Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

А.Е. Крымский, "ОЧЕРК РАЗВИТИЯ СУФИЗМА ДО КОНЦА III ВЕКА ГИЖРЫ"


ОГЛАВЛЕНИЕ

I. КАРТИНА МОГУЩЕСТВА СУФИЗМА въ ИСЛАМСКОМЪ МІРѢ

Политика, теология, философия, наука, искусства

II. ТРАДИЦИОННЫЯ ПРЕДСТАВЛЕНІЯ 0 СУФИЗМЕ

Когда и какъ возникъ суфизмъ? Для удобства изслѣдованія разобьемъ его на элементы: аскетизмъ, мистицизмъ и пантеизмъ, и будемъ держаться плана: сперва разсмотримъ, какія данныя были для развитія каждаго изъ этихъ элементовъ въ исламе
, a потомъ посмотримъ, могли ли быть тутъ постороннія вліянія и, если
 могли быть, то какія.

III. НАСКОЛЬКО СУФИЗМЪ МОЖЕТЪ СЧИТАТЬСЯ ЯВЛЕНІЕМЪ ИСЛАМСКИМЪ И ВООБЩЕ АРАБСКИМЪ? (І-й ВЕКЪ ГИЖРЫ)

Аскетизмъ въ Аравіи въ доисламскую эпоху. Пессимизмъ Корана, какъ побужденіе къ аскетизму. «Люди скамьи». Овейсъ Карни. Хасанъ изъ Басры и его аскетическая школа.
Мистицизмъ: внутреннее противорѣчіе мистицизма со страхомъ Божіимъ и съ
 природой араба. Насколько возможно было самостоятельное появленіе мистицизма въ
 арабской средѣ?
Участіе женщинъ. Рабія. Первый суфійскій монастырь и появленіе имени суфий.

IV. ЗАПАДНЫЯ НАСЛОЕНІЯ (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ІІ-й ВѢКЪ ГИЖРЫ)

Вліяніе христіанское, гностическое и неоплатоническое.

V.
 ВОСТОЧНОЕ ВЛІЯНІЕ (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЪ ІІІ-го ВѢКА ГИЖРЫ)

Со времени Аббасидовъ начинается господство персидской образованности, a вмѣстѣ
 съ тѣмъ — вліяніе прежней персидской религіи на исламъ.
Это вліяніе — не парсінское, a индійское. Бѣглый взглядъ на релігіозныя отношенія Индіи и Ирана отъ самыхъ древнихъ временъ.
Послѣ арабскаго завоеванія и насильствсннаго введенія ислама
 индоперсидскія религіозныя идеи сохранились въ сектѣ шіитовъ. Наиболѣе радикальные шіитскіе толки — въ сѣверной и сѣверо-восточной Персіи.
Въ этихъ же мѣстахъ сильно привился арабскій суфизмъ, перенесенный изъ Сиріи; монастырь Ибнъ-Абиль-Хейра.
Какой выводъ приходится сдѣлать изъ всего этого?

VI. ЗHАЧEHIE III ВЕКА ГИЖРЫ ВЪ ИСТОРІИ СУФИЗМА

Многія причины поддерживаютъ въ халифатѣ и аскетизмъ, и мистицизмъ, и пантеизмъ.
Лица, усвоивішія даже одно изъ этихъ направленій, становятся вь ряды суфіевъ, отчего подъ ярлыкомъ "суфизмъ" накопляется хаотическая куча разныхъ воззрѣній.
 Суфіи III в. гижры пытаются дать себѣ отчетъ въ сущности и въ цѣляхъ суфизма.

Послѣ такихъ попытокъ, къ концу вѣка становится яснымъ, что въ суфизмѣ существуетъ два теченія: западное—арабское и восточное—персидское.

________________________________________________________________
Сб. "ДРЕВНОСТИ ВОСТОЧHЫЯ", ТРУДЫ ВОСТОЧНОЙ КОММИССІИ ИМПЕРАТОРСКАГО Московского Археологического Общества, ИЗДАННЫЕ ПОДЪ РЕДАКЦІЕЙ М.В. НИКОЛЬСКАГО, ДѢЙСТВ. ЧЛ. ОБЩ. И СЕКРЕТАРЯ ВОСТОЧНОЙ КОММИССІИ, ТОМЪ 2, ВЫПУСКЪ 1, Съ 3 таблицами и однимъ рісункомъ въ текстѣ, MOCKBA, 1896, с. 28 – 73.

Качать
: http://book.libertorrent.com/viewtopic.php?t=23802
Виа uylenspiegel

Бонус: Батунский о Крымском
: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2887502.html
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
The original posting was made at http://hojja-nusreddin.dreamwidth.org/121649.html
Tags: библиография, ислам, история, суфизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments