Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Category:

Аннемария Шиммель, "Распознавание символов Бога", Глава 1 "Святость природы и культуры" / Часть 4

Часть 4. К Части 3: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2935612.html
____________________________________________

Головной убор

Типы головных уборов Суфи различались по форме и цвету, как, впрочем, и накидки. Головной убор играет важную роль. Он указывает на положение человека. Тадж, корона, тоже является головным убором. Корона порой бывает высокой и расширяется кверху. А порой она бывает просто круглой и изготавляется из определенного числа клиньев: таким образом двенадцать клиньев ордена Бекташи напоминает дервишам двенадцать шиитских Имамов. Еще одним головным убором является колпак, высокая шляпа в виде конуса, сикке дервишей ордена Мевлеви.

Символически головной убор может быть даже благом от Бога, как говорит Насири Хусрав в своем "Саадат-наме":
Когда Бог дает нам головной убор, кулах, величия,
Почему ты привязываешь сердце свое к чему-то другому?

Ибо благословить даруя головной убор, означает ославить человека. Таким образом дастарбанди, тюрбан или чалма являются важными элементами одежды в орденах дервишей. Они олицетворяют достойного представителя учителя. То, что Пир Пагаро в Синде получил свою фамилию от названия тюрбана, пагри, связано именно с этим.

Тюрбаны различных форм и цветов носили и другие люди, не относящиеся к дервишам, ну, например, ученые. Расширить тюрбан часто означало "рисоваться, хвастаться". Поэтому Индоперсидский поэт Талиби Амули (ум. в 1627 году) смеялся над теми, кто пренебрегал полезным трудом, ибо как говорил поэт, "они заняты лишь тем, что строят куполы из своих тюрбанов".

Дервиши в некоторых братствах носили серьги. Термин халга бе-гуш, "кольцо в ухе", означает порабощение: человек является слугой того, чью серьгу он носит. Такие серьги предполагают различные формы. Некоторые скитающиеся дервишы в Средние Века, как и отдельные группы дервишей ордена Бекташи носили тяжелые стальные серьги в одном или обеих ушах.

Метафоры одежды

Принимая во внимание важность одежды в хадисах и повседневной жизни, в Исламе элементы одежды вошли в любимые метафоры. Много таких метафор можно найти в Коране. Хадис повествует о либас-аль-бирр, "одежде доброты", а сура 7:26 ("О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние, которое прикрывало бы вашу мерзость, и перья. А одеяние богобоязненности - лучше. Это - из знамений Аллаха, - может быть, вы вспомните!") о либасе аль-тагва, "одежде богобоязненности". В преданиях о Пророке говорится, что после Грехопадения, одежда слетела с Адама и Евы, и Бог обратился к Адаму: "Пусть твой военный призыв будет Моим Именем, а твоя одежда тем, что ты сошьешь своей рукой, (ибо профессия Адама было земледелие, прядение и ткачество), но почувствуешь ты, что одежда, посланная вниз дабы покрыть срамные места, не должна быть истолкована в буквальном смысле, она должна быть правилом, норомой Божественного Закона". "Одежда эта", - утверждает Кашани, - "является шари'а, которая выпрямляет уродливые черты характера в мыслящей душе". Толкование Ибн Араби сна указывает на то же значение: вера считается покрывалом, и среди людей, которые появлялись в этом сновидении, только Омар, второй халиф Ислама, имел достаточно длинную тунику, то есть, полноценную веру в Бога. Когда Низамуддин Авлийа из Дели обещает ученику, что "бросит свою мантию на него, дабы прикрыть его грехи", внешний и внутренний смысл этого выражения имеют связанный смысл. "Обычная" одежда не может покрыть постыдные действия, предупреждает Насири Хусрав.

Тот, кто объемля Ислам "надевает одежду славы Ислама". Во время небесного путешествия Пророку подарили две туники, а именно духовную бедность, фагр, и веру в Бога. "Одеяние бедности и терпения" также упоминается Шибли, багдадским Суфи (ум. в 945 г.), который требовал носить их в Священные Праздники взамен новых одежд, которые люди одевают в прадники. Вообще празднование Ид, Праздника Рамадан, без ношения новой одежды считается знаком ярко выраженной обездоленности.

Упоминая о метафорическом использовании "одежды", надо сказать и об "одежде мученичества". Если Христианин согласно святому Павлу является "одетым в Христа", то самый высокий уровень, о котором мечтает Мусульманский мистик, это быть одетым в либас аль-хаганиййа, в одежду Аль-Хагга, в одежду Абсолютной Истины.

Коран упоминает об "одежде огня" для обитателей ("Вот - два врага, которые враждовали об их господе; тем, которые не веровали, выкроены одежды из огня, проливается на их головы кипяток." 22:19). Одежда Сатаны, замечает Киса'и, является яростью Бога. Благочестивый может надеяться, что Повелитель оденет его в День Воскресения в одежду прощения и праведных поступков. Она представляется одеянием Рая, в отличии от грешника, который будет лишен "одежды благочестия", гол как сокол.

Одежда ведет к другому аспекту ткачества, прядения и шитья одежды: считалось, что человек шьет себе вечную одежду своими поступками и мыслями. Руми предупреждает всех "есть фрукты, взращенные собственной рукой, одеваться в одежды, сшитые собой". Эти метафоры нашли свое особое место в хлопковых районах Деккана и Пакистана. Традиционно народные песни, которые сопровождали ткачество по всему миру, трансформировались в песни, где ткачество становится символом неразрывного зикра, поминания Бога, и душа, которая исполняет этот религиозный действо, почтительно находит свое богатое приданое в день бракосочетания, то есть, в Судный День, когда ленивица, которая пренебрегала "шитьем" поминаний будет обнажена и пристыжена. Эта метафора также объясняет веру курда Ахли-Хагга, который видел метемпсихоз (перевоплощение души после смерти тела в новое тело) как странствование из одного (телесного) одеяния в другое, всегда носить то, что было сшито в предыдущей жизни.

Сам Бог является главным ткачом, портным, ибо Он является верховным господином всего. "И сделали ночь покровом", говорится в Коране (Сура 78:10) и Он тот, кто вышивает всю историю Вселенной на ткацком станке дней и ночей. Более того к Нему можно подойти лишь через одежды, которыми Он прикрыл свою непостижимую Суть - 70000 завес света и мрака скрывают Его, как одежда скрывает тело, и как тело скрывает душу. "Кибрийа", "Слава" является Его туникой, как твердит хадис гудси, а его рубашка согласно этому же источнику является милостью, которой Он покрывает тех, кто питает надежду на нее.

Без "одежды", то есть без Его проявления милости и могущества, Бог остался бы навеки вечные deus absconditus (абсурдным божеством) и когда Майстер Экхарт в Германии говорит о периодически повторяющихся образах "Бога в его kleithus" , "Бога в доме одежды, в костюмерной", он подразумевает осязаемые, очевдные знамения Божеской милости. Старший современник Экхарта в Анатолии, Мавлана Руми, пишет в своих трогательных стихах:
"О, возьмись за край Его блага,
Ибо Он убежит от тебя..."

Взять за подол одежды могущественного человека означает разделить его бараку. Мусульманский поэт, глашатай многих певцов, знает, что к таинству Бога можно прикоснуться лишь через знамения, через двойную ткань (шерсть и основу) сотворенной Вселенной, через явление, которое и скрывает, и проявляет Его, как одежда скрывает и открывает нас.

Для Мусульманина концепция одежды, элементом которой является рубашка, может нести еще один подтекст. В Суре "Йусуф" Коран говорит об аромате рубашки Йусуфа, который исцелил его слепого отца Иакова ("И когда отошел караван, сказал их отец: "Я чувствую запах Йусуфа. Если бы вы не считали меня безумцем!" 12:94).

Благовония

в Исламской культуре заслуживают отдельного исследования, начиная с любви Пророка к ним. Пророк любил несколько вещей. Бог внушил ему эту любовь, особенно по отношению к ароматному ветру, исходящему из Йемена, и несущим духовное послание о любви и благочестии. Аромат напоминает человечеству о забытом, чего нельзя увидеть, о нечто драгоценном, неосязаемом - слова и аромат райских яблонь, аромат мускусного оленя ведет искателя к пустыням Китая, то есть к пустыням вечности.
_____________________________________________
Часть 4. К Части 5:
Tags: аромат, иаков, иосиф, йемен, караван, коран, одежда, символизм, чалма, шиммель
Subscribe

Posts from This Journal “символизм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments