельзевул - повелитель мух, то есть князь воздушного собрания из отдельных малых частей. Это и есть закон со всеми своими разделами, которые пребывают не на земле, а наверху. Рано или поздно они обрушиваются на человека: каждый пункт кусает его как некоторая болезненное уточнение, уязвляющая идея, этап битвы с небом.
Итак, в тот час она, не зная горя,
Как кормчий и моряк, плыла по морю.

Кормчим закона являются Моисей или Ной, которые отчасти сливаются с Вельзевулом.

Они транспортируют ковчег завета со всем содержимым через пустыню (океан).
Хоть это море сотворил в саду
Осел, что справил малую нужду.

Бог во время исследования закона (осел - его символ) проходит через первую стадию Библии - иудаизм. Сад - Эдем, где созерцает Адам, происходит акт творения, так что образуется море знания. Далее в этом море плавает Моисей, исследующий законы, - они уже нужны людям для земной жизни
.
Иной, толкующий ученье сухо,
Не более мудрец, чем кормчий - муха.

Толкующий учение сухо - не приносящий пользы, а лишь перечисляющий все параграфы и правила дорожного движения по мертвой пустыне, хоть как ведущие в губительном направлении.
И речь его, что сходит с языка,
Зловонна более, чем глубока.

Сам закон, данный в приказном порядке, с карами, но без всякой светлой перспективы, преследует непонятную цель и не нужен для жизни, хотя и общепризнан. Обещанное законом высшее благо для всех и на все века не состоялось. В конце концов закон выполняется иудеями только для того, чтобы от тебя отступились и не наказывали, а не для получения хорошего.
...
Ищущий выполняет все виды работы, окаянный не различает добра и зла, пьяница вдохновляется вином - ему и море по колено. Корабль отправляется из Эдема на землю, в путешествие по четырем рекам.
_________________________________________
Известная притча, которую мы излагаем по Руми, рассказывает, как на судне встречаются ученый-грамматик и моряк.
"Учил ли ты, с кем я отправлюсь в путь,
Закон грамматики когда-нибудь?"
Ответил кормчий: "Не читал я книг
И тайн твоей науки не постиг!"
Сказал ученый: "Да, ты знаешь мало,
Считай - полжизни у тебя пропало".

Осуществляя мировое странствие по океану бытия, на ковчеге вместе плывут Моисей, грамматист-законовед, и кормчий, непосредственно управляющий судном. Разговор между ними идет о теории и практике, законе и благодати. Полжизни - закон, первый этап пути. Христос не хочет знать и отказывается от закона, хотя носит его в себе и сочетает с благодатью. Далее наступает буря и водоворот - апокалипсис. В море жизни решается судьба этих двух принципов.
Сказал моряк: "Посудине конец,
Учился ли ты плавать, о мудрец?"
"Нет, мне занятье это не пристало!" -
"Считай, мудрец, вся жизнь твоя пропала!"

Учиться плавать значит воплощать закон в практической жизни, нести пользу для других. Закон владеет только мертвыми формами и перебирает остатки их мудрости, среди людей он нежизнеспособен. Буква убивает, дух животворит. Бог живой оказывается важнее, чем мертвый Закон.
Порой, когда бушует все вокруг,
Готовность смерть принять - нужней наук.

Пуститься вплавь означает также принять смерть заживо и победить ее, войти в промежуточное состояние "бардо".
Пучина тянет всех живых на дно,
Плыть по волнам лишь мертвым суждено.

Все "живые" идут на дно; выплывет и спасется лишь тот, кто прошел через смерть при жизни, заранее овладев ей. Такое путешествие (темная ночь души) - необходимый этап на духовном пути каждого человека, пересекающего океан бытия.
__________________________________________
Наше духовное путешествие сопровождают процессы сужения и расширения (из поэмы Руми).
Бог сжимает евреев как кулак, дыхание Бога.
Наблюдай за свойствами расширения и сжатия
в пальцах твоей ладони:
после сжатия кулака наверняка происходит разжатие.
Если бы пальцы всегда были сжаты или всегда разжаты,
их владелец стал бы увечным.
Твое продвижение направляется этими двумя свойствами,
они необходимы тебе как два крыла птице.

___________________________________________
Притча Руми говорит о том, как в одном краю народ не мог остановить пожара.
Символически пожар внутри народа - проведение иудеев через огнь поедающий в пустыне, осуществление жертвоприношения. Его творит пророк Илия, который мечет молнии с неба.
Огонь пылал, в своем остервененье
Он каменные пожирал строенья.

Каменные строения - скрижали, которые иудеи принимают от Бога, а затем тащат за собой, пытаясь строить на законе собственную жизнь. Однако закон не спасает от пожара, он продолжается
.
И ввысь и вглубь огонь свой жар простер -
До птичьих гнезд и до звериных нор.

От огня не спрятаться нигде. Он проникает всюду, куда бы ни обращалась мысль, - и в небесный мир богов и ангелов-птиц со всеми иерархиями, и в подземный мир предков и князя мира сего. Вода (прана - активное начало жизни) в испуге отступает перед огнем, евреи напрасно применяют также струи уксуса из бурдюков - магические и спиритические техники, чуть ли не проклинают Бога. Наконец они обращаются с мольбой к Владыке.
Властитель отвечал: "Огонь силен,
Поскольку вашей скупостью рожден."

Богу нужна щедрость. Как говорит ислам, Аллах расходует правой и левой рукой, не зная преград. Он призывает верующих к тому, чтобы они широко отдавали все свое, а не копили для себя. Это и будет истинным жертвоприношением, свободной и радостной жизнью, концом войны с Всевышним.
Откройте двери, дайте бедным хлеба,
И вас услышит, вам поможет небо!

Бедные здесь - звери и птицы, боги и ангелы, слуги Бога, множественность Его проявлений
. Дать хлеб - перестать строить из себя святош, получить радостное переживание - для всех органов чувств, которые суть органы единого человека, Адама, Пуруши. Тот, кто уничтожает эти проявления жизни, борется с единым Богом, который существует только через них.
Сказали горожане: "Мы давали
Свой хлеб, мы двери в домы раскрывали!"

Иудеи находятся в недоумении
- почему был сожжен и уничтожен второй Храм? Они и вправду исполняли заповеди, пытались организовать свою жизнь, заботиться о пришельце, сироте и вдове. Однако все это делалось это без Бога, без высшего начала - они не давали ему пищи в необходимой форме. Именно поэтому началось огненное жертвоприношение.
"Вы хлеб давали, - отвечал халиф, -
Своей гордыни в сердце не смирив.
Давали вы несчастным хлеб и воду -
Не им, а гордости своей в угоду!"

Ошибка евреев в том, что они пытаются делать все на своих условиях
. Бог примет лишь ту молитву, в которой есть щедрость и отречение. Тогда есть истинное даяние (в буддизме - дана-парамита) - высшее сокровище, которое бесконечно; его плод не исчезнет никогда. Наоборот, эгоистическое стяжание во имя собственного я фатально уничтожает альтруизм.
_________________________________________________
Притча Руми о хозяине дома и его жене рассказывает о наших обычных героях: Аврааме, Сарре и их сыне Иисусе. В их милосердном доме согласно закону Торы принимаются все.
Однажды бедный путник приходит в гостеприимный дом.
Был некий путник поздний в некий вечер
Теплом и лаской в неком доме встречен.

Христос на своем пути постоянно общается с супружеской парой - владыками евреев
, например, с Понтием Пилатом и его женой. Римский прокуратор Пилат - представитель империи, символически небесной иерархии.
В ту ночь гроза металась над селеньем,
Грозя, казалось, светопреставленьем.

Когда наступает Судный день, в этот мир приходит посланник-Христос, спускающийся с небес в преисподнюю - царство Авраама, князя мира сего. В доме было всего две кровати, и по ошибке путник попал в постель к жене.
Считая, будто с нею муж в кровати,
Жена ему шепнула: "Вот проклятье,
Дождь все размыл, и не видать дорог,
И гость на нас повиснет, как налог,
Который не платить нельзя никак,
И все ж не может заплатить бедняк".

Дождь - проклятие и наказание Бога, потоп сверху. Небесный гость, взявший на себя грехи всего мира, становится обвинителем и палачом для тех, кто не исповедует его верно, - им от груза совести уже не отделаться. Неисполненный закон становится преступлением, потому что это воля Бога. Бедняком здесь предстает щедрый Авраам, привечающий всякого путника. Оскорбленный Иисус решает уйти из дома прочь.
Ужели путник, чтоб в свой край идти,
Познать злословье должен на пути?

Христос не может найти приют и задержаться в этом мире, где остается вся его семья.
Несмотря на нежелание Пилата предать Христа на казнь, его подвергают мучениям и распинают на кресте.
От грязи огражденный, словно рай,
Шагал он посуху в свой отчий край.

Бесплотный дух Христа возносится на небо, и он проходит по воде и воздуху как посуху - чтобы затем снова оказаться в мире.
_________________________________
Ирхин Валентин Юрьевич, "Горящая река"
http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/potop.shtml
Tags: иисус, кунсткамера, руми, цыанизьм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments