1. Общечеловеческие элементы этой цивилизации усвоялись
- не только в порядке обратном их причинной связи и исторической последовательности, но и
- с напряжением и успехом, обратно пропорциональным трудности и важности этих элементов:
--- сперва (и успешнее всего) удобства
--- потом (и с меньшим успехом) - мастерства
--- после всего (и с наименьшей охотой и удачей) - знания
2. Вместе с общечеловеческими элементами усвоялись и местные национальные
- и притом в разное время усиленнее заимствовались различные элементы:
--- в XVII в. и при Петре - преимущественно технические средства и удобства,
--- после Петра и до конца XVIII в. - преимущественно увеселения, украшения, обычаи светского общежития, нравы, вкусы, чувства,
--- в XIX в. - понятия, знания, законы, учреждения, убеждения
3. Пытались распределить труд усвоения различных элементов цивилизации между разными слоями русского общества. Именно:
- высшие слои, наиболее зажиточные и досужие,
--- брали на свою долю преимущественно лёгкие и сладкие плоды просвещения;
--- последние, наиболее подготовленные для потребления результаты цивилизации,
- предоставляя другим, менее состоятельным и более занятым классам:
--- горькие корни и тяжкие основы ее.
Ученые разночинцы и дворяне-вольтерьянцы второй половины XVIII в.
- Заботы Екатерины о создании 3-го чина, как проводника науки,
- и склонность высшего дворянства к философии и искусству
- Цвет общества хотел стать только потребителем плодов цивилизации, с тем,
- чтобы другие были только ее производителями.
- Неохота вольтерьянцев со многими тысячами крепостных душ заниматься психологией и аллеи вздохов в их парках.
- Вершина общества хотела сделать своей специальной образовательной задачей потребление, эстетику образования,
- предоставив средним классам труд, технику просвещения.
- «Нам - гостинная цивилизации, вам - кухня»,
- говорил просвещенный дворянин XVIII в. ученому разночинцу, даже дворовому (Записки Дашковой, с. 174).
Из этих неправильностей родились 2 неудобства
- ощутительно сказывавшиеся в ходе нашей духовной жизни в прошлом и истекающем столетии.
1. Заимствуемая цивилизация оставалась у нас без домашних источников питания
- не получала самостоятельной обработки,
- не выходила из тесного общественного круга,
- имевшего средства выписывать или вывозить ее из-за границы, и
- с одной стороны, поддерживала нашу зависимость от Западной Европы,
- заставляя нас обновлять заимствуемый культурный запас все новыми и новыми привозами,
- не делая в него своих вкладов,
- а с другой, питая духовное бездействие, приучая искать готового, без собственного труда, т.е. жить чужим умом.
- Это все - следствия 1-й и 3-й неправильности
- и этим надолго установилось наше неправильное отношение к западноевропейской цивилизации.
2. Вторая из указанных неправильностей произвела перерыв в ходе духовной жизни русского общества
- разрыв между древней и новой Россией, как у нас было принято выражаться.
- Усвояя механически и безрасчетливо чужой быт и чужой духовный обиход:
- одни просто бросали свой быт и обиход, как тяжелый завет темной родной старины,
--- не развивая и не улучшая его в меру новых потребностей и новых образовательных средств,
- а другие, не решившись на такой перелом,
--- с такой же враждой отнеслись ко всему заимствуемому,
--- и еще крепче уцепились за отживавшую старину, тоже не обновляя и не улучшая ее,
--- со староверческой косностью поддерживая ее ветшавшие обычаи и предания
Так 2 соседние века поссорились
- и из древней и новой России вышли не 2 смежные периода нашей истории,
- а два враждебные склада и направления нашей жизни,
- разделившие силы русского общества и обратившие их на борьбу друг с другом
- вместо того, чтобы заставить их дружно бороться с трудностями своего положения.
- Старое получило значение не устарелого, а национального, самобытного, русского,
- а новое - значение иноземного, чужого, немецкого, но не лучшего, усовершенствованного
_____________________________________
http://www.krotov.info/lib_sec/11_k/klyu/chevsky_22.htm