Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Category:

gilliland, "Историческое рококо" (европейский кукольный театр)


Чтобы понять, как у меня устроено в голове, какие потоки в ней схлёстываются в рёве и стонах, достаточно привести один единственный пример.

Вот все мы прекрасно знаем фразу-перевёртыш "А роза упала на лапу Азора".
Эта фраза известна большинству умственно здоровых людей по книге графа Толстого про Буратино и кукольный театр.
И нормальным, хорошим людям этой фразы вполне достаточно, достаточно Буратино, достаточно прочесть эту фразу пару раз - справa-налево и наоборот.
И всё! И это - нормально! И это - хорошо!

А что происходит у меня в голове при прослушивании этой кукольной фразы - "А роза упала на лапу Азора"?
Следите за взмахами моих красиво оформленных кистей над столом с напёрстками...

1. Фраза эта из жизни кукол, рассказывающая про розу и Азора, происходит из забытой оперы 18 века авторов Мармонтеля и Гретри "Земира и Азор":
- чудовище Азор из оперы - это заколдованный принц;
- чары, наложенные на принца Азора падут, когда будет сорван и брошен в него цветок - роза;
- что и проделывает покорная своему благородному отцу девушка - Земира;
- безжалостно отосланная этим благородным отцом одна на далёкий, хотя и чудесный остров;
- к чудовищу Азору, в благодарность за спасение чудовищем сего благородного отца;
- в опере присутствуют ещё 2 злодейки-сестры, мешающие счастью ангелоподобной Земиры.

2. А уж сказку-то "Аленький цветочек" читали все порядочные люди!
Роза, упавшая на лапу Азора - это, фактически, материализованное заклинание - для перевоплощения безобразного в прекрасное, с помощью великого божества любви.
Универсальная формула, с помощью которой наивная Мальвина пыталась по-своему смело предвосхитить все последующие метаморфозы ушлой чурки Буратино.
Понятно, что эфемерное средневековое заклинание романтичной Мальвины оказалось бессильным,
ибо подлый маг Толстой цинично перебил его материалистическим чернокнижием 20 века - золотым ключиком,
открывающим дверь к директорству и владению кукольным театром "Молния".
Оставаться в саду с Мальвиной предприимчивому Буратино не с руки, поэтому фраза про розу у Толстого так и осталась неразработанной.
На повестке дня ведь был золотой ключ к реальному театральному успеху!

3. А сказка "Красавица и чудовище":
- по классификации сказочных сюжетов Аарне-Томпсона - 425 С,
- с которой и был состряпан "Аленький Цветочек",
- впервые была издана дамой по фамилии де Вильнёв в 1740 году;
- потом она была включена в приложение к сказкам Шарля Перро,
- а происходит из апулеевской версии мифа об "Амуре и Психее".

Опера "Земира и Азор", в основу либретто которой легла сказка "Красавица и чудовище", пользовалась колоссальным успехом.
Особенно среди масонов, революционеров и прогрессивных монархов века Просвещения.

4. В июне 1777 года в Санкт-Петербург под именем графа Готландского прибыл король Швеции Густав III.
Густав и императрица Екатерина Алексеевна приходились друг другу кузенами.

5. 24 июня 1777 года король, императрица и наследник русского престола - цесаревич Павел Петрович приезжают поздравить с именинами директора Смольного Института Благородных Девиц, тайного советника и кавалера Бецкого Ивана Ивановича

6. Почему 3 венценосные особы приезжают поздравлять какого-то личного секретаря царицы?
Да приезжают-то торжественно, вручают ценные подарки и тому подобное?
Потому что Иван Иванович Бецкой:
- незаконный сын фельдмаршала Трубецкого и шведской баронессы Вреде;
- папа Бецкого был в плену, в Стокгольме;
- там Бецкой и родился и прожил детские годы;
- потом была служба в датской армии;
- потом был легкомысленный Париж и...
- близкие отношения с герцогиней Иоханне Елизавете Ангальт-Цербстской - матушкой матушки Екатерины
;
- все уверенные слухи, что Екатерина II - дочь Ивана Ивановича Бецкого, они - оттуда...

Но кроме того, что Бецкой был воспитателем девиц, он был политическим теоретиком, призывавшим создать в России "третье сословие".

Всё условно, всё призрачно:
- благородные девицы,
- "третье сословие",
- белая питерская ночь,
- опера "Земира и Азор",
- в которой партию Азора исполняла некая воспитанница Хрущова, так известная нам по портретам смолянок.

Всё почти, всё намёком:
- кто к кому приехал?
- дочь ли и внук к дедушке?
- случайно ли или нет выбрана опера по этой сказке?
- в которой ВПЕРВЫЕ в качестве героев появляются не аристократы с пейзанами, а горожане - это самое "третье сословие"?

Всё зыбко и почти что сказочно само по себе...

7. Земиры
Любимую собачку свою матушка Екатерина Алексеевна назвала Земирою.
А батюшка Густав III назвал "Земирою" свой любимый линейный фрегат шведского крон-флота.
Собачка нам известна по "Капитанской дочке" Пушкина.
А фрегатец участвовал в нам неизвестном погроме русского флота в морском сражении при Свенсксунде, в 1790 году.

8. Вот сидят Екатерина, Густав, Павел, Бецкой в ложе и смотрят оперу про розу, которая вот-вот упадёт на лапу Азора.
Но каждый видит своё:
- Бецкой - своих кукольных воспитанниц и игрушечное "третье сословие";
- Густав - символ шведского масонства, породнившегося с масонством шотландским через Флоренцию (город цветов),
- в котором доживал век претендент на шотландский престол "красавчик принц" Чарли Стюарт - глава европейского масонства;
- Павел видит судьбу принца, отец которого был убит врагами, а мать постоянно воююет, позволяя злой силе превратить принца в чудовище;
- Екатерина, переживавшая начало развода с Орловым и предчувствующая Потёмкина ("чюдо, любое мне, одноглазое") видит совсем своё.
- И все ждут, когда же роза упадёт на лапу Азора.

А тем временем:
- cобачка Земира уже новорожденно скулит,
- уже рубят лес для королевского фрегата "Земира",
- уже родились почти все будущие убийцы императора Павла,
- в Стокгольме уже отделывают здание шведской оперы, в которой король Густав III получит в спину смертельную горсть ржавых гвоздей из пистолета.

Но пока - вокруг тихая санкт-петербургская белая ночь.
И внезапный дикий плач хохотушки Хрущовой, неожиданно зарыдавшей в конце весёлого представления.

9. Иван Иванович Бецкой в старости ослепнет и к его рукам привяжут тонкие верёвки,
за которые Ивана Ивановича будет дёргать специальный лакей, подавая сигналы, что надо кланяться, садиться, ложиться, вставать.
Так директор собственного кукольного театра благородных девиц мужественной марионеткой проживёт свои последние годы.

10. А роза упала на лапу Азора.
_____________________________________________________________________
В тексте специально допущена военно-историческая ошибка. Строго говоря, 2 военно-исторические ошибки.
Originally posted by gilliland at post
Tags: воспитание, дева, екатерина, история, литерадуроведение, павел, россия, театр, царь
Subscribe

Posts from This Journal “екатерина” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment