Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

М.А. Батунский, "Россия и ислам" (в 3-х томах)


Работа одного из крупнейших российских исламоведов профессора М.А. Батунского (1933, Ворошиловград – 1997, Кёльн) является до сих пор единственным широкомасштабным исследованием отношения России к исламу и к мусульманским царствам с X по начало XX века, публикация которого в советских условиях была исключена.

Несмотря на то, что М. Батунский был одним из ведущих в СССР и признанным в мире исламоведом, двери Ин-та востоковедения АН СССР оставались для него закрыты.

[Забавно, что этот его фундаментальный труд, изданный в 2003 году в Москве, эти жулики - питерские востокоеды до сих пор не удосужились включить в своё халтурное библио: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2885694.html - Х.Н.:]

И всё же, власти должны были признать его авторитет как специалиста. Именно ему было поручено написать статью об исламе в Большую Советскую энциклопедию.

Работа написана в историко-культурной перспективе (переиздана в 2003) и состоит из 3 томов:
1. Русская средневековая культура и ислам
2. Русская культура XVIII и XIX веков и исламский мир
3. Формирование и динамика профессионального светского исламоведения в Российской империи

Используя политологический, философский, религиоведческий, психологический и исторический методы, М. Батунский анализирует множество различных источников; его подход вполне может служить благодатной почвой для дальнейших исследований многонациональной России, а также дать импульс всеобщим дебатам о «конфликте цивилизаций» и столкновении (противоборстве) христианского мира и ислама.
______________________________________________________________
Оглавление

Том 1 - Русская средневековая культура и ислам

Качать том 1: http://razym.ru/naukaobraz/istoriya/155904-m-a-batunskiy-rossiya-i-islam-tom-1.html

Лев Аннинский: Пролог. Марк

Диалог 1
Диалог 2
Диалог 3
Диалог 4
Диалог 5
Эпилог

Глава 1

1. Восприятие Востока (Азии) в дохристианской Руси
2. Формирование на базе христианства представлений о Востоке и об исламе
3. Древнерусская литература и византийская традиция о мусульманской цивилизации
4. Русское религиозно-культурное сознание и европейско-средневековая исламистика
5. «Хожение» черниговского игумена Даниила

Глава 2

1. Образ ислама на Руси в «монгольскую эпоху» (до середины XIV в.)
2. Русская культура расширяет объем знаний об исламе и мусульманах
3. Православно-русское мировоззрение versus Ислам в условиях формирования абсолютистской политической доктрины русского государства
4. Религиозная экспансия как суть проблемы «Россия и мусульманский Восток»
5. Позднесредневековая русская культура: восприятие ислама в период религиозного осмысления возникающей централизованной монархии как «третьего Рима»

Глава 3

1. Русская общественная мысль обосновывает внешнеполитическую активность Российского государства на балканском участке «мусульманского фронта»
2. Претензии церкви на роль главной носительницы духовной коммуникации русского общества
3. Складывающаяся христианская «теория ислама»
4. «Хожение» Афанасия Никитина

Глава 4

1. Московские князья, ислам и реликты монгольского владычества
2. Образ мусульманина-чужака в русском фольклоре и в художественных произведениях
3. Европейский взгляд на Россию конца XV начала XVI в
4. Иван Пересветов и его «туркофильство»

Примечания к Тому I

____________________________________________________

Том II - Русская культура XVIII и XIX веков и исламский мир

Качать том 2: http://vipbook.info/nauka-i-ucheba/istory/77970-m-a-batunskiy-rossiya-i-islam-tom-2.html

Глава 1

1. Образ Востока в русском менталитете XVIII начала XIX в. Формальная структура категорий. Общность и различия в восприятии ориентальных феноменов
2. Интерпретация мусульманского мира в средневековом наследии. Дальнейшие поиски идентичности

Глава 2

1. Культурное самоопределение и проблема ислама
2. Радикалы, либералы, консерваторы: общий курс на деазиатизацию и генезис последующих расхождений в интерпретации Ислама
3. Петр Чаадаев: необходимость отчуждения от Востока, но признание позитивной роли ислама как отпрыска христианства

Глава 3

1. Когнитивный статус в русской культуре XIX в. категорий «Восток», «христианский Восток», «мусульманский Восток»; логико-методологические коллизии в ходе оперирования ими
2. Русский романтизм и проблема Ислама
3. Путешествие в мир Ислама: попытка создать новую «стратегию общения» между разноконфессиональными группами

Глава 4

1. Вновь о левых радикалах и консервативных славянофилах (Добролюбов и Данилевский)
2. Николай Федоров: очередной воинствующе-антиисламский вариант славянофильства
3. Славянофилы: Константин Леонтьев как некое подобие исламофильства
4. Федор Достоевский: поворот к евразийству
5. Протоевразийцы: неудачная попытка диалогического общения с мусульманством

Глава 5

1. Несколько замечаний о миссионерско-антиисламской литературе, которые могут показаться парадоксальными
2. Основные контуры миссионерской идейной атаки на ислам и его немусульманских апологетов
3. Кульминационный пункт миссионерско-унификаторского этоса: Миропиев. Зарождение российского мусульманского модернизма; его политологические и моральнорелигиозные устремления
4. Необходимое отступление: каково было действительное положение ислама в царской России?

Глава 6

1. Исламобежный прагматизм и модернизирующаяся исламофобия светских авторов
2. Ислам в философско-этических и историософских концепциях Владимира Соловьева и Льва Толстого

Глава 7

1. Столкновение нормативных моделей мусульманского модернизма и миссионерства. Вновь Миропиев
2. Опыт семантико-семиотического и эпистемиологического анализа миссионерской литературы об исламе
3. Спор о личности Мухаммеда, о природе ислама и его роли в истории
4. Миропиев: отечественный ислам неотвратимая угроза для православнорусского бытия

Глава 8

1. Евгений Марков: попытка создания новой системы взаимосвязей конфессиональной принадлежности, этнического своеобразия и общеимперских интересов
2. Нечто об империологии и об одном из «строителей империи»: генерал Константин фон Кауфман и его Islampolitik

Примечания к Тому II

________________________________________________________

Том III - Формирование и динамика профессионального светского исламоведения в Российской империи

Качать/читать том 3: http://lib.rus.ec/b/351435/read

Глава 1

1. Историко-теоретическое (методологическое) отступление
2. У истоков светского профессионального исламоведения
3. В. Розен об истории исламистики
4. Суть розеновского понимания ислама
5. В. Розен и миссионерская исламистика
6. Розен и другие авторы «Записок Восточного отделения» об исламе на мусульманских окраинах России

Глава 2

1. Крымский как исламовед
2. Крымский: расовые теории как превалирующая исследовательская парадигма

Глава 3

1. Стратегия исламоведческого познания В. Бартольда
2. Универсализм как ядро бартольдовской исламологии
3. Отношение Бартольда к исламу, освящаемой им культуре в том числе и в их среднеазиатских разновидностях

Примечания к Тому III


Об авторе и о книге

===========================================================================
Москва: "Прогресс-Традиция", 2003
т. 1, ISBN 5-89826-106-0, - 400 с.
т. 2, ISBN: 5-89826-188-5, - 400 с.
т. 3, ISBN: 5-89826-187-7, - 400 с.
http://www.litres.ru/mark-batunskiy/
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
The original posting was made at http://hojja-nusreddin.dreamwidth.org/120214.html
Tags: библиография, ислам, история, культура, россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment