Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Category:

Языческие корни христианского столпничества

преп. Симеон Столпник
Как указывал иеромонах Алексий (Кузнецов), столпничество как один из видов сирийского подвижничества "представляло собою противоположность языческому религиозному культу гор, горних духов и исполинов. Так как высоты по своему назначению имели непосредственное отношение к священным богослужебным действиям, то они, как богослужебные места, пользовались у язычников большим уважением и любовью, чем какие-либо другие места, не возвышавшиеся над землею… Чрез совершение богослужения на возвышенных местах, горах и холмах, высившихся к небу, или впоследствии на искусственных возвышениях, язычники думали стать в более близкое отношение к богам…" (см.: http://halkidon2006.narod.ru/o/0926.htm).

Чтобы было более ясно, какого именно рода языческим культам противостояли христиане, приведем здесь свидетельство язычника, сатирика Лукиана (ум. ок. 190). В своем сочинении "О Сирийской богине" (богине Атаргатис) Лукиан с присущей античной литературе непринужденностью описывал святилище в Иераполе, пользовавшееся большой известностью среди язычников:
"Святилище это, и вся местность вокруг, наиболее почитаемо и священно... Также и по богатству это святилище среди всех известных мне занимает первое место...
...Пропилеи храма повернуты на север, высота их около 30 саженей. В этих-то пропилеях и стоят фаллы высотою в 30 саженей, сооруженные Дионисом.
На один из этих фаллов два раза в год влезает человек и остается на его вершине в течение семи дней... Я думаю, что и этот обряд совершается в честь Диониса. Мое мнение подтверждается тем, что при посвящении фаллов Диониса, как известно, ставят на них человеческие фигурки из дерева; зачем это делается, я не могу объяснить, но мне кажется, что человек, влезающий на фалл, подражает этим деревянным человечкам. Поднявшись наверх, человек спускает вниз длинную веревку, заранее припасенную, и на ней подтягивает все, что ему нужно,- дерево, одежды, орудия. С их помощью он устраивает себе шалаш, где и сидит, оставаясь на фалле, в течение упомянутого числа дней. Многие приносят ему золото, серебро, медь, оставляют их неподалеку от него и, сказав свое имя, уходят. Человек, стоящий внизу, сообщает имена жертвующих верхнему, и тот творит за каждого молитву. Молясь, он ударяет в медный инструмент, издающий громкий и резкий звук"

(http://jhistory.nfurman.com/lessons10/ranovich02_11.htm ).

Иеромонах Алексий (Кузнецов) отмечал, что, конечно, "христианские подвижники не могли быть равнодушными зрителями" подобных языческих культов. "И вот в лице святых Столпников они занимают сначала, в глазах язычников, высоты гор и ущелья, а затем устраивают столпы, напоминающие собою языческие священные ограды и жертвенники, чтобы ниспровергнуть культ идолопоклонства в самом его центре и заменить его христианским богопочтением"
(см.: http://halkidon2006.narod.ru/o/0926.htm ).

В пользу этой мысли говорит ряд фактов. Так, в "Истории боголюбцев" блаж. Феодорита говорится, что вокруг столпа преп. Симеона можно было видеть "и иверийцев, и армян, и персов, принимавших Божественное крещение. Также и измаильтяне приходили толпами иногда по двести и по триста человек, а иногда и по тысяче: они торжественно отрекались от отеческого заблуждения, сокрушая пред великим светочем боготворимые ими раньше кумиры и отвергаясь от безумных оргий Афродиты". Как указывает А.И. Сидоров, здесь речь идет как раз о культе Атаргатис, распространенном и среди некоторых арабских племён
(см.: http://halkidon2006.narod.ru/o/0926.htm ).
Культ Атаргатис носил оргиастический характер.
(См.: http://enc.mail.ru/article/?1900040368.)

Вспомним также, что преп. Алипий до принятия на себя подвига столпничества жил в языческой усыпальнице, над которой стояла на колонне статуя языческого божества.
________________________________________
© Е.М. Скитер, составление, 2008
http://halkidon2006.narod.ru/saints/saints4/768_stolpniki.htm

Навеяло: http://hgr.livejournal.com/1708738.html
Tags: аскет, колонна, монах, христианство
Subscribe

Posts from This Journal “аскет” Tag

  • КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СУФИЙСКИХ ТЕРМИНОВ (A - M) - 1

    НАЧАЛО. К ОКОНЧАНИЮ: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2422744.html ________________________________________ Абдал, ед.ч. бадал («заменяющие»)…

  • Руми, РУБАЙ # 74

    На сотню вопросов – сто чётких* ответов! О, чётки ребаба, хвала вам за это! Клянусь жаром сердца и влагой очей, Бурлят, как вино молодое,…

  • Руми, РУБАЙ # 1716

    Я тихим был, ты научила петь. Постился я, теперь прошу вина. На коврике молитвенном сидеть любил один, моляся дотемна ... А ныне мимо пробегают…

  • Руми, "ХЛЕБОПЕЧЕНЬЕ"

    Шах задал пир большой и выпил много, Вдруг видит из окна, через дорогу Идёт учёный муж, угрюмый ликом. И Шах командует весёлым рыком: - "А…

  • Руми, "ЛИЦЕМЕРНЫЙ АСКЕТ"

    Жил один мусульманин примерный, Как султан, величаво-манерный. Он в мечети бывал регулярно, На базаре вещал популярно, Как мулла, мог аяты корана…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments