Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Category:

Житие Сари ас-Сакати (ум. 865)

Написание житий стало одной из основных форм распространения идей святости в мусульманских общинах. Первые собрания биографий святых появились в X веке, в то самое время, когда стали возникать первые сочинения, толкующие суфизм.

Жития святых выявили 2 основные тенденции:
Первая
была склонна рассматривать святых в качестве авторитетного источника нравственного и духовного поучения, что заставило особое внимание уделять словам святых. Подобный упор на поучение в своей основе представлял расширение роли речений Пророка в хадисах, как главного источника норм нравственного и духовного поведения.

Подобную склонность можно наблюдать в самом раннем и основополагающем житийном сочинении Судами «Поколения суфиев». Судами представил жизнеописание 5 поколений на протяжении 2 столетий, и каждое поколение представляло 20 житий ведущих суфиев. По возможности каждого суфия он представлял двадцатью речениями, и в большинстве случаев каждый суфий сообщает дополнительно один хадис Пророка. Эти симметрично расположенные жития представляют святых в качестве образца благочестия, коему и должен подражать читатель. Такого рода биография больше похожа не на историческое описание, а на свидетельство мудрости святого посредством его речений, как это делалось в хадисах.

Например, житие Сари ас-Сакати (ум. 865) начинается так:
«Одним из оных был Сари ибн аль-Мугаллас ас-Сакати, чьим первым именем было Абу аль-Хасан. Передают, что оный был дядей аль-Джунайда и его учителем. Он общался с Маруфом аль-Кархи и был первым в Багдаде говорящим на языке единения и истинности духовных состояний. Он имам багдадцев и их наставник в свое время. Большая часть второго поколения наставников, упомянутых в сей книге, была связана с ним».

За исключением устного сообщения о дате смерти Сари, на том и заканчиваются биографические сведения о данном святом. Затем идет хадис, поведанный самим Сари, где дается полная цепь передатчиков, как это делается в обычных собраниях хадисов:

«Нам было поведано Мухаммадом ибн Абд Аллахом ибн аль-Муталлибом аш-Шайбани из Куфы,
что аль-Аббас ибн Йусуф аш-Шакти рассказал нам,
что Сари ас-Сакати рассказал нам,
что Мухаммад ибн Ман аль-Гифари рассказал нам,
что Хал ид ибн Сайд передал нам
от Абу Зайнаба,
покровителя Хазима ибн Хармалы,
от Хазима ибн Хармали аль-Гифари,
сподвижника посланника Бога (да благословит его Бог и ниспошлет ему мир), что оный сказал:

- Однажды я проходил мимо, посланник Бога узрел меня (да благословит его Бог и ниспошлет ему мир), и тот сказал: "Хазим! Повторяй часто: 'Нет никакой защиты от того, что может спасти в Боге', ибо это есть одно из сокровищ рая"»
[9].

Содержание данного речения, которое подчеркивает значимость повторения благочестивой формулы, пожалуй, не столь важно, как форма речения, выпукло показанная в самом начале биографии. Она представляет Сари как передатчика авторитетных пророческих установлений.
За этим речением следуют ещё 30 собственных высказываний святого, каждое из которых предваряется цепью передатчиков, подобной той, что мы видим в хадисах, но более короткой ввиду меньшего временного удаления Сари и Судами друг от друга. Вот пример:

«Я слышал, как Джафар ибн Мухаммад в Нусайре сказал:
я слышал, как Джунайд сказал:
я слышал, как Сари сказал:
"Мне ведом короткий путь, что ведет к рай".
Я сказал: "Что же это?"
Он сказал: "У других ничего не просить, ничего не брать, и жить так, чтобы нечего было им дать"».

Такого рода жизнеописание служило источником поучений о том, как вести праведную жизнь.

Вторая
, дополняющая первую, тенденция в написании житий святых состояла в занимательности.

Рассказ, а не поучение составляет основу биографий у Абу Нуайма аль-Исфахани, современника Судами, чей труд «Украшение святых» (недавно изданный в 10 томах) дает длинную череду изображений угодников начиная с самого раннего этапа исламской истории. Истории святых Абу Нуайма нашли свое продолжение в весьма популярном житии персидских праведников, принадлежащем перу Фарида ад-Дина Аттара, — «Воспоминания о святых» (арабск. "Тазкарат аль-аулийа"). Аттар рассказывает занимательные истории, где сообщается существенно больше личных подробностей, нежели у Судами, причем без всякого стремления следовать обязательным нормам передачи хадиса.
Там, например, есть история, объясняющая прозвище Сари - Сакати означает «старьевщик»; в ранние годы Сари, похоже, скупал и продавал поношенное добро.

Сообщается, что, занимаясь скупкой и продажей, Сари стремился получить не более 5% лихвы.
Однажды он купил миндального ореха на 60 динаров, а орехи подорожали. Пришел посредник и сказал:
- "Продай их мне. Сколько просишь?"

Тот ответил: "63 динара".
Посредник сказал: "Но цена на орехи нынче 90 динаров".
Сари ответил: "У меня правило — извлекать барыш в 1/2 динара из 10 динаров; я не отступлюсь от него".
Посредник, сказав: "Я не думаю, что ты поступаешь верно, отдавая собственное добро за меньшую цену, чем рыночная", отступился, видя, что Сари не считает это верным.

Сари обыкновенно торговал старьем. Когда однажды сгорел рынок в Багдаде, и ему сказали: "Рынок-то сгорел!"
Сари ответил: "И я вместе с ним".
Затем он пошёл взглянуть и увидел, что его лавка не сгорела. Тогда он отдал всё, что имел, дервишам и ступил на стезю суфизма.

Его спросили:
- "Что стало началом твоего духовного состояния?"

Он рассказал:
"Однажды Хабиб Раи проходил мимо моей лавки. Я дал ему кое-что, попросив раздать дервишам.
Он сказал: "Да отблагодарит тебя Бог".
В тот день, что он произнес эту молитву, мое сердце пресытилось миром.
На следующий день пришел Маруф Кархи с сиротой.
Он сказал: "Дай ему какое-нибудь платье".
Я дал ему платье, и Маруф сказал: "Да сделает Бог мир твоим недругом и даст тебе отдохновение от сего занятия".
Единым разом я покончил с миром благодаря благости молитвы Маруфа"»
[10].

Этим историям свойственны задушевность и простота, коих не отыщешь в назидательных поучениях и более умозрительных принципах, являющихся предметом суфийских речений. Рассказам Аттара, разумеется, присуще этическое и духовное содержание, но упор здесь делается на изображение духовной силы святого. Истории обращения особенно важны для подобной цели.
Сари изображается человеком, наделенным добродетельным поведением уже в мирской жизни, и его обращением к мистицизму поначалу движет внутреннее решение бросить свою лавку, когда он полагает, что она сгорела. Однако дальше его решение уйти от мира целиком вызвано милостью двух суфийских святых, которые просили Бога за него. Эти истории о Сари показывают как важность верных религиозных установок, так и силу святых по преображению человеческой жизни.
___________________________________________
Карл Эрнст, "СУФИЗМ"
http://sufism.ru/libr/txt/ernst/4.htm
Tags: аттар, био, святость, суфизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments