Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

Джелалуддин Руми, "Розовый сад", Избранное из "Диван-и-Кебир"


СПб.: ИГ «Весь», 2009. — 128 с.: ил.; серия "Дары неистовых влюбленных".
ISBN 978-5-9573-1569-8, Тираж: 1000 экз., Габариты: 75x90/32 мм.
Selections from the Divan-i Kebir: Meter 1.
В данный сборник вошли избранные стихотворения персидского поэта-мистика Джелалуддина Руми из его основной работы «Диван-и-Кебир».
Розовый сад — это (название классического произведения Саади, поэтому такая борзота в отношении труда Руми, это то жэ самое, как переименовать "Братьев Карамазовых" в "Войну и мир". - X.H. :) символ, напоминающий каждому человеку о внутреннем великолепии его души.
И хотя этому саду, возможно, только еще предстоит расцвести — пусть аромат роз из сада Мевляны — Джелалуддина Руми — уже сейчас наполнит весной ваше сердце.
В книгу включены художественные миниатюры из оригинальных восточных рукописей XVI-XVIII веков.
На русском языке публикуется впервые (наглая ложь. - X.H. :).

Перевод с английского языка С.В. Константинова
Дизайн обложки и художественное оформление И.А. Лаптевой
Иллюстрации предоставлены Институтом Восточных Рукописей РАН.
(тянуты из издания "Бустана" Саади 1930-х годов. - X.H. :)
© The Society for understanding Mevlana, 1997
© Nevit O. Ergin, 1997
© Перевод на русский язык, издание на русском языке ОАО «Издательская группа „Весь“», 2011
______________________________________________________
Когда ты поставишь ноги выше головы,
То встанешь на звезды. Если превозможешь
Свои фантазии и удовольствия,
То зашагаешь по воздуху.

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА С АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Руми... Сейчас это имя известно по (зочем тут "по"? - X.H. :) всему миру.
Руми был знаменит еще при жизни. Сын Бахауддина Веледа, носившего в те времена (а в нашэ время он што носит? - X.H. :) почетное прозвище (кличка такая - X.H. :) Султан Улемов (Прирост Надоев. На самом деле его титул был Султан ул-Улема, т.е. Султан Улемы. Улема - мн. число от алим. - X.H. :) [1], родился в Балхе (херь, он родился в другом городе - Вахше. - X.H. :), городе царства Хоросанского (на самом деле - в шахстве Хорезмском, но извощики найдут без промблем. - X.H. :). Ребенка назвали Джелалуддином Мохаммадом. Отец Руми, Бахауддин Велед, происходил из рода ученых и богословов. Занимая должность проповедника (это типо такова муллы - X.H. :) в мечети города Балх, по своему мировоззрению он, тем не менее (не менее, чем што? - X.H. :), был близок к суфиям (практицки, сам им был - X.H. :).
Еще ребенком Джелалуддин знал наизусть весь Коран.
Чуть позже отец отдал его под начало своего ученика Сеида Бурханаддина (херь, Руми стал мюридом Бурханэддина только после смерти отца. И поцшэму ДжелалУддин, но БурханАддин? Типо, имена тянуты из разных мест без приложэния головнова моска - X.H. :).

Руми родился 27 сентября 1207 года. Его детство и юность пришлись на время, когда мусульманский мир (и др. миры. - X.H. :) захлестнула волна монгольского нашествия. Семья Бахауддина Веледа вынуждена была покинуть родной Балх, спасаясь от племен воинов-кочевников, и переехать в Конью [2], ставшую для Джелалуддина второй (точнее, третьей, ибо семейство долго жило в провинциальном Ларенде, где похоронило мать Руми. - X.H. :) родиной.
В жизни Руми это было самым долгим путешествием: он побывал в Багдаде, Дамаске, в святыне Ислама — Мекке.
Бахауддин вместе с сыном посетил поэта-суфия Фаридуддина Аттара, автора знаменитой книги «Собрание птиц». Говорят, что Аттар предрек Джелалуддину судьбу великого мистика.
В Конье Джелалуддин женился, обрел двух сыновей, похоронил отца и супругу, и стал ученым улемом (алимом. - X.H. :), пройдя весь путь тариката [3], как суфий у своего учителя Бурханаддина.
К его имени добавилось еще одна часть (были и другие запчасти, но вам они никчему. - X.H. :) — «Руми». Получилось: Джелалуддин из Рума (так назывались земли современной (современной в каком таком смысле? - X.H. :) Турции) или Руми.

[1] Улем — собирательное название (тока если во мн. числе "улема", а в ед. числе оно - "алим". - X.H. :) признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама. Со временем стало уважительным прозвищем.
— Здесь и далее примеч. пер.
[2] Город в Турции (столица, практически - X.H. :).
[3] Путь познания Бога (араб.) (просто "путь" - X.H. :).

Несмотря на многочисленные интриги духовенства (а разве мулла Руми сам не был членом этой корпорации? - X.H. :), близкого властям Коньи (скока властей было в Конье? - X.H. :), Руми становится признанным и популярным духовным наставником. У него появляется круг учеников, среди которых есть и знатные люди. Молодого улема зовут во дворец правителя для ученых бесед.
Старший сын Руми, Султан Велед, идет по стопам отца, постигает мистическое знание, помогает ему в работе с учениками. К имени Руми добавляется еще одно слово «Мевляна», что значит — «Наш Господин». (на самом деле это прозвище дал ребёнку Джелалэддину родной отец, восхищённый его дарованиями. - X.H. :) Казалось, достигнуто все, что можно...

И вот тут-то судьба посылает Джелалуддину удивительный подарок — дружбу с таинственным, непредсказуемым суфийским наставником Шамсом из Тебриза. Шамс и Руми встретились 26 ноября 1244 года в городе Конья. Спустя какое-то время люди стали называть это место «Мардж аль-Бахрейн», что в переводе обозначает «Встреча двух морей». Говорят, Шамседдин (не Уддин и не Аддин, входит Еддин. - X.H. :) (Шамс) Тебризи молил Всевышнего послать ему друга, который мог бы разделить с ним обретенную духовную свободу и глубину понимания. Шамс был одинок даже в суфийской среде: его считали чуть ли не еретиком и отступником. Как-то раз Шамс молился, и вдруг раздался голос, спросивший: «А чем готов ты заплатить за такого друга»? «Своей головой», — без колебаний ответил Шамседдин. «Твоя плата принята. У тебя будет такой друг. Найди Руми», — ответил голос.

Руми ехал по городу на муле в сопровождении своих учеников. Люди на улицах почтительно расступались. Вдруг незнакомец, одетый, как купец, схватил мула под уздцы. «Скажи-ка мне, — спросил незнакомец, — кто выше — пророк Магомед (странно, выше ужэ было имя Мохаммед, наверное, тёзка. - X.H. :), который до семидесяти раз в день каялся перед Богом в несовершенстве, или Султан Познавших, Баязид Бистами, сказавший, что достиг единения с Аллахом?»
Руми ответил: «Пророк Магомед выше. Он одолевал за день до семидесяти стоянок [1] духовного пути, а Баязид, достигнув первой, вышел из себя и в исступлении произнес слова свои».
Услышав ответ, Шамс, переполненный чувствами, вскрикнул и упал без сознания наземь: сбылась его мечта, он обрел равного себе друга...

Рассказывают, что когда Шамс пришел в себя, он и Руми уединились в небольшом доме и провели в затворничестве более месяца, изредка беседуя, но, по большей части, пребывая в молчаливом созерцании, во время которого их души открывались друг другу. Пребывая вместе, достигали они полного слияния с Богом. Когда их уединение закончилось, перед людьми предстал совершенно изменившийся Руми: он более не заботился ни об участии в богословских диспутах, ни о своем внешнем облике шейха и наставника. Книжное знание также было отринуто. Проповеди сменились музыкой, стихами, плясками. Тогда-то и возникла новая форма обучения — сэма (херь, сэма практиковалось самыми ранними суфиями за несколько веков до Руми. - X.H. :), молчаливая беседа, слушанье. Сэма представляла собой совместное молчание (яплакаль! - X.H. :), сменявшееся стихами, ритуальными танцами и музыкой.
Но через недолгое время из-за наветов и доносов со стороны бывших (когда они стали бывшими? слава Аллаху - не покойными! - X.H. :) учеников Руми, покинувших своего шейха (новое в румиведении! - X.H. :), Шамсу пришлось уехать. Они считали, что Шамс околдовал Джелалуддина, лишил его разума. На их глазах гибла репутация Руми, гибло все, на что они рассчитывали: почет, уважение, высокие должности...

Шамс ушел внезапно, и Руми почувствовал себя оторванным от источника — человека, само присутствие которого помогало слиться с Единым, теперь не было рядом. Руми просит своего старшего сына Веледа (скорее Султана, чем Веледа. - X.H. :) отправиться на поиски Шамса, взять с собой золото, чтобы осыпать ноги Благословенного и умолить его вернуться назад. Видя отчаянье отца, Велед пускается в путь... Он нашел Шамса в Дамаске.
[1] Поскольку символом духовного развития в суфизме является понятие Пути, то возникло и понятие стоянки на пути («макам»). Каждый из макамов представляет собой известное психическое состояние, свойственное определенному этапу.

Говорят, что когда Велед нашел Шамседдина, тот сидел в таверне и играл в кости с молодым гяуром, позже ставшим известным в Европе как Франциск из Ассизи (кто говорит? Св. Франциск НИКОГДА не был в Дамаске. И НИКОГДА не жульничал. - X.H. :). Юноша плутовал, а Шамс делал вид, что ничего не замечает. Юный Франциск был потрясен, увидев процессию почтенных людей, преклонивших колени перед его партнером по игре, рассыпавших перед его ногами золото и моливших его вернуться к суфийскому шейху... Юноша сознался в плутовстве, но Шамс сказал: «Все, что ты выиграл, оставь себе — путь твой лежит на родину. Там тебя ждет Работа». После чего сразу же отбыл с Веледом в Конью.

Знал ли он о том, что в Конье его поджидает смерть? Шамседдина Тебризи убили бывшие ученики Руми. Был составлен заговор, в который втянули и младшего сына Руми, Алаеттдина (Уддин, Аддин, Еддин, разве Ыддина пока исчо не было, зато появился ЕТТдин. - X.H. :). Он ревновал Шамса к отцу, считая, что этот «проклятый бродяга» отнимает Мевляну у семьи.
Руми, почувствовав, что Шамса больше нет на этом свете, пережил случившееся, как свою смерть: он замкнулся, перестал сочинять стихи, часто сидел в саду один и плакал. Горе разрывало его сердце. Алаеттдин, осознав содеянное, исчез (куда? - X.H. :)...
Однажды, когда боль от потери была особенно нестерпимой и требовала выхода, Руми начал кружиться вокруг столба беседки, ухватившись за него рукой. И вдруг пришло облегчение: потоком полились умолкнувшие стихи. Так, согласно одной из легенд, родились на свет пляски (и поскАчки. - X.H. :) ордена Мевляви [1].

[1] Вращения дервишей (суфийские кружения) (а такжэ верчения, обороты, пируэты, спины и цыркуляцыи, для простоты понеманея. - X.H. :).

Другая легенда гласит, что Руми, бродя в тоске по Конье, случайно зашел в ряд чеканщиков (златокузнецов, щета. - X.H. :). Звук молоточков нес в себе особый ритм (кучеряво, запузырено. - X.H. :), который отозвался в сердце Джелалуддина. Неожиданно он закружился и запел. Хозяин лавки, перед которой это происходило, хорошо знал Руми, он был его учеником, и поэтому он сразу же все понял. Крикнув подмастерьям, чтобы те били молоточками, не переставая и не заботясь об изделиях, он сам закружился в танце вместе с Руми. Они танцевали в течение двух часов. Потом пожилой мастер-чеканщик обессилел. Руми подхватил его, усадил в тени, а сам продолжал танцевать, и кружился в танце более шести часов...

Время горя закончилось, а неразрывное единение с Высшим осталось. С тех пор Руми каждый день бродил в сопровождении учеников по улицам Коньи, заговаривал со встречными, импровизировал, пел свои стихи, танцевал. Два ученика (на самом деле 6. - X.H. :) записывали его изречения. Эти записи составили книгу Диван-и-Кебир. Он не гнушался беседовать с иудеями и христианами (во как! - X.H. :). Как-то, поклонившись православному священнику, Руми сказал: «Мы делаем одну Работу» (умел говорить с большой буквы! - X.H. :).

Руми не был основателем никаких сект или суфийских орденов. Орден Мевляви (МевлЕви, ващета. - X.H. :) — детище его старшего сына, Султана Веледа, желавшего сохранить наследие отца. Мевляна же просто жил и был для всех людей (включая кетайцеф, тока оне не знали. - X.H. :) источником Единого, Высшего.
Джелалуддин умер 17 декабря 1273 года. Он предсказал день своей кончины. Руми был погребен рядом со своим отцом, Бахаутдином. В похоронной процессии приняли участие чуть ли не все жители Коньи вне зависимости от вероисповедания.
Эпитафия на его надгробии гласит: «Когда мы умрем, не ищи могилы нашей в земле, найди ее в сердцах людей».

Сергей Константинов
______________________________________________________
ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА С ЯЗЫКА ОРИГИНАЛА

(Ващета Эргин переводил с турецкова, а Руми творил в основном на персицком, но это такие мелочи, што мне дажэ нелофко о них тут упоминать. - X.H. :)
______________________________________________________
(ПОТУГИ ПЕРЕВОДЧИКА гуголь примерно так и переводитЪ. - X.H. :)

Почему у тебя не кружится голова?
Разве у тебя не щемит сердце,
Когда все эти караваны
Уходят туда один за другим?

Когда ты шагаешь среди людей —
Ты шагаешь от сада к саду
По тайному пути.
Ты идешь к Источнику,

Где появились все эти формы и очертания.
Ум подобен зеркалу. Зеркальщик
Причиняет муки Своим пламенем,
Ибо Он не желает нас.
Он говорит: «Я хочу вас без вас».

Порой Ты погружаешь нас в сон.
Порой Ты погружаешь нас в размышления.
Порой Ты швыряешь нас
В мир Бытия,
А порой — в пустыню Небытия.

Начало вселенной —
Беспорядок, суета.
Конец — потрясение, дрожь.
Любовь и благодарность —
То же самое, что и недовольство.
Мир и утешение идут рука об руку
С ударами и потрясениями.

Отнесись к этому миру, как к Горе Синай.
Мы тоже хотим знамений, подобных
Моисеевым.
Каждый миг Бог являет себя,
И каждый миг
Гора раскалывается на куски.

Я вращался вокруг Его
Луноподобного лика,
Я восхвалял Его
Без губ и языка.
Я буду простерт на земле,
Пока Он не пригласит меня войти.

Каждый миг приходит посланник,
Хватает душу за шкирку и волочет.
Каждый миг является образ.
Все они говорят душе:
«Вернись к своему истоку».
Сердце бежит прочь
Из этого мира цвета и запаха,
И побег в том, что сердце вопит и визжит:
«Где этот источник? Где это начало?!»

Когда ты поставишь ноги выше головы,
То встанешь на звезды. Если превозможешь
Свои фантазии и удовольствия,
То зашагаешь по воздуху.
Почему ты не приходишь?
Сотни дорог открылись тебе.
Каждый день ты поднимаешься к небесам,
Как молитва.

______________________________________________________
Отрывок:
http://vesbook.ru/download/rumi_dzh_rozovyj_sad_skachat__vesbook_127.pdf
http://www.ozon.ru/multimedia/book_file/1002185439.pdf
Tags: кунсткамера, перевод, ревью, руми, эргин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments