Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Category:

Юлай Шамильоглу, «ДЖАГФАР ТАРИХЫ» (Как изобреталось булгарское самосознание)


Во время моего визита в Казань в июне 1998 года произошел забавный случай
.
- Я прибыл в Казань на конференцию, посвященную источниковедению истории Золотой Орды.
- Последнее обстоятельство ясно характеризовало меня как специалиста в области татарской истории.
- Во время конференции ко мне подошли местные жители (не из числа ученых, принимавших участие в конференции),
- которые рассказали мне, ничего не подозревающему гостю, о неизвестной истории булгар Поволжья.
- Первым делом они заявили, что считают себя булгарами, а не татарами.
- Пожилой мужчина вообще назвал себя членом клана Дуло.
- Утверждение это меня поразило. И к нему я еще вернусь позже.

Самая волнующая подробность, открытая мне, заключалась в том, что существует свод источников булгарской истории

- сохраненный на протяжении XX века, но впоследствии скрытый органами КГБ.
- По словам моего собеседника, эти материалы появились вновь лишь недавно и
- были неофициально опубликованы в 3-томном издании под названием «Джагфар тарихы» (или «История Ягфара»)
- Написал их Бахши Иман в 1680 году
- Один экземпляр этого сборника мне посчастливилось купить[1].

Эти материалы, претендующие на роль подлинных исторических источников IX - XVII/XVIII веков

- рассматриваются в роли первостепенного, скрытого от общественности исторического наследия булгарского народа,
- который сегодня, по мнению некоторых, получил ошибочные названия «казанских татар», «волжских татар» или просто «татар».

История казанских татар, современной мусульманско-тюркской народности средневолжского региона

- обычно рассматривается в виде сложной и порой противоречивой цепи самосознания:
- волжские булгары, мусульмане, татары и казанские татары.
- Самым близким к себе звеном в этой цепи казанские татары считают волжских булгар - средневековую тюркскую народность
- Тем не менее, источники погребальных надписей волжских булгар указывают на более близкое сходство их языка с языком современных чувашей, а не казанских татар

Второе звено в этой цепи – ислам

- Из книги путешествий Ибн Фадлана явно следует, что волжские булгары приняли ислам уже приблизительно до 922 года
- В то время как все татары – мусульмане
- исключением являются лишь татары-кряшены, то есть татары, насильно обращенные в христианство после завоевания Казанского ханства в 1552 году
- современные чуваши не имеют никаких доказательств того, что когда-либо в своей истории они были мусульманами
- Современные татары считают традицию своего мусульманства непрерывной с X века.

Следующее звено в этой цепи – историческое использование этнонима татары

- Несмотря на то что этноним татары встречается в древнетюркских надписях (расшифрованных только в конце XIX века)
- обычно казанские татары связывают раннее использование этого названия с государством, известным как Золотая Орда
- Его население в источниках XIII-XIV веков называлось как монголами, так и татарами[3].
- В XV-XVI веках это название также ассоциировалось с населением Казанского ханства и других государств позднего золотоордынского периода[4]

Последнее звено в этой цепи самосознания – современные казанские татары

- которые рассматривают свое прошлое данной последовательностью определений и
- живут на территориях, имеющих отношение к Волжской Булгарии, Золотой Орде и Казанскому ханству.

Я предположил, что эта широко известная цепь самоопределений была канонизирована

- в качестве национальной исторической традиции или национального мифа казанских татар в XIX веке Шигабутдином Марджани (1818-1889)
- отцом национальной истории казанских татар[5].
- Поскольку Марджани был первым, кто преподнес эту цепочку самоопределений татарской аудитории на ее родном языке
- в качестве сформулированной теории о территориальной нации современных казанских татар,
- он должен считаться отцом современного национального самоопределения казанских татар.
- После появления в Татарстане русского перевода моей статьи на эту тему
- произошел настоящий взрыв интереса среди татарских ученых, последователей Марджани – первого национального историка
- И действительно, трудно найти более ранний пример такой национальной истории где-либо еще в тюркском мире.

Другими словами, сегодня мы можем представить себе самосознание казанских татар в форме современного конструкта

- точно так же, как и национальное сознание любой другой народности в Европе, Азии, Африке, Северной или Южной Америках.
- Как в любом подобном конструкте, необходимо немного убежденности для того,
- чтобы находить объяснения огромного количества противоречий, его составляющих
- Как и любой подобный конструкт, он развивается с течением времени.
- Это видно на примере эволюции идеи территориальной нации современных казанских татар
- вплоть до формализации татарской национальности в ТАССР в составе СССР и
- до попыток переосмыслить роль Татарстана в Российской Федерации сегодня.
- В конце концов, как и любой подобный конструкт, он неминуемо оспаривается и подвергается сомнению.

Происхождение различных булгарских государств связано с государством Кубрата

- располагавшимся на реке Кубань в Причерноморских степях в первой половине VII века[6].
- Потомки Кубрата разделились на несколько групп:
– первая мигрировала в Камско-Волжское устье, чтобы образовать там Булгарское государство, подвластное Хазарскому государству
- Другая группа осталась на Северном Кавказе (возможно, это были предки сегодняшних балкар Северного Кавказа)
- Наконец, третья группа в VII веке эмигрировала на Балканы.
- Последняя образовала дунайское Болгарское государство в союзе с местными славянскими племенами под властью хана Аспаруха (приблизительно в 681-700 годах).
- Придунайские болгары сохранили лишь некоторые характеристики своего первоначального тюркского языка и культуры, так как они вскоре славянизировались.

Трудно проследить независимое существование волжских булгар после завоевания и интеграции Волжской Булгарии в состав Золотой Орды

- Сначала, вслед за появлением людей, говорящих на кипчакском наречии,
- народ попал под монгольское иго,
- а к концу XIV века чума полностью трансформировала этническую и лингвистическую природу населения Поволжья.
- Поэтому после этого исторического момента затруднительно даже представить себе существование волжских булгар.
- Тем не менее, имя булгар продолжало занимать особое место в истории народов Поволжья[7].

Вопрос о существовании общинного самосознания волжских булгар в XVI-XIX веках

- требует дальнейшего детального рассмотрения.
- Я не убежден, что оно когда-либо существовало.
- Попытки же отдельных мыслителей XVIII - XIX веков защитить его во взаимосвязи с мусульманским прошлым
- представляют собой обратный пример нарушения связи с прошлым.

Является ли издание сборника материалов, известное под названием «Джагфар тарихы», важной вехой

- в изучении волжских булгар и их потомков, или же
- это продуманная фальсификация, предпринятая с целью подкрепления аргументов современных защитников булгарского национализма?
- Я не согласен с тем, что данная работа является несомненной сплошной фальсификацией.
- Возможно, это продолжение традиции более ранних фальсификаций истории булгар[8].

Фальсификация документов, исторических источников и других памятников материальной культуры – распространенный феномен[9]

- В досовременный период, подделка документов могла служить для поддержки законных действий.
- В более поздние периоды, подделки знаменитых произведений искусства становились слишком известными
- Как я уже упоминал выше, скорее всего, «булгарская» история XVIII – XIX веков являет собой лишь попытки отобразить фиктивную связь с исламским прошлым.
- Тем не менее, в XX веке фабрикация исторических источников (в том числе и археологических) может происходить с разной целью,
- обычно с целью подтвердить современные заявления о древней исторической взаимосвязи,
- преследуемой сторонниками современных наций[10].
- Таким образом, данный феномен часто является продуктом роста числа национальных идеологий,
- современного процесса, появление которого часто связывается с периодом французской революции.
- Источники, сфабрикованные сторонниками территориальных наций, настолько вплетаются в национальные мифы страны,
- что становится трудно установить реальный ход истории[11].
- Еще один интересный пример представлен в работе Шоры Ногмова «История адыгейского народа»
- Очевидно, что это произведение, написанное до периода подъема на Кавказе национальных идеологий,
- во многом повторяет исторические работы Карамзина с целью создать местную историческую традицию своего северокавказского народа[12].

«Таинственное» исчезновение «древних» исторических работ идет рука об руку с подделкой исторических источников.

- Продолжается долгий спор о том, было ли написано «Слово о полку Игореве»
- (уникальная рукопись которого пропала во время пожара в Москве в 1812 году)
--- вскоре после событий 1185 года, описанных в произведении, или
--- позднее, в средневековый период или даже
--- в XIX веке, в качестве научной фальсификации[13].

Ф. Нурутдинов в своем введении к публикации «Джагфар тарихы»

- (у меня также вызывает недоверие отнесение данной работы к волжско-булгарскому периоду),
- чтобы подкрепить свое утверждение о подлинности потерянных материалов, явившихся первоосновой для «Джагфар тарихы»,
- также заявляет о загадочном исчезновении в 1920 году рукописи Кыссаи-Юсуф, написанной Мухаммадом Гали[14].

«Джагфар тарихы» – это явная попытка объединения ссылок на путешественников, известных из других источников

- Например, глава 8-я «Гази Барадж тарихы» под названием «Прибытие великих послов»
- содержит информацию о прибытии из Халифата послов Ахмеда Ибн Фадлана (около 922)[15].
- Глава 18-я этого произведения «Булгары и правление Кольша и Анбала»
- содержит информацию о прибытии Абу Хамида аль-Гарнати (1153)[16].
- Это частичное совпадение с известными источниками было использовано в качестве аргумента в доказательство подлинности «Джагфар тарихы».
- В «Джагфар тарихы» также содержится информация из других неоднозначных источников.
- Глава 3-я «Период булгарского балтавара» упоминает Дуло, известного еще только по дунайско-болгарскому «Списку правителей»
- Кроме того, «Джагфар тарихы» повествует о сомнительных исторических личностях,
- встречавшихся в ранних вариантах «булгарской» истории, например у Муслими в «Таварих и Булгария»
- Еще один пример – имя Барадж, которое можно встретить в ранних «булгарских» источниках и более поздних генеалогиях (шаджара),
- в «Джагфар тарихы» принадлежит важной фигуре - Гази Бараджу.
- В то же время М.А. Усманов считает появление необычного имени «Барадж» в «Таварих-и Булгария» уникальным для средневековой татарской литературы[17].

Материалы «Джагфар тарихы» представляют собой и другие исторические проблемы
,
- включая анахронизмы, слишком многочисленные для освещения в данном эссе.
- Как можно объяснить столь раннее появление этнонимов татар, куман и др. в булгарской истории VII-X веков,
- как это представлено в данном произведении?
- Были ли первые хроники, о которых здесь упоминается, написаны на арабском, персидском или тюркском языках?
- Так как в VII-X веках не было исламско-тюркской литературы,
- то и другие использованные в документе средневековые «булгарские» источники, с хронологической точки зрения,
- представлены здесь слишком рано относительно остальной мусульманско-тюркской литературы[18].

Также вызывает любопытство, как «изобретательный» переводчик этого произведения
,
- судя по всему - любитель,
- смог автоматически преобразовать все даты хиджры досовременных исламских текстов на григорианское летоисчисление во время перевода на русский язык?
- Нет необходимости замечать, что один год хиджры часто соотносится с двумя григорианскими годами.
- Этот аспект перевода одного летоисчисления в другое никак не отражен в работе.

Связь с уже существующими историческими материалами расставляет для автора данного собрания сочинений филологические ловушки
.
- Например, в главе 3 «Период булгарского балтоворо» и главе 4 «Правление черных булгарских беков»
- форма балтава означает официальный булгарский титул.
- Несмотря на то, что дефектная форма балтавар была известна из источников,
- в последнее время тюркологи сходятся во мнении, что данная форма, по сути, является восстановленной от el tabar – булгарского yiltever.
- Источник, претендующий называться внутренним булгарским документом, скорее всего, дал бы верную форму.
- В то время, как некоторые ученые убеждены, что «Булгар» и «Биляр» являются в источниках названиями одного и того же города
- (основываясь на том факте, что «Биляр» – это среднебулгарская форма слова «Булгар»),
- в главе 18-й «Булгар» и «Биляр» – названия двух разных городов.
- Также можно составить длинный список предположительно булгарских имен из этого источника и
- с удивлением обнаружить, что такие классические булгарские лингвистические черты, как ротацизм (з > р) и ламбдацизм (ш > л), в них не присутствуют.
- Кроме того, я думаю, не следует даже упоминать о примерах народной этимологии, присутствующих во всем тексте.

После краткого анализа основных проблем представленного текста

- вне всякого сомнения, можно сказать, что данная работа является вымышленным документом XX века, «изобретением традиции»
- Полное опровержение его потребует комментария, равного по размеру оригиналу
- Но я не могу даже представить себе, что кто-либо из историков или тюркологов потратит на это свое время
- Тем не менее, я нашел занятной параллель между более ранними «булгарскими» источниками XVIII-XIX веков и этой работой XX столетия.

Несмотря на то что существовали предложения по использованию слова «булгар» для определения нового национального самосознания казанских татар

- это так и не стало альтернативной идеологией в досоветское времю
- К примеру, даже последователь Ш. Марджани - Ризаеддин Фахреддин использует в некоторых своих работах термины «булгарские тюрки» и «казанские тюрки»[19]
- Мне кажется, что это отражает разногласия в использовании терминов «татары» и «тюрки»,
- существовавшие в то время из-за теории Исмаила Гаспринского о великом пантюркском самосознании
- Конечно же, позднее понятия «булгарские тюрки» и «казанские тюрки» перестали бы существовать,
- уступив место официальным национальным вариантам «татары» или «казанские татары»,
- формально утвержденным и узаконенным в СССР.

В советское время казанские татары получали обвинения за свою связь с монголами и так наз. "татарским игом" Золотой Орды

- в интерпретации российской национальной истории, а впоследствии и в советской интерпретации
- монголы (и, следовательно, казанские татары) оказались виновными во всех бедах, которые пережила Русь много веков назад
- И хотя обзор перемен и поворотов в истории XX века не входит в задачу данной работы,
- я хотел бы заметить, что такое отношение полностью зависит от идеологии и
- не имеет ничего общего с профессиональным изучением средневековой истории.
- Но к нашей теме имеет отношение тот факт, что для некоторых казанских татар
- их самосознание стало слишком противоречивым во время советской власти.

Я полагаю, что принятая в СССР в официальной версии советской истории практика очернения имени татар и монголов

- последовавшая отчасти из-за негативной интерпретации роли «татарского ига» в русской национальной истории,
- привела к реакции отторжения в татарском самосознании, оставила на нем своего рода клеймо.
- Это стало весомым основанием для отрицания татарского самосознания и
- для предоставления вместо него более привлекательной альтернативы – "Мы не татары, мы – булгары!"
- (которая также имеет подтекстом "Мы не монголы, мы – булгары!").
- Это были небольшие, но красноречивые дополнительные элементы в защиту булгарского самосознания в поздний советский период[20].
- Даже сегодня некоторые группы проводят активную работу, обращаясь к внутренним и международным организациям
- с просьбами изменить официальное название данной современной этнической группы с «казанских татар» на «булгар»![21].

С какой целью была написана «Джагфар тарихы»?

- Я думаю, ответ ясен – с целью создать историческую основу для того,
- чтобы казанские татары (самосознание которых стало результатом современного конструкта под авторством Шигабутдина Марджани)
- сегодня могли называть себя «булгарами», а не «татарами».
- Это согласуется с идеологией и целями современных булгаристов.
- Более ранние попытки подделать «булгарское» прошлое были связаны с исламской легитимностью (законностью),
- а не национализмом.
- И только в начале XIX века, в период появления среди мусульман-тюрков Российской империи новых категорий национального самосознания,
- понятие «булгарские тюрки» стало допустимой альтернативой понятию «казанские татары».
- Но в свое время эта идея не получила широкого распространения.
- По моему мнению, в ответ на обвинения и неправильное отношение к самосознанию татар в XX веке, особенно в советский период,
- идея «булгарского» самосознания приобрела новый импульс.
- Это отличает ее от вариантов «булгарской» истории XVIII - XIX веков,
- созданных с целью укрепления взаимосвязи с исламским прошлым.
- Оспорив название современной территориальной нации, известной с XIX века, как «татары»,
- взамен предлагается точное название народа – «булгары».
- Конечно, такая «булгарская» идеология – это тот же конструкт, только конструкт XX века.
- По этой причине современные заявления о «булгарском» самосознании и
- удивительные притязания на свое происхождение от клана Дуло должны считаться современным «изобретением традиции».
___________________________________________________________________________
[1] Бахши Иман. Джагфар тарихы. Свод булгарских летописей. Оренбург. 1993-1997.1-III. См. также: Нурутдинов Ф. Булгарский вопрос. Как машина зла убивала народы (Запись разговора с М. С. Ваисовым. Служилые татары или похитители Чингисхана с Илегеем). Оренбург. 1993; Нурутдинов Ф. Г.–Х. Родиноведение (Методическое пособие по истории Татарстана). Казань. 1995; Шнирельман В. От конфессионального к этническому: Булгарская идея в национальном самосознании казанских татар в XX веке//Вестник Евразии. 1998. N 1/2 (А/5). С. 137-159.
[2] О языке поволжских булгар и их связи с чувашами см. подробнее: A. Rona-Tas and S. Fodor. Epigraphica bulgarica, Studia Uralo-Altaica 1 (Szeged, 1973); Хакимзянов Ф.С. Язык эпитафии волжских булгар. М. 1978; Мухаметшин Д.Г., Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники города Бурлага. Казань. 1987; О конце этого языка в результате «черной смерти» см. мою статью: The End of Volga Bulgarian // Varia Eurasiatica. Festschrift fur Professor Andras Rona-Tas (Szeged, 1991). P. 157-163.
[3] О Золотой Орде см. следующие мои работы: «Karachi bei» pozdney Zolotoy Ordi: Zametki po organizatsii mongol'skoy mirovoy istorii», Iz istorii Zolotoy Ordi (Kazan, 1993). P. 44-60; Направления в исследовании Золотой Орды // Источниковедение истории улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223-1556. Казань. 2002. С. 15-29.
[4] О Казанском ханстве см.: Garoslaw Pelenski, Russia and Kazan. Conquest and Imperial Ideology (1438-1560s) (The Hague-Paris, 1974).
[5] Шамилоглу Ю. Формирование исторического сознания татар: Шигабутдин Марджани и образ Золотой Орды // Татарстан. 1991. № 10.
[6] См.: Andras Rona-Tas. Where was Khuvrat's Bulgaria? // Acta Orientalia Hungarica 53 (2000). P. 1-22.
[7] Усманов М. А. Татарские исторические источники XVII-XVIII вв. Казань. 1979.
[8] См. также работы О. Притцака и Д. Исхакова, цитируемые В. Шнирельманом, а также полемику с ними Ф. Нурутдинова.
[9] Kenneth W. Rendell Forging History: The Detection of Fake Letters and Documents (Norman, OK: University of Oklahoma Press, 1994). См. также упоминавшуюся работу В. Шнирельмана.
[10] См.: The Invention of Tradition, ed. E. Hobsbawm and T. Ranger (Cambridge, 1983), особенно два важных эссе Э. Хобсбаума: «Introduction: Inventing Traditions». P. 1-14 и Mass-Producing Traditions: Europe, 1870-1914». P. 263-307). А также упоминавшуюся работу В. Шнирельмана.
[11] См., напр.: Hugh Trevor-Roper, The Invention of Tradition: The Highland Tradition of Scotland, The Invention of Tradition, ed. E. Hobsbawm and T. Ranger (Cambridge, 1983). P. 15-41, особенно P. 16-17.
[12] Brian J. Boeck, Probing Parity Between History and Oral Tradition: Putting Shora Nogmov's History of the Adygei People in its Place, Central Asian Survey 17: 2 (1998). P. 319-336.
[13] По этому вопросу см.: Henry R. Cooper, The Igor Tale. An Annotated Bibliography of 20th Century Non-Soviet Scholarship on the Slovo о polku Igoreve (White Plains, NY: М. Е. Sharpe, 1978); Слово о полку Игореве. Библиографический указатель. 1968-1987 гг. Издания, переводы, исследования на русском, украинском и белорусском языках. Л. 1991.
[14] См. введение к «Джагфар тарихы».
[15] Перевод этой работы см.: Ковалевский А. П. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. Перевод и комментарии под редакцией академика И. Крачковского. М. – Л. 1939; Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков. 1956.
[16] Перевод этой работы см.: Большаков О. Г., Монгайт А. Л. Путешествие Абу Хамида аль-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 гг.). М.,1971.
[17] Таварих-и Болгария (Болгар тарихы). С. 25-27. Здесь Барадж является визирем Айдара. См. также: Усманов М. А. Татарские исторические источники... С. 174-178.
[18] Сравни хронологию, используемую в мусульманской тюркской литературе: Kathleen R. F. Griffin-Burrill The Literature of the Turks (Madison: Turko-Tatar Press, in press).
[19] См.: Фахретдинов Р. Болгар во Казан тореклере. Казань. 1993. С.20-22.
[20] Примеры булгарской идентичности см.: Каримуллин А. Татары: Этнос и этноним. Казань. 1988. Особенно стр. 118-119. См. также: Мусина Р. Н. Этносоциальное развитие и идентичность современных татар/Татары. М. 2001. С. 507-519. Указ от 9 августа 1944 года ЦК КПСС определил, что народы Золотой Орды должны изображаться как отсталые дикари, лишенные цивилизации. Подробнее см.: Усманов М. А. Состояние и перспективы источниковедения истории улуса Джучи/Источниковедение истории улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. Казань. 2002. С. 3-14
[21] 7 апреля 2000 г. Татаро-башкирская служба Радио свободы сообщила, что председатель Булгарского национального конгресса (БНК) в Татарстане Гусман Халилов подал апелляцию в Верховный Суд РФ на решение от 6 апреля 2000 г. об отклонении его просьбы аннулировать декрет В. И. Ленина о создании ТАССР. Согласно Халилову, БНК полагает, что Ленин не имел основания называть республику Татарской, так как это имя не отражает булгарские корни народа, проживающего в республике. Халилов не согласен с учеными, которые называют древний болгарский народ, осевший на Дунае, болгарами, а болгар, осевших в Волго-Уральском регионе, булгарами. Согласно Халилову, «мы один народ, мы болгары». Халилов также апеллировал к Европейскому суду по правам человека (Страсбург) с жалобой на Россию и Татарстан, отказавшимися обозначить в паспорте его национальность как «болгар» вместо «татарин». Суд сообщил Халилову, что его случай рассмотрен.
____________________________________________________________
Юлай Шамильоглу, профессор Висконсинского университета (США)
http://i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-15005.html
Tags: история, ложь, миф, политолухия, россия, татары
Subscribe

Posts from This Journal “татары” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments