Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

Н. Ульянов, "ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РОССИИ" - 2

Окончание. К началу: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/3297908.html
________________________________________________________________________
Нам, русским, всегда стараются внушить отвращение к своему прошлому

- Когда говорят о своеобразии нашего исторического процесса, то называют:
--- татарское иго,
--- самодержавную власть,
--- нищету и темноту народа.
--- Более просвещенные не забывают щегольнуть цитатой из летописи:
----- о великости и обильности нашей страны и об отсутствии в ней порядка.

Только в поэзии живет сознание ее необыкновенного трагизма

- “О, Русская земля!”
--- Этому горестному восклицанию первого великого нашего поэта XII столетия
--- прозвучал ответ через 7 веков, с такой же проникновенностью:
- стихи Блока о России: “Роковая родная страна!..”

Для гордого взора иноплеменного, для “просвещенного” русского шестидесятничества

- никакого “рока”, конечно, не существует.
- Кнут, дыба, воеводские поборы, барщина, шемякин суд – вот и весь рок.
- С приходом к власти большевиков, эта версия сделалась официальной.

Но ложь и оскорбительный для русского интеллекта характер такого объяснения слишком очевидны

- Существовало ли когда святое государство:
--- без взяточничества,
--- без коррупции,
--- без злоупотребления властью,
--- без жандармов, притеснений и несправедливости?

И впрямь ли далеко ушла Россия, в этом смысле, от Европы?

- Одних рисунков и эстампов Домье, посвященных французскому правосудию, достаточно,
- чтобы стушевать и сделать ничтожной фигуру нашего примитивного Шемяки.
- Никогда в старой России не было таких кошмарных застенков и тюрем, как в просвещенных странах Запада.
--- Были “Грозные Иваны, Темные Василии”, но разве не было Христиана II датского, “северного Нерона”?
--- Разве не было Эрика XIV шведского, Филиппа II испанского, “белокурого зверя” Цезаря Борджиа?

В русском прошлом не найти ничего похожего
:
- на холодную жестокость венецианской Сеньерии,
- на испанские аутодафе,
- на альбигойскую резню,
- на костры ведьм,
- Варфоломеевскую ночь.
- Про Россию никогда нельзя сказать того, что сказал Вольтер про Англию:
--- “ее историю должен писать палач”.
--- никогда русских крестьян не сгоняли с земли, обрекая на гибель,
--- как в той же Англии, в эпоху первоначального накопления.
- Никогда зксплоатация крепостных не была более безжалостной, чем в Польше, во Франции, в Германии.
- Даже при подавлении бунтов и восстаний, русская власть не проявляла такой беспощадности, какую видим на Западе.
- Расстрел 9 января и карательные экспедиции 1905 г. не идут в сравнение с парижскими расстрелами Кавеньяка и Галифэ.
- Если же обратиться к колониальным зверствам европейцев, то
--- у самого К. Маркса, описавшего их в I томе “Капитала”,
--- не повернется язык сравнивать с ними русское освоение Сибири или Кавказа.
- Грязи и крови налипло на европейскую государственность несравненно больше
--- но никаким трагическим фоном для тамошней истории они не служат

Не злоупотреблением властью создан и трагизм русской истории
.
- Россия – страна великих нашествий.
- Это не войны маркграфов саксонских с курфюрстами бранденбургскими,
- это периодически повторяющиеся приходы Аттилы и Чингизхана
- под знаком полного порабощения и уничтожения.
- Это нечеловеческое напряжение сил, и без того бедной от природы страны,
- для отражения в десять раз сильнейшего врага.

Когда кончилась вторая мировая война, во всех театрах показывался документальный фильм о Победе

- запруженные народом улицы Лондона, Парижа, Нью Йорка, ликующие толпы, радостные лица
- Но – вот Москва - там плачут.
- Как после Куликовской битвы, люди слезами встречали победу...
- подсчитаем потери:
--- Если США потеряли в войне немногим больше 200 тысяч
--- французы – 400 тысяч (не воюя)
--- англичане – 450 тысяч,
--- то русских погибло, по самым скромным подсчетам, 27 миллионов
- Что ни Батый, что ни Мамай, что ни Наполеон, то гекатомбы русских жертв, то призрак конечной гибели, длительное залечивание ран

А ведь были и другие вторжения

- По русским масштабам, они – “второстепенные”, но Запад и таких не знал.
- Чего, например, стоил набег Девлет Гирея в 1571 году?
--- Вся Москва, за исключением Кремля, сожжена,
--- жители перебиты, либо уведены в плен,
--- а край на сотни верст обращен в пустыню.
--- До миллиона человек сделались жертвами нападения.
--- Это в то время, когда все Московское государство, дай Бог, если насчитывало 5 миллионов жителей.
- Через 30 лет “Смута”
--- дымящиеся развалины, опустошенные города, вырезанные селения,
--- шайки иноземных грабителей, гуляющие по всей стране,
--- захваченные врагом Москва и Новгород.

Ни один из западных народов не жил под такой угрозой вечного нашествия

- Духовные и физические силы столетиями поглощались борьбой со смертельной опасностью, шедшей со всех сторон
- Уже киевской Руси, не знавшей с начала X века покоя от:
--- печенегов, половцев, торков, черных клобуков, всякой степной сарыни,
- пришлось предпринять сооружение линии городов-крепостей по Суле, по Стугне, по Трубежу,
- переводить для их заселения массу народа с новгородского севера.
- В Московском Государстве, изнуренном военными налогами и тяглами,
--- силы уходили на выкуп полонянников,
--- на возведение многочисленных каменных кремлей,
--- гигантских городских стен, вроде смоленских,
--- на поддержание “засечной черты” – бревенчатого вала протяжением свыше 2,000 верст.

До XVIII века продолжались степные набеги

- наполнявшие миллионами русских пленников невольничьи рынки Ближнего Востока.
- Только с сокрушением крымских и кавказских вассалов Турции, угроза с этой стороны миновала.
- Зато черной тучей поднялась опасность с Запада.

И вечный бой. Покой нам только снится.
Сквозь кровь и пыль...

По словам Арнольда Тойнби, постоянные, начиная с XVI века, угрозы Запада

- приобрели особенно серьезный для России характер в связи с промышленным переворотом и ростом техники в Европе,
- когда создалась опасность порабощения ею всего мира.
- Тойнби, в противоположность большинству своих собратьев, оказался способным признать,
- что в продолжение 450 лет, вплоть до 1945 г.,
- “Запад был агрессором в полном смысле слова”,
- что Россия только в этом 1945 г. могла вернуть последние части своей территории,
- отнятые у нее западными державами в ХIII-ХIV столетиях.
- Многовековое давление Запада на Русь он считает первостепенным фактором,
--- определившим ее внутреннюю жизнь,
--- в частности, создание самодержавия,
--- без которого невозможно было противостоять завоевательным стремлениям соседей [3].

Крупнейшие русские историки – Соловьев, Чичерин, Милюков, придавали военному фактору определяющее значение

- в русском историческом процессе.
- Это был тот таинственный перст, что пожаром и кровью вычерчивал наш путь в веках.
- Он же диктовал суровые законы внутренней жизни:
--- крепостное право для защиты страны,
--- сильную централизованную власть.

* * *

Трагедия России не в одних физических муках и материальных лишениях

- она имеет другой аспект, похожий на душевную боль.
- Ее можно было бы назвать драмой культуры
- Есть засушливые страны, где существует постоянная забота о воде.
- В России, на протяжении всей 1,000 лет, ощущался недостаток культуры.
- Она всегда была заморским импортным товаром и всегда представляла тонкий хрупкий слой,
- прикрывавший нетронутую еще просвещением стихию.
- Германским варварам, поселившимся на территории римской империи
--- она досталась, как дар судьбы;
--- даже камень для постройки городов и храмов им не пришлось добывать из недр
--- брали из римских руин
--- застали еще цивилизованное население, с которым слились и от которого восприняли древнее наследие.
- Косматые предки Бодлера и Верлена, от которых пахло чесноком и луком,
--- учились стихосложению у Сидония Аполлинария
- А у кого было учиться русским боянам?
--- Или вкуса к стихам и просвещению у них было меньше, чем у германцев?

Эллинизм скифов

- Дион Хризостом, посетивший Ольвию в 1-м веке н.э.,
--- нашел культ Гомера на берегах Днепра и Буга
--- Люди в скифском одеянии, почти все скифы по крови, собирались на площади,
--- чтобы послушать стихи или речь приезжего ритора
- Наше Причерноморье раньше других стран Европы, если не считать Италии и юга Франции,
- подверглось воздействию греческой культуры.
- Корни, пущенные ею с VII века до н.э., оказались здесь глубже, чем в той же Франции
- Скифские стоянки наполнились шедеврами греческого ремесла и искусства.
- Целые племена, вроде Каллипидов, Алазонов, Тавров, эллинизировались:
--- восприняли язык, обычаи, религию греков и
--- под конец слились с ними.
- Но культура не удержалась на берегах Понта:
--- Общий упадок Эллады погубил и ее заморские колонии
--- Отрезанные от метрополии, они не в силах были противостоять степной стихии
--- С ними погибло и цивилизованное скифское население – плод многовекового просветительства.
--- Эллинистический период не удался и в истории России.

Печальна участь и другого расцвета

- В X веке, вместе с христианством, воспринята была самая высокая культура в Европе
- За короткое время, Киев стал первым после Константинополя городом
- До XIII века вряд ли было много на Западе зданий, равных по размерам и роскоши:
--- Десятинной церкви, св. Софиям, киевской и новгородской, владимирским соборам, Золотым воротам в Киеве и во Владимире
- Возникло множество культурных центров
- процветали ремесла, иконопись, книжное дело, деревянное и каменное зодчество
- Открытые недавно берестяные письмена в Новгороде, обнаружили:
--- широкое распространение грамотности в народе – явление исключительно редкое в средние вена.
- но все это было сметено татарским нашествием.

Очередная катастрофа последовала в XX веке

- В костре революции погибли невосстановимые ценности
- Уничтожен и без того тонкий слой умственной элиты, оборвана нить преемственности
- Россия отброшена к допушкинским временам.

Слов нет, русскому прошлому не выдержать сравнения с сытой, нарядной, комфортабельной историей Запада

- Но если Дездемона мавра “за муки полюбила”,
- то нам ли смотреть чужими холодными глазами на многострадальный путь своей родины?

* * *

Русофобия Запада

- Восток много грабил, убивал, облагал данью, уводил в плен
--- но делал это по корыстным, хищническим побуждениям
--- Яда ненависти в нем не было
- Фатальнее всех катастроф, набегов и разрушений – 1,000-летняя вражда Запада
- Она едва ли не унаследована им от Рима:
--- рассматривавшего все не включенное в границы империи, как враждебное римскому миру
- Когда в V веке Галлию наводнили франки и бургунды
--- ничуть не менее дикие, чем скифы,
--- римляне с ними, сравнительно, быстро примирились
- Тот же Сидоний морщился, делал брезгливую мину, подсмеивался над их варварством,
--- но не отзывался о них так же беспощадно,
--- как о жителях нашей страны, которых он в глаза не видал.
--- Из его восклицаний:
----- о “затверделых сердцах этих зверских и суровых народов”,
----- об их “ледяных нервах”,
----- о “безумных вспышках их зверского и дикого невежества”
--- можно заключить о существовании на заре средневековья пугающей легенды относительно востока Европы.

Через таких, как Сидоний, вражда и презрение Рима к народам русской равнины передались романо-германскому миру

- В XIII в. ее уже не в силах была смягчить величайшая катастрофа, разразившаяся над Русью.
- Именно в роковые 1240-1242 годы, когда татары, разгромив северо-восток, опустошали киевский юг
- с запада последовали удары шведов и ливонцев.
- известно, что шведы и ливонцы действовали с ведома, согласия, а по некоторым сведениям, и по наущению Европы

Еще Фр. Энгельс отметил, что “Римская церковь в средние века объединяла всю феодальную западную Европу

- несмотря на внутренние войны, в одно огромное политическое целое,
- стоявшее в противоречии, как с греко-православным, так и с магометанским миром”.
- Это единство не нарушилось и после реформации.

- “Россия и Европа”, как два разных мира, обозначились очень давно

- С самого начала повелось так, что Русь противопоставляли не Австрии, не Франции,
- не какой нибудь другой отдельной стране, а целой Европе.
- Выработалось единое для всех частей Запада враждебное отношение к России.
- В разные времена оно имело разное обоснование – религиозное, политическое, расовое, даже историософское.
- Создалась обширная литература памфлетов и исторических сочинений,
--- направленных на всяческое посрамление России.
--- Появились поддельные документы, вроде “Завещания Петра Великого”,
--- заведомо сочиненные анекдоты (“потемкинские деревни”)
--- тенденциозные описания Московии.
--- Наконец, проекты ее военного уничтожения [4].

* * *

Более 400 лет тому назад возникла идея недопущения России к благам цивилизации
.
- Хорошо известно дело Ганса Шлитте:
--- завербовавшего в 1547 г., по поручению Ивана Грозного,
--- свыше 120 специалистов на русскую службу – врачей, инженеров, художников,
--- каковые не были пропущены в Россию,
--- а сам Шлитте посажен в любекскую тюрьму.
- Известно, также письмо польского короля Елизавете английской,
--- упрекавшее королеву за позволение своим подданным торговать с московитом – врагом всей Европы
--- В письме выражалась боязнь, что если к своей природной силе он приложит знание и технику
--- он станет непобедимым.

Россия являет единственный в своем роде пример страны, которой пришлось брать культуру вооруженной рукой

- Так было при Петре, так было при Владимире.
- Владимиру, захотевшему ввести у себя православие, пришлось идти походом и завоевать ее у Византии
--- хотя известно, что Царьград рассматривал христианизацию варваров,
--- как средство включения их в свою государственную систему.
--- Бой, данный Владимиром Царьграду, был боем не за свою “варварскую старину”, как выразился проф. А.В. Карташев,
--- а за свободу и государственную независимость Руси.
--- И не христианству давал он бой, а византийскому властолюбию и надменности
--- То был бой во имя христианства, которого он хотел,
--- но которое ему предоставляли только вместе с рабством.
- Существуют сведения, что уже перед княгиней Ольгой возникал вопрос о сближении с Римом
--- К внуку ее Владимиру приходили папские послы...

Если бы речь шла только о крещении, оно легко могло быть получено от Рима

- Но русские не всякого крещения хотели.
- На примере прусов и моравы они знали, что латинство представлено на востоке
- свирепым, беспощадным тевтонством – могильщиком славян
- Латынь изгоняла кириллицу из этих стран с помощью германского меча.
- Самое же главное, латинство было в их глазах провинциальным явлением
- в сравнении с греческим православием,
- так же как вся тогдашняя западная культура была провинциальной в сравнении с византийской.
- Борьба за греческий обряд была борьбой за высшую и сознательно облюбованную христианскую культуру.

Но цивилизованный мир в лице Византии уже тогда предстал нам во образе такой гордыни

- что Владимиру, несмотря на взятие Корсуня и на собственное крещение,
- так и не удалось, повидимому, получить христианство для Руси из Константинополя.
- После труда М.Д. Приселкова, историческая наука все больше склоняется к мысли,
- что православие пришло к нам не от греков, а от болгар, из охридской патриархии.
- Только позднее греки приняли русскую церковь в свою юрисдикцию.
- Высокомерие византийцев задолго до Владимира испытала на себе его бабка Ольга,
- ездившая креститься в Константинополь.
- Она там натерпелась столько унижений, что вернувшись в Киев, нагрубила императору.

* * *

Если так встретила Русь православная Европа, чего же было ждать от Европы неправославной?

- Она до сего дня продолжает оставаться неизменно враждебной.
- Трагичен для нас не факт ненависти самой по себе, а то,
- что она исходит от предмета нашей любви.
- Мы успели полюбить Запад упорной, неизлечимой любовью:
--- его “острый галльский смысл”,
--- его “сумрачный германский гений”.

После Петра, вся физиология нашей умственной жизни неразрывно связана с физиологией Запада

- У нас нет иного пути, кроме западного.
- Но какие тернии растут на этом пути!
- Мы – единственный народ обложенный высокой духовной пошлиной при въезде в Европу.
- Цена нашего европеизма определяется умением с легким сердцем отряхать прах своей родины
- или “сладостно отчизну ненавидеть”, как Печорин и Чаадаев.
- Тип подлинно русского европейца не принимается Европой.

Гитлеровские войска, старательно уничтожавшие русские культурные ценности

--- в петербургских пригородах
--- в Новгороде, в Париже и в Праге
--- выдали факт живучести на Западе давнишней неприязни к сочетанию слов: “культура” и “Россия”

За 200 лет наше западническое лицо ничего кроме плевков или снисходительных усмешек не получало от Европы

- Но мы стали пользоваться бешеным успехом, как только обернулись к ней “своею азиатской рожей”.
- Оказалось, что это то и есть истинный европеизм.
- Теперь уже не одни миллионные толпы распропагандированного темного люда,
- но добрая половина ученого, литературного, артистического Запада сделала Москву своей Меккой
- Презиравшаяся и ненавидимая столица национальной России поднята ныне на щит как столица мирового коммунизма.

Запад любит советский коммунизм – создание своего духа, но ненавидит Россию историческую

- От его первоначальной антисоветской идеологии ничего не осталось
- она вся подменена идеологией антирусской
--- Ошеломляющая эпопея космических полетов приписывается не русскому гению, а победам коммунизма.
--- Когда заграницей гастролирует русский балет,
--- в газетах можно прочесть выражения восторженной благодарности:
--- “Spasibo Nikita Sergeevich!”;
- но все коммунистические перевороты в Китае, в Индокитае, в Лаосе, в Индонезии
--- единодушно относятся за счет “извечного русского империализма”
--- Политические лозунги Запада зовут не к свержению большевизма, а к расчленению России.
- Нам приходится быть свидетелями триумфального шествия советского имени по всему свету
--- и небывалого поношения имени русского
--- Ни в СССР, ни за границей нет ему заступников.

* * *

Но не убоимся своего одиночества, своей малочисленности!

- Отмечая 1100-летие Руси,
- мы призваны заявить о нашей любви к той России, чей образ связан с ее именем и запечатлен историей.
- Сколь бы горестен ни был ее путь – он наш путь,
- и мы не смеем, как говорил В. Розанов, бежать от своей биографии
- и подставлять на место мотивов из нее, мотивы чужих биографий.

Вместе с Пушкиным скажем, что другой истории, кроме той, которая у нас была – не хотим

- История, родина, как отец и мать не выбираются, не ищутся, а даются судьбой.
- За это таинственное веление судьбы, за титаническую борьбу с драконом, за устремление к свету
--- чтим мы старую Россию
--- родину всех великих ценностей, созданных нашим народом.

Уже 45 лег, как ее естественное национальное развитие прервано

- страна поставлена на службу интернациональным коммунистическим целям,
- превращена в робота мировой революции.
- Еще немного и не станет помнящих ее дореволюционного прошлого.
- Но останется история.
- Истина, лежащая в основе ее, как науки и как явления, не погибнет.
- Это только для Мефистофеля, служителя “вечного Ничто”:
--- “прошло и не было – равны между собой”;
- для Того, кому он проиграл бессмертную часть Фауста:
--- “прошло” отмечено той же ценностью, что “есть” и “будет”.

День, посвящаемый отечественной истории, подобен дню поминовения родителей

- В старину верили в заступничество предков.
- Надо верить и нам.
- Верить в непостижимые законы России, в ее иррациональное начало,
- во все, что подметил Блок и что вылилось у него в стихе: “И невозможное возможно...”
- Если правда, что умершие поколения управляют судьбами народов в неменьшей мере, чем живые,
- то есть еще у нас заступники.
- Поверим же в чудо русской истории! Поверим в возможность невозможного!

__________________________________________________________________________________
[1] В. Розанов - Опадшие листья.
[2] В.А. Маклаков - “Власть и общественность на закате старой России”.
[3] Arnold Toynbee - “The World and the West”, London, 1953, стр. 2-10.
[4] Из посмертного сборника Н. Ульянова “Отклики”, стр. 11-13:
Россия не могла ждать с преобразованием, если не хотела погибнуть и превратиться в колонию Запада

Уже в ХVI веке на нее наложена была культурная и экономическая блокада
- Иноземцы зорко следили, чтобы москвичи ни под каким видом не проникали на западно-европейские рынки,
- а торговали бы с заграницей исключительно через посредство английских и голландских купцов
- и по ценам, какие те диктовали им.

Был случай, когда одному из русских все-таки удалось каким то образом попасть в Амстердам

- с партией пушнины:
- Там у него никто ничего не купил,
- так что пришлось везти товар назад в Архангельск
- Но, как только он вернулся, голландцы ехавшие с ним вместе из Амстердама,
- скупили все его меха по хорошей цене.
- Было сказано при этом, что если московиты и впредь будут дерзать появляться на заграничных рынках:
--- то их проучат так, что кроме лаптей им нечем будет торговать
--- России, в торговле с иностранцами отводилась та же роль, что южноамериканским туземцам.

Столь же ревностно следила Европа за недопущением культуры в Россию

- Известен случай с Гансом Шлитте,
--- которому московское правительство поручило
--- набрать на русскую службу всевозможных специалистов - художников, архитекторов, врачей, инженеров.
--- Шлитте набрал свыше 120 человек,
--- но все они в 1547 году задержаны были в Любеке,
--- а сам Шлитте посажен в тюрьму.
- Когда царь Алексей Михайлович вздумал завести у себя театр
--- и отправил в Курляндию и в Пруссию специального человека,
--- чтобы пригласить актеров и музыкантов,
--- то несмотря на предлагавшееся хорошее жалованье,
--- ни одна театральная труппа не поехала в Москву,
--- в чем нельзя не усмотреть тайного правительственного запрета.

Стоит принять во внимание эти обстоятельства, чтобы все рассуждения о постепенном просвещении России

- предстали, как обывательская утопия людей никогда не углублявшихся в историю
- Между тем, вплоть до наших дней, живет иллюзия о возможности такого проникновения
- культуры в Московское Государство – постепенным мирным путем. <...>

Но исторически, вопрос стоял не о движении России “навстречу западному миру”
а о движении западного мира в Россию

- и вовсе не с культуртрегерскими целями.
- речь шла о ее завоевании

Польша, которой отведена была роль форпоста католической экспансии на Востоке

- столетиями лелеяла эту мечту.
- Ее необычайно раздражал ввоз европейского оружия в Московское Государство
- по каковой причине английская королева Елизавета подверглась упрекам польского короля,
- обвинявшего ее в прегрешении перед всем миром за то,
- что позволила своим купцам продавать оружие “врагу рода человеческого”

Не чужд был идеи захвата Московии и германский мир

- Из недр его вышел один из наиболее ранних завоевательных планов,
- принадлежавший немцу Генриху Штадену.
- Он заключал не только захват городов и земель, но также, истребление населения.
- Штаден предложил и метод этого истребления:
--- привязывать московитов к бревнам и топить в реках и озерах.
- План Штадена относится к концу XVI века,

A уже в начале XVII-го Европа делает попытку фактического захвата России

- И она почти удалась:
--- Поляки завладели Москвой
--- шведы северо-западом во главе с Новгородом,
--- а север и Поволжье облюбовали себе англичане

Королевский совет в Лондоне постановил
:
- чтобы земли вдоль Северной Двины и Волжского понизовья
- с городами Архангельском, Холмогорами, Устюгом, Тотьмой, Вологдой, Ярославлем, Нижним Новгородом, Казанью и Астраханью
- должны отойти под протекторат короля Якова I.
- Послана была в Архангельск, под видом торговли, вооруженная экспедиция и
- посланы были Джон Мерик и Вильям Россель – то ли торговцы, то ли дипломаты
--- для руководства и осуществления предприятия.
--- Но прибыли слишком поздно - cмута на Руси кончалась
--- В Москве сидел новый царь.
--- И Джону Мерику ничего не оставалось, как принести ему поздравления.

Проф. О.Л. Вайнштейн, в своей книге “Россия и Тридцатилетняя война” показал

- что датский король в 1622 г. пытался захватить русские земли на Кольском полуострове
- “Скорее бы нам разделаться с этими русскими!” – писал король своему канцлеру.

__________________________________________________________________________________
Из сборника Н.И. Ульянова "Скрипты" (Анн-Арбор, Мичиган, 1981).
В заглавии сборника - посвящение: “Памяти дорогого учителя академика С.Ф. Платонова”.
http://www.angelfire.com/nt/oboguev/images/niuopyt.htm
Tags: англия, будущее, германия, гитлер, европа, история, крест, культура, надежда, ненависть, польза, поэзия, православие, прогресс, пушкин, пётр, россия, русофобия, смысл, татары, технология, фаллосопея, франция, христианство, хрущёв
Subscribe

Posts from This Journal “русофобия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments