Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

Н.Ю. Чалисова, "Аннотированный Указатель Поэтов в Трактате ар-Рази 'Свод правил персидской поэзии' "

(цифры, помещенные после имени поэта, означают соответственно количество и общий объем в бейтах стихотворных примеров данного автора в настоящем тексте; при подсчетах учитывались как "авторские" примеры в самом трактате, так и те анонимные примеры, атрибуция которых приведена в примечаниях; повторяющиеся цитаты считаются отдельными примерами, но не увеличивают, естественно, общего количества бейтов поэта. с. 438 - 447).
____________________________________________
Абд ал-Васи Джабали, 3 пр. / 5 бейтов — Абд ал-Васи б. Абд ал-Джам Гурджистани Джабали (ум. 1160), панегирист, мастер изощренного восхваления, служил при дворе Бахрам-шаха Газнавида, затем султана Санджара. Диван издан 3. Сафа (Тегеран, 1960, 1962).
Абу-л-Аббас Имами, 1 пр. / 2 бейта.
Абу-л-Маали Рази, 3 пр. / 4 бейта — поэт-панегирист (ум. 1146/1147) при дворе Гийас ад-Дина Масуда б. Малик-шаха Сельджукида. В источниках ("Хадаик" Ватвата, "Лубаб ал-албаб" Ауфи) сохранилось несколько принадлежащих ему касыд. Средневековые критики высоко ценили его мастерство, в частности Рашид Ватват в кыте восхваляющей поэзию, упоминает Абу-л-Маали Рази рядом с Унсури [Сафа, 1363 г.х., т. 2, с. 601].
Абу Наср Кундури, 1 пр. / 2 бейта — Амид ал-Мулк Абу Наср Кундури, министр Алп-Арслана Сельджукида. Даулатшах сообщает, что по его приказу бумаги султанского дивана стали составлять по-персидски (до этого документация велась на арабском языке) [Даулатшах, 1338 г.х., с. 26].
Абу Сулайк Гургани, 2 пр. / 2 бейта — современник саффаридского правителя Амра б. Лайса (878—902), один из самых ранних поэтов, писавших на новоперсидском языке.
Абу Тахир Хатуни, 1 пр. / 4 бейта — литератор, служивший Сельджукидам, автор несохранившейся истории Сельджуков и старейшей литературной антологии, также не дошедшей до нашего времени, но цитируемой в Тазкират аш-шуара Даулатшаха и ряде других источников, см. [Крымский, 1981, с. 330].
Абу Тахир Хусравани, 1 пр. / 2 бейта — Абу Тахир Таййиб б. Мухаммад Хусравани, хорасанский поэт эпохи Саманидов, сохранившиеся образцы его стихов см. в [Сафа, 1363 г.х., т. 1, с. 398 — 399].
Абу-л-Фарадж Руни, 20 пр. / 23 бейта — Абу-л-Фарадж б. Масуд Руни, современник поздних Газневидов, поэт-панегирист, прославившийся при дворе султана Ибрахима б. Масуда (ум. 1099) и его сына, султана Масуда III (ум. 1115). Умер на рубеже XI — XII вв. Поэтическую технику Абу-л-Фараджа высоко ценил Анвари. "Диван" издан в Тегеране Рашидом Иасими [Сафа, 1363 г.х., т. 2, с. 470].
Абу Хафс Согди, 1 пр. / 1 бейт — Абу Хафс Хаким Согди, самаркандский поэт, автор старейшего примера из новоперсидской поэзии, цитируемого во многих антологиях. Традиция считала его поэтом эпохи Тахиридов (IX в.). Хр. Ремпис, проанализировав знаменитый бейт, показал, что в просодическом отношении (двенадцатисложный стих) он, скорее, должен был быть создан в VII в., что ставит под сомнение и время жизни поэта [Ремпис, 1951].
Абу Шукур Балхи, 4 пр. / 4 бейта — поэт X в. (род. 915/916), старший современник Рудаки. До нас дошло около 200 разрозненных, рассыпанных по тазкире и фархангам двустиший, среди них — отрывки из трех маснави [Рипка, 1970, с. 141].
Агаджи (Агачи?), 1 пр. / 3 бейта — Абу-л-Хасан Али б. Илйас Агаджи Бухараи, саманидский эмир, известный и как поэт, современник и покровитель Дакики. Писал стихи по-арабски и по-персидски. Саалиби в Татиммат ал-йатима, отмечая поэтическое мастерство Агаджи,. сообщает, что его диван был популярен в Хорасане, однако до нашего времени дошли лишь отдельные строки [Сафа, 1363, т. 1, с. 430].
Адам, 1 пр. / 3 бейта — согласно библейским и кораническим преданиям, первый человек. Мусульманская традиция относит Адама к числу пророков. По некоторым вариантам предания, связывающим Адама с Аравией, он говорил в раю на арабском языке, а на земле — на многих языках, в основном на сирийском [Пиотровский, 1991а, с. 20]. В Муджам Адаму приписаны стихи, оплакивающие Хабила (Авеля), которые, по мнению Шамс-и Кайса, переведены с сирийского на арабский.
Адиб Сабир, 3 пр / 7 бейтов — Шихаб ад-Дин Шараф ал-Удаба Сабир б. Исмаил Тирмизи, поэт-панегирист при дворе султана Санджара, выполнявший также и различные дипломатические поручения правителя. Направившись по приказу Санджара ко двору Хорезмшаха Атсыза, плетущего интриги против своего сюзерена, Адиб Сабир был обвинен в шпионаже и по приказу Атсыза утоплен в Джейхуне (между 1143 и 1148 годами). Поэт славился непревзойденным изяществом в употреблении сложнейших поэтических фигур, Анвари, сам будучи мастером, писал в одном из стихотворений: "Я таков, как Санаи, но все же не таков, как Сабир". Диван не издан, хотя в библиотеках Ирана и в частных собраниях имеется несколько рукописей [Сафа, 1363 г.х., т. 2, с. 644].
Азраки, 16 пр. / 36 бейтов — Абу Бакр (Абу Махасин) Зайн ад-Дин Афзал ад-Дин б. Исмаил Варрак Харави, ведущий поэт при дворе сельджукидского принца Шамс ад-Дина Туганшаха, наместника Алп-Арслана (1063-1072) в Хорасане. Мастер панегирика, славословил также сельджукидского принца Амиран-шаха Ибн Каварда. В доме его отца, Исмаила Варрака, по преданию, скрывался от Махмуда великий Фирдоуси. Диван, по-видимому, неполный, издан Саидом Нафиси в Тегеране (1957).
Амак Бухари, 2 пр. / 3 бейта — Амир аш-Шуара Абу-л Наджиб Шихаб ад-Дин Амак Бухараи (1048/1049—1147), поэт, возглавлявший литературный круг при дворе Хизр-хана Караханида, мастер изощренной касыды. Диван его, дошедший во фрагментах, собран Саидом Нафиси (Тегеран, 1960).
Анвари, 68 пр. / 171,5 бейта — Аухад ад-Дин Мухаммад б. Мухаммад (согласно Лубаб ал-албаб Ауфи) или Аухад ад-Дин Али б. Исхак (согласно Кашф аз-зунун Хаджи Халифы) Анвари Абиварди (ок. 1126 — ок. 1169), о дискуссии по поводу даты смерти см. [Сафа, 1363 г.х., т. 2, с. 664], непревзойденный мастер панегириков, творчество которого оказало большое влияние на изменение стиля классической персидской поэзии и формирование так называемого иракского стиля (в этом смысле показательна ведущая роль принадлежащих ему иллюстративных бейтов в Муджам). В течение всей жизни поэт был связан с Сельджукидами, главным образом с двором султана Санджара. По мнению 3. Сафа, Анвари, наряду с Захиром Фарйаби, выработал ту манеру "безыскусной красоты и прелести" в сочинении газелей, которая была доведена до совершенства в творчестве Саади. Основные приметы меняющегося стиля сложения касыды у Анвари 3. Сафа видит в усложнении семантики образов (маани) и введении при этом в высокую поэзию элементов современного Анвари разговорного языка, а также в использовании значительного количества дотоле не употреблявшихся в стихах арабизмов, научной и философской терминологии [Сафа, 1363 г.х., т. 2, с. 667]. Диван издан М. Разави в Тегеране (т. 1, 1337 г.х.; т. 2, 1340 г.х.).
Асджади, 1 пр. / 2 бейта — Абу Назар Абд ал-Азиз б. Мансур ал-Асджади ал-Марвази (ум. ок. 1050), поэт газнавидского круга, панегирист Махмуда Газнавида. Более 200 бейтов из его стихов сохранилось в различных тазкире, фархангах и трактатах по поэтике (Лубаб ал-албаб Ауфи, Маджма ал-фусаха Хидайата, Лугат-и фуре Асади Туси, Тарджуман, Хадаик).
Асир Ахсикати, 2 пр. / 3 бейта — авторы поздних тазкире (Даулатшах, Хидаиат) приводят его имя в форме "Асир ад-Дин". Выходец из среднеазиатской области Фергана. Был связан с двором сельджукского султана Рукн ад-Дина Арслана б. Тугрула, а позднее — с дворами азербайджанских атабеков, главным образом — Кызыл-Арслана. Традиционные критики отмечают изощренную технику Асира, его изящество в употреблении сложных радифов и мастерство в выполнении разнообразных поэтических заданий (илтизамат). Согласно А. Крымскому, умер в 1212 г. в Азербайджане [Крымский, 1981, с. 380], Я. Рипка приводит 1174 г. [Рипка, 1970, с. 208], 3. Сафа считает наиболее вероятной датой смерти 1182 г. (577 г.х.) или же 1175 г. (570 г.х.) [Сафа, 1363 г.х., т. 2, с. 709].
Ашрафи Самарканди, 1 пр. / 2 бейта.
Бахрам Гур, 1 пр. / 1 бейт — царь из династии Сасанидов Варахран V (420 — 438), от которого авторы средневековых тазкире ведут происхождение новоперсидской поэзии.
Бахрами, 1 пр. / 2 бейта — Абу-л-Хасан Али Бахрами Сарахси, поэт, живший при первых Газневидах (Хидайат в Маджма ал-фусаха называет его современником Сабуктегина, а Амин Ахмад Рази в Хафт иклим отмечает, что он жил во время султана Махмуда) [Сафа, 1363 г.х., т. 1, с. 568]. Автор не дошедших до нас книг по персидскому (арузу, рифме, поэтическим мотивам (маани), плагиатам и степеням заимствования, от сочинений которого Низами Арузи советует не отступать тому, кто взялся постигать ремесло поэта [Низами Арузи, 1963, с. 60]. Умер в начале XI в.; фрагменты его собственных стихов, сохранившиеся в ряде тазкире, демонстрируют, по мнению 3. Сафа, что Бахрами находился под сильным влиянием стиля саманидской поэзии [Сафа, 1363 г.х., т. 1, с. 568].
Бу-л-Аббас Имами — см. Абу-л-Аббас Имами.
Бу-л-Маали Рази — см. Абу-л-Маали Рази.
Бу Наср Кундури — см. Абу Наср Кундури.
Бу Сулайк Гургани — см. Абу Сулайк Гургани.
Бу Шукур Балхи — см. Абу Шукур Балхи.
Газайири, 5 пр. / 7 б. — Абу Зайд Мухаммад б. Али ал-Газайири ар-Рази (XI в.), придворный поэт Буидов. Ауфи в Лубаб ал-албаб дает ему высокую оценку и сообщает, что поэт посылал касыды Махмуду Газнавиду. Диван не сохранился, дошли лишь разбросанные по источникам отрывки произведений.
Газвани Лаукари, 2 пр. / 2 бейта — Абу-л-Хасан Али Мухаммад Газвани Лаукари (так имя огласовано у Сафа, Е.Э. Бертельс дает форму "Лукари"), родом из Лаукара в окрестностях Мерва. О жизни поэта известно мало. Он был современником саманидского эмира Нуха II (976—997), считался мастером касыды и тагаззула, однако сохранившиеся в традиции бейты его крайне немногочисленны.
Дакики, 6 пр. / 11 бейтов (+ 1пр. / 1 бейт с сомнительной атрибуцией) — Абумансур Мухаммад б. Ахмад Дакики (род. до середины X в., ум. между 976 и 981), поэт, прославлявший в начале творческого пути эмиров Чаганийана, бывших вассалами Саманидов, а позднее и самих саманидских правителей. Знаменит не только и не столько как автор первоклассных любовных и лирических насибов, сколько как знаток иранской старины и предшественник Фирдоуси, сочинивший по заказу Саманида Нуха II книгу Шах-наме, около тысячи бейтов из которой Фирдоуси включил в свою поэму (по разным данным, героический эпос Дакики составлял от 9000 до 20 000 бейтов).
Джамал Мухаммад Абд ар-Раззак, 2 пр. / 100 бейтов — Джамал ад-Дин Мухаммад Абд ар-Раззак Исфахани (ум. 1192), поэт и художник исфаханского круга. Воспевал иракских Сельджукидов, а также знатные исфаханские роды Худжандийе и Саидийе. Творчество Джамал ад-Дина многообразно в жанрово-тематическом отношении (панегирики, описания - васфы любовные газели, философские, дидактические и сатирические стихи, загадки - лугзы, представленные в формах касыды, строфического стихотворения, кыта, газели и рубаи). Литературную манеру Джамал ад-Дина отличает, по мнению 3.Н. Ворожейкиной, "редкая для средневековой персоязычной поэзии простота и искренность, поразительная зрелищность образов" [Ворожейкина, 1984, с. 26]. Диван издан полностью в 1941 г. Вахидом Дастгарди.
Дейлеми, 2 пр. / 7 бейтов.
Захир, 9 пр. / 35 бейтов — Захир ад-Дин Абу-л-Фазл Тахир Фарйаби (ум. 1201/22 в Тебризе), поэт-панегирист, следовавший традиции хвалебных од Анвари и Хакани. Жил при дворах Мазандарана, Нишапура, Азербайджана. Я. Рипка характеризует его как поэта, заимствовавшего у Анвари совершенное риторическое искусство, но не наполнявшего его таким же чувством [Рипка, 1970, с. 208]. Куллийат издан в Лакнау в 1890 г.
Зинати, 1 пр. / 1 бейт — Абд ал-Джаббар Зайнаби Алави Махмуди (1-я пол. XI в.), поэт газнавидского круга, панегирист двора султана Махмуда, позднее — фаворит Масуда Газнавида, сменивший Унсури. В ряде источников (Чахар макале Низами Арузи, Лубаб ал-албаб Ауфи) его имя, как и в Муджам, дается в форме Зинати. Диван поэта не сохранился, авторы тазкире цитируют лишь немногочисленные бейты. Абу-л-Фазл Бейхаки в своей "Истории" называет его имя, перечисляя великих мастеров той поры, и приводит анекдоты о грандиозных дарах, которыми осыпал Масуд своего восхвалителя.
Имади, 10 пр. / 28 бейтов — Имади Газнави, поэт, о котором Даулатшах упоминает, перечисляя современников шейха Санаи (ум. 1130/1131), наряду с Сеййидом Хасаном Газнави, Мухтари, Хакимом Сузани и Анбари [Даулатшах, 1338 г.х., с. 78].
Йаруб б. Кахтан, 1 пр. / 2 бейта - Йаруб б. Кахтан б. Абир б. Шалих б. Арфахшад б. Сам б. Нух, один из великих кахтанидских царей, правивших в период расселения кахтанидов по Аравийскому полуострову и упоминающихся в кахтанидском предании [Пиотровский, 1977, с. 31].
Йусуф Арузи, 1 пр. / 2 бейта — поэт X в., стихи которого сохранились лишь в Аугат-и фуре Асади Туси и Myджам Шамс-и Кайса. 3. Сафа выдвинул предположение, что адиб Абу Йусуф, упоминаемый Радуйани в Тарджуман как автор сочинения о персидском арузе, и Йусуф Арузи — одно и то же лицо [Сафа, 1363 г.х., т. 1, с. 437].
Кайини Варрак, 1 пр. / 3 бейта.
Камал ад-Дин Исмаил Исфахани, 13 пр. / 16,5 бейтов (1 бейт — с сомнительной атрибуцией) — Камал ад-Дин Исмаил б. Джамал ад-Дин Мухаммад Абд ар-Раззак Исфахани, поэт, носивший почетное прозвище Халлак ал-маани (Создатель образов). Родился около 1172/73 г. в Исфагане. Сын другого известного поэта исфаганской школы, Джамал ад-Дина б. Абд ар-Раззака. Панегирист знатного исфаганского рода Саидийе. Погиб в 1237 г., после захвата Исфагана монголами. Диван издан Хусайном Бахр ал-Алави (Тегеран, 1970).
Катран, 1 пр. / 2 бейта — возможно, Шараф аз-Заман Хаким Абу Мансур Катран Азуди Табризи (ум. после 1072), поэт "азербайджанской" школы, живший при дворах эмиров в Табризе и Гандже и посвящавший панегирики правителям из местных династий. Один из первых поэтов, увлекшихся так называемой касида-йи масну — "искусственной" касыдой, демонстрирующей владение высокой верификационной и риторической техникой. Возможно, однако, что пример принадлежит другому поэту, жившему на сто лет раньше, Катрану Тирмизи, предполагаемому автору Каус-наме, которого нередко путают с Катраном Табризи, см. [Сафа, 1363 г.х., т. 2, с. 421 и сл.].
Кафи Зафар Хамадани, 1 пр. / 2 бейта — поэт эпохи Сельджукидов, о котором Ауфи сообщает, что он был современником Малик-шаха (ум. 1092). Стихи, сохранившиеся лишь в Myджам и Лубаб ал-албабу демонстрируют, по мнению 3. Сафа, образцы столь зрелого "иракского" стиля, что заставляют предположить, не имел ли в виду (Ауфи другого Малик-шаха — Муин ад-Дина Малик-шаха б. Махмуда б. Мухаммада 6. Малик-шаха (ум. 1154) [Сафа, 1363 г.х., т. 2, с. 599]; тогда Кафи Хамадани оказался бы поэтом XII в., эпохи расцвета "иракского" стиля.
Кивами Ганджайи, 1 пр. / 3 бейта — Кивами Мутарризи Ганджайи (Ганджави), по сообщению Даулатшаха и Хидайата, родной брат Низами Ганджави (Даулатшах сообщает, что "Мутарризи" было их фамильным прозвищем [Даулатшах, 1338 г.х., с. 98]). Похвальные оды Кивами могут служить, по мнению А. Крымского, "образчиком для ознакомления со всеми характерными ухищрениями вычурной стилистики XII в." [Крымский, 1981, с. 378—379]. Диван сохранился в нескольких рукописях, в частности, в прекрасном, по оценке А. Крымского, списке XIV в., принадлежащем Британскому музею.
Кисаи, 2 пр. / 8 бейтов — Абу-л-Хасан (согласно "Чахар макале" Низами Арузи) или Абу-л-Исхак (согласно "Маджма ал-фусаха" Хидайата) Маджд ад-Дин Кисаи Марвази (род. 953). Жил на исходе эпохи Саманидов и в начале эпохи Газнавидов, Ауфи включает его в число поэтов, воспевавших род Сабуктегина. Поэт "до пятидесяти лет возносил хвалу Саманидам, Аббасидам и султану Махмуду, бывшим суннитами, а позднее стал рьяным шиитом" [Рипка, 1970, с. 143]. Диван не сохранился, однако в Аугат-и фуре и основных тазкире представлены образцы как светских панегириков, так и кыта, восхваляющие пророка Мухаммада, с очевидной шиитской ориентацией. Большую подборку стихов Кисаи см. в [Сафа, 1363 г.х., т. 1, с. 441-449].
Кусаййир, 1 пр. / 0,5 бейта — арабский поэт узритского направления (ум. 723), прославился как панегирист дома Омейядов, сочинявший восхваления, сатиры и элегии, а также как автор и герой любовных стихов, посвященных замужней и недоступной даме сердца —'Аззе. В персидских тазкире его имя встречается нередко в форме "Кусаййири-и Азза" — "Кусаййир, принадлежащий Аэзе".
Ламии Гургани, 2 пр. / 5 бейтов — Абу-л-Хасан Мухаммад б. Исмаил Бакр Абади Ламии Дихистани Гургани (род. ок. 1021), был панегиристом султана Малик-шаха и его министра Низам ал-Мулка. Умер, возможно, в Самарканде, при султане Санджаре. Стихи сохранились частично, диван (1238 бейтов) издан в 1940 г. Саидом Нафиси, в предисловии собраны и критически рассмотрены сообщения источников о биографии поэта.
Лулуи, 1 пр. / 2 бейта — поэт, о котором Низами Арузи упоминает, перечисляя панегиристов, увековечивших "имена царей рода хакана", т.е. Караханидов, тюркской династии, стоявшей во главе государства Караханидов в Средней Азии (927—1212), см. [Низами Арузи, 1963, с. 57]. Поскольку имя Лулуи открывает список, в котором далее приведены имена Амака Бухари (ок. 1048—1147) и его современника Рашиди Самарканди, его творчество, по-видимому, относится к XI — нач. XII в.
Мансур Мантики, 2 пр. / 2 бейта — Мансур б. Али Мантики Рази (ум. 997), панегирист буидского ваэира Сахиба б. Аббада. Диван не сохранился.
Мансур Фиргани,кази, 1 пр. / 1 бейт.
Манучихри, 7 пр. / 21 бейт — Абу-н-Наджм Ахмад б. Каус б. Ахмад Дамгани, с литературным именем Манучихри (Минучихри), ум. 1040/1041, придворный панегирист Масуда б. Махмуда Газнавида, входит, наряду с Унсури и Фаррухи, в триаду крупнейших поэтов, составивших славу газнавидской касыды. Наиболее полный диван, реконструированный по авторитетным источникам, издан Дабиром Сийаки (Тегеран, 1968).
Маруфи, 2 пр. / 3 бейта — Абу Абдаллах Мухаммад б. Хасан Маруфи Балхи, саманидский поэт, по свидетельству Ауфи, посвящавший панегирики эмиру Рашиду Абд ал-Мулку б. Нуху. Известен прекрасным знанием арабского языка и обыгрыванием в стихах арабской лексики.
Масуд Сад Салман, 1 пр. / 10 бейтов — придворный поэт газнавидского круга (ум. 1121 или 1130/31), панегирист потомков Махмуда, правивших в Северо-Западной Индии. Писал по-персидски и по-арабски, сохранился персидский диван (издан в 1960 г. Рашидом Насими) и ряд арабских бейтов (частично в Хадаик ас-сихр Ватвата).
Махмуд Камар[и], эмир, 1 пр. / 2 бейта.
Махсати, дабир, 1 пр. / 2 бейта (+ 2 пр. / 3 бейта с сомнительной атрибуцией) — возможно, Махсати-дабира, поэтесса и собеседница султана Санджара (варианты произношения имени — "Мехисти" или "Махасти", см. об этом [Крымский, 1981, с. 292]), прославилась своими четверостишиями-экспромтами весьма вольного содержания. Диван не сохранился. Биографии и творчеству Махсати посвящена специальная монография Мейера, см. [Meier, 1963].
Муаййади (Муаййад), 1 пр. / 7 бейтов — возможно, Муаййад ад-Дин Насафи (сер. XII в.), отец Шихаб ад-Дина Муаййада Насафи (см. ниже), поэт, восхвалявший Джалал ад-Дина Али Чагры-хана, караханидского правителя Самарканда. Однако 3. Сафа не упоминает Муджам среди источников, в которых приведены стихи Муаййада Насафи [Сафа, 1363 г.х., т. 2, с. 767-769].
Муджир ад-Дин Байлакани, 2 пр. / 10,5 бейтов — Абу-л-Макарим Муджир ад-Дин Байлакани (обиходное литературное имя Муджир), ученик Хакани. Служил в качестве придворного поэта азербайджанским атабекам-ильдегизидам. В творчестве был последователем газнавидской школы Фаррухи — Манучихри. Известен в традиции стихотворной перепалкой с исфаханскими поэтами, в которую оказался втянут и его учитель Хакани. Умер, вероятно, в 1190 г. Диван издан в Мешхеде в 1964 г., издатель — Таки Биниш.
Муиззи, 31 пр. / 71 бейт — Абу Абдаллах Мухаммад б. Абд ал Малик Нишапури, известный под именем Муиззи (ум. между 1123 и 1127 гг.). Крупный мастер панегирической, технически изощренной касыды, уделявший особое внимание отделке описаний (васф) и высоко ценимый средневековыми критиками за умение добиваться естественности звучания стиха и недостижимой простоты выражения (сахл-и мумтани). Возглавлял литературный круг при сельджукском дворе в Исфагане, посвящал оды Малик-шаху и султану Санджару. Прекрасное критическое издание дивана Муиззи подготовлено и опубликовано Аббасом Икбалом (Тегеран, 1939 г.).
Мулкабади (Малкабади), 1 пр. / 2 бейта.
Муиджик Тирмизи, 3 пр. / 4 бейта — Абу-л-Хасан Али б. Мухаммад Мунджик Тирмизи (2-я пол. X в.), панегирист эмира Абу Музаффара Чагани, прославился, в частности, своими сатирами. Диван поэта был популярен в XI—XII в. (в Сафар-наме Насира Хосрова помещен рассказ о том, как им пользовался поэт Катран), но не сохранился; Асади Туси включил довольно много примеров из стихов Мунджика в свой Фарханг, ряд бейтов включен в наиболее авторитетные трактаты по поэтике и литературные тазкире.
Мутанабби, 1 пр. / 1 бейт — Абу-т-Тайиб Ахмад б. ал-Хусайн (915—965), один из крупнейших арабских поэтов периода распада Аббасидского халифата, оказавший заметное влияние на персидскую поэзию XI—XII вв.
Мухтари Газнави, 3 пр. / 8 бейтов — Абу-л-Мафахир Абу Умар Усман б. Умар Мухтари Газнави (ум. ок. 1149), поэт, служивший Газнавидам, а в конце жизни — кирманским Сельджукам. Считал себя учеником Масуда Сада Салмана, а сам, в свою очередь, стал наставником Санаи. Известен касыдами, полными, по мнению Санаи, свежих и нетронутых образов, а также продолжением Шах-наме — поэмой Шахрийар-наме. Сохранился фрагмент поэмы и диван в ряде списков, см. [Бертельс, 1960, с. 401; Сафа, 1363 г.х., т. 2, с. 501—507].
Натанзи (c£jJÜaJ), 6 пр. / 12 бейтов — Бади аз-Заман Абу Абдаллах Хусайн б. Ибрахим Натанзи (ум. ок. 1104), филолог и литератор, писавший по-арабски и по-персидски, автор сочинения Дастур ал-лугат, большая часть которого представляет собой арабо-персидский словарь.
Рабиа бинт Каб, 1 пр. / 1 бейт (атрибуция по Тарджуман) — Рабиа бинт Каб Куздари Балхи. Согласно Ауфи, газнавидская поэтесса, писавшая на арабском и персидском. Прославилась стихами, которые традиция связывает с ее трагической любовью к гуляму Бекташу. Рассказ об этом включен Аттаром в Илахи-наме.
Рабинджанни, 1 пр. / 1 бейт — Абу-л-Аббас Фазл б. Аббас Рабинджанни, саманидский поэт (даты жизни неизвестны). Ауфи поместил в Лубаб ал-албаб его кыта, оплакивающее кончину эмира Насра II, следовательно, поэт был жив в 943 г.
Рази ад-Дин Нисабури (Нишапури), 10 пр. / 42 бейта — Рази ад-Дин Абу Джафар Мухаммад Нишапури (ум. 1203), богослов, филолог и поэт-панегирист сельджукидского круга, в частности, писал панегирики Рашиду Ватвату. По сообщению Ауфи, его диван насчитывал 4000 бейтов (рукопись дивана имеется в библиотеке Саида Нафиси [Сафа, 1363 г.х., т. 2, с. 849]).
Рафии, 3 пр. / 3 бейта — возможно, Рафии Нишапури, о котором Низами Арузи упоминает в ряду поэтов, увековечивших имена царей Табаристана [Низами Арузи, 1963, с. 57].
Рашид Ватват, 17 пр. / 68 бейтов — Рашид ад-Дин Ватват (ум. 1177/78), придворный поэт и начальник канцелярии Хорезмшаха Атсыза, автор знаменитого трактата Хадаик ас-сихр фи дакаик аш-шир, послужившего одним из источников сочинения Шамс-и Кайса. О нем см. предисловия к [Ватват, б.г.; Ватват, 1339 г.х.; Хадаик].
Рашиди Самарканди, 1 пр. / 26 бейтов — Абу Мухаммад Рашиди Самарканди (2-я пол. XI в.), придворный поэт Хызр-Хана б. Ибрахима Караханида. У Низами Арузи сохранился рассказ о соперничестве Рашиди и Амака Бухари [Низами Арузи, 1963, с. 78—79].
Рудаки, 11 пр. / 17 бейтов (+ 1 пр. / 1 бейт с сомнительной атрибуцией) — Абу Абдаллах Джафар б. Мухаммад Рудаки Самарканди (ум. 941), по прозванию "Адам поэтов", признан в традиции родоначальником классической поэзии на новоперсидском языке. Диван не дошел до нашего времени, однако начиная с 1873 г. (издание Г. Эте) сохранившиеся фрагменты (монорифмические стихи в жанре восхваления, порицания, элегии, а также рубаи и маснави) неоднократно издавались. Подробнее об истории освоения наследия Рудаки см. в предисловии к отечественной публикации критического текста его стихов [Брагинская, 1987, с. 5—17].
Сайфи Нисабури (Нишапури), 1 пр. / 6 бейтов — Али б. Ахмад Сайфи Нишапури (2-я пол. XII в.), поэт, ученик Фарида Катиба, бывшего, в свою очередь, учеником Анвари. Известен как автор газелей и "искусственных" (масну) касыд; особенную популярность снискала касыда, повторяющая в каждом полустишии слова санг-у-сим (камень и серебро), именно она процитирована и в Муджам.
Санаи, 13 пр. / 21 бейт — Абу-л-Маджд Мадждуд Санаи (ум. 1130/1131), по определению Я.Рипки, первый великий поэт тасаввуфа, современник позднейших Газнавидов. Одним из первых начал писать газели мистического плана, но более известен как автор дидактических маснави. Диван издан в 1942 г. в Тегеране Мударрисом Разави с подробным предисловием и обширными комментариями.
Сеййид Хасан Ашраф Газнави — см. Хасан Газнави.
Сузани, 2 пр. / 28 бейтов -— Шамс ад-Дин Мухаммад б. Али Сузани Самарканди (ум. ок. 1179), самаркандский поэт, не состоявший при дворах, но посылавший касыды различным правителям-современникам, в частности, султану Санджару. Прославился своими сатирами и инвективами, в значительной части непристойными. Диван издан в Тегеране в 1959 г. Насир ад-Дин Шахом Хусайни.
Табиди (Тайиди?) Рази, 1 пр. / 2 бейта.
Унсури, 9 пр. / 14 бейтов — Абу-л-Касим Хасан б. Ахмад Балхи, с литературным именем Унсури, панегирист и царедворец султана Махмуда Газнавида и его сына Масуда. Родился предположительно в 959/960 г., умер в 1039/1040 г. Поэт носил придворный титул Малик аш-шуара и возглавлял газнавидский литературный круг (туда входили, в частности, Фаррухи и Манучихри, признанные вместе с Унсури тремя лучшими мастерами придворной касыды). Подробную характеристику творчества Унсури см. в [Бертельс, 1988, с. 8—201].
Фалаки Ширвани, 1 пр. / 2 бейта — Наджм ад-Дин Абу-н-Низам Мухаммад Фалаки Ширвани (ум. ок. 1181), поэт-панегирист азербайджанской школы, ученик Абу-л-Ала Ганджави, соперник и постоянный недруг Хакани. Известен как автор трактата по астрологии Ахкам-и нуджум, широко использовал в касыдах "астрологические" образы. Диван издан в Лондоне в 1929 г. индийским ученым Хади Хасаном.
Фарид ад-Дин Аттар, 1 пр. / 1 бейт — Фарид ад Дин Абу Хамид Мухаммад б. Абу Бакр Иорахим б. Исхак Аттар Кадкани Нишапури (родился, согласно Даулатшаху, в 1119 г., согласно С. Нафиси, ок. 1142 г., умер ок. 1229 г.), крупнейший представитель литературы иранского суфизма, автор дивана касыд и газелей мистического содержания, большого количества аллегорических суфийских поэм, а также прозаического сборника биографий святых Тазкират ал-аулийа. Как диван, так и основные суфийские поэмы, а также Тазкират неоднократно издавались, библиографию лучших изданий см., например, в [Schimmel, 1976].
Фаррухи Саджази, 4 пр. / 5 бейтов — Абу-л-Хасан Али б. Джулуг Систани, с литературным именем Фаррухи, родился в Систане, предположительно во второй пол. X в., ум. в 1037/1038 г. Выдающийся поэт, певец, музыкант, прославился лирическими вступлениями к касыдам. Был придворным панегиристом сначала при дворе эмира Абу-л-Музаффара Мухтаджа в Чаганийане, затем — Махмуда и Масуда Газнавидов. Диван поэта реконструирован Дабиром Сийаки (8875 бейтов), издан в Тегеране (1957 г.).
Фахр ад-Дин Мубаракшах Гури, 1 пр. / 6 бейтов — Фахр ад-Дин Мубаракшах Мухаммад б. Мансур б. Саид б. Абул-Фарадж б. Джалил (ум. ок. 1208), писатель и ученый, автор Тарих-и Фахр ад-Дин-и Мубаракшах.
Фирдоуси, 2 пр. / 6 бейтов — Абу-л-Касим Мансур (Хасан, Ахмад) Фирдоуси Туси (родился, согласно 3. Сафа, ок. 942 г., умер ок. 1021 г.), поэт, создавший иранский национальный эпос — монументальную поэму Шах-наме.
Фируз Машрики, 1 пр. / 2 бейта — поэт времен правления Саффаридов, современник Амра б. Лайса (878—902), из стихов которого в поэтиках и тазкирс сохранились считанные бейты.
Хакани, 10 пр. / 27 бейтов — Афзал ад-Дин Бадил (Ибрахим) б. Али Хакани Ширвани (ок. 1121—1199), поэт закавказского круга, мастер панегирической касыды, которого авторы тазкире нередко ставят в один ряд с Анвари по "недостижимой простоте" их поэтического языка. Диван издавался неоднократно, в частности, в Тегеране в 1937 г. (издание Абд ар-Расули) и в 1957 г. (издание М. Аббаси и X. Нахаи).
Хасан Газнави, сеййид, 6 пр. / 45 бейтов — возможно, Ашраф (или Шараф) ад-Дин Абу мухаммад Хасан б. Мухаммад Хусайни Газнави (ум. ок. 1160 — 1162), часто упоминаемый в источниках по лакабу Ашраф или тахаллусу Хасан, богослов и проповедник, а также поэт-панегирист, получивший известность при дворе Бахрам-шаха Газнавида. Диван издан Мударрисом Разави в Тегеране в 1948 г.
Хафаф(?), 1 пр. / 3 бейта.
Хусрави, 1 пр. / 1 бейт — Абу Бакр Мухаммад б. Али Хусрави Сарахси, представитель самого раннего этапа персидской поэзии, писавший на двух языках. Посвящал восхваления Зийариду Шамс ал-Маали Кабусу б. Вушмгиру, а также прославленному вазиру Буидов Сахибу б. Аббаду (ум. 995).
Шакир Бухари, 1 пр. / 2 бейта — принадлежит к числу самых ранних поэтов, жил в середине и второй половине X в. в Мавераннахре. Его имя и стихотворные примеры приводятся в трактатах Радуйани и Шамс-и Кайса, особенно широко его цитирует Асади Туси в Лугат-и фуре. Об ошибочном отождествлении Шакира Бухари с другим поэтом, Джуллабом, см. в [Сафа, 1363 г.х., т. 1, с. 400].
Шамс Табаси, 1 пр. / 1 бейт — Шамс ад-Дин Мухаммад б. Абд ал-Карим Табаси (согласно Ауфи, умер ок. 1222 г., согласно Хидайату, ок. 1228, Казвини в Асар ал-билад сообщает, что Шамс Табаси умер в молодости), хорасанский поэт, современник Ауфи. Диван, сохранившийся в рукописи, содержит касыды, газели, кыта и рубаи (ок. 2000 бейтов). Довольно подробные биографии Шамса Табаси, включающие имена вазиров, которым поэт посвящал произведения, приведены в Лубаб ал-албаб Ауфи и в Тазкират аш-шуара Даулатшаха. Авторы тазкире отмечают, что Шамс следовал в сложении касыд путем Анвари, употребляя особенные обороты речи (таркибат-и хае) и вводя в стих новые и необычные мотивы и темы. Подборку стихов поэта см. в [Сафа, 1363 г.х., т. 2, с. 837—844].
Шараф Шафарва, 4 пр. / 4 бейта — Шараф ад-Дин Шафарва, или Шуфурве (ум. 1202), поэт-панегирист, принадлежал к исфаханскому литературному кругу (основным литературным покровителем его был, по мнению М. Казвини, атабек Джахан Пахлаван Шамс ад-Дин Мухаммад), по оценкам Ауфи, пользовался значительной известностью и был исключительно искусен в сложении панегириков и газелей. Диван поэта дошел до нашего времени в составе рукописных сборннков-джунгов, насчитывает ок. 7000 бейтов, см. [Ворожейкина, 1984, с. 32—34].
Шахид, 1 пр. / 0,5 бейта — возможно, Абу-л-Хасан Шахид б. Хусайн Балхи, один из самых ранних саманидских поэтов, современник Рудаки. В фархангах и тазкире сохранились отрывки из его касыд, главным образом "весенние" и любовные насибы.
Шихаб Муаяйад Насафи, 1 пр. / 1 бейт — Шихаб ад-Дин Ахмад б. Муаййад Насафи (2-я пол. XII в.), поэт, творчество которого Низами Арузи связывает с домом Сельджукидов (приводя его имя в форме "Шихаби"). Однако сохранившиеся фрагменты восхвалений посвящены среднеазиатским правителям, в особенности Рукн ад-Дину Килич Тамгач-хану Масуду Караханиду, пришедшему к власти в 1163 г. Известно, что Шихаб был современником Сузани и писал на него сатиры. Образцы стихов Шихаба (сверх того, что приводят в своих тазкире Ауфи и Хидайат) см. в [Сафа, 1363 г.х., т. 2, с. 770-774].
________________________________________________
Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Кайс ар-Рази, "Свод правил персидской поэзии /ал-Муджам фи маайир ашар ал-аджам", Ч. II. "О науке рифмы и критики поэзии", пер. с персидск., исслед. и коммент. Н.Ю. Чалисовой, М.: "Восточная литература" РАН, сер. "Памятники письменности Востока", CVI, ISBN 5-02-016567-0, 1997. — 470 с.
(Первый перевод на русский язык раннего персидского трактата об искусстве сочинения стихов знаменитого Шамс-и Кайса Рази, сопровождается исследовательским введением и детальным комментарием.)
К оглавлению: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2572348.html
________________________________________________
Подарок доброго кота uylenspiegel
Tags: библиография, иран, история, поэзия, поэт
Subscribe

  • шуточки (из мыла :)

    _________________ Половой вопрос ___________________________ Я молилась Богу, чтобы он дал мне хорошего мужа. И Бог дал мне хорошего мужа. А вот…

  • How Common Is a Misdiagnosis?

    A misdiagnosis... happens more often than you probably realize. Statistics vary 1. in outpatient or clinic settings - 5% of the time (according…

  • У людей скромные представления об «идеальной» жизни

    Казалось бы, каждый человек хочет быть здоровее, счастливее, умнее - И, если бы ему представилась возможность довести эти качества до миксимума,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments