Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Category:

Идрис Шах, "О святости"


СВЯТОСТЬ в СУФИЗМЕ

В: Не могли бы вы сказать что-нибудь о святости и суфийских учителях?
О: Люди, которые чрезмерно озабочены отысканием, следованием, опровержением или общением с суфийскими учителями менее других способны распознать и найти их.

Причина в том, что они обычно ищут людей ярких или "юродивых" - таких, которые не могут удержаться от того, чтобы не возвещать 24 часа в сутки: "Я - духовный человек!".
Те же святые, которые ведут обычную жизнь или не имеют ярких внешних атрибутов, невидимы для озабоченных.

Но верно и обратное, те, кто:
- выделяются назойливостью,
- шокируют своим поведением, одеянием или антуражем,
- вопят о том, что к ним следует относиться с почтением, как к авторитетам,

на деле обычно являются людьми поверхностными.

Во всех ветвях эзотерической деятельности, включая суфизм, "поверхностная святость" это как правило камуфляж, проявляющийся в одной из 3-х форм:
1. наружная имитация святости шарлатанами;
2. наружная кротость, внушённая психологическим внушением или авторитарным принуждением;
3. наружность, принятая святым в качестве временной или поверхностной меры,
чтобы подать сигнал тем, кто может воспринять лишь такой её аспект.

Задача учителя и ученика состоит в том, чтобы выйти за пределы внешности так быстро и так полно, как это только возможно.

СЛУЖЕНЬЕ ЛЮДЯМ

На эту тему Саади Ширази написал в своём "Бустане / "Фруктовом саду":
Путь — ни что иное, как служенье людям,
Это не четки, не молитвенный коврик
И не дервишеское одеяние.

КТО ТАКОЙ СВЯТОЙ И ЧТО ОН ДЕЛАЕТ?

Суть святости, которую поверхностные люди слишком часто отождествляют с поверхностными действиями и внешностью, заключается, как напоминает Саади, в служеньи людям.
Адептов, претендующих на святость, следует воспринимать всерьез, только если они заняты также служеньем людям.

Согласно суфийскому знанию, святость, "бытие святым", как верно замечает доктор А.Е. Аффифи:
"не тождественна праведности и благочестию, хотя такие качества и могут быть случайно найдены у святого…
Любой человек является святым…, если:
- он обладает такой степенью "гносиса / высшего знания", которая позволяет ему осознавать:
--- его точное отношение к Богу (Реальности), одним из проявлений которой он является, и
--- его неотъемлемую общность с этой Единой Реальностью.
Другими словами, человек — святой, если он является тем, кого Ибн ал-Араби называет 'Совершенным Человеком' "

ЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ

Святость — не в демонстрации чудес, не в показном аскетизме; критерий святости — знание.

Люди спрашивают: «Как можно сравнивать знание с праведным поведением и истинной верой?»
Суфийский ответ таков: без истинного знания нет уверенности, что и поведение - праведное, и вера - истинная.

Настоящая религия и настоящее праведное поведение должны усваиваться так:
- через познание того, что есть вера, и того, что следует и чего не следует делать, и почему;
- а не через принятие местных традиционных культурных норм, без проверки их знанием и опытом.

Суфии постоянно утверждали, что знание святости согласуется:
- с истинной праведностью и
- с общепринятым нормальным поведением,
- но не с их экзальтированными имитациями, существующими в пылком воображении само-обманутых «хороших» людей.

Нарочитая святость, под которой подразумеваются:
- экзальтированная внешность,
- демонстрация мнимых чудес, и т.п., а также
- психологическое воздействие, оказываемое кем-то на других людей,
заключающих на этом основании, что такой человек является святым,

целиком субъективна и вообще не может быть названа святостью в суфийском смысле.

ПРЕДПОЧТЕНИЕ, ОКАЗАННОЕ СОБАКЕ

Аттар в "Книге Скорби" рассказал, как однажды, Баязид Бистами, прогуливаясь по улицам с несколькими своими последователями, продемонстрировал недостатки таких поверхностных суждений.

Навстречу им шла собака и Баязид уступил ей дорогу.
Один из учеников, подумав, что это, должно быть, неправильно, сказал:
"Баязид — великий святой, окруженный учениками, наделенный высоким положением, а собака — это, в конце концов, всего лишь собака"
.
Баязид ответил так:
"Собака, увидев наше приближение, передала мне следующие мысли:
- она, поскольку сотворена собакой, должно быть, грешна,
- я же, по её мнению - великий человек и, возможно, святой, поскольку смог появиться на свет в такой великолепной и почитаемой форме.
Именно из-за этих верных идей собаки я и отдал ей предпочтение"
.
_____________________________________________________________
http://royallib.com/read/shah_idris/uchitsya_kak_uchitsya_psihologiya_i_duhovnost_na_sufiyskom_puti.html#163840
Tags: идрис-шах, святость, суфизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments