Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Category:

Николай Истомин, "Девушка с веслом - легкая эротика тоталитарного бетона"




Скульптор И.Д. Шадр за работой над первой версией "Девушки с веслом"

В 1934 году скульптор Шадр Иван Дмитриевич (1887 - 1941) создал свою самую первую "Девушку с веслом".
Она была выполнена из "тоталитарного" железобетона, имела высоту 4,6 м, была установлена на плинте 1,35х1,3 м высотой 0,75 м, стоила 23,000 руб.
(Прейскурант 1937)

И установлена, конечно же, в парке. В Москве, на Ленинской площади ЦПКиО, в центре фонтана.

Говоря о пластических прототипах Шадровской работы, отмечают множество разнообразных персонажей:
- начиная от Венеры Таврической (Эрмитаж),
- Афины Лемнии работы Фидия, стоявшeй на Афинском акрополе (ок. 450 г. до н.э.),
- до современных автору скульптуры М.Л. Симонович "Лыжница" (1935) и
- многочисленных фотографий в тогдашних газетах, на которых изображались гребцы, державшие весла в вертикальном положении.

Вдохновляла скульптора модель - Вера Волошина. О судьбе первой натурщицы неоднократно писалось в интернете - о том, что была она студенткой Московского института физкультуры, потом училась в Московском институте советской кооперативной торговли, занималась многими видами спорта. Как ушла на фронт после начала Великой Отечественной, и как героически погибла подобно Зое Космодемьянской в плену врага.
Печальная судьба.
Судьба первого памятника так же не сложилась. Его сняли вскоре после установки в 1935 году, и "сослали" в город Луганск на Украине, а точнее, как он тогда назывался, в Ворошиловград. Там её и установили в парке культуры и отдыха. Возможно, она украшает местный парк и до сих пор. Скульптор Кирилл Афанасьев в своем письме И.Д. Шадру сообщал: "ее любил весь город. Тоненькая, стройная, она стояла в парке около ивы, у водоема".
А сняли ее в Москве "по многочисленным просьбам трудящихся" - обнаженная (да-да, наша девушка была совершенно обнажена!) пугала она посетителей парка вызывающе откровенной сексуальностью:
- неестественно удлиненными ногами (этакая Барби),
- эрегированными сосками,
- небольшим, живым и теплым женским животиком,
- эротической вытянутостью пропорций.
- Со всем этим, как ни странно, сочетались развитые мышцы плечевого пояса.

Для новой версии шедевра Шадр выбрал уже другую натурщицу. Скульптор искал девушку с классическими пропорциями фигуры. Нашел ее в спортивном обществе ЦСКА, где та занималась гимнастикой.
Зоя Бедринская, архитектор по профессии, работала в мастерской Каро Алабяна, (автор проекта Театра Советской Армии). Позже Бедринская-Белоручева окончила Архитектурный институт, участвовала в проектировании гостиниц "Пекин" и "Россия", а также делала проект Дома правительства РСФСР (Белый дом). Вспоминают, что застенчивая натурщица позировала скульптору обнаженной в присутствии его жены.
Появившийся к лету 1936 года второй вариант скульптуры, видимо, больше устроил общественность.
Директор ЦПКиО Бетти Глан в интервью "Вечерней Москве" от 10 мая 1936 г. писала: "Этим летом парк украсят новые скульптуры наших советских мастеров". В соответствии с критикой и замечаниями посетителей парка скульптор Шадр переделал фигуру "Девушка с веслом", которая отливается сейчас из бронзы."
Таким образом, даже материал исполнения скульптуры должен был быть изменен (в первом случае, как мы помним, применялся бетон.
Правда, по обстоятельствам, которые мне так и не удалось установить, (возможно, на бронзу просто средств не хватило), изготовили в конце концов второй вариант скульптуры из материала, который именуется в источниках как "тонированный бетон".
И хотя девушка оставалась обнаженной, она уже вызывала меньше претензий современников:
- Изменилась не только фигура, которая стала более изящной.
- Прическа стала более вольной и менее сексуальной.
- Исчезли атлетические мускулы рук.
- Девушка стала тоньше и романтичнее.
Один из рецензентов отмечал в статье о выставке 1937 года: "Показанный новый вариант 'Девушки с веслом' Шадра несомненно удачнее предыдущего, хотя Шадром и здесь не изжиты моменты известного позирования, холодности в трактовке формы" (Маслов, 1937).
Еще одно к счастью сохранившееся фото второго варианта "Девушки с веслом" И.Д. Шадра
Вместе с тем, эротизм фигуры новой девушки никуда не делся - он только перешел в новое качество. Новая героиня больше не разжигала мужскую страсть так вызывающе. Холодновато-неприступная, она теперь воспламеняла мужчин, как бы приглашая полюбоваться собственным телом. Подобное Умберто Эко проницательно назвал "лукавой фригидностью", понимая под этим "вкус к тому, чтобы разжигать... желание, не страдая от чрезмерности своего".

Этому варианту "Девушки с веслом" повезло больше - она простояла на Ленинской площади ЦПКиО в центре фонтана вплоть до 1941 года, когда и была разрушена при бомбежке Москвы.
Но хотя "Девушка" скульптора Шадра и стала первой, получившей широкую известность, прототипом нашей общеизвестной красавицы с веслом все же стала не она. Её выполнил скульптор Ромуальд Ромуальдович Йодко (1894-1974) в 1936 году для парка водного стадиона "Динамо".

Мастер монументально-декоративной скульптуры, с 1968 г. Заслуженный скульптор РСФСР, активный и талантливый педагог, профессор Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское).
Материал - гипс, высота 2,5 м. В отличие от "Девушки" Шадра, одета в купальник.
"Безликая, спортивная фигура, в меру приземистая и мощная. Статуя напоминает манекен в витрине магазина" - пишут о ней сегодня современные критики.
Годом ранее, Йодко выполняет скульптуру "Женщина с веслом" для фонтана. Ее первоначально устанавливают на московском стадионе "Электрик" в Черкизово.
Вот с этих-то обоих работ, творчески переосмысленных и размноженных с энтузиазмом, достойным лучшего применения, разнообразными советскими мастеровитыми артельщиками, и началась история самой распространенной скульптуры эпохи, ставшей ее символом.

О том, насколько она стала массовой еще даже в те далекие годы, говорит частота упоминаний скульптуры в тогдашней советской прессе. Фотографии в газетах запечатлели "Девушку":
- в г. Горьком (Красный спорт. 1937. 25 авг.),
- в парке ЦДКА (там же, 1939. 28 июня),
- у водной станции санатория РККА в Сочи [Курортная газета, Сочи, 1937. 23 марта]
- парке санатория химиков (Сочи) (Курортная газета, 1937, 3 марта),
- на пляже санатория РККА в Гурзуфе [Курортные известия, Ялта, 1937, 19 июля]
- и так далее.

И хотя большинство тех безликих почти что серийного исполнения девушек ввиду недолговечности используемого материала и неактуальности, не дожило, увы, до наших дней, "Девушка с веслом" встречается кое-где и сейчас:
- В Москве ее можно увидеть, например, в Парке Горького.
- Вот такая девушка стоит в парке города Северска.
- А вот такую поставили недавно власти Екатеринбурга в местном ЦПКиО.
- А вот эта несчастная доживает свой век в Детском лагере в г. Хвалынске, Саратовской области.
___________________________________________________________________
http://www.mk.ru/social/megacity/2011/04/26/584435-babushka-s-veslom.html
http://vagant.livejournal.com/190582.html
http://oleg-yershov.livejournal.com/37079.html
http://www.nistomin.ru/foto/41-devushka-s-veslom-legkaya-yerotika-totalitarnogo.html
Tags: лодка, скульптура, совок, эротика
Subscribe

Posts from This Journal “скульптура” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment