Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Category:

Иван Царевич - поиски исторического прототипа

"Лучший - тот правитель, о котором народ лишь знает, что он существует.
Чуть хуже тот правитель, который требует от народа любви и поклонения.
Еще хуже тот правитель, который внушает народу страх.
Но хуже всех тот правитель, которого народ презирает"

-- Лао-цзы, 17.

Тверские монеты

- Рассматривая изображения на десятках найденных тверских монет XV века,
- я не мог отделаться от мысли, что они мне что-то напоминают.
- Где-то я видел всех этих персонажей, что-то о них читал...
- Если раскрыть русские сказки, в глаза бросятся некоторые исторические аналогии.
- Одним из наиболее любимых и почитаемых сказочных героев является Иван Царевич.
- Сюжеты о нем встречаются в изобилии...

Возьмем характерную "Сказку об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке"

- (Афанасьев, № 168 http://xlt.narod.ru/texts/tale168.html
Монета царевича Ивана . . . . . . . . . . Жар-птица . . . Волк-оборотень

- Пусть не смущает, что в сказке царя зовут "Выслав Андронович"
- Некая аллегоричность и затушевка биографических подробностей реальных правителей
- спасала рассказчика от обвинений в декламации злободневных политических пасквилей, как если бы:
--- при Брежневе рассказывать сказку: "Жил-был генеральный секретарь Леопольд Лукич, и была у него дочка Галина..."
--- или при Ельцыне: "Жил-был президент Бухтан Никодимович и была у него дочка Татьяна, да зять Валентин"
- Причём, всегда оговаривалось заранее, что дело-то было вовсе и не в нашем царстве
- а в далёком, тридесятом
- А то и того дальше: "за горами, за морями..."
- Так сказать, "не в нашем коллективе", а "однажды, на диком Западе"
- Эту предосторожность и сегодня вполне можно понять
- А о потаённом смысле сказок говорит пословица: "Сказка - ложь, да в ней НАМЁК, добру молодцу урок"
- Со временем политическая острота и злободневных сказочных фельетонов терялась,
- реальные прототипы умирали, забывались, и
- от реальной, хотя и аллегоричной истории оставался лишь непонятный, а потому загадочный, занимательный сказочный сюжет

Кто же был прототипом сказочного героя?

- Не так уж много царевичей Иванов было в нашей истории
- Рядовых князей с таким именем можно не рассматривать, поскольку сказано ясно - Иван - ЦАРЕВИЧ.
- Царёв сын. А царь на Руси - всегда верховный правитель.
- Был только один известный мне Иван, который вполне заслуживал такой всенародной любви.
- Вдобавок, все упомянутые монеты отчеканены в Твери при жизни или сразу после гибели этого Ивана.
- Это - Иван Иванович Молодой, старший сын царя Ивана III и тверской княжны Марии
- внук тверского князя Бориса Александровича и
- потомок великих Литовских князей Кейстута и Гедимина
- Заметим, что "Молодой" - это не фамилия, а прозвище,
- чтобы отличать его от тёзки-отца, царя Ивана Великого.

Сопоставим эпизоды из жизни сказочного Ивана Царевича и биографические детали реального царевича Ивана

A. Сказочный Иван Царевич
:
1. У Ивана имеется два брата-злодея - Василий и Дмитрий.
2. Из царской казны начинают таинственно пропадать некие золотые раритеты. Братья Ивана закрывают на это глаза, а Иван - единственный, кто смог поймать таинственного казнокрада за руку.
3. Царь боится отпускать Ивана из царства - "...неприятель под наши области подступит, а управлять войсками будет некому"
4. Женился Иван на королевне Елене Прекрасной (или Премудрой), которую привез домой из-за тридевяти земель, из тридесятого государства.
5. Ивана коварно убили собственные братья.
6. Царь осерчал на Ивановых братьев и посадил их в темницу.

Б. Реальный царевич Иван Молодой
:
1. У Ивана были сводные братья (от мачехи Софьи) - Василий (III) и Дмитрий (Жилка).
2. Его мачеха - Софья Палеолог тайно расхищала царскую сокровищницу. Видимо не без инициативы Ивана возникла ситуация с "подвесками королевы" и расхитительница была уличена.
3. Иван Молодой командовал русскими войсками при стоянии на Угре, проявив себя как смелый и решительный полководец. Во время стояния царь Иван III было дрогнул и попытался отозвать войска домой, но Иван Молодой не послушал венценосного отца и дело окончилось русским триумфом.
4. Женился Иван на Елене - дочери молдавского господаря Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны. Елена переехала из Молдавии в Москву.
5. Иван был отравлен своей мачехой, византийской принцессой Софьей, чтобы расчистить дорогу к престолу ее сыну.
6. Вскоре после смерти Ивана, при попытке отравить и его сына Дмитрия, царица Софья была разоблачена и была посажена вместе с сыном Василием в тюрьму.

Хотя некоторые детали сказки и отличаются от реальности

- это все же не историческая хроника.
- Очередность появления на свет братьев в сказке была такой - сначала Дмитрий, потом Василий, младший - Иван. - В реальности, она была прямо противоположной:
- сначала появился Иван (1458), потом Василий (1479), потом Дмитрий (1481).
- Был ещё брат Юрий (1480), да не вписался он в сказочный контекст.
- В любом случае, тверскому законному "своему" наследнику-царевичу противостояло многочисленное потомство плодовитой византийской принцессы
- (у неё было 9 детей, но к середине XVII века всё её потомство угасло)
- И судьба Ивана Молодого была, увы, предрешена.

Елена Премудрая

- Жена Ивана - Елена, Елена Волошанка (Молдаванка), родившаяся и воспитанная в европейской стране,
- отличалась умом и прогрессивными взглядами
- В правление ее отца в Молдавии развивались культура и искусство рукописной книги
- Что интересно, в сказке про Ивана-царевича Елена упрекает коварных братьев такими словами:
- "Вы б тогда были добрые РЫЦАРИ, если б выехали с ним в чисто поле, да живого победили,
- а то убили сонного и тем какую похвалу себе получите?"
- Сама эта реплика говорит о том, что Елена безусловно происходила из европейской страны с рыцарскими кодексами чести
- Молдавия вполне относилась к таким странам.
- Елена была весьма образована и в Москве образовался кружок свободно мыслящих людей

В него входил, в том числе, вольнодумец Федор Курицын

- В своей книге "Написание о грамоте" он пропагандировал - подумать только! - свободу воли:
- "самовластие души"), достигаемую путем образования и грамотности
- Елена и после смерти мужа Ивана какое-то время смогла удерживать царя от репрессий против инакомыслящих
- в то время как новая царская жена Софья требовала жестокой расправы над "еретиками".

Взгляды "Елены Премудрой" и её окружения не вписывались в надвигающуюся на Россию имперскую идеологию

- богоизбранность монарха и рабство всех его холопов
- Эти новые взгляды привезла из рухнувшей к тому времени Византии племянница последнего её императора - Софья Палеолог
- как "бесценное" наследие и смогла привить эти взгляды своему сыну - Василию III.

Сокровища Московского Кремля уходят международным аферистам.

В 1472 году Иван III, не обращая внимания на категорический протест митрополита Филиппа, женился вторым браком на византийской царевне Зое (Софье) Палеолог. Знатная невеста, правда безо всякого приданого, была коварно сосватана ему самим римским папой Павлом II, "большим другом" Руси. До этого её опекуны безуспешно пытались сосватать Софью другим правителям, в т.ч. французскому королю. Как показала жизнь, неспроста те наотрез отказали ей - видно, хорошо знали, что это за штучка.

Софья Палеолог, дочь деспота Мореи, Филиппа, едва успев приехать в Москву, сразу прославилась тем, что стала запускать руку в великокняжескую казну, как в свой карман, и щедро одаривать своих родственников, в т.ч. брата Андреаса.
Братец Андреас был известный в Европе авантюрист. Он продал свои права на (уже несуществующий к тому моменту) византийский престол трем разным людям одновременно и теперь слонялся по белу свету, не забывая навещать любимую сестрицу в Москве. По некоторым сведениям, у братца Андреаса хватило наглости предлагать купить "права на византийский престол" и Ивану III, да сделка не состоялась. Ну не отпускать же царице родного брата несолоно хлебавши, с пустыми руками?!

Как писали про Софью летописи: "... много истеряла казны великого князя; брату давала, кое племяннице давала - и много..." Великокняжеская казна была предметом особых забот не одного поколения московских государей, которые старались приумножать фамильные сокровища. Теперь она попала в руки иностранке, воспитанной при дворе римского папы.
Так, бесценные драгоценности тверской княжны Марии (первой жены Ивана III и матери Ивана Молодого) Софья, никого не спрося, отдала своей племяннице - итальянке. В 1483 во время крещения первого царского внука Дмитрия, сына Ивана Молодого и Елены Волошанки, разразился грандиозный скандал.

Здесь, видимо, не обошлось без некоей интриги, как в "Трех мушкетерах", в истории с "подвесками королевы". Новорожденный Дмитрий был продолжателем 3-x династий: московских и тверских князей и молдавских господарей. Кто-то (не исключено, что сам Иван Молодой) подсказал царю Ивану III идею подарить фамильные сокровища тверских князей Елене. Тут-то и оказалось, что драгоценностей и след простыл. Вслед за ними простыл след и Софьиной племянницы, которая вместе со своим мужем сразу же пустилась в бега к Литовской границе, ловко уйдя от посланной за ними погони.

Каково было 25 летнему царевичу Ивану видеть, как мачеха тайно, по-воровски, шлёт за границу фамильные сокровища его умершей матери, тверской княжны? Наряду с другими бесценными историческими раритетами, должными перейти ему по праву наследования? Ясно, что отношения Ивана Молодого и Софьи Палеолог не были ни близкими, ни по-семейному доверительными... Скорее Иван представлял Софье прямую угрозу.

Если бы царь Иван III умер до 1490 и к власти пришел бы Иван Молодой, где, в каком богом забытом монастыре потерялись бы концы "безутешной" царской вдовы - вместе с ее византийскими интригами, политическими убийствами, идеей обожествления верховной власти, "Третьим Римом", казнокрадством и иностранными аферистами? И внук ее Иван вряд ли стал бы Иваном IV, и уж тем более, Грозным. Быть бы ему заурядным удельным князьком где-нибудь в Калуге или Можайске. Как знать, как знать...

Клиническая картина болезни царевича Иван и еврейский "врач-вредитель"

"Решать вопрос" Ивана Молодого надо было срочно и он был решён.
Как же умер царевич Иван? Внезапно молодой, здоровый наследник начал страдать «камчюгою (ломотой) в ногах». Лечить его царица Софья выписала молодого венецианского врача - «мистро Леона (Леви) Жидовина». Сей лекарь опрометчиво посулил свою голову в залог за жизнь больного, однако, несмотря на все его старанья, больной умер. По Москве тотчас прополз слух, будто бы Ивана Молодого отравили "итальянцы". Даже через сто лет князь Андрей Курбский нимало не сомневался в их достоверности. Молодого венецианского эскулапа вывели за Яузу, на Болвановку и отрубили ему заложенную голову.
Скорее всего, он вовсе НЕ был заговорщиком, а стал ЖЕРТВОЙ заговора, но которого списали гибель наследника московского престола. Так или иначе, мессир Леон, сам того не зная, с легкой руки интриганки Софьи, начал летописный список еврейских "врачей-вредителей", внеся вклад в антисемитские настроения на Руси.

Чем же болел царевич? Некоторые исследователи считают, что ломотой в ногах могла быть подагра. От чего же врач лечил Ивана? От подагры? Но от подагры не умирают, несмотря на всю болезненность приступов. Тем более, так стремительно.
Однако при отравлении змеиными ядами, скажем, семейства Naja (кобры), симптомами являются ломота и онемение ног. При змеиных ядах ноги немеют потому, что сердечная деятельность становится слишком слабой для того, чтобы прогнать кровь в периферические органы тела. Для отравления ими характерны слабый пульс, похолодание ног и дрожь, но не от нервозности, а от слабости, вследствие отравления крови. При этом именно сердечные симптомы могут быть причиной неверной постановки диагноза.

Софья родилась и выросла в краях, где прекрасно знали змей и свойства их яда. Змеиный яд действует не только попадая в кровь, но и через желудок. Так что вполне возможно, что царевича могли "опоить", подмешав яд ему в питье. Возможно использовались и растительные яды - при попытке отравить сына Ивана - Дмитрия, были пойманы и утоплены в Москва-реке бабы-знахарки, носившие "зелье" царице Софье. (В наше время они бы могли сказать охране, что просто распространяют Гербалайф :)
Скажем, при применении "сонной одури" (белладонны) кровь приливает к голове и кровоснабжение ног также нарушается. Слабость и онемение в ногах возникает и при отравлении смертельно ядовитым болиголовом пятнистым (достаточно подмешать в питье всего несколько капель водного настоя). Нарушение сердечной деятельности, вызывающее нарушение кровообращения в ногах возникает и при отравлении грибами. Ноги могут отняться и при токсической энцефалопатии, при отравлении психотропными наркотиками, при хроническом отравлении фосфорными соединениями, при вирусном энцефаломиелите - да мало ли от чего?
Как говорят врачи в отношении болезней ног: "неврологические заболевания в начале имеют очень сходные проявления, а лечение и прогноз у них - разные".
Картину болезни могли запутать и умелые руки, если при реальном заболевании больному начали давать яды.

"Волку - волчья смерть"

Не исключено, что Софья ответила на "шутку" Ивана с драгоценностями и ответной остроумной шуткой в византийском стиле.
На тверских монетах часто можно встретить волка - старинный родовой знак суздальских князей. В сказках про Ивана-царевича то сам Иван "оборачивается" серым волком, то волк ему помогает, как на картине Васнецова "Иван-царевич на сером волке", и т.д.
Так вот, аконит, ядовитое растение вызывающее резкую слабость в ногах и смерть, в народе называется - "волкобойник" или "волчья смерть"!

Волк на тверской монете . . . . . Aконит

Еще древние галлы и германцы натирали экстрактом аконита наконечники стрел и копий, предназначенных для охоты на волков. Яд его быстро проникает и через кожу. По преданию, сам Тимур был отравлен именно ядом аконита - соком этого растения была пропитана его тюбетейка.

Яд, кстати, считался настолько страшным, что одно обладание аконитом в некоторых странах каралось смертью. В Греции, откуда происходила "гречанка Софья", яд аконита применялся для казни преступников, наравне с цикутой. Смертельные дозы зелья - около 1 г растения или 5 мл настойки. В России, где растут 75 видов аконита, он тоже хорошо известен. А один из симптомов отравления им - все та же ломота в ногах (сердечная деятельность постепенно падает вплоть до фибрилляции желудочков). Противоядие акониту неизвестно.

Опоить князя из "волчьего рода" волкобойником? "Волку - волчья смерть"? Изощренная шутка царицы Софьи? Да, не все так просто с Ивановой болезнью, "камчугой в ногах", как кажется на первый взгляд...
В любом случае исход лечения решал правильно поставленный диагноз. Скажем, при подагре алкоголь полностью исключен, так как он провоцирует приступы боли. При отравлении же змеиным ядом, алкоголь - одно из эффективных противоядий, которое следует принимать в огромном количестве. При отравлении травой, он - бесполезен, а при отравлении грибами, только ускоряет всасывание яда...

Прописанное врачом лечение при неверно поставленном диагнозе могло пойти и прямо во вред больному. Заметим, что Софья подставила именно молодого врача, расчитывая на то, что он не сможет разобраться в ситуации. То, что врача привезли из-за границы, вероятно говорит о том, что Ивана отравили чем-то местным, специфическим, что в Италии не растет или не ползает. Проконсультируйся бедняга Леон с местными ворожеями - как знать, не подсказали бы они ему решения проблемы. Языковый ли барьер был тому препятствием, религиозный или культурный? История болезни тогда не велась и теперь сказать что-либо определённое невозможно, но во всяком случае, исход лечения известен - больной умер, а врач был казнен.

Заметим, что в народной сказке говорится о неких лекарственных средствах, растворах, которыми можно было бы спасти царевича. В лесном крае, заросшем ядовитыми травами и кишащем змеями, безусловно, знали массу противоядий. Но знатоков народной медицины на консилиум в Кремль, что надо отметить, не пригласили.

Народная молва упорно приписывала Софье знание ядов и противоядий. В некоторых сказках (напр. Афанасьев, №177), где действуют всё те же 3 брата - Иван, Василий и Дмитрий, прямо говорится, что живая и мертвая воды хранятся под охраной натянутых звенящих струн (сигнализации) в пузырьках у Соньки-богатырки (Софьи).

Последний герой.

После смерти Ивана Молодого, для царевича Василия оставалось ещё одно препятствие на пути к престолу - сын Ивана, Дмитрий, который вдобавок официально был венчан на царство. Отравить его сразу не удалось - меры безопасности в Кремле были усилены и знахарки, доставлявшие яды Софье, были схвачены и утоплены в Москва-реке.
Но что не смог сделать яд, сделала ловкая византийская интрига. Про крайнее коварство Софьи был наслышан даже посетивший Москву через много лет Герберштейн, о чем он упомянул в своей книге.
В 1502 г. наследник Ивана Молодого - царевич Дмитрий вдруг впал в немилость у деда-царя и оказался в тюрьме. Вскоре туда попала и его мать, вдова Ивана - Елена. Так Василий, сын византийской принцессы Софьи стал соправителем отца и наследником престола. В 1505 г. Василий стал царём, заметим, без "венчания на царство", что многие до сих пор расценивают, как государственный переворот.

Василий стал отцом другого Ивана - Ивана IV Васильевича. Народ подобрал этому Ивану эпитет "Грозный". Вряд ли про этого царевича Ивана слагались подобные умильные сказки, кому и слагать-то было? Выжившим после его опричных безумств и бесславной Ливонской войны вряд ли было до рассказывания сказок в его честь. Во время опричного похода он полностью разгромил Тверь и уничтожил огромное число ее жителей. Во время этого прискорбного эпизода, к слову, был полностью уничтожен Тверской монетный двор и чеканка тверской монеты прекратилась навсегда.

После ареста Елены, инакомыслящие в России остались без защиты. Победа иосифлян на церковном соборе 1503 г. предопределила судьбу московских и новгородских вольнодумцев. В 1504 г. они были осуждены как еретики и сожжены живьем. По приговору церковного собора книги еретиков также массово сжигались. Начались другие времена и нравы...

Повидимому, Иван Молодой был последним русским князем, который как-то соответствовал народным идеалам справедливости. Даже и почти век спустя Андрей Курбский прямо обвинял Ивана Грозного в том, что его злодеи-предки убили столь популярного и перспективного лидера, славного витязя Ивана, а также его мать, которую он назвал святой.

Какие надежды связывал народ с Иваном Молодым? Об этом можно только догадываться по тому, что в сказке он воскрес (воскресают обычно святые) и стали все жить дружно. Даже в сказке было трудно представить, каким путем бы развивалось "некоторое царство" в случае реального прихода Ивана-царевича к власти.

Проникновение царевича Ивана в народный фольклор приняло масштабный характер. Помимо многочисленных сказок сохранилась песня астраханских казаков, где царь оплакивает умершего сына - известно, что Иван III сильно переживал потерю.
Возможно Иван Молодой был последним нормальным правителем Твери. Надо помнить, что он был внуком выдающегося тверского правителя Бориса Александровича, личности европейского масштаба. Дед Ивана был единственным из русских князей, кто принимал участие в работе Флорентийского церковного собора 1437 - 1439 гг., но котором обсуждалась возможность обьединения (унии) католической и православных церквей.

Скорее всего Иван смотрел на Тверь как на дедово наследство, а не как на завоеванную провинцию. Он правил Тверью вместе со старой «тверской думой». Отдельно от московского функционировал тверской «двор». Княжескими землями управлял Тверской дворец. Тверской «двор» слился с московским к началу XVI в., и тогда же некоторые из тверских бояр вошли в московскую Боярскую думу. Не было при Иване Молодом ни массовых переселений тверичан, ни политических казней, ни репрессий инакомыслящих.
После его краткого пятилетнего правления на смену ему в город пришли наместники-временщики, которым Тверь выдавалась на разграбление в качестве зарплаты за заслуги перед царем. В кратчайшие сроки от некогда великого княжества стались лишь грустные воспоминания. Потому, наверное, люди и запечатлели память о последнем справедливом тверском князе в народном фольклоре.
Был ли реальный царевич Иван распрекрасным добрым молодцем с кротким нравом и румяными щечками? Вряд ли. Жизнь того времени была сурова и груба. Был он наверняка сильным, решительным и смелым, даже вот и на монетах он не расстается с мечом. Был он хорошим организатором и ярким лидером за которым шли люди. Был он расчётливым, ловким и предприимчивым. Однако нет ни одного упоминания о его кровожадности, самодурстве, садистской жестокости, необузданности или коварстве.

Как говорится, "и горькое кажется сладким, когда находится горшее". На фоне последовавших за ним личностей типа Василия III, Ивана Грозного, Годунова и прочих царственных персонажей царевич Иван был безусловно просто ангелом небесным. Таким он и запечатлелся в народной памяти.
Младшая ветвь династии, пришедшая к власти с Василием III не просуществовала и ста лет. В оголтелой схватке за власть, правящие боярские роды вырезали друг друга, развязав неслыханые доселе репрессии, уничтожая друг друга целыми семьями. Чтобы какой-нибудь недобитый наследник не спасся бегством, границы страны были наглухо закрыты. Население России за правление Грозного уменьшилось на четверть - как в Белоруссии после фашистов. После чего разразилась глобальная катастрофа - великая Смута. Тысячи поселений исчезли с лица земли и жизнь в них вернулась спустя века.

Что стало бы с Россией, займи положенное ему по праву место царя Иван Царевич? Жена которого была уверена, что каждый человек имеет право на свободу воли? Которая не запускала руку в княжескую казну, как в свой карман? Которая верила в необходимость учения и образования?
Стал бы он и его дети опираться на страх и террор? Тщательно искоренять своих близких и дальних родственников? Обирать до нитки своих подданных? Жечь свои города и громить монастыри? Рубить тверских, топить новгородских и псковских жителей? Уничтожать архивы? Искоренять народные верования? Жечь "еретические" книги - да и самих свободно мыслящих людей?
Не нашел бы он других, более разумных и менее диких способов решения стоящих перед страной задач? Кто знает...

А теперь об этом малоизвестном персонаже древнерусской истории и давно забытых событиях напоминают лишь малопонятные народные сказки, да загадочые персонажи на старинных русских монетах...

Монета царевича Ивана (1485-1490)



"А Иван-царевич как ударил змея своим мечом, так и снес ему пять голов долой; потом еще ударил - и убил змея до смерти"
-- Афанасьев, № 168

Однако не исключено, что умер Иван-царевич как раз от змеиного яда...
К слову, сказка записана именно в Тверской области, под Зубцовом.
________________________________________
(с) Mole Man, http://xlt.narod.ru/texts/tale.html
Tags: заговор, иоанн, история, медицина, принц, россия, убийство, царь, цыанизьм, яд
Subscribe

Posts from This Journal “заговор” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments