Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Category:

Василий I Учёный - великий князь московский


Остаётся ответить на важный для нас вопрос: сыном кого был ставленник Тохтамыша - Василий Московский?
Почитаем ещё Б.Ю.:
«По замечанию Юсуфа аль-Булгари, «Васыл Галим» («Василий Ученый», Василий I, великий князь московский) был любимцем самого грозного булгарского султана Тохтамыша, часто бывал в столичном Сарае (Сарай аль-Джадид, Сарай Беркэ) и поражал хана и его окружение глубиной знания тюрко-булгарского языка и любимой падишахом булгарской литературы. Говорят, именно сам Тохтамыш дал ему почетное прозвище «Галим» (ученый).

Однажды, Васыл даже победил в состязании булгарских сказителей самого Идягая (Идегей, фаворит нескольких булгарских султанов конца XIV – начала XV вв.), и тот, самолюбивый до чванливости, затаил на него обиду… Васыл Галим с детства любил книги и сам написал дастан о Мамаевой войне (вероятно, это были основы «Сказания о Мамаевом побоище» — Ю.Б. и Ф.Н.), подражая стилю бека Сабана Халджи (автора «Задонщины» — Ю.Б. и Ф.Н.). Он также начал писать правдивую русскую летопись (свод 1389 г.)».

Василий родился в 1371 году, то есть, по крайней мере, с 9 лет он мог воспитываться и обучаться в духе Ислама при дворе Тохтамыша. Этим могли объясняться его перечисленные способности.
После сказанного неудивительно, что Тимур в 1395 году не стал разорять Москву, – город правоверных, – после погрома 1380 (82) года его население было полностью заменено. Если предположить, что вместе с Василием у Тохтамыша находилась и его мать (жена убитого царя Дмитрия-Тюляя стала женой хана), то формально он был сыном Тохтамыша.
Ребёнку внушили «правильные» взгляды:
- Мамай был плохой, хотел напасть на Москву, но
- был разбит и уничтожен добрым дядей Тохтой,
- а отец твой, Васыл, - Дмитрий, погиб в бою…

Вряд ли 18-летний человек мог по своему усмотрению «начать писать правдивую русскую летопись». Победители исправили русскую историю 13–14 веков: из неё убрали неудобные упоминания об основателе свергнутой ханской династии – русском князе Ярославе Всеволодовиче, – разделив его фигуру (и всех остальных его потомков) надвое:
- доброго князя Ярослава и
- плохого хана Батыя.

Василий, таким образом, уже не был законным наследником трона улуса Джучи, а всего лишь одним из вассалов Сарайского царя. Кое-что от правды (в рамках булгарских летописей) после этого ещё оставалось.
Эта полуправда (галиматья!) в описании Куликовой битвы перекочевала в наши летописи и «Сказание», наполнив их противоречиями и неясностями.
При последующих подчистках история была окончательно упрощена и выправлена. Династия ханов из рода Бату прекратила существование, став династией Московских князей. Но какая-то память о прошлом у москвичей и русских вообще продолжала сохраняться. Эта смутная идея главенства Москвы оказала влияние на её возвышение в 15–16 веках.

"А вот Иджим-Тюряй и сын Галима - Васыл-Урга («Знамя», прозвище Василия II) не любили ни писать, ни читать. При московских улубиях (великих князьях) Алаше («Мерин», так булгары называли Ивана III) и Ашаке-Васыле («Мерзкий Василий» – так булгары называли Василия III), все правдивые повести были либо уничтожены, либо переделаны и искажены. Помимо всего прочего, и Алаша, и Ашаке-Васыл велели вымарать почти все упоминания о булгарах и даже запрещали произносить слово «булгар» при дворе".

Впрочем, благодаря беглому каратуну (монаху) некоторые выписки из летописи Васыла Галима попали в Булгар.
В правление Елан-Кыз (великой княгини Елены Глинской - внучки Мамая) и её сына Аладжи («Душегуба», так булгары называли царя Ивана IV Грозного) это демонстративное проявление ненависти к булгарам при московском дворе прекратили, но в правлении Борыса (Бориса Годунова, потомка татарского мурзы Чета) и Кара-Васыла (Василия Шуйского) опять возобновили.

Васыл-Галим неустанно собирал булгарские и кряшские (греческие) книги, и в этом ему помогал булгарский ага-папаз (митрополит) Кубарджан (Киприан).
Особенно много таких книг они раздобыли в Канне (Украине). Прочитав их, Галим многое узнал о своих булгарских предках-урусах (русских) и велел своим людям называть:
- балынцев урусами, а
- Балын, или Кортджак (Московию), – Урусом, или Русией.
А Кубарджан (Киприан) все, что узнал в этих книгах, отразил в своей повести «О трех Булгариях и трех Русиях» (которая до наших дней не сохранилась).

Сейчас, (т.е. в XV в.), существуют:
как 3 Булгарии:
- Улуг Булгар (Великая Болгария) на Дунае,
- Сарайская Булгария в бывшей Хазарии и
- Галиджийская Булгария (т.е. Булгар аль-Харидж) в Казанской области,
так и 3 Русии:
- Улуг (Великая) или Мосхайский (Московская) Урус (Россия),
- Кичи-Урус (Малая Россия, Малороссия) и
- Ак-Урус (Белоруссия).
А слово «Урус» мосхайцы произносят в форме «Русия». Этот отрывок из повести Кубарджана, которую называют также «Поучением Кубарджана»,
Васыл-Галим включил в свою летопись.

Начнём с того, что «Великая Россия» упомянута в ярлыке хана Тюляя 1379 года, а, следовательно, все рассуждения о начале России со времён просвященного Василия-Галима не имеют веса.
Описание событий в русских и булгарских летописях было приведено в соответствие с требованиями новой Тохтамышевой власти.
Уцелевших Московских ордынцев, почитав Киевские хроники, для снижения их статуса переименовали в россиян.
Попросту, малолетнему ученику указали его место: ты потомок русских князей, всегда бывших под рукой булгар – не более того.
В связи с этим необходимо с осторожностью и некоторым сомнением относится ко многим сообщениям наших летописей, в частности, о плавании Прокопа.

«Нарыковы (в «Нариман тарихы») рассказывают о том, как Василий I любил беседовать о прошлом с булгарскими послами, в частности, с Сабаном Кашани, и как он не хотел посылать в 1398 г. свое войско в Булгарию на помощь Тимер-Кутлугу (сарайскому хану). Тогда его брат Джурги-Чулах («Юрий-Враг» – так булгары звали брата Василия I Юрия) сказал ему: «Ты, брат, занимайся своими книжками и не мешай нам выполнять царевы приказы!».

Но должно заметить, что Тохтамыш ценил Васыла-Галима и за его геройство. Так, в 1391 г. Васыл-Галим соединил свое войско с войском Нарыковых и храбро атаковал вместе с ними левое крыло Аксак-Тимера (Тамерлана) возле Кибен-Зая (г. Пензы). Не ожидавшие этого разбойники Аксак-Тимера после первой же стычки отступили на левый берег Булгари-Иделя (Волги) с известием «о приближении огромного войска булгар и урусов» заставили этого нечестивого эмира поспешно уйти из Булгарии. Даже эмир Талкыш (национальный герой булгарского народа), отомстивший москвичам за нападение 1398 г. разгромом Булымера (Владимира в 1411 г.), писал:
«После личной встречи с Васыл-Галимом я стал разделять мнение эмира Сабана Кашани о том, что Галим не виноват в нападении на Булгар в 1398 г.»

_________________________________________
Евгений Харин, "ИСТОРИЯ СТРАНЫ ВЯТСКОЙ", Слободской город, июль 2008
http://skygrad.narod.ru/texts/skvoz_veka4.htm
http://www.rulex.ru/01030127.htm

Bonus - культура Московии ХIV - XVI вв.
: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1092992.html
Tags: воспитание, ислам, история, образование, православие, россия, татары, царь
Subscribe

Posts from This Journal “царь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

Posts from This Journal “царь” Tag