Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

Е.И. Малозёмова, «ОРУЖИЕ СУФИЙСКИХ МИСТИКОВ»

Работа представлена отделом этнографии народов Южной и Юго-Западной Азии Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера). Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор М.А. Родионов.
Статья посвящена предметам ритуального холодного оружия иранских мистиков-суфиев. Преимущественно речь идет о:
- приседельных топорах 2-х разных типов,
- терминах для их обозначения, а также о
- ритуальных мечах.

Привлекаются материальные памятники из коллекций МАЭ РАН (Кунсткамера).

Ключевые слова: суфий, мистик, дервиш, приседельный топор, оружие.

The article is devoted to ritual objects of cold steel, used by Iranian Sufi mystics. It mostly speaks about pole-axes of 2 different types, its terminology and special ritual swords as well. Objects of cold steel from collections of the Museum of Anthropology and Ethnology (Kunstkammer) are also studied.

Суфии-мистики с самых первых веков ислама совмещали аскетизм с военными действиями. Известно, что самый первый суфийский «монастырь» был основан в VIII в. на острове Аббадан в устье Шатт ал-Араб, первоначально служившем военным укреплением для защиты от морских пиратов, куда съезжались в основном благочестивые добровольцы, совмещавшие военную службу с практикой аскетизма и подвижничества. Примерно в это же время наблюдается появление и распространение аскетических групп в городах-гарнизонах и крепостях на византийско-мусульманской границе в Сирии и Верхней Месопотамии [1, с. 24, 25].
Наибольшим увлечением вооруженной борьбой характеризовались асассины, активно действовавшие на территории Ирана. О «горном старце», посылающих молодых людей на убийства, упоминает, например, Марко Поло [3, гл. XII].

Как минимум с ХП-ХШ вв. мистические ордена и их лидеры весьма часто вовлекались в политическую деятельность правителей, несмотря на то что одним из обязательных качеств суфия (особенно в раннем суфизме) был полный отказ от общения с правителем. Исключительно большую роль суфизм играл во время правления династии Сефевидов (XVI - первая треть XVIII в.), возводивших свой род к шейху-суфию Сефи ад-Дину. Суфии принимали участие в процедуре возведения нового шаха на трон, суфийские аскеты - дервиши служили в армии Сефевидов. Оружие входило в набор их личных вещей и использовалось преимущественно как символическое или защитное, в первую очередь от хищников. Во времена шаха Исмаила дервиши носили кинжалы-карды и приседельные топоры [5, р. 357] и, следовательно, служили в кавалерии - элитном подразделении шахской армии.

Л.П. Ивел-Саттон замечает, что суфизм, который, в конце концов, стал ассоциироваться с военными искусствами, оказал большое влияние на развитие исламской, а затем и европейской рыцарской культуры [4, с. 7], традиционно сопряженной с верховой ездой. В отношении значения термина tabarzin существует несколько разных мнений, хотя, как замечает А.С. Меликян-Ширвани, приседельные топоры, равно как и другие виды иранского оружия, не были предметом систематического изучения [7, р. 117]. В немногочисленной литературе, посвященной иранскому оружию, этим термином обычно обозначают довольно узкие небольшие топорики-секиры [6, р. 112]. Сохранившиеся экземпляры таких топориков относятся преимущественно ко времени правления Сефевидов и Надир-шаха (30-40-е гг. XVIII в.). Однако, судя по изображениям такого типа топоров на миниатюрах, они были известны и в предшествующие периоды.

Например, такой топорик изображен на известной миниатюре (ИН № 2153, fols 3v-4rl), датируемой концом XIV - началом XV в., из альбома ИН № H.2153 (музей Топ Капы, Стамбул).
Предметы вооружения, изображенные на этой миниатюре, дополняют костюм персонажей, сопровождающих знатную даму. Самое полное вооружение, принадлежащее одному из них, состоит из сабли, лука, щита и топора, напоминающего индийский зангол.
Другого рода топорами вооружены двое других персонажей. Один с золоченым топориком описанного выше типа, а на плече другого - также золоченый топор, но уже иной формы, с загнутыми к древку обоими концами (верхний загнут меньше) и подвеской у обуха. Такая же секира и похожий зангол вложены в руки сходным образом одетых персонажей, присутствующих на дуэли двух всадников-аристократов, изображенной на другой миниатюре (ИН № Н.2153, fol. 138v) из данного альбома. Следовательно, очевидно, что данные пышно декорированные топоры 2-х разных типов оказываются в числе церемониальных предметов вооружения, характерных для воинов, участвовавших в царском церемониале и служивших в личной гвардии правителя.

Д. Николь указывает, что топоры 2-го типа появились сначала в восточной Анатолии в третьей четверти XIII в. [8, р. 145], но они закрепились и в иранской оружейной культуре: такие топоры изображаются довольно часто на иранских миниатюрах времени Тимура и Тимуридов. Одежды всех персонажей, вооруженных такими топорами, идентичны или сходны с одеждами персонажей, изображенных на миниатюрах, иллюстрирующих сочинения суфийского содержания, или участвующих в сценах, связанных с суфиями (например, в «Мантик ат-тайр» Фарид ад-Дина Аттара). Это свидетельствует о принадлежности этих персонажей к среде мистиков. Все они пешие, хотя на некоторых миниатюрах просматривается непосредственное отношение их занятий лошадям (например, «Разговор правителя и бедной женщины» в списках «Маснави» X. Кермани 1396 г. и, «Хамсе» Низами 1539-43 гг.). Все это говорит о том, что персонажи с такими топориками находились в ближайшем окружении царей и одновременно имели отношение к мистическим орденам, и, в свою очередь, свидетельствует в пользу принадлежности рассматриваемого типа топоров к сфере ритуального оружия мистиков.

Вопрос об использовании термина tabarzin по отношению к таким топорикам следует решить положительно, хотя M.M. Хорасани, опубликовавший труд об иранском холодном оружии, и не включает их в главу о tabar или tabarzin и пишет о них отдельно, как об оружии дервишей [5, р. 357-359].

В Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера) хранится восемь подобного рода топоров, привезенных В.А. Ивановым, А.А. Ромаскевичем и В.А. Жуковским [2], и один топор с утраченным инвентарным номером. Три топора, привезенные В.А. Ивановым в 1913 и 1915 гг., несколько отличаются по размеру, стилистике (один из них двуклинковый), декору, но все они в описях, составленных на основе краткой характеристики и описи собирателя, названы tabarzin.

В отношении самого просто исполненного топора (№ 2145-49), который можно расценить как боевой, В.А. Иванов замечает, что он, как и топор № 2145-48а, б, в, служит для «борьбы со страстями, которые представляются разгоряченному воображению дервиша в плотском образе...» [2]. Топор № 2145-48а,б,в, в свою очередь, входит в группу из 7 топоров (№ 2436-128, 129, 130; 2704-13, 14 и топор без номера, очень похожий на 2704-13), объединенных размером, одинаковой стилистикой декора, почти одинаковой формой (№ 2436-128 двуклинковый).
Употребление В.А. Ивановым термина tabarzin по отношению к одному топору из этой группы позволяет распространить его и на другие, исполненные в XIX в. для дервишеских мистерий. Кроме того, на топоре с утраченным номером и топоре № 2724-14 имеются персидский бейт, в котором фигурирует слово tabarzin.

Сохранились изображения дервишей активизировавшегося в Иране XVIII-XIX вв. ордена Ниматуллах и, в частности, одного из ярчайших представителей этого ордена шейха Hyp Али-Шаха (1757-1798 гг.) с подобными топорами на плече. Дервиши собирали деньги, держа секиру в одной руке (часто положив ее на плечо), в другой держали кашкуль.

- Топоры были символом бедности дервишей [5, р. 358], тогда как
- мечи (иногда дервишеские мечи изготавливались из носовой кости рыбы-пилы - ИН № 2436132 и ИН № 3157-3 коллекции МАЭ РАН) - символом богатырской доблести.

Прямые мечи в Иране XIX в. использовались только как ритуальные преимущественно в дервишеских мистериях.

Таким образом, в иранской дервишеской культуре с XV в. использовались 2 типа приседельных топоров-секир, которые справедливо обозначать термином tabarzin, с преобладанием к XIX в. типа с загнутыми к древку концами, а также прямые мечи, изготовленные из разных материалов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. М.; СПб.: Диля, 2004. 453 с.
2. Описи отдела этнографии народов Ю. и Ю.-З. Азии МАЭ РАН № 2145-48а, б, в, 49; 2548-1; 2436-128, 129; 1704-14, 13.
3. Поло М. Книга о разнообразии мира. Глава XLII. СПб.: Амфора, 1999. 381 с.
4. Ewell-Sutton L.P. Persian Armour Inscriptions. / Islamic Arms and Armour. London: Scolar Press, 1979. 252 p.
5. Khorasani M.M. Arms and Armor from Iran. The Bronze Age to the Qajar Period. Tübingen: Legat-Velag Gmb H&Co KG and Author, 2006. 776 p.
6. Melikian-Chirvani A.S. The Tabar of the Turkish Dervish. / Islamic Arms and Armour. London: Scolar Press, 1979. 252 p.
7. Melikian-Chirvani A.S. The Tabarzin of Lotf 'all. / Islamic Arms and Armour. London: Scolar Press, 1979. 252 p.
8. Nicolle D. Arms and Armour in the Album Paintings. / Between China and Iran. Paintings from Four Istanbul Albums. Colloquies on Art and Archaeology in Asia. No.10. New York: The Islamic Art Foundation, 1985. 179 p.
___________________________________________
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/oruzhie-sufiyskih-mistikov#ixzz2HYAApZ4v
Tags: археология, воин, дервиш, оружие, ритуал, суфизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment