Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

Рускифаллозап Н.Г. Чернышевский "О математике и о поэзии" (или Дунька в Европах :)


... Милые дети мои, вашему отцу тяжело и больно говорить о большинстве натуралистов и в данном деле по преимуществу о большинстве математиков так, как говорит он. Но как быть!
-- Эти господа вынуждают его к тому. Всему должна быть граница. Должна она быть и невежеству специалистов.
И у всякого рассудительного человека есть граница уступчивости и снисходительности.
И наперекор желанию вашего отца он принужден поставить вопрос:
до какой степени понятны большинству господ великих математиков нашего времени простейшие, фундаментальнейшие из специальных научных истин по их специальной науке, математике?

Милые мои дети, мне тяжела эта необходимость. Я ценю заслуги тех ученых, о которых ставлю такой унизительный вопрос. Мне больно, что я должен поставить его...

Дело, в сущности, так просто, что вполне понятно во всех своих технических подробностях даже мне, при всей скудости моих математических знаний...
Я очень плохо знаю эллипс; гиперболу -- и того меньше; но и я понимаю: это разные линии
... Дело у нас лишь в словах.
А Гельмгольц, -- на этом, -- на этом сбился, бедняжка.
Он и какие-то, не помню в эту минуту, но после найдем, какие именно, -- он и какие-то другие "новейшие" мастера рисовать формулы успели нарисовать какие-то уравнения каких-то линий, о которых воображается им, что эти их "открытия" очень важны...
Вот до чего доводит "обсуждение философского значения", когда пустится философствовать человек, ни уха, ни рыла не смыслящий в философии...

-- Математика! -- Что, математика? -- Кому она интересна, кроме математиков? Это глухая деревня, до которой никому нет дела, кроме ее жителей. Философия -- вот это совсем иное.

...Новость такого же рода, как то, что можно, например, возводить "пару сапогов" в квадрат или куб или извлекать из "пары сапогов" квадратный корень.
"Новейшие создатели" новых "систем" математики, разумеется, не затруднятся задачею возвести "пару сапогов", например, в квадрат.
Стоит им написать формулу: "пара сапогов, возведенная в квадрат, равняется четырем сапогам в квадрате". Но что ж это такое, четыре сапога в квадрате?

-- Для нас, говорящих по-русски, очевидно, что это такое: четыре сапога в квадрате,-- это "сапоги всмятку".
-- Так легко разрешается по "новой системе математики" задача, совершенно несовместная с человеческим смыслом, по ошибочному мнению людей, держащихся старой, общеизвестной "системы математики".

... Этот предтеча сочинителя "кривых пространств", бывший профессором в Казани, некто Лобачевский
.
Еще в 1829 г., говорит Гельмгольц, "была составлена Лобачевским система геометрии", которая "исключала аксиому параллельных линий; -- и тогда еще было вполне доказано, что эта система столь же состоятельна, как и Эвклидова"...
Но что такое "геометрия без аксиомы параллельных линий"?

-- Ребятишки забавляются тем, что прыгают на одной ноге. Быстро продвигаться вперед этим способом они, разумеется, не могут; и передвинуться далеко, -- например, версты на две -- не могут.
Но, при усердии, все-таки не очень медленно передвигаются на расстояния, не вовсе ничтожные: иной, прыгая, не отстает от человека, идущего тихо; и провожает его целую четверть версты.
Это очень трудный подвиг. И достойный всякой похвалы. Но лишь когда это -- шалость ребенка.
А если взрослый человек, -- и не для шалости, а серьезно, по своим серьезным делам, пустится путешествовать, прыгая на одной ноге, это будет путешествие не вполне безуспешное, -- нет! -- только совершенно дурацкое.

______________ а теперь оно же о паэзие _________________________________________

Можно ли писать по-русски без глаголов?
-- Можно. Для шутки пишут так. И это бывает, иной раз, довольно забавною шалостью.
Но вы знаете стихотворение:
Шелест, робкое дыханье,
Трели соловья,

-- только и помнится мне из целой пьесы. Она вся составлена, как эти два стиха, без глаголов.
Автор ее -- некто Фет, бывший в свое время известным поэтом. И есть у него пьесы, очень миленькие.
Только все они такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если б выучилась писать стихи -- везде речь идет лишь о впечатлениях и желаниях, существующих и у лошадей, как у человека.
Я знавал Фета. Он положительный идиот: идиот, каких мало на свете. Но с поэтическим талантом.
И ту пьеску без глаголов он написал, как вещь серьезную.
Пока помнили Фета, все знали эту дивную пьесу, и когда кто начинал декламировать ее, все, хоть и знали ее наизусть сами, принимались хохотать до боли в боках.
Tак умна она, что эффект ее вечно оставался, будто новость, поразителен.
_______________________________________
Чернышевский Николай Гаврилович -- письмо сыновьям А.Н. и М.Н. Чернышевским
http://az.lib.ru/c/chernyshewskij_n_g/text_0140.shtml

Bonus: http://gowers.wordpress.com/2009/12/20/wiles-meets-his-match/
Tags: быдло, кунсткамера, математика, поэзия, россия, фаллосопея
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments