Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Category:

Гуревич Е.А., Матюшина И.Г. "Мед поэзии"

Миф о происхождении поэзии подробно излагается в "Младшей Эдде", где рассказывается о том, как асы и ваны (две "династии" германских богов, представленные, однако, автором прозаической "Эдды" эвгемеристически – как впоследствии обожествленные люди) в знак заключения мира плюнули в чашу, а затем сотворили из собранной слюны человека по имени Квасир, который превосходил всех своею мудростью (имя Kvasir может быть связано со славянским словом "квас", означающему "пьянящий напиток") (19).

Карлы Фьялар и Галар убили Квасира
, объяснив богам его исчезновение тем, что он, якобы, захлебнулся в собственной мудрости, и, слив его кровь в котел Одрёрир ("приводящий дух в движение") (20) и чаши Сон ("кровь") и Бодн ("сосуд"), смешали ее с медом. Таким образом был создан напиток, обладавший чудесными свойствами – всякий, кто ни выпьет его, становился скальдом либо ученым человеком.

Злодеяния карлов на этом не закончились: пригласив к себе великана по имени Гиллинг и его жену, Фьялар и Галар убивают и их, но за это братьев ждет расплата – они вынуждены расстаться с драгоценным медом, отдав его в качестве выкупа за Гиллинга его сыну, великану Суттунгу, посадившему их на скалу в море. Завладев медом, Суттунг увозит его домой, в страну великанов, и там прячет в скалах, приставив свою дочь Гуннлёд сторожить его.

Один пожелал во что бы то ни стало добыть мед поэзии. Подстроив гибель девяти рабов великана Бауги, брата Суттунга, Один, назвавшись Бёльверком ("злодеем"), нанимается к нему в работники и обещает трудиться за девятерых, если Бауги за его службу поможет ему отведать хранящийся у его брата мед. Бауги не удается уговорить Суттунга дать Бёльверку (Одину) глоток меда, и тогда тот решает хитростью выманить у великанов чудесный напиток. Приняв обличье змеи, Один проникает в просверленное Бауги отверстие в скале и проводит три ночи с Гуннлёд, после чего та позволяет ему выпить три глотка меду. Трех глотков оказывается достаточным, чтобы осушить три сосуда, в которых хранился мед. Завладев им, Один превратился в орла и улетел (21).

Суттунг, поняв, в чем дело, тоже принял обличье орла и полетел в погоню. Долетев до Асгарда, Один успел выплюнуть мед в подставленную асами чашу.
"Но так как Суттунг уже настигал его, Один выпустил часть меда через задний проход. Этот мед не был собран, его брал всякий, кто хотел, и мы называем его "долей дурных поэтов" (skáldfífla hlut). Мед Суттунга Один отдал асам и тем людям, которые умеют слагать стихи"
(22).
_________________________________________________
Гуревич Е.А., Матюшина И.Г. "Поэзия скальдов"
Часть вторая "Древнескандинавские представления о поэте и поэзии"
Глава 1 "Мед поэзии"
http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/gurevich-matyushina-skaldy/2-1-punkt-1.htm

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
The original posting was made at http://hojja-nusreddin.dreamwidth.org/73306.html
Tags: жопа, змей, миф, мёд, орёл, поэзия, секс
Subscribe

Posts from This Journal “мёд” Tag

  • Сделано в Америке: как выбрать правильный мёд

    «Это какие-то неправильные пчелы! И они, наверное, делают неправильный мед!», – возмущался самый известный в мире любитель этого уникального продукта…

  • Е.Г. Рабинович, "Нектар, как мёртвая вода" (реконструкция мифологемы)

    Место нектара и амвросии в греческом мифологическом предании общеизвестно: - бессмертные и нестареющие боги - едят амвросию, - запивая ее…

  • Ешьте мёд, пока он есть (вымирание пчёл)

    Основная статья: Синдром разрушения колоний Популяция пчёл в Европе и Америке стремительно сокращается, начиная с зимы 2006 года. Явление CCD…

  • Руми, "Буламак" (ВОЗМОЖНО АПОКРИФ)

    Снизу чавкает грязь, сверху – снег сеет мрак, Ты же варишь, смеясь, свой густой буламак*. А ты знаешь, откуда сей добрый обычай? С неба! Слёзы…

  • Руми, "Чуть Твой образ мне в сердце войдёт"

    Чуть Твой образ мне в сердце войдёт, ум становится глуп, Рот чуждается всасывать мёд из чужих сладких губ, И глаза не глядят на других, зря Твою…

  • Руми, РУБАЙ # 872

    О Наполняющая землю обильем молока и мёда! Не ведаю, живу иль дремлю – с Тобой в разлуке год от года? Когда же, счастьем упоённый, воссяду среди…

  • Руми, РУБАЙ # 63

    Почему, хоть любовь Твоя сладостней мёда, Только грустные люди толпятся у входа? Почему, опьянив нас, лишь дразнишь в ночи, Обрекая влюблённых в…

  • Руми, РУБАЙ # 1222

    Пусть в миске предо мною лишь айран, Чужим не позавидую медам. Пусть голод меня хлещет по ушам, Свободу за похлёбку не продам! Рубайат # 1222…

  • Руми, РУБАЙ # 1784

    Что толку долбить в барабан – пред глухим? Чем мил сам Иосиф Прекрасный – слепым? Что толку кастрату – жениться на пери? Что пользы от мёда –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Posts from This Journal “мёд” Tag

  • Сделано в Америке: как выбрать правильный мёд

    «Это какие-то неправильные пчелы! И они, наверное, делают неправильный мед!», – возмущался самый известный в мире любитель этого уникального продукта…

  • Е.Г. Рабинович, "Нектар, как мёртвая вода" (реконструкция мифологемы)

    Место нектара и амвросии в греческом мифологическом предании общеизвестно: - бессмертные и нестареющие боги - едят амвросию, - запивая ее…

  • Ешьте мёд, пока он есть (вымирание пчёл)

    Основная статья: Синдром разрушения колоний Популяция пчёл в Европе и Америке стремительно сокращается, начиная с зимы 2006 года. Явление CCD…

  • Руми, "Буламак" (ВОЗМОЖНО АПОКРИФ)

    Снизу чавкает грязь, сверху – снег сеет мрак, Ты же варишь, смеясь, свой густой буламак*. А ты знаешь, откуда сей добрый обычай? С неба! Слёзы…

  • Руми, "Чуть Твой образ мне в сердце войдёт"

    Чуть Твой образ мне в сердце войдёт, ум становится глуп, Рот чуждается всасывать мёд из чужих сладких губ, И глаза не глядят на других, зря Твою…

  • Руми, РУБАЙ # 872

    О Наполняющая землю обильем молока и мёда! Не ведаю, живу иль дремлю – с Тобой в разлуке год от года? Когда же, счастьем упоённый, воссяду среди…

  • Руми, РУБАЙ # 63

    Почему, хоть любовь Твоя сладостней мёда, Только грустные люди толпятся у входа? Почему, опьянив нас, лишь дразнишь в ночи, Обрекая влюблённых в…

  • Руми, РУБАЙ # 1222

    Пусть в миске предо мною лишь айран, Чужим не позавидую медам. Пусть голод меня хлещет по ушам, Свободу за похлёбку не продам! Рубайат # 1222…

  • Руми, РУБАЙ # 1784

    Что толку долбить в барабан – пред глухим? Чем мил сам Иосиф Прекрасный – слепым? Что толку кастрату – жениться на пери? Что пользы от мёда –…