Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

О.Ф. Акимушкин, "О составлении диванов"

... сборники стихотворных произведений самых различных форм и альбомы, которые в персоязычной литературе обычно называются джунг, сафина, байаз, маджмуа.
В настоящее время мы не можем сказать, в какую седую древность уходит своими корнями традиция их составления и собирания, однако один из ранних известных нам подобных джунгов, "Мунис ал-ахрар фи дакаик ал-ашар", собранный в 741/1341 г. Мухаммадом б. Бадр ад-Дином ал-Джаджарми и ставший доступным специалистам в 20-х годах XX в., сразу же привлек к себе внимание многих исследователей персидской литературы. Вместе с тем сложная и детально разработанная композиционная архитектоника "Манис ал-ахрар" дает нам все основания предположить, что его автор-составитель был хорошо знаком с предшествовавшей ему традицией составления джунгов, и несомненно его труд следует рассматривать как продолжение этой уже сложившейся традиции.
Составление сборников становится заметным явлением с конца XIV в. в литературной жизни Ирана (особенно Западного и Южного), а со второй половины — конца XVII в. широко распространенный обычай и «мода» приобретают черты определенной закономерности.

Думается, что не последнюю роль в столь возросшем интересе к сборникам со стороны любителей словесности сыграла возможность помещать в них как стихотворные, так и прозаические произведения малых форм или их фрагменты (короткие маснави, образцы композиций орнаментированной прозы, строфические формы, небольшие развлекательные рассказы, анекдоты, эссе и т.п.), которые, как правило, фиксировались только в подобных рукописях и не имели хождения в отдельных списках, если не входили в состав Дивана или Куллийата или не являлись частью более крупного произведения того или иного автора. В данном случае мы сталкиваемся с основным достоинством сборника — достоинством чрезвычайно важным с точки зрения истории литературы.

Известно, что все персидские поэты, имевшие полные Диваны, т.е. собрания своих стихов, расположенных в строгой последовательности жанров и алфавитном порядке рифм в каждом из них, оформили такие собрания значительное время спустя после того, как выступили со своими первыми опытами; причем некоторые из них, как, например, Абд ар-Рахман Джами (1414—1492) в случае с «ранним» Диваном (1463 г.), пересмотрели ранее написанное, внесли в него изменения или не сочли возможным включить эти стихи в состав нового Дивана.

Диваны же других поэтов до нас просто не дошли, хотя имеются сведения, что они таковые имели, как в случае с Низами Ганджави (ум. в 1209 г.). Наконец, третьи не успели при жизни составить личный Диван, и эту задачу выполнили за них почитатели их таланта либо их друзья, как это произошло, с Диваном Хафиза Ширази (ум. в 1389 г.).
___________________________________
из Предисловия к "Описанию таджикских и персидских рукописей Института востоковедения РАН", Вып. 10, "Поэтические сборники, альбомы", М., Наука, 1993
http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_publications&Itemid=75&pub=10
Tags: диван, иран, литерадуроведение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments