Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Category:

Джалал ад-Дин Руми, "Маснави-йи Манави / Поэма о Скрытом Смысле" / 1 (Содержание)


ПЕРВЫЙ ДАФТАР

Введение . 10
Об авторе 11
От редактора 13
Кратко о первом дафтаре 14
Об особенностях перевода в данном издании 14
Кто из переводчиков что перевёл 17

МАСНАВИ-ЙИ МАНАВИ 19

1.0 [Введение / хутба]
19

1.01 [Най-нама / Песня флейты]
22

1.02 [Как] падишах влюбился в страдающую наложницу
и организовал её излечение
25
1.02.01 Проявление немощи лекарей в излечении наложницы 25
1.02.02 Обращение падишаха к Божественному порогу и видение им во сне одного вали 26
1.02.03 Испрошение помощи у Господа - Распорядителя помощи - в соблюдении учтивости
при любых обстоятельствах и разъяснение затруднений от вреда неучтивости 27
1.02.04 Встреча падишаха с тем вали, который был явлен ему во сне 29
1.02.05 [Как] падишах отвёл вали к изголовью больной,
дабы он взглянул на ее состояние 29
1.02.06 [Как] вали потребовал от падишаха уединения,
чтобы постичь страдание наложницы 31
1.02.07 [Как] вали постиг страдание [наложницы] и доложил о нём падишаху 34
1.02.08 [Как] падишах отправил посланцев в Самарканд, дабы они привезли ювелира 34
1.02.09 Разъяснение того, что убийство и отравление ювелира произошло
по Божественному указанию, а не по прихоти души и порочному замыслу 36
1.02.10 Рассказ о бакалейщике и попугае пролившем [розовое] масло 38
1.02.11 О неправомерных сравнениях 39

1.03 История иудейского царя, из-за фанатизма убивавшего христиан
44
1.03.01 [Как] вазир обучил царя ухищрению 44
1.03.02 Обман христиан вазиром 45
1.03.03 [Как] христиане восприняли ухищрение вазира 46
1.03.04 [Как] христиане последовали вазиру 46
1.03.05 История о том, как халифа встретился с Лайли 49
1.03.06 О зависти вазира 51
1.03.07 [Как] христианские искусники поняли ухищрение вазира 51
1.03.08 О тайном послании царя вазиру 52
1.03.09 Разъяснение 12 направлений христиан 52
1.03.10 [Как] вазир смешал заповеди Евангелия 52
1.03.11 О том, что эти противоречия заложены в форме учения, а не в Истине пути 54
1.03.12 О потере вазира в этом ухищрении 55
1.03.13 [Как] вазир подвигся на другое ухищрение, чтобы ввести в заблуждение народ 57
1.03.14 [Как] вазир отверг муридов 58
1.03.15 [Как] муриды повторяли: «Прерви уединение» 59
1.03.16 [Как] вазир ответил: «Я не прерву уединения» 59
1.03.17 Возражение муридов на уединение вазира 60
1.03.18 [Как] вазир обезнадежил муридов отказом от уединения 62
1.03.19 [Как] вазир назначил по отдельности [своим] преемником каждого вельможу 63
1.03.20 Самоубийство вазира в уединении 63
1.03.21 [Как религиозная] община Исы (мир ему) спрашивала вельмож:
«Кто из вас преемник?» 64
1.03.22 Оспаривание вельможами преемственности 65
1.03.23 [Как] было возвеличено описание Избранника (Мустафы),
(благослови его Аллах и приветствуй), упомянутого в Евангелии 67

1.04 Повесть о другом иудейском царе, который хотел погубить религию Исы
68
1.04.01 [Как] иудейский царь развел огонь и установил подле него идола, сказав:
«Совершивший земной поклон этому идолу избежит огня»
70
1.04.02 [Как] дитя заговорило посреди огня, подбивая людей прыгнуть в огонь 71
1.04.03 [Как] искривился рот мужчины, который произнес насмешливо имя Мухаммада
(благослови его Аллах и приветствуй) 72
1.04.04 [Как] тот иудейский царь упрекал огонь 73
1.04.05 История о ветре, который в эпоху [пророка] Худа (мир ему)
сгубил народ Ада 75
1.04.06 [Как] иудейский царь глумился и отвергал [чудо],
не приняв совета своих избранных 76

1.05 [Как] мелкая дичь разъяснила льву об уповании (на Аллаха)
и отказе от усилий
79
1.05.01 [Как] ответил лев мелкой дичи и что сказал о пользе усилий 79
1.05.02 [Как] мелкая дичь предпочла усилиям и приобретениям упование (на Аллаха) 79
1.05.03 [Как] лев предпочёл усилия и приобретения упованию (на Аллаха) и покорности 80
1.05.04 [Как] мелкая дичь предпочла усилиям упование (на Аллаха) 80
1.05.05 [Как] лев вновь предпочел усилия упованию (на Аллаха) 81
1.05.06 [Как] мелкая дичь вновь предпочла упование (на Аллаха) усилиям 82
1.05.07 [Как] взглянул Азраил на некоего мужа, убежавшего во дворец Сулаймана,
и об предпочтении упования (на Аллаха) малополезным усилиям 82
1.05.08 [Как] лев опять предпочел усилия упованию (на Аллаха)
и объяснил пользы от усилий 83
1.05.09 [Как] было утверждено превосходство усилий над упованием (на Аллаха) 85
1.05.10 [Как] мелкая дичь порицала зайца за то, что он медлил идти ко льву 85
1.05.11 [Как] заяц ответил им 85
1.05.12 Возражение мелкой дичи на речь зайца 85
1.05.13 Ответ зайца мелкой дичи 86
1.05.14 Упоминание о знании зайца и разъяснение достоинства и выгод познания 87
1.05.15 [Как] мелкая дичь потребовала у зайца открыть тайну его замысла 88
1.05.16 [Как] заяц отказал им открыть [свою] тайну 88
1.05.17 История об ухищрении зайца 89
1.05.18 Поддельность жалкого истолкования мухи 91
1.05.19 Рычание льва из-за опоздания зайца 91
1.05.20 Ещё об ухищрении зайца 92
1.05.21 [Как] заяц прибыл ко льву 95
1.05.22 [Как] заяц принёс извинения 95
1.05.23 [Как] лев ответил зайцу и отправился с ним 96
1.05.24 История удода и Сулаймана в пояснение того, что с явлением
Непреложного приговора даже ясные глаза закрываются 98
1.05.25 Хула ворона на притязание удода 99
1.05.26 [Как] удод ответил на хулу ворона 99
1.05.27 История Адама (мир ему) и [как] Непреложный приговор застил его взор от
точного соблюдения запрета и он отказался от [его] истолкования 100
1.05.28 [Как] заяц отступил за спину льва, приблизившись к колодцу 101
1.05.29 [Как] лев спросил зайца о причине его отступления назад 103
1.05.30 [Как] заглянул лев в колодец и увидел свое отражение и того зайца 104
1.05.31 [Как] заяц принес мелкой дичи благовестье о том, что лев упал в колодец 106
1.05.32 [Как] собралась мелкая дичь вокруг зайца и вознесла ему хвалу 107
1.05.33 [Как] заяц дал совет мелкой дичи: «Не радуйтесь этому» 107
1.05.34 Толкование [предания]: «Вернулись мы с ничтожнейшего джихада
для величайшего джихада»
108

1.06 [Как] пришел посланец Рума к Повелителю верующих Умару (будь доволен им Аллах) и увидел чудеса Умара
110
1.06.01 [Как] посланец Рума нашел Повелителя верующих (будь доволен им Аллах)
спящим под деревом 111
1.06.02 Вопросы посланца Рума Повелителю верующих Умару (будь доволен им Аллах) 113
1.06.03 [Как] Адам принял свой грех [, сказав]: «Господь, мы наказали себя сами!»,
а Иблис возложил свой грех на Господа [, сказав]: «Ты сбил меня» 115
1.06.04 Толкование [изречения]: «Он с вами, где бы вы ни находились» 117
1.06.05 Вопрос посланца Умару (будь доволен им Аллах) о причине мучений душ
в телах из воды и глины 118
1.06.06 О смысле [изречения]: « Кто намерен восседать с Аллахом,
пусть сидит с приверженцами тасаввуфа»
118

1.07 История купца, с которым заключённый им попугай передал весть попугаям Хиндустана, когда тот отправился туда торговать
121
1.07.01 Описание крыл пернатых Божественных умов 122
1.07.02 [Как] хозяин, увидев на лугу попугаев Хиндустана,
передал им послание своего попугая 123
1.07.03 Толкование слов Фарид ад-дина Аттара (освяти Аллах дух его):
«Ты, обладатель (низшей) души, о беспечный, средь праха кровь пей,
Когда обладатель сердца если [и] выпьет яда, тот станет медом»
124
1.07.04 [Как] колдуны почтили Мусу (мир ему) [, спросив]:
«Не изволишь ли ты бросить посох первым?»
125
1.07.05 Пересказ купца своему попугаю о виденном им у попугаев Хиндустана 127
1.07.06 [Как,] выслушав о проделанном теми попугаями, умер попугай в клетке
и как его оплакивал хозяин 129
1.07.07 Толкование слов Хакима [Санайи]:
«Все, что от Пути удерживает тебя, будь то слово неверия или веры,
Все, что от Друга удаляет тебя, будь то образ уродливый или красивый, –
В толковании смысла изречения [Пророка]:
'Воистину, Саад ревнив, но я ревнивее Саада, а Аллах - ревнивее меня.
Из-за ревности заповедал Он непристойности и внешние и внутренние'»
133
1.07.08 Возвращение к рассказу о купце-хозяине 136
1.07.09 [Как] хозяин вытащил попугая из клетки и как мёртвый попугай взлетел 137
1.07.10 [Как] попугай попрощался с хозяином и улетел 138
1.07.11 Вред от возвеличивания людей и узнаваемости 138
1.07.12 Толкование [предания]: «Чего хочет Аллах, то и сбудется» 140

1.08 Рассказ о старике-арфисте, который во времена Умара (будь доволен им Аллах) в бедственные дни играл на арфе для Господа посреди кладбища
143
1.08.01 О голосе арфиста 143
1.08.02 О голосах Исрафила, пери и святых 143
1.08.03 О разъяснении хадиса: «Воистину, у вашего Господа в дни века вашего
есть дуновения, так отдайтесь же им!»
145
1.08.04 История о том, как Айша (будь доволен ей Аллах) спросила Мустафу
(благослови его Аллах и приветствуй): «Сегодня лил дождь,
ты ходил к кладбищу, как же одежды твои не намокли?»
150
1.08.05 Толкование одного байта Хакима [Санайи] (будь доволен им Аллах) 152
1.08.06 О смысле хадиса: «Пользуйтесь холодом весенним» и до конца 152
1.08.07 [Как] Сиддика [= Айша] (будь доволен ей Аллах) спросила Мустафу
(благослови его Аллах и приветствуй):
«В чем тайна сегодняшнего дождя?»
153
1.08.08 Продолжение истории о старике-арфисте и изложение её сути 154
1.08.09 [Как] воззвал Глас к спящему Умару (будь доволен им Аллах):
«Дай несколько золотых из казны человеку, спящему на кладбище»
156
1.08.10 [Как] сетовал столб мечети, когда Посланнику (благослови его Аллах и приветствуй)
построили минбар, ибо там стало тесно, сказав:
«Мы не видим твоего благодатного лица во время проповеди»
,
и [как] это сетование услышали Посланник и его сподвижники,
и [как] Мустафа (благослови его Аллах и приветствуй),
спрашивал столб и отвечал ему ясно 156
1.08.11 Чудо Посланника (благослови его Аллах и приветствуй), когда щебень в руке
Абу Джахла (да почиёт на нём проклятие) заговорил, свидетельствуя
истинность Мухаммада (благослови его Аллах и приветствуй) 159
1.08.12 Продолжение истории о музыканте и о доведении ему Повелителем верующих Умаром
(будь доволен им Аллах) послания о том, что сообщил ему Глас 160
1.08.13 [Как] Умар (будь доволен им Аллах), развернул взор его [= арфиста] от макама плача,
которым является бытиё, к макаму самопогружения [в Аллахе] 162
1.08.14 Толкование ежедневной молитвы двух ангелов над каждым базарником:
«О Боже, воздай всякому щедрому возмещением!
О Боже, воздай каждому скупому растратой!»

и разъяснение того, что щедрый – поборник на пути Истинного,
а не расточитель на пути прихоти 164

1.09 История о халифe превзошедшем в свое время в щедрости Хатима Тайи
и не имевшего себе подобных
166
1.09.01 История о бедуине-дарвише и беседе его с женой о бедности и дарвишестве 166
1.09.02 [Как] обманываются нуждающиеся [в наставнике] муриды ложными притязателями,
считая их шайхами, почитаемыми и примкнувшими [к Аллаху],
о незнании разницы между [состояниями] передаваемым и наличным,
между выпученным и возросшим 167
1.09.03 Разъяснение о том, как изредка случается, что мурид связывает с ложным
притязателем правдивое убеждение, что тот представляет собой нечто,
и благодаря этому убеждению достигая такой стоянки (макам), какую его
шайх не видел и во сне: ни огонь, ни вода не причинят ему вреда,
но причинят вред его шайху, однако [такое бывает] реже редкого 168
1.09.04 [Как] бедуин велел жене терпеть и разъяснил пользу [терпения и] бедности 168
1.09.05 [Как] жена советовала мужу: «Не веди речь о превышающем твой шаг,
и о твоём положении. Почему говорите то, чего не делаете?
Эти речи хотя и верны, но уводят от положения упования (на Аллаха),
и вредны - велика [к ним] ненависть Аллаха»
170
1.09.06 [Как] муж советовал жене: «На бедных с презреньем не взирай,
а на дела Истинного, предполагая совершенство, взирай. И не хули бедность
и бедных по убогости собственного представления и предположения»
172
1.09.07 Разъяснение того, что движение каждого происходит оттуда, где он находится;
он видит всё из круга своего существования:
лазурное стекло покажет солнце лазурным, а красное - красным,
если же стекло бесцветно, то солнце белеет; из прочих стекол такие
для него [=смотрящего] – наиболее правдивы и предпочтительны 173
1.09.08 [Как] женщина прислушалась к мужу и просила прощения за сказанное ею 175
1.09.09 Разъяснение предания: «Воистину, они (женщины) одолевают разумного,
а их одолевает невежда»
177
1.09.10 [Как] муж поддался на уговоры жены о поисках средств к существованию,
признав возражение жены за указание Истинного 178
1.09.11 Разъяснение того, что Муса и Фираун, оба подчинены [Божественной] воле,
подобно противоядию и яду, мраку и свету; и как Фираун творил тайную
ночную молитву в уединении, чтобы не обесчестить себя 178
1.09.12 Причина обездоленности несчастных из обоих миров, как [сказано]:
«Теряя [долю] как в дольнем мире, так и в будущей жизни»
181
1.09.13 [Как] чувственные глаза сочли презренными и невраждебными Салиха
и его верблюдицу: когда Истинный хочет погубить войско,
Он представляет их взору врагов ничтожными и малочисленными,
хотя бы и был превосходящим тот враг: «Вас преуменьшил в глазах их,
чтобы (непреложно) решил Аллах дело уже свершённое»
182
1.09.14 О смысле того, что: «Он развел два моря /две реки/ соединенных, между ними
преграда, через которую они не устремятся»
186
1.09.15 О смысле того, что на вершимое вали муриду не следует отваживаться самому,
ибо халва не вредит врачевателю, но вредит больным,
а снег и холод не вредят зрелому винограду, но вредят незрелому:
«Да простит тебе Аллах и прежние и будущие грехи»
188
1.09.16 Исход спора араба и его жены 189
1.09.17 [Как] подвигся сердцем араб на умоленье своей уносящей сердце и поклялся:
«В этой покорности нет у меня ни хитрости, ни испытания»
191
1.09.18 [Как] жена определила [мужу] путь поиска пропитания для своего главенства
и как он согласился 193
1.09.19 [Как] араб отнес в подарок кувшин дождевой воды из пустыни в Багдад,
Повелителю верующих, предположив, что там тоже засуха 194
1.09.20 [Как] жена араба зашила в войлок кувшин с дождевой водой и запечатала его
для вящего убеждения мужа 195
1.09.21 Разъяснение того, что и нищета влюблена в щедрость, и щедрость - в нищету.
Если у нищего больше терпения, щедрый идёт к его дверям,
а если у щедрого больше терпения, то наоборот. Терпение нищего –
его достоинство, а терпение щедрого – его недостаток. 197
1.09.22 Различие между тем, кто является дарвишем в Боге и жаждет Бога,
и тем, кто является дарвишем вне Бога и жаждет иного 198
1.09.23 [Как] смотрители и привратники халифы вежливо подошли к бедуину
и приняли его дар 199
1.09.24 Разъяснение того, что влюбленный в дольний мир подобен влюбленному в стену,
на которую падает блик солнца, не пытающийся понять, что блик и сияние
исходят не от стены, но от солнечного диска на Четвертом небе:
«Но преграда устроена меж ними и тем, чего они желали»
201
1.09.25 Арабская пословица: «Если прелюбодействовать, то со свободной
(женщиной), а если красть, то жемчужину»
201
1.09.26 [Как] араб вручил дар, то есть кувшин, гуламам халифы 202
1.09.27 Повествование о произошедшем между грамматистом и капитаном 203
1.09.28 [Как] халифа принял подарок и велел одарить [араба], несмотря на то,
что нисколько не нуждался в том подарке и в том кувшине 204
1.09.29 Об описании старца (пира) и о повиновении ему 209
1.09.30 [Как] Посланник (благослови его Аллах и приветствуй), завещал Али (возвеличь
Аллах лик его): «Пока другие ищут приближения к Истинному
послушаниями, ты ищи его (духовным) общением
с разумным и избранным рабом и всех опередишь!»
211
1.09.31 [Как] казвинец делал себе на плече татуировку в форме льва
и о его раскаянии из-за уколов иглой 212

1.10 [Как] волк и лиса отправились на охоту вместе со львом
215
1.10.01 [Как] лев испытал волка, сказав: «Эй, волк, раздели добычу среди нас!» 216
1.10.02 История о человеке, стучавшем в дверь друга, спросившего «Кто там?»
Человек сказал: «Я», а друг ответил: «Раз ты - это ты,
Я не открою дверь, ибо не знаю других 'я'. Уходи!»
217
1.10.03 [Как] лев проучил волка, проявившего неучтивость при дележе и наградил лису 220
1.10.04 [Как] Нух (мир ему) угрожал начертанным: «Не задирайтесь со мной,
ведь я - [лишь] лицевое покрывало. На деле, вы задираетесь с Богом,
который под ним, о покинутые!»
221
1.10.05 [Как] падишахи усаживают перед собой ведающих суфиев,
чтобы взгляд их [= падишахов], благодаря им, просветлялся 223
1.10.06 [Как] к Йусуфу (мир ему), пришел гость, и Йусуф потребовал от него
необычный подарок 223
1.10.07 [Как] гость сказал Йусуфу (мир ему): «Я принес тебе зеркало, чтобы ты,
Глядя в на свое прекрасное лицо, вспоминал меня»
226
1.10.08 [Как] отрекся от веры писец (Божественного) внушения из-за того, что когда сияние
(Божественного) внушения упало на него, прочтя айат прежде Посланника
(благослови его Аллах и приветствуй), он сказал:
«Значит и я есмь место (Божественного) внушения!»
228
1.10.09 [Как] Балам [сын] Баура молил: «Отврати Мусу и народ его от града
осаждённого разочарованными»
, и [как] молитва была принята 231
1.10.10 [Как] Харут и Марут положились на свою невинность, захотев смешаться с людьми
дольнего мира, и впали в искус 233
1.10.11 Остальная часть истории о Харуте и Маруте, расправе и возмездии им
в дольнем мире, в колодце Вавилона 234
1.10.12 [Как] глухой отправился проведать своего страдающего соседа 235
1.10.13 Первым, кто противопоставил ясному указанию сравнение, был Иблис 237
1.10.14 Разъяснение того, что свое (экстатическое) состояние и свое опьянение
надо скрывать от невежд 239
1.10.15 История спора румийцев и китайцев о науке рисования и изображения 242

1.11 [Как] Посланник (благослови его Аллах и приветствуй) спросил Зайда:
«Как ты сегодня? В каком состоянии ты встал?»
, и [как] тот ответил:
«Встал я утром верующим, о Посланник Аллаха!»
245
1.11.01 О рождении и распознавании душ 245
1.11.02 [Как] гуламы и соратники их хваджи обвинили Лукмана:
«Те ранние фрукты, что мы принесли, съел он»
250
1.11.03 Продолжение истории Зайда в ответе Посланника
(благослови его Аллах и приветствуй) 252
1.11.04 [Как] Посланник (благослови его Аллах и приветствуй) сказал Зайду:
«Об этой тайне более открыто, чем есть, не говори
и сохраняй приверженность»
255
1.11.05 Возвращение к повествованию о Зайде 256
1.11.06 [Как] в городе возник пожар в дни [правления] Умара
(будь доволен им Аллах) 259

1.12 [Как] враг бросил плевок в лицо Повелителю верующих Али (возвеличь Аллах лик его), а Али бросил меч из рук
260
1.12.01 [Как] неверный спросил Али (возвеличь Аллах лик его):
«Победив меня, отчего ты бросил меч?»
263
1.12.02 Ответ Повелителя верующих: по какой причине он бросил меч в том состоянии 264
1.12.03 [Как] Посланник (мир ему) сказал на ухо стремянному Али (возвеличь Аллах лик его):
«Али будет убит твоей рукой, я тебя известил»
267
1.12.04 [Как] Адам (мир ему) подивился заблудшести проклятого Иблиса,
впадя в тщеславие 270
1.12.05 Возвращение к повествованию о Повелителе верующих Али (возвеличь Аллах лик его),
и проявлении им снисходительности к своему кровопролителю 271
1.12.06 [Как] стремянной часто падал перед Али (да возвеличит Аллах лик его)
[со словами]: «Повелитель верующих, убей меня,
освободи от такого Непреложного приговора!»
273
1.12.07 Разъяснение того, что стремление Мустафы (благослови его Аллах и приветствуй)
к победе над Маккой и над тем, что помимо Макки, не было жаждой власти
над дольним миром, раз он сказал: «Этот мир - труп»,
но было по велению [Аллаха] 273
1.12.08 [Как] Повелитель верующих Али (да возвеличит Аллах лик его), сказал своему врагу:
«Когда ты плюнул мне в лицо, моя (животная) душа зашевелилась, и исчезла
искренность, что и помешало мне убить тебя»
276

МАСНАВИ-ЙИ МАНАВИ (персидский текст)
273

Указатель имен собственных, этнических названий, топонимов, отдельных социальных и духовных категорий 430
Указатель отдельных унифицированных терминов, понятий и слов 437
Указатель цитированных сур и айатов Корана 440
Указатель аллюзий на суры и айаты Корана 442
Литература 443
________________________________________________________________________________
Руми, Джалал ад-Дин Мухаммад. "Маснави-йи Ма'нави (Поэма о скрытом смысле)", 1-й дафтар,
(бeйты 1 – 4003), пер. с перс. и коммент. О. Акимушкин, Ю. Иоаннесян, Б. Норик, А. Хисматулин, О. Ястребова, Науч. ред. А. Хисматулин, СПб.: "Петербургское Востоковедение", ISBN 978-5-85803-345-5, тир. 600 экз., 2007, - 448 с.
Дафтар 1: http://www.fileden.com/files/2010/7/26/2925196/Masnavi_Manavi.pdf
(Либрусек: http://lib.rus.ec/b/255969 - pdf)
________________________________________________________________________________

Бонус - все 6 дафтаров
: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2619003.html
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
The original posting was made at http://hojja-nusreddin.dreamwidth.org/133710.html
Tags: библиография, книга, меснави, перевод, руми
Subscribe

Posts from This Journal “меснави” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment