Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

Иван Ильин, "Пророческое призвание Пушкина", 1937

Что же он видел в России и ее прошлом?

Вот его подлинные записи:

O Вере

"Великий духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. В этой священной стихии исчез и обновился мир.

Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер. В России влияние Духовенства столь же было благотворно, сколько пагубно в землях римско-католических.

"Напрасно почитают русских суеверными".

O России и Европе

Мы обязаны монахам нашей историей, следственно и просвещением.

Долго Россия была совершенно отделена от судеб Европы. Ее широкие равнины поглотили бесчисленные толпы Монголов и остановили их разрушительное нашествие. Варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока. Христианское просвещение было спасено истерзанной и издыхающей Россией, а не Польшей, как еще недавно утверждали европейские журналы; но Европа, в отношении России, всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна.

Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою...; история ее требует другой мысли, другой формулы..."

У нас не было ни "великой эпохи Возрождения", ни "рыцарства", ни "крестовых походов". "Нашествие Татар не было, подобно наводнению Мавров, плодотворным: татары не принесли нам ни алгебры, ни поэзии.

Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Предпринятые Петром войны были благодетельны и плодотворны как для России, так и для человечества".

O Самодержавии

Петр Великий. "Он слишком огромен для нас близоруких, и мы стоим к нему еще близко, - надо отодвинуться на два века, - но постигаю его чувством; чем более его изучаю, тем более изумление и подобострастие лишают меня средств мыслить и судить свободно".

Полноправие русских Государей "спасло нас от чудовищного феодализма, и существование народа не отделилось вечною чертою от существования дворян. Если бы гордые замыслы Долгоруких и проч. совершились, то владельцы душ, сильные своими правами, всеми силами затруднили бы или даже вовсе уничтожили способы освобождения людей крепостного состояния, ограничили б число дворян и заградили б для прочих сословий путь к достижению должностей и почестей государственных".

O Рабстве

Напрасно почитают их и рабами: "Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености говорить нечего. Переимчивость его известна; проворство и ловкость удивительны... Никогда не заметите в нем ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому... Наш крестьянин опрятен по привычке и по правилу".

"Нынче же политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян".

"Твердое, мирное единодушие может скоро поставить нас наряду с просвещенными народами Европы".

O Просвещении

"Россия слишком мало известна русским".

O Патриотизме

"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие".

"Как материял словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми Европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива".

"Клянусь вам моею честью, что я ни за что не согласился бы - ни переменить родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Бог".

___________________________________________________________________________
Вот основы национально-исторического созерцания Пушкина. Вот его завещание. Вот его приятие и исповедание России.

Оно взращено любовью к русскому народу, верою в его духовные силы, в благородство его натуры, в его самобытность и своеобразие, в его религиозную искренность, в сокровенную сталь его характера.

Но в искушеньях долгой кары
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат.

И еще:

Сильна ли Русь? Война, и мор,
И бунт, и внешних бурь напор
Ее, беснуясь, потрясали -
Смотрите ж: все стоит она!

Пушкин, как никто до него, видел Россию до глубины. Он видел ее по-русски. А видеть по-русски - значит видеть сердцем.
И он сам знал это; потому и написал:
"Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви".

Но именно силою любви он и мог разрешить свое великое задание.

Это задание состояло в том, чтобы духовно наполнить и оформить русскую душевную свободу, - и тем оправдать ее религиозно и исторически, и тем указать ей ее пути, и тем заложить основу ее воспитания, и тем пророчески указать русскому народу его жизненную цель.

Вот она, эта цель: жить в глубочайшей цельности и искренности - божественными содержаниями - в совершенной форме...

Кто, кроме Пушкина, мог поднять такое задание? И чем, если не боговдохновенным вдохновением, возможно разрешить его? А Пушкин принял его, разрешил и совершил.

Свобода - вот воздух России, которым она дышит и о котором русский человек всюду тоскует, если он лишен его.

Я разумею не тягу к анархии, не соблазн саморазнуздания, и не политическую свободу.
Нет, это есть та свобода, которая:
- уже присуща русскому человеку:
- изначально данная ему Богом, природою, славянством и верою,
- свобода, которую надо не завоевывать,
- а достойно и творчески нести, духовно наполнять, осуществлять, освящать, оформлять...
- Я разумею свободу как способ быть и действовать;
- как уклад души и инстинкта;
- как живой стиль чувства и его проявления, - естественного, непосредственного, откровенного в личном и искреннего в великом.
- Я разумею свободу как ритм дыхания, речи, песни и походки, как размах души и полет духа;
- как живой способ подходить ко всему и вступать со всеми вещами и людьми - в отношение и общение.

_______________________________________________________
http://pushkin.niv.ru/pushkin/articles/ilin/prorocheskoe-prizvanie.htm
Tags: завещание, пророк, пушкин, россия, свобода
Subscribe

Posts from This Journal “пушкин” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments