Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

Крым наш: русские в Крыму (IX - XVIII века)


Воссоединение Крыма с Россией всколыхнуло в стране волну национального воодушевления. Русский Крым сегодня — тема номер один и в высоких кабинетах, и в тесных квартирках. Но когда началась его “русскость”? Только ли со времён Екатерины II, отобравшей его у турок, или русские в Крыму “прописались” гораздо раньше?

Полезно вспомнить, когда и каким образом эта земля сделалась для нас не чужой

- в каких незапамятных веках и как начали завязываться крепкие связи Руси с византийской Таврией.
- История эта началась 12 веков назад - в IX веке н.э.
- Именно тогда эти края впервые познакомились с воинственным народом русов.
1. В те времена, древняя Таврия, около 1000 лет колонизованная греками,
2. была поделена между православной Византийской империей и тюркским Хазарским каганатом, чья правящая верхушка вскоре приняла иудаизм.
- Византии принадлежала юго-западная и южная часть полуострова со столицей в Херсонесе.
- В IX веке эта территориально-военная единица византийского государства стала называться Херсонской фемой.
- Основным прибыльным занятием её городского населения была торговля:
- на полуострове пересекались купеческие маршруты с востока на запад и с юга на север, здесь проходила часть Великого Шёлкового Пути.
3. Именно слухи о богатствах, которые сулила здешняя торговля, а пуще того — торговля с лежащей дальше на юг греческой державой впервые привели в Таврию русов.
- Но и задолго до того с полуострова протягивались связующие нити в земли Руси.
- По древнему преданию, из Таврии отправился вверх по Днепру Апостол Андрей Первозванный, проповедуя христианство.
- Его стопами несколько веков шли на север многочисленные сеятели Слова Божия и
- быть может, доходили и до земель, где в будущем был основан Новгород,
- русская летопись приписывает подобное путешествие самому Апостолу Андрею.
4. В VII - IХ векаях русские язычники пролагают путь “из варяг в греки”, а сами знакомятся в Таврии с верой в Христа.

5. Первого известного нам русского князя, который привёл свою дружину в Крым, звали Бравлин

- Это был разведывательный и военно-грабительский поход на ладьях из далёкого Приладожья.
- Достигнув южных берегов полуострова, русы обрушились на города и поселения от Херсонеса до хазарской Керчи.
- Опустошив всё побережье, они напоследок после 10-дневной осады взяли штурмом крепость Сугдею (Сурож, ныне Судак).
- С этими событиями нас знакомит сказание “Чудеса святого Стефана”.
- Это повествование было записано в конце X века на основе устного предания, бытовавшего в Суроже около 2-х веков.
- Именно из этого текста нам известно имя русского князя и некоторые подробности похода.
- Ворвавшись с мечом в храм Святой Софии, Бравлин был сражён припадком падучей:
- “обратилось лицо его назад”, на губах князя вскипела пена.
- Он кричал своим воинам, что его схватил и душит некий святой муж,
- который велит ему, чтобы русы оставили всё награбленное и убирались из города.
- В храме находилась гробница сурожского епископа Стефана, незадолго до того умершего.
- Дружинники в страхе побросали всё, что успели схватить в церкви:
- “царское одеяло, жемчуг, золото, камни драгоценные, лампады золотые и сосудов золотых много”.
- Но это не помогло: Святой Стефан, видимый только несчастному князю, отпустил Бравлина лишь тогда, когда тот пообещал немедленно принять крещение.
- Местное духовенство поспешило исполнить волю Святого и окрестило князя.
- Только тогда он смог встать на ноги...
- Под влиянием этого страшного чуда приняли христианство и другие русы из окружения Бравлина.
- Князь велел дружине отпустить всех пленных, сам же неделю провёл у гробницы Стефана,
- а уходя, почтил храм и священников “великим даром”.
- Назад, в свои земли, русы возвращались хотя и без добычи, но с тем, что стоило любого богатства, — с новой верой и новым знанием.
- Разведанный ими путь “в греки” и мирные отношения с Таврией сулили впредь немалые торговые прибыли,
- гораздо большие, чем то, что можно было взять силой.
- Но более ничего не известно ни о самом Бравлине, ни о том, насколько искренним было его христианское обращение,
- или о том, какой приём встретила у соплеменников крещёная дружина, вернувшаяся из похода с вестью о Едином Боге греков и с пустыми руками.
- Но если первое принятие христианства русами оказалось непрочным и недолгим,
- то общие торговые интересы отныне прочно связали Русь и Таврию.

6. Чуть более полувека спустя в Константинополе в 860 году приняли крещение киевские князья Аскольд и Дир

- И ещё через столетие там же станет христианкой бабка князя Владимира - княгиня Ольга
- Но всё же отправной точкой русского Православия навсегда стала византийская Таврия.
- Это своё звание она вновь подтвердила ещё через 2 века после похода князя Бравлина,
- когда Русь была крещена князем Владимиром Святославичем.

7. С первых десятилетий IX века русы быстро осваивались в Херсонесе и других городах крымской Византии

- Славяно-норманские воины-купцы снаряжали сюда караваны с северными товарами, оседали здесь, в обильном разноязычии, среди греков, готов, армян, хазар и прочих народностей. Русские князья каждый год также отправляли вниз по Днепру в Херсонес и Константинополь-Царьград огромные флотилии торговых судов. Оттого само Чёрное море начало прозываться у окрестных народов Русским. А на земли Руси проникало из Таврии культурное влияние христианской империи.

8. Херсонес или, как его называли русские, Корсунь играл роль посредника между мощной Византийской империей и рождающимся государством Русь.
Стоял он на берегу бухты, которая сейчас зовётся Карантинной, в северной части Севастополя. Город, окружённый крепостной стеной, имел чёткую планировку: длинные улицы пересекались под прямыми углами.
Здесь располагалась администрация Херсонской фемы и военный гарнизон. В судоходный сезон его портовая гавань была забита кораблями и ладьями. Имелся в городе и русский квартал, где селились временно или постоянно купцы, ремесленники, наёмники, искавшие службы в империи. Всех их звали здесь ромейскими русами (себя византийцы именовали ромеями, то есть римлянами). Приезжали они из разных земель Руси — с новгородского севера, киевского юга, полоцкого запада, смоленского поднепровья.
Постепенно русская община расширялась, многие принимали христианство. Со временем, вероятно, появился и русский храм, где служба велась на церковнославянском языке, созданном Кириллом и Мефодием.

9. Во второй половине X века киевский князь Святослав разгромил Хазарский каганат.
В восточном Причерноморье 2 хазарские крепости — Керчь и Самкерц — стали русскими владениями. А окрестные земли, Керченский полуостров на востоке Крыма и Таманский — напротив него, через пролив, — с частью Кубани образовали русское наместничество. Называлось оно Тмутараканским по имени Самкерца-Таматархи-Тмутаракани (ныне Тамань) на Таманском полуострове. В течение столетия с небольшим это был русский анклав, территориально оторванный от Руси, отделённый от неё дикими степями и Азовским морем.

10. Начиная с 1060-х годов Тмутаракань была “призом” для русских князей-изгоев, не имевших владений на Руси.
Они садились здесь княжить не по закону, а по праву силы. Однако правление их было скорее формальным — они лишь брали дань с окрестного населения.
Один из таких князей, внук Ярослава Мудрого - Ростислав Владимирович, попытался вести более активную политику, чем задел интересы византийских властей. По словам летописца, греки испугались. Приехавший в Тмутаракань из Херсонеса греческий чиновник отравил “политического конкурента”. Но херсониты, видимо, хорошо знавшие и уважавшие князя Ростислава, узнав о преступлении, побили чиновника камнями.

Другой тмутараканский князь, Глеб Святославич, утвердившийся здесь на вполне законном основании, оставил весьма своеобразный след. В XVIII веке на Таманском полуострове нашли каменную плиту с высеченной на ней надписью. Она сообщала, что в 1068 году “Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14,000 сажен” (Корчев — русское название Керчи). Для чего князю понадобилось измерять ширину Керченского пролива по зимнему льду, да ещё не в самом узком месте, не очень понятно. Можно предположить, что не всех тмутараканских князей устраивала роль собирателя дани, “внешнего управителя”. Некоторые пытались утвердиться здесь как истинные и рачительные хозяева своей земли, знающие, сколько и чего есть у них под рукой. Или же это была просто удальская выходка князя, решившего воспользоваться нечастым природным явлением — полным замерзанием пролива? Как бы то ни было, мероприятие 1068 года считается первым “гидрографическим исследованием” на территории России.
Но это будет позднее.

11. А в 988 году Таврия пережила ещё одно массовое “нашествие” русских. Русь в этом году находилась на переломе своей истории, на крутом повороте от старого к новому, от языческого “варварства” к христианской цивилизации. “Испытав” разные веры, киевский князь Владимир Святославич выбрал византийское христианство. Он заключил с имперeторами-соправителями Василием и Константином договор: ратная помощь в их войне с мятежниками в обмен на царскую сестру принцессу Анну, которую князь хотел взять в жёны. Собственное крещение Владимир не стал откладывать. В купель, смывающую все прежние грехи, он вошёл вместе с домочадцами зимой 988 года в Киеве.
Родившаяся позднее “Корсунская легенда”, занесённая почти век спустя в русскую летопись, гласила, что Владимир вместе с дружиной крестился в Херсонесе. И прибавляла: таинство крещения исцелило князя от слепоты, незадолго до того внезапно поразившей его. Но легенда — это всего лишь легенда, даже если она зафиксирована в тексте с полемически заостренным названием: “Слово о том, как крестился Владимир, взяв Корсунь”.

Другие, более достоверные источники того времени рисуют совсем иную картину крещения князя — без всяких чудес (“Слово о Законе и Благодати” митрополита Илариона, “Память и похвала русскому князю Владимиру” Иакова Мниха — древнейшее житие святого князя; оба памятника созданы в XI веке.)
Корсунская легенда пришла на Русь из Таврии. Там уже в середине XI века были убеждены, что завоевывать Херсонес осенью 988 года русское войско привёл не князь-христианин, а язычник-“варвар”, ещё не узревший истинного Бога, исполненный вражды к христианской империи.
Однако гневаться князю Владимиру, новоиспеченному христианину, в самом деле было на что. Он исполнил условия договора: крестился и отправил военную помощь (6-тысячный отряд ратников) в Византию. В ответ же не получил ничего — ни порфирородной невесты, ни предстоятеля для киевской епархии, ни священников для крещения страны, ни прочего, что было обещано для обустройства русской Церкви.
Такое пренебрежение к язычникам, да и к давно крещеным народам, не принадлежавшим к римскому миру, не знавшим античной культуры, было в обычае при византийском дворе. Да и сама принцесса Анна категорически отказалась выходить замуж за русского “варвара”, ещё недавно имевшего множество жён и наложниц.
Прождав напрасно несколько месяцев, князь обратился мыслью к Херсонесу-Корсуню, уже давно ставшему духовным центром для пока ещё немногочисленных русских христиан. Вот где он мог получить всё, потребное для просвещения своего народа! А может быть, и обрести там политические выгоды. Фема Херсон, эти северные задворки империи, нередко проявляла своеволие в отношениях с Константинополем. Князь мог попытаться “перетянуть” Корсунь на сторону Руси, установить с ним независимые от Царьграда отношения, втянуть его в орбиту русской политики. Это стало бы достойным ответом Владимира Святославича на грубое нарушение империей договора, на презрительное молчание византийского двора, унизительное для князя, владетеля огромной и сильной страны.
Он отправил в Херсонес посольство со своим предложением: князь сватался к дочери греческого наместника — херсонского стратига. Однако и тут он получил в ответ лишь издёвку. Дав волю гневной страсти, новокрещённый князь отправился с войском в Таврию. Штурм затворившейся крепости не дал результата, и русская рать взяла город в осаду. Лишь через полгода она увенчалась успехом. В Херсонесе у русских обнаружился доброхот, переславший князю записку с советом раскопать и разрушить водопроводную трубу. По одной из версий, это был “ромейский рус” варяг Жадьберн, по другой — местный священник Анастас.
Изнемогший от жажды город сдался на милость победителя. В Херсоне начались грабежи и убийства. Сам Владимир Святославич не остался в стороне от расправы над побеждёнными — по его велению были казнены стратиг и его жена. Их дочь князь силой выдал замуж за варяга Жадьберна, которого назначил новым наместником города. Однако Владимир вскоре опомнился и пресёк разрушительное буйство своих людей в городе. Превращать Корсунь в руины не входило в его планы, да и не подобало христианину такое поведение.
Князь отправил в Царьград послов, угрожая войной самой столице Византии. Императорам ничего не оставалось, как послать к нему обещанную невесту со свитой вельмож и с духовенством. В центре Херсонеса, в церкви “возле торга” произошло венчание князя и принцессы. В прочих храмах города во множестве крестились русские дружинники.
Это было время великого торжества и самого князя Владимира, и его дружины, и других русских, бывших тогда в Херсонесе: предвестие крещения всей Руси, заря ее нового бытия. В Киеве князь стал христианином лишь по званию, в Херсонесе же сделался им по сути: взглянул со стороны на себя прежнего, раскаялся в совершённом здесь насилии, стал прислушиваться к наставлениям духовенства. Вместо разрушенной при разграблении города церкви он велел построить новую. Захваченный город он вернул империи — как выкуп (вено) за невесту.
В обратный путь на Русь Владимир увёл с собой множество священников и увез корсунские дары: храмовую утварь, кресты, иконы, святые мощи — главы Климента Римского и его ученика Фива. Всё это — себе и Руси “на благословение, освящение и спасение”. Но среди “трофеев” оказалось и кое-что сугубо мирское. Князь Владимир проявил интерес к произведениям античного искусства. На ладьи были погружены “две медных капищи (то есть человеческих изваяния. — Авт.) и четыре коня медных”. Эти статуи долгое время и после эпохи Владимира украшали Киевскую площадь “за церковью Святой Богородицы”. Даже в начале XII века они оставались большой достопримечательностью для горожан, невежественно воображавших, по словам летописца, будто изваяния мраморные.
Ладейный караван прошёл от Херсонеса вдоль всего южного берега к Керчи, оттуда в Азовское море и на Дон. Впереди морской процессии стремительно неслась на Русь, на Кавказ, на арабский Восток весть о принятии русами христианства...

12. Связи Руси и Таврии начали слабеть с XII века. Уже в конце XI столетия Русь утратила Тмутараканские владения. С помощью князя-изгоя Олега Святославича, ушедшего оттуда добывать себе силой княжение на Руси, Таманским и Керченским полуостровами завладела Византия. К началу XIII века половецкие орды, кочующие в причерноморских степях, до предела истончили нити, связывавшие русские земли и империю. Путь по Днепру стал слишком опасен.

13. А в 1230-х годах степи затопило татаро-монгольское войско, на долгое время оборвав контакты Руси с Таврией.
Полуостров стал частью Золотой Орды. Именно тогда, в XIII - XIV веках он получил татарское название Крым, вероятно, по имени бывшей столицы здешних ордынских владений.

14. Помимо пришельцев с востока, в Таврии в те же годы обосновались итальянцы, главным образом, генуэзцы. Они приобретали во владение города на побережье, основывали торговые фактории, строили крепости. Но на юго-западе Крыма сохранялся и осколок Византии — православное княжество Феодоро со столицей в одноименном городе. Его земли располагались между мысом Херсонес и Алуштой.

Золотая Орда была терпима к иным верованиям на завоеванных землях даже после того, как её ханы приняли в XIII веке ислам. Константинопольский патриархат в это время укрепил свои таврийские епархии: Херсонскую, Сурожскую, Готскую, возвысив их до митрополий. Огонь христианства на полуострове не угасал даже в самые тёмные времена турецко-татарского владычества. Но едва ли русские оставались в Крыму. Их приводили сюда во множестве только пленными, когда угоняли с Руси для продажи на невольничьих рынках.

15. Лишь во второй половине XIV века, во времена князя Дмитрия Донского возобновились купеческие связи Таврии и Руси, где укреплялся новый политический центр — Москва.
На московских торжищах продавали свои южные товары “сурожские гости” — купцы из Сурожа и других черноморских городов — итальянцы и греки. Одним из таких знатных купцов был Стефан Ховря, обосновавшийся в Москве и обласканный князем Дмитрием Донским, ставший основателем боярского рода Ховриных. Вскоре звание “сурожских гостей” начали приобретать и русские купцы, плававшие на далёкий юг.

16. С 1475 года Крым попал под турецкое владычество. Крымское ханство, осколок распавшейся Золотой Орды, стало вассалом Османской империи. Княжество Феодоро было полностью разгромлено, его столица превратилась в турецкую крепость Мангуп-Кале.
Христиане на полуострове оказались в бедственном положении. Священников нередко преследовали и казнили, храмы превращались в руины, церковное имущество переходило в руки татар. Многие христиане, в основном это были греки и армяне, под таким давлением стали забывать свою веру. Они перенимали мусульманские обычаи и переходили в ислам. Бывало, что и христианские книги писали на татарском языке греческими буквами. На всем полуострове к XVII веку сохранилось лишь 4 православных монастыря. Все крымские епархии слились из-за малочисленности христиан в одну — Готско-Кафинскую. Кафедра её располагалась в предместье Бахчисарая.

17. Крымское ханство на долгие столетия превратилось в настоящую язву для Руси.
С начала XVI столетия крымчаки совершали частые набеги на русские земли, грабя, убивая, уничтожая огнём города и селения, уводя тысячи людей, мужчин, женщин и детей, в плен. Вдогонку им нередко отправлялись русские отряды и при удаче отбивали и полон, и награбленное добро. Но удавалось это далеко не всегда. Русское правительство по необходимости ввело особый налог: “полоняничные деньги” — для выкупа русских пленных на татарских рынках. Каждое лето на южные оборонительные рубежи под Тулу и в соседние города отправлялось сторожевое русское войско — ждать появления врага.
Особенный размах имели несколько нашествий крымчаков. В 1521 году они внезапно появились под Москвой, обойдя сторожевые полки, и дело едва не кончилось восстановлением татарского ига на Руси. В 1571 году Москва полностью выгорела во время осады татарами. В 1591 году в сражении у Москвы крымчаки потерпели поражение и впредь уже не рисковали подходить к русской столице. Но на южные окраины страны они налетали ещё долго, вплоть до времён Екатерины II.

18. Всё это время на Руси не забывали о единоверцах в Крыму.
Известна царская грамота 1598 года о денежной помощи, “милостыне” четырем крымским храмам. Среди них — церковь Георгиевского монастыря “что в Корсуни”. Царское “жалованье” отправлялось в обители Крыма и позднее. Тот же Георгиевский монастырь получал русскую “милостыню” ежегодно. А к московскому государю время от времени приходили от крымского духовенства и монахов жалобы на “многие бедности и скорби”. В 1637 году митрополит Серафим писал царю Михаилу Фёдоровичу: “...и пришли безбожные нагайцы и татары, и осадили нас, и обобрали до конца, и преосвященные и священные сосуды и церковное строение все поломали... Пребываем во многих бедностях и скорбях от безжалостных одержащих нас агарян. Не только те прошлые беды, и в нынешнем году, июля месяца, поймал нас султан и посадил нас в тюрьму — меня и брата моего, попа Димитрия, — и взял у нас двести тысяч ефимков”.

19. В 1771 году во время очередной Русско-турецкой войны армия князя В.М. Долгорукова штурмом взяла укрепления Перекопа и заняла Крым.
Татары, лишившиеся поддержки Турецкой империи, покорились России. Вскоре князь Долгоруков подписал с крымским ханом договор, по которому ханство объявлялось независимым от Османской империи и переходило под покровительство России. Хан Шагин-Гирей принял русское подданство. Христиане в Крыму получили равные права с мусульманами. Армия Долгорукова вскоре была выведена из Крыма, оставив там русские гарнизоны.
Однако Турция не считала борьбу законченной. Поэтому у готско-кафинского митрополита Игнатия возникла мысль о переселении всех христиан (православных, армянских григориан и католиков) из Крыма в пределы России. Он обратился с этой идеей к Екатерине II. В проекте митрополита был огромный резон: устранялась опасность расправы над христианами в случае новой войны, а земледельческой экономике ханства наносился серьёзный ущерб. Одобренный императрицей исход крымских христиан на земли Новороссии, оплаченный из российской казны, произошёл в 1778 году. Но многие не захотели покидать насиженные места — таких оказалось чуть менее половины.
В 1774 году Турция подписала с Россией мирный Кючук-Кайнарджийский договор, в котором отказалась от всех прав на Крым и признала его независимость.

20. А ещё через 9 лет, в 1783 году, императрица Екатерина II своим манифестом присоединила Крым к России под именем Таврической губернии. С агрессивным Крымским ханством было покончено. Полуостров начал быстро наполняться переселенцами из России, Малороссии, даже из подвластных Турции стран. Возрождались и множились христианские общины. Генерал-губернатор Новороссийского края князь Г.А. Потёмкин развернул строительство городов Севастополя — базы черноморского флота России и и Симферополя - губернского центра.
Между тем, Екатерина II лелеяла проект освобождения Константинополя (Стамбула) от турок и воссоздания в нём православного царства. Грандиозная мечта императрицы не осуществилась. Но Россия, осознавшая себя наследницей Византии ещё в XV веке, всё же обрела бесценную для любого русского христианина землю — Крым, древнюю Таврию, самую северную часть империи, один из сакральных центров Русской Православной цивилизации.

21. Спустя годы и десятилетия Турция ещё не раз попыталась вернуть утраченное, надеясь вновь накинуть на Крым удавку вассалитета.
В 1854-1855 годы ей на помощь пришли Англия и Франция, затеяв военно-морскую экспедицию в Крым. Но Крымская война, стоившая европейским державам огромных финансовых расходов и человеческих жертв, не принесла им ни славы, ни особого успеха. Крым благодаря стойкости и чудесам мужества защитников Севастополя, оборонявшегося почти год, остался русским.
___________________________________________
(c) Наталья Иртенина , журнал «Наш современник»
http://www.naslednick.ru/articles/history/history_14618.html
Tags: грабёж, екатерина, история, крым, россия, татары, турция
Subscribe

Posts from This Journal “крым” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments