Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Category:

А.Н. Стрижев (составитель), "Александр Сергеевич Пушкин: путь к Православию"


Содержание

1. А.Н. Стрижев, "От составителя"
2. Проф. И.М. Андреев, "А.С. Пушкин (Основные особенности личности и творчества гениального поэта)"
3. Митроп. Анастасий (Грибановский), "Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви"
4. Еп. Антоний (Храповицкий), "Слово пред панихидой о Пушкине, сказанное в Казанском университете 26 мая 1899 г."
5. Митроп. Антоний (Храповицкий), "Пушкин как нравственная личность и православный христианин"
6. Митроп. Антоний (Храповицкий), "Пушкин-патриот"
7. Протоиер. Иоанн Восторгов, "Вечное в творчестве поэта"
8. Архиеп. Никанор (Бровкович), "Беседа в неделю блудного сына, при поминовении раба Божия Александра (поэта Пушкина), по истечении 50-десятилетия по смерти его"
9. Проф. Иван Ильин, "Пророческое призвание Пушкина"
10. В. Лепахин, "Отцы пустынники и жены непорочны..."

Приложения

1. В. Пигалев, "Пушкин и масоны"
2. Борис Башилов, "Пушкин и масонство" (главы из книги)
2.1. Духовная победа Пушкина над вольтерьянством и масонством
2.2. "Поэт и царь"

Библиография
____________________________________________________________________
А.Н. Стрижев, "От составителя"

Сборник "Религиозный облик Пушкина" - первая попытка собрать воедино литературные работы известных иерархов Православной Церкви, церковных публицистов, отечественных филологов и мыслителей, потрудившихся над прояснением религиозного облика поэта. Потребность в такой книге ощущалась давно. Еще в 1933 г. философ С.Л. Франк задавался целью "остановиться на религиозном сознании Пушкина. Из всех вопросов пушкиноведения эта тема менее всего изучена; она, можно сказать, почти еще не ставилась. Между тем, это есть тема величайшей важности не только для почитателей Пушкина: это есть в известном смысле проблема русского национального самосознания"
("Путь". Париж, 1933, № 40).

Некоторое время спустя, уже к 100-летию со дня гибели гениального "учителя России" (выражение В.А. Жуковского) этот пробел в пушкиноведении начал восполняться. Появились серьезные исследования в Харбине, Париже, Праге, Белграде, во многих других местах, где нашли себе приют авторы исследований - беженцы из большевистской России. В отрыве от Родины они по-новому прочли Пушкина, и классовый подход к истолкованию его творений для них стал неприемлем. Тогда же проф. К. Зайцев, впоследствии архимандрит и известный публицист, в статье "Религиозная проблема Пушкина" пришел к выводу:
"Духовным здоровьем дышит поэтическое творчество Пушкина. Назовите другого писателя, чтение которого доставило бы такую умиротворяющую и возвышенную радость, навевало бы такое душевное спокойствие, и это несмотря на то, что ставит оно вопросы иногда предельно трудные и остро волнующие".

(Россия и Пушкин. 1837-1937. Харбин, издание Русской академической группы, 1937, с. 45.)

С сожалением отметим, что в послереволюционной России никакие "академические группы" не ставили, да и не могли себе ставить целью исследовать духовный мир Пушкина. Этим разве что занимались одиночки, без расчета на публикацию. Правда, официальной пушкинистикой в России за последние 80 лет сделано огромное дело:
- проведена большая текстологическая работа,
- выявлены новые тексты поэта,
- по-новому филологически осмыслен весь корпус наследия,
- основательно изучена литературная и бытовая среда и в целом эпоха, на которую пришлась жизнь Пушкина.


Но религиозное осознание творчества поэта и поныне для нее во многом остается табуированной темой, хотя официальная, нормативная публицистика постепенно и избавляется от табуирования в подходах к своим исследованиям.
Наш тематический сборник далеко не полностью вобрал в себя имеющиеся материалы. Чтобы избежать смысловых повторов и длиннот с чисто умозрительными рассуждениями, пришлось прибегнуть к строгому отбору накопленного. В книгу не включены и многие статьи о Пушкине известных русских философов, с которыми читатели могут познакомиться по сборнику "Пушкин в русской философской критике" (М., "Книга", 1990) и по собраниям сочинений этих мыслителей. Состав сборника ограничен целью донести до наших современников свод религиозных представлений о творчестве Пушкина, оставленных нам богословами и богоискателями, причем материалы даны в историко-хронологической последовательности.
В заключение заметим, что многочисленные цитаты в текстах тщательно выверены по авторитетным источникам; допущенные в оригиналах погрешности исправлены без специальных оговорок. Постраничные примечания - авторские, дополнения составителя заключены в угловые скобки. Материалы, кроме оговоренных особо, публикуются без сокращений.
_______________________________________
Православие и современность. Электронная библиотека.
© Издательство "Отчий дом", Москва, 1996. © Библиотека Веб-Центра "Омега".
ISBN 5-86809-103-5, 1999 г., – 415 с.
Качать: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/pushkinway/pushkinway.pdf
Покупать: http://www.ozon.ru/context/detail/id/2723460/
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
The original posting was made at http://hojja-nusreddin.dreamwidth.org/113935.html
Tags: вера, николай, поэзия, православие, пушкин, царь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments