Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Большевики и чужие деньги


Первые сюжеты о советских деньгах были зафиксированы в дневниках Николая Михайловича Мендельсона (1872–1934) — историка литературы, московского преподавателя, музейного и библиотечного работника, — в дневниковой статье от 8 июля 1920 года мы видим такой текст:
Анекдот армянский:
— «Карапет, какие деньги у вас в Армении ходят?»
— «С мордами ходят, с птицей ходят (царские), с баней ходят (с изображением государственной думы), с крючками и отмычкой (советские, с серпом и молотком) не ходят».

Довольно важно, что серп и молот в данном сюжете трактуются как «крючок и отмычка» — атрибуты вора, то есть перед нами один из первых анекдотических текстов, построенных на стереотипном восприятии новой власти как власти воровской.
На формирование данного стереотипа оказала влияние дореволюционная репутация большевиков, известных сомнительностью своих способов добычи денег на революционную борьбу — экспроприациями, использовавшимися, впрочем, многими революционными партиями, и вымогательством.

К укреплению подобного образа приложила руку и дореволюционная печать. Сатирические журналы, ставшие в период между двумя революциями площадкой для политических баталий, во множестве порождали антибольшевистские фельетоны подобной тематики:
- «Я большевик, и ничто уголовное мне не чуждо»
, — такую характеристику давал «Новый Сатирикон» членам партии эсдеков;
- eму вторил и «Пугач», за 3 месяца до Октябрьской революции опубликовавший полный список большевистского кабинета
«c председателем совета министров и министром чужой собственности - Лениным»
во главе.
________________________________________________
http://booknik.ru/publications/all/fetish-i-tabu-antropologiya-deneg-v-rossii/
Tags: изьм, преступление
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments