Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

Павел Милюков, "Эпизод из истории исторической науки в СССР"


16 мая 1934 г. Совнарком и ЦК партии "констатировали, что преподавание истории в школах СССР поставлено неудовлетворительно
:
- Учебники и само преподавание носят отвлеченный схематический характер
- Вместо преподавания гражданской (подчеркнуто) истории в живой занимательной форме
- с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности
- с характеристикой исторических деятелей
- учащимся преподносят абстрактные определения общественно-экономических формаций
- подменяя таким образом связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами".

Этими отрицательными указаниями восстановлялся традиционный тип учебника
:
- "доступное наглядное и конкретное" изложение фактов в хронологической последовательности,
- "с обязательным закреплением в памяти учащихся важных исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат"

К июню 1935 г. постановлено было приготовить новые учебники
:
- для истории СССР назначена комиссия в составе профессоров Грекова, Панкратовой и Пионтковского под руководством проф. Ванага.
- На первую очередь было поставлено составление элементарных учебников для начальной и неполной средней школы
- Конспекты были представлены названной группой...

Но были жестоко раскритикованы в "Замечаниях", подписанных 8 августа того же года Сталиным, Кировым и Ждановым
:
- оказалось, что в комиссию "попали" все те же "ученики Покровского", которые "не поняли задания" и
- вместо "конспекта учебника" они представили "журнальную статью, где можно болтать обо всем"
- вместо "истории народов СССР" они предложили составить "русскую историю",
- забыв о лозунгах "царизм - тюрьма народов" и "царизм - международный жандарм".
- вместо "марксистских научно-обоснованных определений"
- скопированы "затасканные и совершенно ненаучные определения всякого рода буржуазных историков", вроде:
--- "Пугачевщина",
--- "первые шаги царизма в борьбе с революцией" и т.д.
- Не учтена зависимость "полуколониальной" России от европейского капитала и кризис европейской демократии и парламентаризма,
- чем ослаблена роль октябрьской революции и "не мотивирована роль советов как носителей пролетарской демократии".
- "Вообще, конспект не совсем грамотен с точки зрения марксизма"...
- Тон этой критики усилился, когда группа проф. Ванага представила самый текст учебника
- а конкурирующие группы - Минца и Лозинского - представили учебник для начальной школы
- "Авторы продолжают настаивать на неоднократно вскрытых партией установках, имеющих в своей основе известные ошибки Покровского".

Ввиду такой оценки Совнарком и ЦК переходят в наступление
:
- "подчеркивают, что эти вредные тенденции и попытки ликвидации истории, как науки,
- связаны в первую очередь с распространением среди некоторых наших историков ошибочных исторических взглядов"
- "Для дела нашего государства, нашей партии и для обучения подрастающего поколения" эти "вредные взгляды" должны быть преодолены"
- Так "ошибки" уже становились своего рода "государственным преступлением"

___________________________________________________________________
Милюков Павел Николаевич, "Величие и падение Покровского"
http://az.lib.ru/m/miljukow_p_n/text_1937_velichie_i_padenie.shtml
Tags: история, кунсткамера, россия, совок, сталин, урок, ученье
Subscribe

Posts from This Journal “ученье” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment