Христианство изначала было религией Логоса, и не случайно в тропаре на Рождество Христово поется: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума».
Вера апостолов и непосредственных учеников Спасителя ни в какой степени не принимала разграничения или противопоставления ее разуму — она была «знанием», которое было в живом согласии с обычным знанием.
А у ап. Павла очень развито учение о том «обновлении ума» (Рим. 12, 2), которое освобождает от следования «веку сему» и есть начало нашего «преобразования».
Христианам надлежит (по ап. Павлу):
- «иметь Бога в разуме» (Рим. 1, 28), и
- мы должны бояться того «ослепления ума», которое идет от «бога века сего» (II Кор. 4, 4)
- через «покаяние» открывается нам «познание истины» (II Тим. 2, 25);
- во Христе мы «обогащаемся всем — всяким словом и всяким познанием» (I Кор. 1, 5).
Заметим, что ап. Павел принадлежал к числу образованнейших людей своего времени, т.е. как раз был насыщен теми истинами «естественного разума», которые так соблазнили Аквината, — и тот же ап. Павел звал к «обновлению ума».
Раннее христианство именно в силу этого, т.е. опираясь на то расширение познавательных сил, которое возвещено в этих словах об «обновлении ума», с самого начала ступило на путь рецепции из язычества того, что было приемлемо для христианского сознания.
Это относилось:
- к христианской терминологии (таковы термины logos, pneuma),
- к некоторым литургическим материалам и даже
- к догматическим вопросам (имею в виду использование у Великих Отцов некоторых принципов платонизма).
Путь рецепции и есть путь христианской мысли, которая, опираясь сама на Откровение, на церковный разум, принимает все, что родилось вне христианства, если это согласуется с началами христианства.
Единство разума и веры нам, однако, не дано, но оно задано. Обе стихии духа свободны и могут иногда расходиться — и часто нужны духовные усилия, чтобы восстановить это единство.
Поэтому природа разума как познавательной силы не заключает в себе никаких трудностей для единства веры и знания.
Трудности эти вытекают только из рационализма, который утверждает автономию разума и подчиняет себе все движения духа, в том числе и то знание, какое заключается в вере. Но эти притязания рационализма не могут быть оправданы — они являются следствием общего направления в духовной жизни западного христианства, которое именуется секуляризмом, т.е. отрывом от Церкви всех видов человеческого творчества (наука, философия, этика и т.д.).
___________________________________
Василий Зеньковский, "ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ", Франкфурт, 1961 — 1964
http://www.krotov.info/libr_min/08_z/enk/ovsky_01.html