Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

Владимир Корягин, "Доисламские поэты: почему креативный класс VI века проиграл теократам?"



В каждое историческое время в обществе существует узкая прослойка креативного класса. В VI веке в Аравии ими были поэты. Влияние их в среде тогдашних городских либералов было велико, но их благодушное отношение к действительности привело к тому, что власть всё же взяли не они, а теократы.

Арабская доисламская поэзия известна, в основном, редкому числу ценителей, в то время как для многих слова «исламская» и «поэзия» употребленные вместе рождают образ не арабского, а персидского поэта - Омара Хайама, ставшего для представителей креативного класса подобием Паоло Коэльо, то есть чем-то философским и модным одновременно. Однако, арабская доисламская поэзия имела глубокое, ныне забытое, общественное значение.

Если проводить прямые аналогии, то, утрируя, можно говорить, что в обществе доисламской Аравии нишу креаклов занимали именно поэты, отчаянно протестовавшие против родоплеменного строя в стадии разложения. На фоне борьбы за существование в суровой пустыне и постоянных склок между вооруженными кланами, именно поэты:
- освещали тогдашние тренды,
- формировали общественное мнение и
- создавали повестку дня,
- протестуя против обыденности жизни и ратуя за индивидуальную свободу.
- Но они не забывали и о том, кого и когда следует поддержать, дабы не лишиться сладостей жизни.

В V веке понятие «поэта» и «прорицателя» ещё не имело чёткого разграничения, однако, со временем градация все-таки произошла:
- магическая составляющая перешла к так называемым "кяхинам", а, собственно,
- поэтическая и историографическая - составили тот самый костяк, на основе которого окончательно оформилась арабская поэзия.

Наряду с традиционной любовной лирикой, самобытными эпическими касыдами и бейтами, которые воспевали кровную месть, вражду племен и пафос битвы, существовала так называемая протестная (реформаторская) поэзия, яростно критиковавшая насилие и ратовавшая за изменение общества в ином направлении.

Многие исследователи полагают, что именно «поэзия протеста», например такие её представители, как Имру уль-Кайс и Зухейр, подготовили благодатную почву для смены древнего строя на новый.
Под новым, естественно, понимается ислам и всё то, что из него вытекает:
– теократическое государство Халифат,
- политическое единство арабских племен,
- монолитная религия и т.д.

Тем не менее, есть одно «но» – как благодаря «поэзии протеста», так и вследствие ряда других факторов почва действительно была подготовлена, однако воспользовались сложившимися условиями совсем не те, для кого они создавались. Для тогдашнего креативного класса пришествие ислама явилось настоящей трагедией.


Чтобы понять масштаб этой трагедии, стоит взглянуть на то, за что и против чего боролись тогдашние креаклы:
- кризис родоплеменного строя и
- расслоение среди членов различных родов, с одной стороны,
- приводили к тому, что размывалось понятие племени, а с другой
– формировалось новое общество, хотя ещё не ушедшее от клановости, но
- исчерпавшее элемент постоянного кланового противостояния и напряжённости,
- заменив его товарно-денежными отношениями.

Вследствие того, что большинство поэтов представляли сливки тогдашнего общества – являлись выходцами из родоплеменной знати, они, как никто другой, видя указанные изменения, хотели взять ситуацию под собственный контроль, одновременно размежевавшись со старым поколением, объективно не представлявшим мир в новом свете. Поэты не просто брали от жизни всё, они перекраивали её под свой вкус, протестуя против всего, что мешало их образу жизни и мышления.

Также они протестовали против многобожия, но делали это своеобразно:
- поэтический протест выражался в том, что поношению предавались не сильные идолы отдельных племен,
- но те, которым поклонялись люди или племена, не могшие похвастаться властью и влиянием.
Так, например, племенные идолы племени курейшитов, к которому принадлежал пророк Мухаммад, восхвалялись как в творчестве мекканских поэтов, так и тех, кто прибывал в Мекку в качестве гостя. Люди пытались уважить тех, кто обладал властью, точно так обстояло дело и с религией.

Тут стоит привести небольшое уточнение: могут сказать, что такая деятельность была дорогой к монотеизму, однако с этим можно поспорить. Cкладывавшийся пантеон способствовал:
- прежде всего, объединению племенных элит,
- созданию некой диктатуры олигархии,
- власти, отрицающей единоличность.
- Приход же ислама явился насильственным разрушением как старой, так и новой систем,
- своеобразным катализатором, работавшим посредством удаления из культуры отдельных, присущих ей аспектов.

Были в религиозном протесте доисламской Аравии и свои пуссириоты
:
задолго до появления мечетей, один из представителей мекканских язычников посетил йеменский город Сану, где находился один из самых больших христианских соборов того времени. Благодаря своему величию он мог соперничать с мекканской Каабой в масштабах паломничества. Протестуя против христианской гегемонии, ущемления прав языческих паломников и разгона в Йемене демонстраций многобожников, этот мекканец, пробравшись в собор ночью, устроил перформанс: выложил верблюжьим пометом некие лозунги и произвел дефекацию "за вашу и нашу свободу".


Не обходилось и без такого рода эпатажного поведения, как гедонистический образ жизни. Ведя его, поэты протестовали против традиционных ценностей родоплеменного сообщества: чаша вина, наглядный пример и пара касыд были более, чем эффективным инструментом манипуляции сознанием рядового араба. В будущем именно эта расточительность станет одним из факторов, благодаря которым к противникам поэтов, в частности, к Мухаммаду, присоединятся малоимущие слои общества.

Ещё одним требованием протестовавших была отмена священной обязанности каждого из принадлежавших к племени мужчин участвовать в военных действиях. Это было выгодно, в первую очередь, золотой молодёжи того времени, поскольку для рядового участника племени любая война значила редкую возможность подняться в племенной и социальной иерархии, получить богатство и славу. Поэты любили описывать войны и храбрость сражающихся, но, со временем, все меньше и меньше принимали в них участия, предпочитая прославлять героев (зачастую самих себя) и их великолепные победы. Элиты предпочитали жить на выделявшуюся им от племени ренту вместо того, чтобы зарабатывать деньги сколь либо значимой деятельность. Если в V веке быть поэтом значило кочевать, то теперь от бедуинства остался только эпатажный образ.

Получается, что именно поэты протеста занимались формированием общественного мнения,
однако, учитывая их происхождение и интересы, нельзя не заметить, что делали они это весьма своеобразно:
- продолжая вести свой привычный образ жизни и
- опираться на поддержку влиятельных глав семейств и племен,
- они протестовали против обыденности,
- отождествляя себя с широкими людскими массами.
- Пытаясь построить новое общество,
- они старались сохранить для себя всё то от старого общества, что было для них выгодно.

На протяжении V века протестная поэзия
:
- формировала почву для создания нового общества,
- изменяла мировоззрение арабов, подготавливая их к грядущему взрыву.
- Однако вопреки всем ожиданиям протест был слит;
- поэты так и не перешли от слов к действиям,
- несмотря на то, что умело манипулировали людскими массами, пользовались уважением и влиянием.



Взрыв совершил Мухаммад
, которому не нравились как старая система, так и новая - в том виде, в каком её видели поэты. Будучи далеким от родоплеменной знати, человеком неграмотным, он с ранних лет впитал ненависть к представителям знати. Со временем, когда будущий пророк начал подвергаться насмешкам со стороны красноречивых острословов – поэтов, эта ненависть лишь усилилась. Неудивительно, что обращая покоренные им племена в ислам, Мухаммад зачастую не щадил поэтов, в том числе и потому что по красноречию их творчество превосходило коранические аяты, которые, являясь «непревзойденной речью Аллаха», умудрялись проигрывать творениям поэтов. Однако стоит уточнить: появились и системные поэты, восхвалявшие пророка и истинную веру с тем же упорством, с которым другие поносили.

Данный пример очень хорошо показывает, что независимо от исторического времени, ситуация в архаических обществах без зрелой городской культуры (а к ним до сих пор принадлежит и Россия) – почти не меняется:
- креативный класс бросается лозунгами и играет в протест, в то время как,
- реальный протест и революции делают совершенно другие люди,
- настроенные куда более радикально и куда менее интеллигентные.

+++

Приход к власти представителей ислама не оказался немедленной катастрофой, как для арабов, так и для покорённых ими народов. Общий уровень культуры в раннем халифате был настолько высок, что превосходил современный ему уровень Византии и, тем более, Европы. Первые университеты, медицина, поэзия, наконец, изобразительное искусство – всё это в раннем Халифате было самым передовым в тогдашнем мире.

Сегодня считается, что изображение пророка Мухаммеда противоречит духу Ислама
. Французский востоковед Оливье Руа напоминает, что в истории было множество рисунков пророка Мухаммеда:
«Нет общего запрета на рисование пророка Мухаммеда. Это – взгляд салафитов. И этот салафитский взгляд ныне играет ведущую роль. В средневековых миниатюрах можно увидеть множество рисунков, портретов пророка. Дело в том, что нет единого принятого изображения пророка Мухаммеда. И в исламском мире вы можете встретить гигантскую иконографию, связанную с изображением пророка, в Пакистане, например. Там вплоть до 60-х годов в магазинах можно было купить портреты пророка Мухаммеда. Запрет появился только в последние годы, это интерпретация салафитов».

За исключением трактатов ваххабизма, изображение пророка встречается в исламской литературе постоянно, в частности, в турецкой традиции. «Сийер-и Неби», описывающая жизнь Мухаммеда по арабским источникам – это иллюстрированная книга, рукопись которой относится к XIV веку. Мухаммед изображен в ней с лицом, покрытым белым или зелёным покрывалом. Но в книге «Мирадж-наме», также написанной в XIV столетии и хранящейся в музее Топкапы в Стамбуле, пророк изображен с открытым лицом. Это красивый бородатый мужчина в белом тюрбане, одетый в прекрасный голубой кафтан, напоминающий плащ Богородицы, столь любимый художниками эпохи Ренессанса. Он сидит на плечах архангела Джебраила, который возносит его на небеса.

Вот небольшая подборка изображений пророка и сцен из Корана.

















На практике не было и запрета на изображение животных.

К примеру, пророк Мухаммад любил кошек и советовал своим единоверцам заботиться о них. У пророка была любимая кошка. Он опекал её, никогда с ней не расставаясь, даже во время молитвы. Существует хадис о том, что как-то Мухаммаду нужно было срочно уйти, а кошка уснула на рукаве его одежды, тогда он отрезал рукав, лишь бы не побеспокоить её сон. Когда он вернулся, кошка проснулась и поклонилась ему. Тогда пророк погладил её три раза.

Известна и история, как кошка спасла Мухаммада от ядовитой змеи. Некоторые мусульмане верят, что с тех пор на лобиках той кошки и её потомства появились четыре полоски. А после того, как пророк коснулся спины животного, та приобрела способность всегда приземляться на четыре лапы. Из-за любви к кошкам у одного из ближайших сподвижников пророка было прозвище «Отец кошек». Известна также фраза пророка о том, что «кошки не нечисты и не мешают молитве, они подобны пастырям».

Один из хадисов рассказывает о том, что одна женщина, которая держала взаперти свою кошку без воды и еды, попала в ад. Передают от Абдуллы, что Посланник Аллаха, сказал: «Была наказана женщина из-за кошки, которую она держала в тюрьме, пока та не умерла. И из-за неё эта (женщина) вошла в Огонь – она и не кормила её, и не поила, как заключила её, и не отпускала её питаться стрекунами (кузнечиками) земными» (сборник хадисов Сахих Муслим).

Это средневековое исламское изображение кошки нравится нам больше всего:

_________________________________________________
http://ttolk.ru/?p=15456
Tags: араб, животное, ислам, магомет, образ, политолухия, поэт, пророк
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments