Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

Вадим Кожинов, "Фигура Евгения Евтушенко"

(Попробуйте найти Евтушенко на этом леворюцыонном плакате. - Х.Н.)

(Он - подмышкой у гегемона, в окружении гарачих чюрканов.
Крайний слева в том же первом ряду - Гитлер в наполеоновской панамке.- Х.Н.)

Культ Сталина после Победы 1945 года стал поистине беспредельным

- и это имело тяжелые последствия во многих сферах жизни страны,
- в частности, в литературе
- притом наиболее прискорбным было воздействие ... культа на сознание и поведение тех, кто тогда только вступал на литературный путь

Ярким образчиком может служить в этом отношении фигура Евгения Евтушенко

- достигшего чрезвычайной популярности,
- в силу чего он стал достаточно значительным явлением самой истории 1950—1970 годов
- (другой вопрос — как оценивать сие явление),
- хотя никак нельзя причислить сочиненное им к значительным явлениям поэзии.
- Недавно был опубликован посвященный Евтушенко раздел из “Книги воспоминаний и размышлений” Станислава Куняева
Я согласен со всеми его суждениями, но считаю уместным добавить, что...

С объективно-исторической точки зрения, Евтушенко являет собой... “жертву культа Сталина”

- Это, как станет ясно из дальнейшего, отнюдь не “оправдывает” его
- но многое объясняет в его сочинениях и поступках
- восхваляя Сталина, Евтушенко выделялся из многоголосого хора “задушевностью”,
- благодаря чему и был за свою первую же тонкую книжку (в 1952 г.)
- немедля принят в члены Союза писателей СССР,
- минуя тогдашнюю ступень “кандидата в члены СП”, и
- стал, не имея аттестата зрелости (уникальный случай!), студентом Литературного института СП

Стоит привести его прямо-таки “интимные” строчки о Сталине
:
"В бессонной ночной тишине
Он думает о стране, о мире,
Он думает обо мне.
Подходит к окну. Любуясь солнцем,
Тепло улыбается Он.
А я засыпаю, и мне приснится
самый хороший сон"

Итак, даже хорошими снами Евтушенко обязан вождю!

Ныне Евтушенко “оправдывается”
:
“...я очень хорошо усвоил:
чтобы стихи прошли (то есть могли в 1949—1952 годах попасть в печать. — В.К.),
в них должны быть строчки о Сталине”

- Но это же - беспардонная ложь!
1. так, истинный поэт Владимир Соколов, начавший печататься почти одновременно с Евтушенко, в 1948-м,
- о Сталине не писал, и не потому, что был “антисталинистом”,
- а не желая добиваться “успеха” не имеющими отношения к творчеству “достижениями”
2. Позволю себе сослаться и на свой литературный путь:
- выступая в печати с 1946 года, я - при жизни Сталина - ни разу не упомянул о нем
- и опять-таки не потому, что в те времена “отрицал” вождя
- но потому, что считал воспевание его чем-то недостойным...

Евтушенко, “задушевно” превознося Сталина, конечно же, сознавал

- что это способ добиться громкого “успеха” без подлинного творческого труда...
- И он сразу же обрел статус “ведущего молодого поэта”,
- начал выступать “в одном ряду” с тогдашними “мэтрами”,
- например, на считавшейся наиважнейшей дискуссии о Маяковском в январе 1953 года,
- где ему, единственному из его поколения, предоставили слово
- стихи его стали публиковаться в газетах рядом со стихами самых “маститых”
- (разумеется, с официальной точки зрения) и т.д.
- В частности, будучи “незаконно” (без аттестата) принятым в Литинститут,
- он не счел нужным в нем учиться, ибо сам уже стал, в сущности, “маститым”

Я назвал Евтушенко “жертвой культа Сталина”, имея в виду, что

- именно этот культ создал условия, в которых громкий “успех” мог быть достигнут предельно легким путем
- Это, повторю, нисколько не оправдывает Евтушенко, ибо
- пуститься или нет на такой “путь” каждый человек решал сам.

Могут напомнить, что до Евтушенко многие подлинно значительные поэты воспевали Сталина

- в 1935 году это сделал (кстати, первым из русских поэтов) Пастернак,
- в 1945-м — Исаковский,
- в 1949-м — Твардовский.
- Но тут есть принципиальное различие:
- эти поэты уже имели к тому моменту бесспорное признание, достигнутое на пути творчества
- Совсем иное дело — превознесение вождя автором, еще ровно ничего не сотворившим:
- такой “дебют” затруднял или вообще преграждал путь к подлинному творчеству...

Твардовский и после “разоблачения” Сталина, не опасаясь гонений, воплощал в поэзии свои убеждения

- и это обнажает все ничтожество Евтушенко,
- ибо когда он позднее стал самым резким образом “разоблачать” Сталина,
- это было столь же конъюнктурным делом
- (кстати, тот же Владимир Соколов этим не занимался),
- как и прежние его восхваления.
- Вернее, даже более недостойным, ибо Евтушенко теперь добивался нового успеха,
- отвергая как раз то, что обеспечило ему прежний!

Сейчас Евтушенко рассказывает о том, как его “антисталинские стишки”

- (определение вполне адекватное, ибо с точки зрения художественной ценности они ничтожны)
- были напечатаны в главном органе ЦК КПСС “Правда” по распоряжению самого Хрущева
- Привыкнув к своему “пути”, он попросту не отдает себе отчета в том,
- что хвастаться таким оборотом дела по меньшей мере неприлично.
- Особенно если учесть, что в этом же своем мемуарном сочинении он с совсем уж наглой лживостью заявляет:
- “...я написал и чудом пробил сквозь цензуру “Наследники Сталина”
- (там же, с. 9. — Выделено мною. — В.К.)
- Ведь это все равно что похвальба зайца, победившего-де лису, ибо на его стороне выступил медведь!

Вероятно, следующее мое суждение будет воспринято как парадокс, но, если вдуматься

- Евтушенко проявил больше “смелости” не при сочинении своих “антисталинских” стишков в 1962 году,
- то есть после окончательно “заклеймившего” Сталина ХХII съезда КПСС,
- а во второй половине января—феврале 1953 года,
- когда он сочинил стишки о “врачах-убийцах”.
- Как он в ироническом тоне объясняет теперь:
- “я... поверил тому, что врачи хотели-таки отравить нашего родного товарища Сталина,
- и написал на эту тему стихи” (с. 434);
- однако, сообщает он, добрые друзья отговорили его отдавать их в печать.

Рассказывая ныне об этом, Евтушенко явно хочет покрасоваться своей “покаянной” искренностью

- Однако в профессиональной литературной среде этот факт стал известен тогда же, в 1953-м,
- ибо на деле Евтушенко-таки отдал свое сочинение о врачах в печать,
- но редакторы не решались его опубликовать,
- а уже 5 марта Сталин умер, и 4 апреля врачи были объявлены невиновными...
- Дело в том, что после сообщения в печати (13 января 1953 года) о кремлевских “врачах-убийцах”
- атмосфера в Москве (я это хорошо помню) была крайне тревожной и неясной,
- и работники печати опасались резких жестов.
- Евтушенковское же сочинение было не без резкости;
- так, о кремлевских врачах в нем говорилось:
Пусть Горький другими был убит,
убили, кажется, эти же, —
- т.e. выходило, что врачи-убийцы безнаказанно творили свое черное дело уже в продолжение 17 лет!

По-своему “замечательно”, что в действительности-то 5 из 28 находившихся в 1953 году под “следствием” врачей

- к тому же принадлежавшие к наиболее “важным”:
- В.Н. Виноградов, М.С. Вовси, Э.М. Гельштейн, В.Ф. Зеленин и Б.Б. Коган
- в 1937 году сами обвинили видного врача Д.Д. Плетнева во “вредительских методах” лечения Горького
- и Дмитрий Дмитриевич был приговорен к заключению сроком на 25 лет,
- а 11 сентября 1941 года расстрелян в Орле (3 октября в город вошли танки Гудериана).

Тот факт, что под следствием находились врачи-убийцы, ранее сами разоблачавшие врачей-убийц

- показывает всю остроту и запутанность ситуации.

- Евтушенко в своих мемуарах обнаруживает знание сложности положения в 1949 - начале 1953 года
- “...по рукам ходила, — вспоминает он, — пародийная поэма Сергея Васильева “Без кого на Руси жить хорошо”
- настолько откровенно антисемитская, что ее даже не решились напечатать” (с. 433)
- Вот именно не решились! — так же, как и стишки Евтушенко о врачах...

Oбщая политическая ситуация 1953 года была гораздо более “суровой”, чем 1962-го

- И, повторю, Евтушенко проявил значительно большие смелость и рисковость, сочинив стихи о врачах в 1953,
- нежели при сочинении им стихов против Сталина (в 1962),
- чьи останки незадолго до того, в 1961 году, были выброшены из Мавзолея
- Правда, евтушенковская “смелость” в 1953 году диктовалась его еще довольно ограниченными понятиями о политической конъюнктуре
- в 1962-м он на подобный риск едва ли бы решился...

Много лет спустя после 1953 года, я оказался в кафе ЦДЛ за одним столом с давним близким приятелем Евтушенко

- Евгением Винокуровым, известным написанной в 1957 году песней “В полях за Вислой сонной”
- текстом, надо сказать, странноватым.
- Он выпил лишнего, к тому же был тогда, вероятно, за что-то зол на давнего приятеля и
- неожиданно выразил сожаление, что те самые стихи о врачах-отравителях не решились в начале 1953 года опубликовать:
- "Пожил бы Сталин еще немного, — глядишь, стихи о врачах напечатали бы, и
- тогда никакого Евтушенко не было бы!" — не без едкости объявил Винокуров. И был, вероятно, прав...

Нельзя не учитывать, что непомерно падкий на легкие успехи Евтушенко

- как явствует из ряда свидетельств, не позднее начала 1960-х годов был тесно связан с КГБ,
- играя роль своего рода “агента влияния”
- не исключаю, что в какой-то мере и до какого-то момента делая это не вполне “сознательно”
- Генерал-лейтенант ГБ П.А. Судоплатов в 1990-х годах рассказал в своих воспоминаниях, что
- в начале 1960-х известный ему подполковник ГБ Рябов решил
- “использовать популярность, связи и знакомства Евтушенко в оперативных целях и во внешнеполитической пропаганде”
- и вскоре тот был направлен “в сопровождении Рябова на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Финляндию”
- Не приходится удивляться поэтому, что, как хвастливо сообщает теперь Евтушенко,
- он “побывал в 94 (!) странах” (с. 9),
- никто, пожалуй, из его советских современников не может в этом отношении с ним сравниться,
- а ведь в вопросе о выезде за рубеж решающую роль в “доперестроечные” времена играл КГБ...

Весьма осведомленный публицист Рой Медведев сообщил в 1993 году
:
- “Андропов (председатель КГБ в 1967—1982 годах. — В.К.) помогал поэту Евтушенко в организации его многочисленных поездок за рубеж;
- поэт получил от шефа КГБ прямой телефон и разрешение звонить в необходимых случаях;
- еще в 1968 году Евтушенко сделал резкое заявление с протестом против ввода советских войск в Чехословакию...
- В 1974 году такая же ситуация повторилась, когда Евтушенко публично высказался против высылки из СССР А.И. Солженицына...;
- Евтушенко признался, что в обоих случаях он сначала звонил Андропову”

Т.е. “дерзкие” протесты Евтушенко в действительности представляли собой санкционированные КГБ акции

- призванные внушить миру, что в СССР есть свобода слова
- (смотрите, мол: Евтушенко протестует, а никакие репрессии в отношении его не применяются,
- и он по-прежнему путешествует по всем странам!).

Конечно, подобные факты стали известны много позже

- но и в 1960-х годах можно было догадываться о них
- В 1965 году я выступал на дискуссии о современной поэзии, стенограмма которой
- правда, к сожалению, сильно урезанная — была опубликована в начале 1966 года
- В частности, при публикации выбросили мои слова о том, что Евтушенко,
- несмотря на ту или иную критику в его адрес, являет собой
- “официального певца хрущевского режима”, — как ранее был сталинского.
- Из зала, в котором я выступал, мне тут же задали вопрос:
— А кто же тогда Николай Грибачев?
- (Этот автор, по тогдашней “терминологии”, был крайне “правым”)
- Разумеется, оппозиционный режиму автор, — ответил я.
- В опубликованном тексте остался лишь намек (но все же достаточно прозрачный) на это мое суждение:
- “История литературы, я уверен, “снимет” с Евтушенко и его соратников надуманное обвинение в том,
- что в их стихах были некие грубые “ошибки”.
- Они выразили именно то, что нужно было выразить во 2-й половине 50-х — 1-й половине 60-х годов”
- Имелось в виду: нужно власти.
- И Евтушенко был определен в моем опубликованном тексте как представитель “легкой поэзии”,
- коренным образом отличающейся от “серьезной” — то есть истинной поэзии,
- к которой в евтушенковском поколении я причислил тогда:
- Владимира Соколова, Николая Рубцова, Анатолия Передреева
- Подлинная поэзия “рождается, когда
- слово становится как бы поведением цельной человеческой личности, узнавшей и оберегающей свою цельность” (там же, с. 36)

Выше было сказано об “уникальной лживости” нынешних евтушенковских мемуаров

- Это определение может кое-кому показаться преувеличением.
- Однако, чтобы убедиться в правоте такого “приговора”,
- даже не нужно сопоставлять эти мемуары с какими-либо документами.
- Лживость ясно обнаруживается в самих мемуарах.
- Евтушенко утверждает, что после его заявления, протестующего против введения в августе 1968 года советских войск в Чехословакию
- (как уже говорилось, этот протест был санкционирован председателем КГБ Андроповым)
- “разбили матрицы” его готовых к печати книг, и он был уверен: “меня арестуют” (с. 301).
- Однако как бы “по недосмотру” Евтушенко в той же книге хвастается, что вскоре же побывал
- (продолжая двигаться к “рекорду” в “94 страны”) в Бирме (с. 246) и Чили (с. 364),
- а в следующем, 1969 году издал свой объемистый “однотомник” (с. 247).

Возвращаясь к тому, с чего я начал, следует сделать вывод, что Евтушенко не смог или не захотел

- оберечь в себе “творческое поведение”, соблазнившись “легкими” успехами;
- это в равной мере выразилось и в его восхвалении Сталина,
- и в позднейших проклятиях в его адрес,
- причем, второе, в сущности, вытекало из первого:
- добившись один раз легкого успеха, Евтушенко был вполне готов сделать то же самое еще раз...
- Это, конечно, представляло собой его собственный “выбор”,
- но все же сама возможность выбора “легкого” пути коренилась в том, что назвали “культом”
- и потому с определенной точки зрения Евтушенко, как сказано, его “жертва”.
- Позднейшее его сотрудничество с КГБ — закономерное следствие начала его “пути”...

___________________________________________
Отсюда: Вадим КОЖИНОВ, "Россия век XX (1939 - 1964)"

- http://hrono.ru/libris/lib_k/kozhin20v09.php
- http://hrono.ru/biograf/bio_k/kozhinov_vv.php

Бонусы - о поэте Распашонке
:
- Диссидент Евтушенко (компромат): http://www.compromat.ru/page_16196.htm
- Вадим Кожинов, "Фигура Евгения Евтушенко": http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2599522.html
- поэт Распашонка: "Перуанцы в пёрьях и кожанках": http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1847422.html
- Игорь Дедков, "о стишках поэта Распашонки (просека в человечестве)": http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2139588.html
- Алексей Марков - ответ на "Бабий Яр" Евтушенко: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/3832569.html?thread=33812729#t33812729
- лутшая роль поэта Распашонки: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/3975905.html
Tags: врач, либерастия, литерадуроведение, подлость, поэт, совок, сталин, стукачи, террор, тюрьма, цыанизьм
Subscribe

Posts from This Journal “литерадуроведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments