Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Category:

Н.С. Розов, «Закон смены династий ибн Халдуна»

(К ЧЕМУ ВЕДЁТ РОСТ КОРРУПЦИИ И СИЛОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ. - Х.Н.)

Речь идет о малоизвестном в отечественной науке авторе Ибн Халдуне (Вали ад-Дин Абд ар-Рахман Ибн Мухаммад Ибн Халдун, 1332 – 1406).
С 1354 г. он занимал посты секретаря и посла у многих правителей Магриба и Испании. С 1382 года стал верховным судей в Египте.
Главное интеллектуальное достижение Ибн Халдуна — книга «Ал-Мукаддима / Введение к 'Большой истории'».
В ней дано вполне научное социодинамическое объяснение циклов смены династий, в основе которого лежит анализ сложного взаимодействия политических, военных, морально-психологических, экономических, географических, климатических и иных факторов.

Ясно, что аспекты и факторы средневекового египетского общества радикально отличаются от современных российских.
Однако сам взгляд средневекового египтянина оказывается весьма проницательным, а подход к учету множественных причинных связей и циклических закономерностей — вполне современным и поучительным.
Неудивительно, что идеи Ибн Халдуна сейчас развиваются и уточняются в математическом моделировании зарубежными и отечественными авторами.

Асабия - причины её роста и падения

Ключевое понятие в концепции Ибн Халдуна – «асабия» (воздержимся от заносчивого эзотеризма востoковедов, «асабиййа» которых неорганична для русского языка).
Коннотации термина асабия:
- «коллективная солидарность» (П. Турчин и А. Коротаев, вслед за английскими переводчиками);
- «отвага, воодушевление, сила духа, справедливость, честь, чувство собственной правоты»,
- «воинственная сплоченность» (так понимаем этот термин мы и далее используем без перевода).

«Асабия» Ибн Халдуна не совпадает, но вполне сопоставима с такими понятиями классической и современной социологии, как:
- «нравственная сила» Эмиля Дюркгейма,
- «харизма» Макса Вебера,
- «пассионарность» Льва Гумилева,
- «высокая эмоциональная энергия» Рэндалла Коллинза.

Уровни асабии

- высочайший уровень асабии Ибн Халдун находит у людей, живущих суровой, полной опасностей жизнью (бедуинов);
- у группы, захватившей власть, асабия сходит на нет через 4 – 5 поколений;
- вследствие этого их царство рушится;
- затем власть захватывают новые элита и династия с высокими уровнями асабии.

Причины упадка асабии состоят в следующем:

1. лидер захватившей власть группы
:
- монополизирует право властвовать, и, как следствие, всю славу и почёт победы, и главные её трофеи;
- ведёт жесткую борьбу с конкурентами и сподвижниками, которые совсем недавно были ему равными;
- рекрутирует новых приспешников из низов, с периферии или из чужаков и иностранцев, чтобы у них не возникало никаких амбиций;
- иерархизирует систему власти;
- заменяет прежнее братство равных с высокой асабией и демократией на наемничество, которому не присущи самоотверженность и сплоченность.

2. естественноe стремлениe правителей к роскоши
:
- в современных терминах – к престижному потреблению;
- роскошь становится знаком статуса и власти;
- поскольку для нижестоящих чиновников высшим образцом для подражания являются высшие,
а высшие не могут допустить, чтобы кто-то из низших превзошёл их в роскоши/статусе,
то тяга к престижному потреблению и контроль над ним быстро распространяются вверх и вниз по иерархии;
- привычка к роскоши естественным образом, особенно при смене поколений, ведёт к смещению мотивации:
--- oт жажды реформ и стремления к идеалам
--- к жажде покоя и сохранения достигнутого уровня и качества жизни - во что бы то ни стало;
- жажда покоя «размягчает» души и снижает уровень асабии;
- поскольку роскошь и покой правителей прямо зависят от сохранения власти, то стремление сохранить ее любой ценой становится довлеющим;

3. власть, для сохранения собственной стабильности и покоя, начинает сверх-ограбление трудящихся
:
- желая умиротворить бездельную, но плодящуюся элиту,
- поскольку наибольшее социальное беспокойство всегда доставляет именно бездельная элита;
- не только законные экономические интересы трудящегося класса,
но и стабильность всего общества и государства подчиняются этим мотивам.

________________________________________
http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/ibn-khaldun.htm

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
The original posting was made at http://hojja-nusreddin.dreamwidth.org/89961.html
Tags: безделье, быдло, власть, мудрота, политолухия, разрушенье, социолухия, элита
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments