Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

Александр Игнатенко, "Ислам в XXI веке: главные направления исследований"

Часть 3. К Части2: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2307000.html
__________________________________________________

Литература

[1] Коран, 5:5, в пер. акад. И.Ю. Крачковского.

[2] Из самых последних, попыток воссоздания коранического ислама необходимо указать фундированные публикации российского исламоведа Тауфика Ибрагима, "На пути к кораниченской толерантности", Нижний Новгород: "Медина", 2007. 288 стр.
Сторонником коранического ислама является ливийский лидер Муаммар Каддафи. На всем протяжении истории ислама существовало направление мысли, называемое салафизмом, – призыв и практика возвращения к исламу времен пророка Мухаммада и его сподвижников. Так, салафитом был знаменитый Абу-Хамид аль-Газали (ум. в 1111 г.). Салафитами заявляют себя и ваххабиты.

[3] Некоторые салафиты (тот же Каддафи) призывают не доверять Сунне как источнику сведений об исламе – из-за того, что аутентичность ее части сомнительна: если Коран был зафиксирован на письме непосредственно после смерти пророка Мухаммада (до этого он запоминался первыми мусульманами и отрывочно фиксировался на письме), то Сунна начала письменно фиксироваться спустя два века после событий, и в ней есть ряд сомнительных или спорных положений, что легко объясняется человеческой памятью, точнее, забывчивостью, и человеческой же фантазией.

[4] Так, в 2006 г. Московский исламский университет, входящий в ДУМЕР (Духовное управление мусульман Европейской части России) издал книгу ректора этого университета Марата Муртазина "Введение в коранические науки", предназначенную быть учебником для студентов. Российские исламские богословы подвергли эту книгу довольно резкой критике, обнаружив в ней:
"идеологические ошибки" (в том числе – такую большую, как характеристика Аллаха, как якобы обладающего определенным местоположением, что абсолютно расходится с исламской догматикой: Аллаху не присуще местопребывание, являющееся свойством сотворенных вещей и существ), "ошибки при переводе с европейского языка", "ошибки при передаче и транскрипции арабского текста и имен", "ошибки при передаче смысла арабского текста", "ошибки по незнанию темы", "ляпы" и "типографские ошибки с арабским текстом"

Саид Башларов, "Кто автор 'Введения в коранические науки' М.Муртазина?", Ислам.Ру – http://www.islam.ru/pressclub/analitika/vedqeril
Председатель ДУМЕР Равиль Гайнутдин признал, что изданная недавно и рекомендованная как учебное пособие книга ректора Московского исламского университета Марата Муртазина "Введение в коранические науки" "содержит ряд грубых ошибок"
("Р. Гайнутдин призвал всех мусульман помочь М. Муртазину исправить ошибки", Ислам.Ру – http://www.islam.ru/rus/2007-04-2/?single=15793 )

[5] Содержание и объем исламоведения (а также его "закрытость" для непрофессионалов) можно увидеть, например, в Программе курса "Исламоведение" (рассчитан примерно на 100 часов учебного времени), разработанной в конце 80-х гг. прошлого, XX века.
"Программа спецкурса 'Исламоведение' (для студентов восточных факультетов университетов)", "Восток", 1989, №№ 3, 4, 5, 6.

[6] Программа спецкурса "Исламоведение" для студентов восточных факультетов университетов была составлена по решению "директивных органов" (кто-то может не знать, что это такое; так в ту эпоху назывался ЦК КПСС), как говорится в предисловии к Программе "От редакции", см. там же: "Восток", 1989, № 3, стр.106). К слову сказать, по-видимому, "директивные органы" в тот период замышляли инструментальное использование ислама во внутренней и внешней политике. В этот период под сурдинку началась пропагандистская кампания, имеющая целью апологию ислама, как социо-культурного регулятора в странах Востока и его трактовку, как объединителя Советского Союза и "мусульманского мира": "...Там (в "мусульманском мире". – А.И.) семья является более естественным, более природным, чем, скажем, в нашей стране (Советском Союзе. – А.И.) образованием. Каждый член семьи четко знает свои функции и соблюдает свои обязанности. И помогают ему в этом исламские традиции." "Наверное, нет особой надобности доказывать, что взаимовлияние русской национальной, советской культуры и культуры мусульманского мира очень велико"
В. Ключников, Н. Петров, "Ислам без паранджи", Комсомольская правда, 6 мая 1989 г.
Перепечатка на сайте Института религии и политики (апрель 2007 г.): "К истокам исламизации России. Ислам без паранджи" – http://i-r-p.ru/page/stream-document/index-12831.html
В этот период Совет по делам религий при Совете министров СССР реализовывал еще одно решение "директивных органов" – позиционирование Советского Союза в качестве "великой мусульманской державы". Тогда же произошел обмен посланиями между лидером "исламской революции" в Иране аятоллой Хомейни и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым, хотя не верится, что начавшаяся подспудная исламизация Советского Союза была следствие обращения исламского иранского лидера к советскому руководителю. Все эти сюжеты – интереснейшая и важнейшая тема для исследований, хотя бы уже потому, что в настоящее время в России предпринимаются попытки реализовать сходный проект.
Александр Игнатенко, "'Рыба, поросшая шерстью' - Эпистемологические заметки о том, как складывалось искаженное представление об исламе в период "холодной" войны", "Русский журнал", 27.12.2001. – http://religion.russ.ru/ideas/20011227-ignatenko.html
Перепечатка на сайте Института религии и политики – http://www.i-r-p.ru/page/stream-library/index-2781.html

[7] Примером такого рода расхождений в 90-е года прошлого века и вплоть до настоящего времени является проблема ваххабизма как особого течения или направления в исламе, являющегося официальным в Королевстве Саудовская Аравия. Только визит президента В.В. Путина в Саудовскую Аравию в феврале 2007 г. дал возможность узнать всем заинтересованным лицам, что ваххабизм существует, о чем Президенту сообщил саудовский губернатор провинции Эр-Рияд, брат саудовского короля принц Сальман бен Абдель Азиз. Во время посещения Президентом В.В. Путиным мемориального дворца короля Фейсала, как сообщает ИТАР-ТАСС: "принц Сальман рассказал российскому президенту об истории Саудовского государства, в том числе о роли в его создании основателя ваххабизма Мохаммеда Абдель Ваххаба (правильно: Ибн-Абд-аль-Ваххаба. – А.И.). Сальман особо отметил, что истинный ислам и ваххабизм не имеют ничего общего с терроризмом и тем "ваххабизмом", который представляют себе на Западе. Принц подозвал к себе одного из членов свиты и сказал, что это один из потомков Абдель Ваххаба, в настоящее время возглавляет департамент реконструкции саудовской столицы. 'Если ваххабизм это терроризм, то рядом с Вами стоит террорист', – пошутил принц. В.В. Путин поддержал шутку: 'Он хороший террорист. Он не разрушает, а строит'. 'Террористы – это те, которые извращают принципы ислама. И мы это прекрасно понимаем', – отметил президент России"
("В Саудовской Аравии Владимир Путин вспоминал Санкт-Петербург", Сайт Института религии и политики – http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-11178.html )

[8] Эдвард В. Саид, "Ориентализм. Западные концепции Востока", СПб.: Русский Мiр, 2006, пер. с англ. А.В. Говорунова, 637 с.

[9] "Программы по изучению шариатских наук", Материалы подготовлены научной комиссией Института имамов и проповедников Министерства по делам Ислама, вакфов, призыва и ориентации Королевства Саудовская Аравия, 3-е издание, М.: Российский Фонд "Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим", 1999. с. 86.

[10] http://www.e-islam.ru/islamic/

[11] Hапр.: Алексей Васильев, "'Ваххабизма' как течения в исламе не существует", "Сегодня", 07.09.1999.
(Для справки: Алексей Михайлович Васильев – член-корр. РАН, авторитетный востоковед, директор Института Африки РАН, крупнейший знаток Саудовской Аравии, автор фундаментальных монографий:
- "Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии" (1744/45 – 1818), М.: "Наука". 1967;
- "История Саудовской Аравии" (1745-1973), М.: Наука, 1982.

[12] "Не Запад, а исламский мир заинтересован в сильной России, считают в межфракционном объединении Госдумы 'Россия и исламский мир: стратегический диалог'", Credo.Ru, 29.04.2004. - http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=21250&cf=

[13] "Презентована книга о Коране, написанная немусульманином и неисламоведом", Credo.Ru, 04.04.2007 – http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=53295&cf

[14] Ю.А. Михайлов, "Пора понимать Коран", М.: "Ладомир", 2007.

[15] Е.А. Резван, "Коран и его мир", СПб: "Петербургское востоковедение", 2001.

[16] "Премия включает в себя специальную медаль и 50 монет из золота высочайшей пробы с оттиском изображений организатора исламской революции имама Хомейни и изящным куполом мечети и минаретами на обороте", РИА Новости, 04.01.2005

[17] М. Мовлиев, "Ислам срывает маску с экстремизма", "Сердало" (Назрань), 25.01.2007.
Перепечатка на сайте Института религии и политики – http://www.i-r-p.ru/page/stream-document/index-11308.html

[18] О тоне и форме рекламы может дать следующий пассаж, в котором абсолютно недостоверные утверждения перемежаются малодостоверными, а также оценками, нетактичными по отношению к мусульманам и исламскому духовенству северокавказской республики:
"Кабардино-Балкарию посетила действительный член Академии наук, Академии гуманитарных наук РФ, Международной академии информатизации при ООН, академик Каирского университета, обладатель ордена "Вернадского" I степени, единственная женщина-переводчик смысла Корана на русский язык Валерия Порохова. В течение шести лет ее перевод анализировался Исламской академией Аль-Азхар (Египет) и признан одним из лучших. По словам Валерии Михайловны, приехавшей на открытие исламского магазина в Нальчике, она принадлежит к старейшему дворянскому роду, приближенному к императорскому, впоследствии репрессированному, который владел поместьями около Царскосельского собора. ...Муфтий Сирии Ахмед Кефтару объявил Валерию Порохову своей дочерью. ...Переводчицу можно узнать по шляпкам, в которых она часто появляется на публике. ...Оценивая уровень мусульманской образованности в Кабардино-Балкарии (так!), Валерия Порохова заметила: "Уровень такой, что надо начинать, начинать и начинать. Можно даже сказать, что осмысление еще даже и не началось. Я хотела познакомить людей с исламом (так!). ...А что до просвещения, то до сих пор мы (подразумеваются мусульмане в Кабардино-Балкарии, не себя же Порохова имеет в виду. – А.И.) очень невежественны в отношении религии"

(Ирина Юдина, "Валерия Порохова: Я их разбудила", Газета Юга, Нальчик, 29.03.2007
Перепечатка на сайте Института религии и политики: "Переводчицу смыслов Корана" можно узнать по шляпкам" – http://www.i-r-p.ru/page/stream-event/index-12199.html.)

[19] Виктор Ушаков, "Глубинный смысл открывается постепенно", "Ex libris – НГ", приложение к "Независимой газете", 02.09.1999. стр. 6.

[20] Коран, пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского, ред. В.И. Беляев, П.А. Грязневич, М.: "Наука", Главная редакция вост. лит., 1990.

[21] http://www.centrmag.ru/book1117004.html

[22] Ю.А. Михайлов, "О политической составляющей положения с книгоизданием для российских мусульман", Credo.Ru, 01.06.2007 – http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1763.
Перепечатка на сайте Института религии и политики – http://i-r-p.ru/page/stream-document/index-13424.html (Выделено мной. – А.И.)

[23] Коран, 3:126 - 127.

[24] Алексей Малашенко, "Исламское возрождение в современной России", М.: Моск.Центр Карнеги, 1998.

[25] Укажем только некоторые, опубликованные в самое последнее время:
Роман Силантьев, "Новейшая история ислама в России", М.: "Алгоритм", 2007;
Ф.А. Асадуллин, "Ислам в Москве", М.: Логос, 2007;
Р.М. Мухаметшин, "Ислам в Татарстане", М.: Логос, 2007;
А. Юнусова, "Ислам в Башкортостане", М.: Логос, 2007.
Из более ранних работ представляется крайне содержательной и объективной работа дагестанского социолога Энвера Кисриева "Ислам и власть в Дагестане" (М.:ОГИ, 2004).
Состояние дел в Азербайджане отлично представлено в книге азербайджанского политолога Арифа Юнусова, "Ислам в Азербайджане", Баку, 2004.
"Политический ислам" в "исламских" регионах бывшего СССР изучен российским исследователем Зурабом Тодуа, "Экспансия исламистов на Кавказе и в Центральной Азии", М.: 2006.
Жизнь мусульман одного из российских регионов – Северного Кавказа под этнографическим углом зрения рассматривается в книге Владимира Бобровникова "Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана", М.: "Восточная литература", 2002

[26] С точки зрения исламоведения, ислам бытует в форме различных течений и направлений, которые сформировались исторически и, различаясь между собой, порой очень существенно, вплоть до взаимного физического уничтожения сторонников (примером, далеко не единственным, подобной борьбы является кровавая шиитско-суннитская рознь в Ираке, Пакистане, Ливане), представляются равноценными, одинаково исламскими. С точки зрения ислама (исламского духовенства), "разных" исламов не существует, есть только один-единственный, "правильный", "правоверный" ислам, который, что естественно, для духовенства того или иного направления в исламе, представлен тем направлением в исламе, к которому принадлежит данная группа духовенства. И шиитское духовенства Ирака (а также Ливана) именует ислам, распространенный в Саудовской Аравии, не иначе, как "ваххабизмом" (то же самое делает "лидер ливийской революции" Муамар Каддафи), намекая на то, что это не ислам; а ваххабитское духовенство Саудовской Аравии, не оставаясь в долгу, именует иракских (и иных) шиитов не мусульманами, а "рафидитами", "отвергающими [подразумевается: отвергающими ислам]".

[27] Без труда можно обнаружить множество "нестыковок" между исламом и предлагаемыми программами исламского сектостроительства. Исследователи абсолютно справедливо указывают, как это сделано в отношении узбекского основателя группы "Просветители" ("Маърифатчилар") Баходыра Мамаджонова "крайне слабое знание вопросов догматики, ритуалов [ислама]" (Б.Бабаджанов. Кто по ту сторону баррикад? Стр. 50). Примечательная черта подобных сектостроителей – стремление обучать и просвещать, что видно даже в названии группы – "Просветители" (о ней – ниже).

[28] Совет муфтиев России, "Основные положения социальной программы российских мусульман", Москва: Духовное управление мусульман Европейской части России, 2001, с. 18

[29] "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", "Patriarchia.Ru" – http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html
"Основы" приняты на Юбилейном Архиерейском Соборе, прошедшем в Москве 13-16 августа 2000 года. И "Основные положения социальной программы российских мусульман", опубликованные в 2001 г., по-видимому, призваны быть исламским вариантом таких "Основ".

[30] В "Основные положения социальной программы российских мусульман" в качестве обоснования тех или иных положений включены цитаты из перевода Корана Валерии Пороховой. Так, положение о "равноправии представителей других религий по отношению к мусульманам" (что исламскому шариату не соответствует – достаточно вспомнить о такой категории, как зимми, чьи права ограничены, не говоря уже о "многобожниках" и "неверных") подкрепляется следующим, якобы кораническим, текстом:
"И если бы Аллах не отражал
Одних людей (что злы в своих деяньях) Другими (что в делах своих добры),
То были б снесены монастыри и церкви,
Синагоги и мечети,
В которых имя Бога поминается сполна"

("Основные положения социальной программы российских мусульман", с. 25).
Прежде всего, возникает вопрос: почему в пределах одного периода (аята) употреблены два имени собственных: Аллах и Бог? Это – два разных субъекта или один? Если в арабском тексте Корана употребляется одно и то же слово, то так же, одним словом, необходимо переводить его на русский язык. Или переводчик хочет сказать, что не "сносятся" (кем? Аллахом? людьми?) мечети, в которых "поминается сполна" имя Бога, а не Аллаха? Почему вдруг появились слова в скобках, дополняющие (а на самом деле банализирующие) речь Аллаха? Их в тексте Корана нет; Аллах абсолютно совершенен, абсолютно совершенна Его речь, и дополнять речь Аллаха – святотатство. И с "синагогами" не так всё ясно. Они напрямую в тексте Корана не обозначены. Крайне сомнительно переложение Корана, как стихотворного произведения: пророк Мухаммад защищал ниспосылавшиеся ему аяты от обвинений в том, что это – поэзия. Чтобы не утомлять читателя филологическими, историческими и вероучительными тонкостями, процитируем относительно точный перевод этого аята Корана у И.Ю. Крачковского:
"И если бы не защита Аллахом людей одних другими,
то разрушены были бы скиты, и церкви,
и места молитвы, и места поклонения,
в которых поминается имя Аллаха много"
(Коран, 22:40)

[31] Ю.А. Михайлов, "О политической составляющей положения с книгоизданием для российских мусульман", Credo.Ru, 01.06.2007 – http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1763
Перепечатка на сайте Института религии и политики – http://i-r-p.ru/page/stream-document/index-13424.html

[32] Б. Бабаджанов (Узбекистан), "Кто по ту сторону баррикад? (О секте Акрамия и ей подобных)", Расы и народы. Современные этнические и расовые проблемы, Ежегодник 32, 2006, М.: "Наука", 2006;
А. Ильхамов (Узбекистан), "Акрамия: экстремистское движение или предтеча исламской социальной демократии?", Расы и народы. Современные этнические и расовые проблемы, Ежегодник 32, 2006;
М.Б. Олкотт (США), "Несколько слов к статье Б. Бабаджанова", Расы и народы. Современные этнические и расовые проблемы, Ежегодник 32, 2006.

[33] Б. Бабаджанов (Узбекистан), "Кто по ту сторону баррикад? (О секте Акрамия и ей подобных)", с. 53.

[34] Там же. с.73.

[35] Лакцы, или лаки, или казикумухцы, один из коренных народов Дагестана.

[36] Н. Хачилаев, "Руководство к программе всемирного восстания мусульман", из книги "Наш путь к газавату", Б.м., [Москва?], б.г. [1999 г.?].

[37] "По поводу убийства Хачилаева: Кровная местность", Коммерсантъ-Власть, №32 [535] от 18.08.2003 г. – http://www.kommersant.ru/k-vlast/get_page.asp?DocID=404390

[38] Александр Игнатенко, "Эндогенный радикализм в исламе", Центральная Азия и Кавказ, Лулеа (Швеция), 2000, №2 (8).
Перепечатка на сайте Института религии и политики – http://i-r-p.ru/page/stream-library/index-2488.html

[39] Н. Хачилаев, "Руководство к программе всемирного восстания мусульман", из книги "Наш путь к газавату", с. 37.

[40] Хож-Ахмед Нухаев, лидер чеченской межтейповой ассоциации "Нохчи латта Ислам", "Исламская традиция и 'Новый мировой порядок'", "Угроза ислама или угроза исламу?", М.: Арктогея-центр, 2001.

[41] Гейдар Джемаль, "Революция пророков", М.: Ультра-Культура, 2003.

[42] К.М. Ханбабаев, "Исламский радикализм на Северном Кавказе. Идеология, цели, пути финансирования", Свободная мысль, 2007, № 3, с. 105 – 116.
Перепечатка на сайте Института религии и политики – http://www.i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-12914.html

[43] Аз-Заркави, "Неверие в Аллаха – достаточное основание для убийства неверного, что бы он ни делал и где бы ни находился", Лекция Абу-Мусаба аз-Заркави "Вы больше знаете или Аллах?", "Ислам и политика – Институт религии и политики" – http://www.i-r-p.ru/page/stream-document/index-1433.html

[44] "Заключение кандидата юридических наук И.В. Понкина от 11 марта 2003 г. по проекту 'Русский ислам'", Государство и религия, Информационно-аналитический портал – http://www.state-religion.ru/cgi-bin/cms/show.cgi?in=1&id=204042415103644
Кольев А, "Исламизация России: 'русский ислам' задувает с Поволжья" – http://kolev3.narod.ru/
Перепечатка на сайте "Государство и религия. Информационно-аналитический портал" – http://www.state-religion.ru/cgi-bin/cms/show.cgi?in=1&id=204042415190822

[45] "Заявление доктора философских наук Али Вячеслава Полосина и академика РАЕН Иман Валерии Пороховой от 21.04.2003 г. о проекте 'Русский ислам'", http://www.islaminfo.ru/news/?id=931
Перепечатка в Сети: "Государство и религия", Информационно-аналитический портал – http://www.state-religion.ru/cgi-bin/cms/show.cgi?in=1&id=204042415181812

[46] Б. Бабаджанов (Узбекистан), "Кто по ту сторону баррикад?", с. 49, 55.

[47] "Палачом Саддама Хусейна был шиитский лидер Муктада ас-Садр", газета РИА Новости, 03.01.2007
Перепечатка на сайте Института религии и политики – http://www.i-r-p.ru/page/stream-event/index-10220.html , по данному Интернет-адресу приведены фотоматериалы, подтверждающие эти слухи.

[48] "Близкий друг Ильи Кормильцева: 'Принять ислам – это была его инициатива'", ИА "Regnum", 09.02.2007
Перепечатка в Сети: http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-11193.html

[49] Гейдар Джемаль, "Предсмертная шахада", "Исламский комитет" -http://www.islamcom.ru/material.php?id=322
Перепечатка на сайте Института религии и политики – http://i-r-p.ru/page/stream-document/index-11043.html
"Исламский комитет", "Смерть Ильи Кормильцева клеймит филосемитское лобби, рядящееся в одежды русских национал-патриотов", сайт "Исламского комитета" – http://www.islamcom.ru/material.php?id=346
Перепечатка на сайте Института религии и политики" – http://i-r-p.ru/page/stream-document/index-11075.html

[50] "Александр Литвиненко ушел в иной, исламский мир", Коммерсантъ, 08.12.2006.
Перепечатка на сайте Института религии и политики – http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-9599.html

[51] http://www.alqa3edah.info. Это – один из множества Интернет-адресов "Аль-Каиды", название которой присутствует в самом адресе, где тройка заменяет отсутствующее в латинице обозначение для арабской буквы "айн".

[52] Абу-ль-Барра’ ан-Наджди, "Ис‘ад аль-ахйяр фи ихйя’ сунна нахр аль-куффар (Осчастливливание добрых [мусульман], или Возрождение сунны (обычая) нахр [в отношении] неверных)", Июль 2005 г.
http://203.142.1.157/~alsaf/vb/showthread.php?t=11838
http://www.al-saf.net/vb/showthread.php?t=11838

[53] Инсайдерские источники указывают на то, что члены экстремистских и террористических группировок, действующих на Ближнем Востоке, изъясняются на "исламистском" диалекте" арабского языка, который складывается как дополнительный к региональным (локальным) диалектам арабского
Хазем аль-Амин, "ФАТХ аль-ислам, или визит в лагерь 'Аль-Каиды' в Ливане", "Аль-Хайят", 23 марта 2007 г.
http://www.daralhayat.com/special/features/03-2007/Item-20070322-7a95b00d-c0a8-10ed-00a9-660603d27c7c/story.html
Перевод на русский язык и публикация на сайте Института религии и политики – http://i-r-p.ru/page/stream-trends/index-12277.html
Не думаю, что у исламоведов или филологов-арабистов когда-то дойдут руки до этой темы, и здесь только фиксируем ее. На становление "исламистского диалекта" арабского языка оказывают влияние теоретические, пропагандистские и агитационные материалы, распространяемые в невообразимом обилии, – теологические и шариатские трактаты, поэзия (Усама бен Ладен, и не он один, пишет стихи), песни, аудио – и видео- продукция многочисленных пропагандистских центров.

[54] "Исламоведам", трактующим ислам с позиций христанской истории, подскажем, что здесь можно увидеть аналогию с христианской максимой "вера без дел мертва" и даже со Вторым посланием к коринфянам Апостола Павла: "дайте им доказательство любви вашей" (2 Коринф., 8, 24)

[55] Существует (выставлен в Интернете) по меньшей мере один "саунд-трек" террористического акта, совершенного в Саудовской Аравии. Он передавался в масштабе реального времени с включенного мобильного телефона, находившегося у одного из "шахидов", и записывался в неизвестном месте, удаленном от места совершения теракта. Последние звуки перед взрывом – клич-шахада. (Аудио-файл хранится в архиве Института религии и политики.)

[56] Подробнее: Александр Игнатенко, "Расколотая умма в ожидании Судного дня (Новый взгляд со старых позиций)", Отечественные записки. 2003. № 5 (14)
http://www.strana-oz.ru/?numid=14&article=642
Перепечатка на сайте Института религии и политики – http://i-r-p.ru/page/stream-library/index-2335.html

[57] Автор этих строк поставил данную проблему более десяти лет назад, надеясь на начало исламоведческой дискуссии по этому вопросу.
Александр Игнатенко, "'Исламский' – что это значит? На этот вопрос отвечают мусульмане – своими действиями", НГ-сценарии, 15.05.1997
Перепечатка на сайте Института религии и политики – http://i-r-p.ru/page/stream-library/index-2381.html

[58] Владимир Семенко, "Революция суррогатного ислама", Москва. 2006. № 9
Перепечатка на сайте Института религии и политики – http://i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-9839.html

[59] Не соотносятся Коран и Сунна и как, соответственно, собрание общих и частных, конкретных норм.

[60] Мухаммад Са‘ид аль-Ашмави, "Аль-ислям ас-сийяси (Политический ислам)", 3-е изд., Каир, 1992. с. 53.
Это – общее место исламоведения, и ссылку на исламский трактат мы даем здесь, чтобы показать, что исламские ученые придерживаются того же мнения.

[61] Мухаммад Са‘ид аль-Ашмави, "Политический ислам", с. 54

[62] Бернард Льюис, "Что не так? Путь Запада и Ближнего Востока: прогресс и традиционализм", М.: Олимп-Бизнес, 2003. с. 127

[63] Е.А. Дорошенко, "Шиитское духовенство в современном Иране", Изд. второе, испр. и доп., М.: "Наука" (Главная редакция восточной литературы), 1988. с. 47-57

[64] Вопросы генеалогии трактуются в политической практике исламского мира произвольно. 8 августа 1979 г., незадолго до начала ирано-иракской войны (сентябрь 1980 г.) тогдашний президент Ирака Садам Хусейн заявил в одной из своих речей: "Мы (иракцы. – А.И.) являемся потомками имама Али". К этому времени иракские историки сделали "великое открытие" – о том, что генеалогия самого Саддама Хусейна (суннита, между прочим) восходит именно к имаму Али, и президент Ирака умалчивал об этом исключительно из великой скромности
(А.А. Игнатенко, "Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность", М., 1988, с. 37).

[65] Имам Хомейни, "Исламские правление", Исламский теологический центр мусульман-шиитов – http://www.al-shia.ru/zip_archiv/Islamskoe-pravlenie.pdf

[66] Сам Хомейни показал, как политическая и экономическая конъюнктура, а отнюдь не Писание (Коран), определяют содержание фетв и их отмену. Весьма любопытна история с икрой осетровых рыб. В 1979 г. "революционное" хомейнистское руководство Ирана запретило фетвой производство и потребление икры, назвав ее запретной (харам) для мусульман. Однако через несколько лет, когда хомейнистское духовенство имело возможность контролировать этот сектор иранской экономики, Хомейни издал специальную фетву, разрешающую правоверным мусульманам употреблять продукцию из осетровых и производить икру.
(Guive Mirfendereski, "Sag mahi. The theology of caviar", The Iranian. September 13, 2000
http://www.iranian.com/GuiveMirfendereski/2000/September/Caviar/
Екатерина Шадрина, "Большая каспийская икра", Индекс безопасности. 2007, № 1. с. 103)

[67] "Исламский экстремизм: общая озабоченность мусульманских и западных сообществ" // Сайт Института религии и политики, 06.08.2005 – http://i-r-p.ru/page/stream-trends/index-109.html
Подробно: Александр Игнатенко, "Не звать же на саммиты бен Ладена?! Заметки на полях Всемирного саммита религиозных лидеров", Кремль.org, 11.07.2006
http://www.kreml.org/opinions/123112473
Перепечатка на сайте Института религии и политики – http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-6433.html

[68] http://www.un.org/russian/sc/committees/1267/consolist.shtml

[69] Деятельность "Аль-Каиды" в Ираке является прекрасной иллюстрацией этого тезиса. "Аль-Каида в Месопотамии", филиал глобальной "Аль-Каиды" в союзе с рядом других суннитских группировок ("Армия сторонников Сунны", "Исламская армия", "Армия моджахедов" и др.), провозгласила "Исламское государство Ирак" в зоне расселения суннитов и пытается осуществить экспансию в районы нефтедобычи и нефтетрафика – шиитский Юг и курдский Север (особенно – город Киркук) методами террора, диверсий и конфессиональных чисток (уничтожения или изгнания шиитов и курдов).

[70] Только об одном из многих аспектов идеологии и пропаганды "Аль-Каиды":
Александр Игнатенко, "Ваххабитский след в "битве при Манхэттене". Что было в голове террориста-смертника 11 сентября 2001 года – Реконструкция", НГ-Религии, 15.05.2002
http://religion.ng.ru/conflicts/2002-05-15/1_vahhabit.html
Перепечатка на сайте Института религии и политики" – http://i-r-p.ru/page/stream-library/index-2257.html

[71] Александр Игнатенко, "Миссия невыполнима? Власти Саудовской Аравии начали бороться против религиозного экстремизма", НГ-Религии, 18.06.2003
http://religion.ng.ru/politic/2003-06-18/1_mission.html
Перепечатка на сайте Института религии и политики – http://i-r-p.ru/page/stream-library/index-2256.html

[72] "ФСБ: уничтожен главный представитель "Аль-Каиды" на Северном Кавказе", РИА "Новости", 16.12.2005.
Перепечатка на сайте Института религии и политики – http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-2280.html
Примечательно, что руководимый Абу-Умаром ас-Сайфом "Верховный шариатский суд" "Чеченской республики Ичкерия" вынес смертный приговор в отношении главы Центрального духовного управления мусульман России Талгата Таджуддина и председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина.
("В арабоязычном Интернете появилось сообщение о гибели "муфтия чеченских моджахедов" Абу-Умара ас-Сайфа", Сайт Института религии и политики, 4.12.2005. – http://www.i-r-p.ru/page/stream-event/index-2001.html
Там воспроизведено факсимиле приговора.)
_______________________________________________
Окончание - Часть 3. К Части 1: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2306572.html

http://www.religare.ru/2_59054.html
Tags: ислам, льюис, политолухия, россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments