Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Category:

из-под какой штейн текёт ручей Рейн? :)


... к ми­к­ро­фо­ну вы­шел соб­ст­вен­ной пер­со­ной столп оте­че­ст­вен­ной сло­вес­но­с­ти
:
- триж­ды по­чёт­ный друг Ио­си­фа Брод­ско­го и дваж­ды по­чёт­ный уче­ник Ан­ны Ах­ма­то­вой – Ев­ге­ний Рейн
- Его или за­бы­ли пре­ду­пре­дить, по ка­ко­му имен­но по­во­ду про­ис­хо­дит со­бра­ние
- или он со­би­рал­ся на дру­гой ве­чер, а по до­ро­ге за­вер­нул в ЦДЛ
- хо­тя с че­го бы: в афи­ше его имя бы­ло на­пи­са­но чёр­ным по бе­ло­му.
- Во вся­ком слу­чае, о Хо­да­се­ви­че он ни­че­го не ска­зал
- он во­об­ще не го­во­рил, он ре­вел, как бур­ные по­то­ки Ни­агар­ско­го во­до­па­да...

Рас­ка­чи­ва­ясь пе­ред ми­к­ро­фо­ном, се­до­вла­сый ста­рец вопил
:
- «По­эзия ос­кор­б­ле­на!» – выл он, под­ра­зу­ме­вая под по­эзи­ей пре­иму­ще­ст­вен­но се­бя
- «Кто та­кой этот При­гов?» – во­про­шал он со­брав­ших­ся, из ко­то­рых не все зна­ли, кто та­кой Рейн.
- «Кто та­кой Ай­ги?» – во­про­шал он всё у тех же со­брав­ших­ся.
- «Ай­ги – это по­ле­но, это по­лу­гра­мот­ный иди­от, – про­дол­жал па­т­ри­арх сло­вес­но­с­ти свои ти­ра­ды,
– Ай­ги на­до спу­с­тить в уни­таз!»...
Зал, ко­неч­но, не знал, ка­кое имен­но от­но­ше­ние име­ет Ай­ги к Хо­да­се­ви­чу, но ора­то­ра слу­шал вни­ма­тель­но.
- «Кто та­кой Дми­т­рий Кузь­мин? – про­дол­жил триж­ды по­чёт­ный друг Ио­си­фа Брод­ско­го.
- Без­дар­ность!»...

Зал уже поч­ти был го­тов под­дер­жать па­т­ри­ар­ха, но

- его мыс­ли при­ня­ли сов­сем не­о­жи­дан­ное на­прав­ле­ние:
- ка­ким-то не­ве­до­мым об­ра­зом ря­дом с Кузь­ми­ным и Ай­ги в них об­ра­зо­вал­ся Ма­я­ков­ский.

Тут зал не вы­дер­жал
:
- "Kа­кой-то там Кузь­мин, мы, ко­неч­но, не зна­ем, он, мо­жет, и без­дар­ность и гра­фо­ман, до это­го нам де­ла нет",
- "Но Ма­я­ков­ский-то тут при чём? Ма­я­ков­ско­го же мы чи­та­ли – хо­ро­шие сти­хи у Ма­я­ков­ско­го"
- При­бли­зи­тель­но так, толь­ко в бо­лее веж­ли­вых вы­ра­же­ни­ях, раз­бу­ше­вав­ше­му­ся ли­те­ра­то­ру по­про­бо­ва­ла воз­ра­зить зри­тель­ни­ца из пер­во­го ря­да. Зря она это!

Рейн взвыл:

- "Ес­ли док­тор ска­зал - в морг, зна­чит, - в морг!
– Что вы там себе чи­та­ли - это не важ­но: раз сам Рейн ска­зал – пло­хо, зна­чит, - пло­хо!
- И не воз­ра­жать! Ато взя­ли мо­ду – с са­мим Рей­ном спо­рить!
- Вы - да­лё­кий от изящ­ной сло­вес­но­с­ти чи­та­тель, а ес­ли Вы ещё не зна­е­те,
- То чи­та­тель – это гов­но, и ни­что иное!"

Здесь на­до бы­ло пе­ре­ве­с­ти дух
:
- ибо вско­ре по­сле этой са­к­ра­мен­таль­ной фра­зы, Олег Хлеб­ни­ков всё же смог оторвать крепкого стар­ца от ми­к­ро­фо­на,
- не­на­дол­го ос­та­вив зал на­еди­не с но­вым зна­ни­ем.
...
- Ве­чер удал­ся, и всё же, всё же будь у ме­ня та­кая воз­мож­ность, я бы с ра­до­с­тью про­пу­с­тил пер­вую его часть...
- и уж точ­но, я бы не стал слу­шать Рей­на

И всё же имен­но его во­пли за­став­ля­ют ме­ня за­ду­мать­ся, как бы па­фос­но это ни зву­ча­ло, о судь­бах рус­ской по­эзии
:
- Я не за­щи­щаю Кузь­ми­на, и да­же к по­эзии Ай­ги от­но­шусь с не­ко­то­рым со­мне­ни­ем,
- но до ка­кой сте­пе­ни на­до убе­дить­ся в соб­ст­вен­ной из­бран­но­с­ти,
- как на­до пре­зи­рать всех "не по­этов", что­бы так - с пе­ной у рта до­ка­зы­вать, что пло­хие сти­хи - пло­хи.
- Чи­та­тель сам дол­жен по­нять это.
- Но Рейн уже не ве­рит в чи­та­те­ля, а это, мо­жет быть, са­мое гру­ст­ное, что мо­жет про­изой­ти с пи­са­те­лем.
- И имен­но это происходит с со­вре­мен­ны­ми пи­са­те­ля­ми по­го­лов­но.
- Се­го­дня, каж­дый вто­рой (ес­ли не пер­вый) ли­те­ра­тор – это та­кой ми­к­ро-­Рейн,
- ко­то­рый со сво­ей ко­ло­коль­ни, или, точ­нее, баш­ни из сло­но­вой ко­с­ти, пле­вал на чи­та­те­ля.
- Да, мо­жет быть, Рейн тонь­ше и луч­ше чув­ст­ву­ет сти­хи, но да­же пра­во­та не да­ёт че­ло­ве­ку пра­ва на хам­ст­во.
- Вам не нра­вит­ся это ма­ло­куль­тур­ное «быд­ло», не выбирающее меж­ду Го­го­лем и «ми­лор­дом глу­пым» и не­сущее с ба­за­ра вся­кую га­дость?
- Что ж, увы, «дру­гих чи­та­те­лей для вас у ме­ня нет!», пе­ре­фра­зи­руя од­но­го ге­не­раль­но­го се­к­ре­та­ря.
- Нет, и ра­дуй­тесь, что есть хо­тя бы та­кой: ка­кая ли­те­ра­ту­ра без чи­та­те­ля?
- Без вот это­го - ма­ло­прод­ви­ну­то­го, ог­ра­ни­чен­но­го, не­спо­соб­но­го оце­нить кра­со­ту изы­с­кан­ной дак­ти­ли­че­с­кой риф­мы че­ло­ве­ка, за­сы­па­ю­ще­го на пер­вой стра­ни­це спи­с­ка ко­раб­лей?
- Без чи­та­те­ля, ли­те­ра­ту­ра – это му­зей, и я не очень по­ни­маю ли­те­ра­то­ров, ко­то­рые хо­тят пы­лить­ся на по­лоч­ке,
- то есть для круп­но­го по­эта это не­из­беж­ность, но как-то не к это­му на­до стре­мить­ся, мне ка­жет­ся.
- Чи­та­тель мо­жет за­блуж­дать­ся, но на ка­ком ос­но­ва­нии вы счи­та­е­те се­бя луч­ше его?
- Мно­го про­фес­си­о­наль­ных по­этов при жиз­ни оце­ни­ли сти­хи Гёль­дер­ли­на, а ка­кое при­зна­ние при жиз­ни по­лу­чил в кру­гах про­фес­си­о­на­лов Ар­тюр Рем­бо?
- Про­фес­си­о­наль­ный по­эт и кри­тик за­блуж­да­ет­ся точ­но так же, как и не­про­фес­си­о­нал, раз­ли­чия меж­ду ни­ми не так уж ве­ли­ки.
- Ког­да че­ло­век го­во­рит «я знаю, как на­до, а вы нет» – мне не ве­рит­ся, я не ве­рю в не­по­гре­ши­мость сво­е­го вку­са, и в не­по­гре­ши­мость чу­жо­го - так­же.
- Тот, кто, ци­ти­руя па­ро­дию Гер­ма­на Лу­ком­ни­ко­ва, уве­ря­ет – «луч­ший вкус, ре­бя­та, толь­ко у ме­ня» или «луч­ший вкус толь­ко у нас» – не по­ка­зы­ва­ет ни­че­го кро­ме соб­ст­вен­ной ог­ра­ни­чен­но­с­ти.
- Но ес­ли бы он толь­ко ог­ра­ни­чи­вал­ся рас­суж­де­ни­я­ми об иде­аль­но­с­ти соб­ст­вен­но­го вку­са, нет, из это­го те­зи­са он ещё но­ро­вит сде­лать вы­вод, что в ли­те­ра­тур­ных во­про­сах все ос­таль­ные – не­до­че­ло­веч­ки.
- Да­же чи­та­тель Ан­д­рея Де­мен­ть­е­ва, он ед­ва ли до­ра­с­тёт до Ман­дель­ш­та­ма, да­же до Еме­ли­на не до­ра­с­тёт, и всё рав­но он име­ет пра­во хо­тя бы на сво­ём уров­не су­дить о ли­те­ра­ту­ре.
- Да, это, мо­жет быть, смеш­но, не­ум­но, и всё же без это­го ли­те­ра­ту­ры не по­лу­чит­ся – по­лу­чит­ся му­зей.
- Ког­да со­вре­мен­ный ав­тор го­во­рит чи­та­те­лю: «по­шёл вон, хо­лоп» – это ди­кость, это ка­кой-то ли­те­ра­тур­но-кри­ти­че­с­кий фе­о­да­лизм.
- Я не со­гла­сил­ся бы при­знать Ай­ги, При­го­ва и Кузь­ми­на по­эта­ми, Ма­я­ков­ско­го бы со­гла­сил­ся, но речь не о том, кто из них мне лич­но нра­вит­ся боль­ше, а кто - мень­ше.
- Де­ло в том, что лю­бой по­эт, в том чис­ле и ма­с­ти­тый Рейн, «то­же чи­та­тель».
- Ког­да Рейн за­кан­чи­ва­ет пи­сать свои уме­рен­но ге­ни­аль­ные со­чи­не­ния, у не­го нет ни­ка­ких пре­иму­ществ пе­ред Мар­фой Пе­т­ров­ной, сма­хи­ва­ю­щей сле­зу над тек­с­та­ми, ска­жем, Аса­до­ва.
- Как не­воз­мо­жен про­фес­си­о­на­лизм в на­пи­са­нии сти­хов, так не­воз­мо­жен и про­фес­си­о­на­лизм в чте­нии,
- то есть, и то и дру­гое су­ще­ст­ву­ет, но на­ли­чие ка­ко­го-то ли­те­ра­тур­но­го ста­ту­са не оп­ре­де­ля­ет са­мо по се­бе ни ка­че­ст­ва тек­с­тов и ни ка­че­ст­ва чте­ния.

Пред­ставь­те, что ка­кой-ни­будь ака­де­мик, ма­те­ма­тик или фи­зик, вне­зап­но стал бы ут­верж­дать
:
- что до по­лу­че­ния док­тор­ско­го зва­ния че­ло­век не име­ет пра­ва ре­шать ка­кие-ни­будь важ­ные те­о­ре­мы и за­да­чи,
- а оце­ни­вать пра­виль­ность ре­ше­ний мо­гут толь­ко ака­де­ми­ки, и ни­кто иной.
- Это бы за­тор­мо­зи­ло раз­ви­тие на­уки на го­ды, ес­ли не на сто­ле­тия.
- Эйн­штейн ведь, ка­жет­ся, не был про­фес­си­о­наль­ным фи­зи­ком, а за­ни­мал скром­ную долж­ность слу­жа­ще­го бю­ро па­тен­тов.
- Пред­ставь­те: Эйн­штейн пуб­ли­ку­ет об­щую те­о­рию от­но­си­тель­но­с­ти, а ему от­ве­ча­ют: а ка­кие у вас зва­ния?
- Пред­ставь­те се­бе то­го же ака­де­ми­ка – ма­те­ма­ти­ка или ге­о­ме­т­ра, ко­то­рый бы вне­зап­но заорал:
- «эв­к­ли­до­ва ге­о­ме­т­рия – гов­но, учи­те Ри­ма­на», или «2 х 2 – гов­но, учи­те выс­шую ариф­ме­ти­ку»
- Это­го «учё­но­го» под­ня­ли бы на смех, но в ли­те­ра­ту­ре всё воз­мож­но,
- мож­но кри­чать: «2 х 2 – гов­но», и ни­че­го – у пи­са­те­лей это во­об­ще в пра­ви­лах хо­ро­ше­го то­на.

___________________________________
Юрий УГОЛЬ­НИ­КОВ, "БАЛАГАН В ЦДЛ. ТАК ВЕЧЕРА ПАМЯТИ НЕ ПРОВОДЯТ"

http://www.litrossia.ru/2011/52/06710.html
Tags: ахматова, бродский, быдло, кунсткамера, литерадуроведение, наглость, поэзия, россия, цыанизьм, эйнштейн
Subscribe

Posts from This Journal “литерадуроведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

Posts from This Journal “литерадуроведение” Tag