_________________________________
Навафил, ед. ч. нафила — дополнительные обязательства, добровольно принимаемые к исполнению сверх положенных по обряду.
Назар бар кадам (перс.) — наблюдение за своими поступками, осмотрительность во время прохождения мистического Пути. Седьмой постулат ордена накшбандийа.
Наиб — заместитель главы ордена, его представитель в регионе.
Накиб, см. нукаба.
Накис — человек с недостатками.
Насаб — родословная; происхождение (духовное).
Насик — подвижник.
Насут — естественное состояние человека, в котором он живет, следуя предписаниям шари’а.
Нафи ва исбат — формула «отрицания и подтверждения» — первая часть шахады: ла илаха илла-ллах («Нет божества, кроме Аллаха»).
Нафс — низменное «Я», ан-нафс ал-аммара — нечестивая, «упорствующая» душа; ан-нафс ал-камила — «совершенная душа»; ан-нафс ал-лаввама — «душа, заслуживающая осуждения»; ан-нафс ал-мардийа — душа, угодная Богу; ан-нафс ал-мутмаинна — успокоенная душа; ан-нафс ал-мулхима — вдохновенная Богом душа; ан-нафс ар-радийа — «ублаготворенная душа»; ан-нафс ас-сафиййа — «просветленная душа»; нафс натика — «эго», то, на что указывает человек, говоря «я» (см. Мактубат имама Раббани). «Непокорность других не причинит тебе столько вреда, сколько непокорность нафса» (имам Газали).
Нигахдашт (перс.) — самоконтроль над мыслями во время повторения установленного числа раз формулы зикра. Третий постулат ордена накшбандийа.
Нисба — определение, указывающее на происхождение; приобщение к ордену.
Нисбат ал-хирка — цепь посвящения.
Нихая — достижение последнего уровня.
Ният — намерение. Это основа для действия, чтобы оно стало благом, намерение же само по себе остается благом, даже если что-то помешает совершить доброе дело. По словам Газали, «Бог смотрит на сердца людей, т.к. они являются носителями намерения».
Нуджаба («превосходящие»), ед. ч. наджиб — ранг в суфийской иерархии святых.
Нукаба, ед. ч. накиб — ранг в суфийской иерархии святых.
Нуксан — недостаток.
Пир — «старец», глава ордена дервишей, духовный наставник.
Рабита — уединенное убежище, «скит»; психологическая практика суфиев: духовная связь с наставником посредством воссоздания в сердце его образа (вплоть до растворения в нем).
Раджа’ — надежда. Раджа есть надежда на милость Аллаха посредством улучшения поступков, ибо надежда без стремления — это обман.
Ратиб, мн. ч. раватиб — точная регламентация поведений; предписание, данное главой ордена ученику; обязательная молитва тарики.
Рида — «удовлетворение», суфийский термин, обозначающий одну из «стоянок» (макам) мистического пути суфии (тарик). Согласно суфийским авторам, смысл рида заключается в полной покорности божественной воле и пренебрежении собственными невзгодами. Понятие рида тесно связывали с другой мистической «стоянкой» — таваккул, предписывающей отказ от добывания средств к существованию в уповании на Аллаха.
Риядат (риязат) — борьба с собой, нацеленная на неисполнение дурных желаний.
Рузан-и дил (перс.) — «окошечко» связи с духовным миром, существующее в сердце.
Руйа — сон; ‘илм та’бир ар-руйа — наука о толковании сновидений.
Руханият — духовный мир.
Рухса, мн. ч. рухас — отпущение; разрешение.
Рушд — правильное наставничество.
Сабр — терпение, перенесение страданий, неудобств. Одна из стоянок (макам) на пути.
Саджжада — молитвенный коврик или подстилка; молитвенный коврик основателя ордена — символ власти его преемников — саджжада-нишин (перс.); саджжадат ал-иршад — место и право мистического наставничества.
Саих — странствующий (дервиш).
Салик — путник, идущий по мистическому Пути.
Салима — здравие, очищение от всех недостатков.
Салих — праведный, благовоспитанный.
Санад, мн. ч. аснад — авторитет, опора; терминологически — звенья генеалогической цепи.
Сафар дар ватан (перс.) — «путешествие по родине» духовная эволюция (от порицаемых качеств к похвальным). Шестой постулат ордена накшбандийа.
Сахв — трезвость.
Сахр — бдение, бодрствование.
Сидк (сыдк)— правдивость. Правдивость в речи, правдивость в намерениях и стремлениях, правдивость в решительности, правдивость в поступках и правдивость в поисках ступеней религии. Тот, кто владеет правдивостью во всех перечисленных свойствах — тот сыддик.
Силсила — цепь; цепь духовной преемственности, духовная родословная; силсилат ал-барака — цепь благословения; силсилат ал-вирд (ирада) — цепь посвящения; силсилат аз-захаб — духовная и физическая преемственность в ордене накшбандийа; силсилат ат-тарбийа — цепь воспитательного наставничества.
Сирр — тайна. Центр сознания индивида (личности). Это таинственная точка соприкосновения с тем, что Свято.
Сукр — духовное опьянение любовью к Богу.
Сулук — процесс прохождения мистического Пути, часто понимаемый как собственно Путь; сулук ат-тарик — прохождение Пути; мистическая лестница совершенства.
Суф («шерсть») — грубый шерстяной плащ, власяница, отличительный атрибут верхней одежды суфия.
Суфизм — мистико-аскетическое движение в Исламе. В разные эпохи суфизм был распространен от территорий на северо-западе Африки до северных окраин Китая и Индонезии. В целом для суфизма характерны сочетание идеалистической метафизики с особой аскетической практикой, учение о постепенном приближении прозелита (мурид) через мистическую любовь к познанию Бога, важная роль духовного наставника (шейх, муршид, пир), ведущего адепта по мистическому пути (тарикат). Отсюда стремление суфиев к интуитивному познанию, «озарениям», экстазу. В суфизме существует практика самонаблюдения над соотношением поступка человека и его сокровенных намерений с целью достижения высшей искренности перед Богом, что противопоставлялось лицемерию и показному благочестию. В IX веке н.э. суфийское учение о тарикате приобретает законченную форму, появляются положения об «остановках» на мистическом пути. Суфийская символика, образы пронизывают классическую поэзию (Руми, Хафиз, Джами, Ансари и др.)
Сухба — братство, товарищество, сообщество, содружество учеников; в суфийских текстах может означать также «товарищ» или «ученик»; сухбат ат-табаррук — ученичество (в раннем суфизме). Сухбат имеет глубокое воздействие на личность человека, его нрав и поведение. Друг приобретает от своего друга его качества путем душевного воздействия и практического следования.
Та’аббуд — служение (Богу).
Табакат («разряды») — категории; табакат ал-авлийа — жития святых.
Табаррук — наличие святости как неотъемлемого качества.
Та’бир ар-руйа — толкование снов мурида с целью выявления его прогресса на мистическом Пути.
Таваджжуд — нарочито вызванный посредством зикра экстаз.
Таваджжух — созерцание путем концентрации мысли на каком-либо субъекте.
Таваккуль — упование на Аллаха и предание себя божественной воле; широко распространенный элемент религиозной практики аскетов, посвятивших свою жизнь служению Богу и размышлениям о Нем. В суфийской литературе слово таваккуль встречается как наименование одной из начальных «стоянок» (макам) мистического пути суфия; смысл этой ступени заключается, по мнению суфийских авторов, в полном отрешении от собственной воли и обращении к Богу как единственному источнику человеческого бытия.
Тавхид (таухид) — единобожие; единение.
Таджалли (мн. ч. таджаллийат) — «богоявление», манифестация Божества в мире. В Коране встречается только глагольная форма таджалла («явился») в эпизоде, повествующем о явлении Бога горе, в результате чего она «обратилась в прах» (7:143/139). Согласно традиции, термин таджалли для обозначения блаженного видения, ожидающего людей в День воскресения (йаум ал-кийама), впервые ввел басрийский аскет Рабах б. Амр ал-Кайси (ум. в 796 г.). Такое понимание таджалли получило развитие в учении известного суфийского экзегета Сахла ат-Тустари (ум. в 896 г.). Он, в частности, различал три вида таджалли: а) явление божественной сущности (таджалли аз-зат), или божественное озарение (мукашафа); б) явление божественной сущности в своих атрибутах (таджалли сифат аз-зат), или озарение (мауди аннур); в) явление божественного повеления (таджалли хукм аз-зат), или будущая жизнь (ал-ахира ва ма фи-ха). В первом и во втором случаях речь, по-видимому, шла о различных аспектах «богоявления», когда Бог предстанет перед людьми в День воскресения и «озарит» их сердца «подобно солнцу». Это блаженное видение уготовано избранным «друзьям Бога» (аулийа Аллах) в награду за признание его единственности (таухид). Явление божественного повеления есть окончательное осуществление предвечного божественного замысла в отношении творения и всеобщее воздаяние. Согласно ал-Халладжу, Бог постоянно является (йатаджалли) людям в предметах и событиях окружающего мира, но «узнают Его» только немногие избранные.
Таджарруд — отречение от мира сего, уединение.
Тазкиятун-нафс — очищение нафса.
Таифа, мн. ч. таваиф («часть», «доля») — сообщество, группа, организация; терминологически употребляется здесь как синоним суфийского ордена.
Таква — богобоязненность, страх перед Аллахом, стремление к благочестию, внимание по отношению к Богу. Однажды у халифа Умара (р.а.) спросили, что означает таква. Он сказал, что когда человек идет по дороге, по обе стороны которой растут колючие кусты, он очень внимателен к тому, чтобы его одежда не зацепилась за кусты. Вести жизнь подобным образом означает таква.
Такмил ас-сулук — завершение подготовительного этапа обучения суфия.
Тамкин — укрепление.
Тарбийа — наставничество, воспитание. Одна из важнейших функций муршида.
Тарик и тарика, мн. ч. турук — путь; название суфийского Пути; мистический метод, система или школа обучения; способ следования по мистическому Пути; тарик ал-муджахада — Путь очищения; тарик ал-мушахада — Путь озарения.
Тарикат ал-хваджаган — название мистического Пути ордена накшбандийа.
Тасаввур — представление, воображение; тасаввур аш-шайх — мысленное воссоздание образа наставника.
Тасарруф — управление самого муршида.
Тасфийат ал-калб — очищение сердца от скверны мирского.
Тауба — раскаяние. Покаяние в грехах — одно из условий вступления в тарикат. Говорят о наличии стоянки (макам) раскаяния, различают раскаяние простых людей и избранных.
Тафаккур — размышление.
‘Уббад, ед. ч. ‘абид — поклоняющиеся, верующие.
‘Убудиййа — истинное поклонение Богу.
‘Узла («уход») — уединение, отшельничество.
Укда («узел») — узы, связывающие мурида с шейхом.
Улюль-азм — те, кто достиг наивысших уровней, обладатели абсолютного таваккуля (упования)
Файд (файз), мн. ч. фуйуд, фуйудат — переполнение; эманация; проявление божественного милосердия.
Факих, мн. ч. фукаха — обученный фикху, знаток религиозного права, законовед.
Факр — добровольная бедность.
Фард, мн. ч. афрад («воинство») — низший ранг в суфийской иерархии святых.
Фасль — разрыв духовных связей со всем, кроме Бога, при устремлении к Нему своей «тайны» (души).
Фатх — откровение как результат мистических бдений.
Хабс-и дам (перс.) — контроль над дыханием во время отправления зикра.
Хаватат — женщины-дервиши.
Хадра («присутствие») — собрание суфиев для песнопений, отправления зикра и радений; ал-хадрат ар-рубубийа — божественное присутствие.
Хазз — мистическое предчувствие.
Хакика — Истина, истинная Реальность; состояние истинности.
Хаким — мудрец.
Халь — состояние, о котором говорят как о Божественном даре. По словам Худжвири, этот термин указывает на милость и благодать, которые Бог дарует сердцу у своего слуги, вне зависимости от духовного борения, в котором может подвизаться преданный. Бывают состояния наблюдения, близости, страха, надежды и др.
Халва («уединение», «одиночество») — уход; место уединения или отшельничества; келья.
Халват дар анджуман (перс.) — «отшельничество среди людей» — находясь в обществе, суфий должен думать только о Боге. Восьмой постулат ордена накшбандийа.
Халифа, мн. ч. хулафа — заместитель, представитель, доверенное лицо главы ордена на местах, глава филиала ордена, имеющий право посвящать в орден.
Халка — круг, цепь, которую составляют дервиши во время радения, усаживаясь в кружок.
Ханака, мн. ч. хаваник (перс.) — суфийская обитель; религиозный странноприимный дом. Исторически на базе ханака формировались отношения муршид–мурид.
Хасс — особая элита, избранные.
Хатм — доведение до конца.
Хауф — страх. Суть страха заключается в переживаниях сердца и огорчениях от вероятности попадания в нежелательное или запретное. Иногда бывает страх перед грехами, а иногда от Аллаха через познание Его сыфатов, которые непременно приводят к страху. Второй страх совершеннее, так как тот, кто познает Аллаха, непременно боится Его.
Хикма — мудрость; хикма илахийа — божественная мудрость.
Химма — сила, мощь сердца.
Хирка («тряпка») — рубище дервиша, символ его клятвы во всем подчиняться правилам ордена; употребляется также в значении силсила или тарика.
Хузур — повсеместное поминание того, что ты всегда перед Аллахом Всевышним.
Хуш дар дам (перс.) — осознанное дыхание, т. е. контроль над дыханием во время отправления зикра. Пятый постулат ордена накшбандийа.
Шатх, шатхийат — экстатические, парадоксальные восклицания.
Шахават — бренные мысли и желания обычного человека, житейские «страсти».
Шейх — суфийский наставник. Адабом предписывается подчинение шейху наподобие того, как больной слушается своего врача.
Шугур — чувство.
Шуйух ат-тарбийа — звенья «цепи воспитания».
Шуттар, ед. ч. шатир — степень духовного постижения; ранг в суфийской иерархии святых.
Шухуди — сторонник учения вахдат аш-шухуд.
_________________________________________
http://naqshband.narod.ru/slovar.htm
http://imancentre.ru/slovnik.htm
ОКОНЧАНИЕ. К НАЧАЛУ: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2422370.html
______________________ Бонус _________________________________
Айдын Ариф оглы Али-заде, "Философия, история и терминология суфизма"
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/561995.html
http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?mode=print&story=20050426015952225
СЛОВАРИ братства НИМАТУЛЛАХИЯ:
1. Подробный: (АХТУНГ!!! НЕ КЛИКАТЬ!!! ТОЛЬКО copy-paste!)
http://www.sufism.spb.ru/wiki/Slovar'SufijjskixTerminov
2. Краткий: http://www.sufism.ru/orden/diction.htm
- Копия краткого словаря Ниматуллахия: http://tarikat.narod.ru/dict.html
СЛОВАРЬ терминов "Большой книги музыки" аль-ФАРАБИ:
арабские термины по отраслям: философия, этика, эстетика, лингвистика, литературоведение, логика, математика, музыка
(АХТУНГ!!! Файл в формате pdf 1.6 МБ, грузиццо долго)
http://www.iph.ras.ru/~orient/local/farabi_d.pdf
А.В.СМИРНОВ, "Словарь средневековой арабской философской лексики"
1. Введение в словарь:
http://www.iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ardict/vved.htm
2. Арабско-русский, формат HTML -
http://www.iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ardict/slov_i.htm
3. Арабско-русский, формат PDF (380 КБ)-
http://www.iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ardict/slov.pdf
4. Русско-арабский, формат PDF (419 КБ) -
http://www.iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ardict/slov_r_a.pdf
Словари символов
Franz Holzer, "Символизм в суфизме": http://hojja-nusreddin.livejournal.com/562192.html
Джавад Нурбахш, "Суфийская символика вина, винопития и пира": http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1941048.html
Аннемария Шиммель, "Распознавание символов Бога": http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1048359.html
русский: http://www.slovarik.ru/slovari/sim/?first_liter=192
английский: http://www.symbols.com
популярные символы (вики): http://www.answers.com/topic/list-of-common-symbols
Словарик перевода Омара Хайама
http://www.geocities.com/CapeCanaveral/Hall/1436/dict.htm#А-017
Словарик перевода Руми из БВЛ
В конце http://www.lib.ru/POEEAST/RUMI/stihi.txt
Артур Арберри, "Персидский суфизм", глава из книги "Мистики Ислама"
Персидские поэты: http://persian.sufism.ru/arberri.htm
Словарь суфийских терминов: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/514747.html