Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

K.C. Емельянов, "Канонизация святых русской церкви, как объект социологического исследования"

Дисер, Год: 2005
Ученая cтепень: кандидат социологических наук
Место защиты диссертации: Москва
Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Специальность: Социология культуры, духовной жизни
Количество cтраниц: 154

Оглавление диссертации

Введение.
Глава 1. Классификация основных понятий исследования.
§1.1. Почитание святых и канонизация.
§1.2. Типология святых и житий святых.
§1.3. Обзор совокупности русских святых.
Глава 2. Социальное происхождение и мобильность русских святых.
§2.1. Социальное происхождение святых.
§2.2. Социальная мобильность представителей социально-демографических агиографических типов.
§2.3. Мобильность социально-демографических агиографических типов.
Глава 3. Социальная и несоциальная деятельность русских святых.
§3.1. Типология деятельности святых. ф
§3.2. Анализ деятельности представителей социально-демографических агиографических типов.
§3.3. Анализ типов деятельности.
Глава 4. Анализ практики канонизации русских святых.
§4.1. Две модели функционирования практики канонизации святых.
§4.2. Обзор совокупностей святых, канонизированных до XX в., в XX в. и на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.
§4.3. Социальные причины массовой канонизации на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.

Введение диссертации (часть автореферата)

Актуальность темы исследования

В современной России происходит общее для постсоветского пространства явление: возрождение религиозной жизни, участие религиозных организаций в общественных мероприятиях. Сегодня десятки тысяч церквей по всей России возвращаются верующим. Делаются попытки как со стороны церковных структур, так и со стороны представителей светской власти по-новому определить свои взаимоотношения, роли.
Несмотря на происходящее в нашей стране видимое возрождение духовных ценностей, общество не всегда адекватно реагирует на происходящие изменения. За время Советской власти несколько поколений были лишены религиозного воспитания и образования; была прервана традиция православной социализации общества. На этом фоне неудивительны возникающие перекосы в религиозном сознании общества1. Одна из задач социологии религии состоит в том, чтобы разобраться в структуре современного религиозного сознания, проанализировать причины и истоки его деформации, раскрыть структуру этого феномена и, выявив иерархию религиозных ценностей, показать в ней место святых как носителей определенного культурного идеала.
На протяжении многих столетий функцию культурных героев в целом, в том числе религиозных, выполняли святые. Своими подвигами, жизнью, поучениями они представляли для общества определенные нравственные идеалы, к которым должны стремиться верующие. Своими действиями святые давали порой недосягаемые примеры поведения для окружавших их людей. Святые, или их аналогии, есть во всех монотеистических религиях, и для верующих они являются важной нравственной составляющей социализации.
С самого начала возникновения канонизационной практики церковь, на примере житий святых, представляла верующим определенный образец христианского поведения. Однако современное общество далеко не всегда усваивает те идеалы, которые проповедуются в житиях святых. Чрезвычайно важный вопрос - почему канонизированные церковью святые не пользуются таким почитанием, как «народные» святые, которых общество почитает, а церковь по каким-то причинам откладывает их канонизацию- пока остается за рамками научных исследований. Тем не менее представляется актуальным выяснить социальные причины «народных» верований, которые идут вразрез с официальной церковной идеологией.

Предлагаемое исследование находится на стыке 2-х дисциплин
:
- социологии и
- агиографии.
Агиография- научная дисциплина, «занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости»2.
В отличие от агиографии, для социологии святые - это, с одной стороны, социальная группа - князей, монахов, епископов, мирян и т. д., каждый из которых жил в конкретную историческую эпоху в конкретной стране и совершал реальные акты социального действия. С другой стороны, святые- это социокультурная группа, которая сформировывалась под влиянием социально-политических процессов в обществе вследствие актов канонизации. Канонизация святых — это продолжающаяся длительное историческое время церковная практика, которая выполняет функцию легитимизации почитания святых.
С социологической точки зрения важным представляется то, что канонизация вносит в сообщество верующих определенную стратификацию, т. к. святые- то меньшинство избранных, которое заслужило самый высокий титул благодаря особому образу жизни, ценностным ориентациям и формам социокультурного поведения.
Для социологического исследования было бы, разумеется, актуально путем опроса выяснить отношение к культу святых в обществе: какие святые почитаются, а какие нет, жития каких святых читаются верующими, какую роль в жизни верующих среди прочих церковных практик занимает почитание святых - участие в крестных ходах, паломнические поездки, заказ молебнов святым и т. д. Однако чтобы начинать подобные исследования, необходимо составить представление о том, что представляет канонизация святых как церковная практика, каковы её функции и как она связана с почитанием святых. Изучению указанных теоретических проблем и посвящена настоящая работа.

Степень научной разработанности проблемы

В основном почитание и канонизация святых были предметами изучения агиографов, историков и филологов; гораздо меньше внимания уделялось этой теме в социологии.
Исследования житийной литературы в нашей стране берут своё начало в середине XIX в. Критическое осмысление житийной литературы начинается не как борьба «науки с религией», не как новое течение в истории религии, а как попытка историков обнаружить новые «нетрадиционные» источники3.
К числу первых исследователей житий можно отнести академика А. А. Куника, историка П. М. Строева, филолога Ф. И. Буслаева4. Среди церковных писателей можно отметить работы А. Н. Муравьева «Жития святых Российской Церкви» (1855-1858) и архиепископа Филарета Черниговского (Гумилевского) «Русские святые, чтимые всею Церковью или местно» (1861-1865). Обе работы представляли собой справочные издания, целью которых была нравоучительная миссия. Критика житийной литературы в этих трудах практически отсутствует.
В 1871 г. выходит труд В.О.Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник»5.
Исследуя жития XII-XVII вв., В. О. Ключевский показал развитие русской агиографии и продемонстрировал методы научной критики житийных текстов, которые позволили установить верное соотношение между действительными событиями и позднейшими «наносными» преданиями.
Труд Ключевского дал своеобразный толчок дальнейшим исследованиям агиографии: Н. П. Барсуков начинает составлять насколько возможно исчерпывающий справочник источников русской агиографии, который выходит в свет в 1882 г. и включает около 700 имен подвижников6 (для сравнения, у Ключевского их 166), а в 1891 г. выходит аналогичный труд архимандрита Леонида7.
В 80-90-х гг. XIX в. предпринимались попытки определить нравственное содержание русских житий как руководства для пастырской проповеди8 и как истоки социально-этических идеалов монашеской аскезы9. Кроме того, проводились исторические исследования житий, возникших в конкретных местностях10.
К началу XX в. в распоряжении науки находился довольно представительный корпус житийных текстов. Издания монастырских актов, летописей, справочников о монастырях11 и критических работ по проблемам канонизации12 создали новую историографическую ситуацию, которая способствовала дальнейшему изучению агиографических источников. Работы Е. Е. Голубинского и В. П. Васильева весьма схожи между собой . «История канонизации святых в русской церкви» остается и по сей день фундаментальным справочником по истории канонизации. В этой работе представлены не только списки канонизированных святых, но, главное, предложена периодизация проводившихся канонизаций.
В 1902 г. в Варшаве выходит историко-литературный труд A. П. Кадлубовского «Очерки по истории древне-русской литературы житий святых», содержащий подробный разбор некоторых житий русских святых. Основная часть (последняя, пятая) посвящена русским житиям XV-XVIbb. и современным им направлениям русской религиозной мысли14.
Чуть позже появляются работы В. Яблонского (1908), X. М. Лопарева (1911), В. Мансикки (1913), Н. И. Серебрянского (1915),
B. П. Адриановой-Перетц (1917) и др., написанные в историко-филологическом ключе, в которых используется текстологический анализ и привлечение разнообразных источников для критики житийных материалов15.
После революции 1917 г. наступает «затишье» в изучении житийной литературы; если не считать работы А. А. Савича16, вышедшей в 1929 г., первые исследования появляются в 1958 г. и в 1966 г.- это работы В. И. Корецкого и И. У. Будовница, в которых авторы обращаются к житиям с целью поиска в них классовой борьбы крестьян с монастырями, а шире- с целью воссоздания по текстам житий картины монастырской колонизации17.
Исследования житийной литературы продолжаются в эмигрантской среде ученых, на западе. Среди наиболее значимых можно отметить работы Г.П.Федотова «Святой Филипп Митрополит Московский»(1928), «Святые Древней Руси» (1931), «Трагедия древнерусской святости» (1931) 18, где автор делает попытку выявления социально-культурных идеалов, утверждающихся в житиях древнерусских святых.
С конца 50-х гг. исследования житий, благодаря таким ученым как Л. А. Дмитриев, М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев, В. А. Грихин, возобновляются19.
Изучению стилистических особенностей житий посвящены работы Л. А. Дмитриева20. Жанровые особенности житий исследуются Л. А. Ольшевской, Н. Н. Башатовой, А. О. Амелькиным, Д. С. Лихачевым, Е. В. Крушельницкой21. В двух последних исследованиях авторы сопоставляют жанры жития и автобиографии.
Работа А. С. Хорошева «Политическая история русской канонизации XI-XVI вв.) представляет собой первый в советской историографии опыт исследования канонизации святых. В работе доказывается, что канонизация святых в Русской церкви XI-XVIbb. обуславливалась исключительно политическими интересами церкви и господствующего класса феодалов.
Среди последних работ по истории канонизаций святых можно отметить статьи И. В. Семенинко-Басина, А. И. Шмаиной-Великановой, Г. М. Прохорова.
Краткий обзор исследований агиографических источников показывает, что жития святых и канонизация рассматриваются в историческом, филологическом, культурологическом контекстах. Социологические методы для исследования данной темы не использовались.
Тем не менее, социология не обходит стороной проблемы религиозной жизни общества. Напротив, теоретическая социология, начиная с классиков, выделяла одним из важных направлений изучение места и функций религии в целостной системе общества. Социологический подход к религии сформировался в огромной степени под влиянием идей трех классиков социологии: К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера. Однако в их работах религия изучается как социальное явление в целом, но мало внимания уделено отдельным, частным сторонам религиозной жизни. Ими исследовались религиозные типы обществ, типы поведения, отношение той или иной религии в целом к различным сферам общественной жизни. Частные особенности религий их интересовали гораздо меньше. Исследования по социологии религии носили актуальный характер и проводились в том ракурсе, который был важен для общества Западной Европы того времени24.
Исследования по социологии религии проводились и более поздними авторами. Из зарубежных исследователей можно отметить Г. Зиммеля, А. Гарнака, Б. Малиновского, Л. Леви-Брюля, Дж. М. Йингера, Ч. Глока, Р. Белла, М. Мосса, П. Бергера, Н. Лукмана, П. Брауна25. Среди отечественных дореволюционных исследователей можно выделить С. Л. Франка, С. Н. Булгакова и, конечно же, П. А. Сорокина26.
Среди современных отечественных исследований можно отметить работу Ю. А. Левады «Социальная природа религии»27, где автором предпринята попытка определить функции института религии. В работе представлен критический анализ положений и методов зарубежной социологии религии.
В работах таких современных исследователей как Д. М. Угринович, В. И. Гараджа, А. Н. Красников, И. Н. Яблоков, Л. А. Мажуль, Н. Митрохин28 также находят свое отражение проблемы социологии религии.

Несмотря на то, что во всех перечисленных работах практически не уделяется внимания такому феномену как канонизация святых, принципиальные схемы и подходы, используемые социологами для раскрытия религиозно-общественных проблем, нашли своё отражение в настоящем исследовании.

Объектом исследования является практика канонизации святых Русской православной церкви

Предметом исследования являются особенности функционирования канонизационной практики Русской церкви в разные исторические периоды, а также социальные аспекты канонизаций святых, приводимые ниже.

Существуют определенные критерии святости, которые используются церковью при канонизации подвижников. Тем не менее, существовали и критерии социального характера (социальные статусы и мобильность святых), которые также могли оказывать влияние на канонизацию.
Жития святых, составленные после акта канонизации, предлагают нам образцы высоконравственного поведения, морали, на которые должны ориентироваться верующие. Деятельность святых, представленная в житиях, также могла быть одним из аспектов канонизаций святых.

Цели и задачи исследования

Целью диссертации является социологическое изучение канонизации русских святых как церковной практики и выявление социальных аспектов, влияющих на канонизацию святых.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи
:
1. Используя существующие агиографические типологии, разработать социологическую классификацию русских святых.
2. Исследовать социальное происхождение святых и их социальную мобильность.
3. На основе текстов житий определить виды деятельности, характерные для каждого типа святых, а также ценностно-нормативные идеалы, которые утверждаются в действиях святых.
4. Используя концепции структурного функционализма и неоинституционализма, определить принципы функционирования канонизационной практики, характерные для разных исторических периодов.
5. Выявить социальные причины, вызвавшие недавнюю канонизацию более тысячи святых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.

Теоретико-методологические основы исследования

Теоретико-методологической основой данной диссертационной работы являются основные положения общей социологии и социологии религии, изложенные в концепциях классиков социологии: Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, П. Бурдье.
При помощи метода анализа документов были обработаны жития 379-ти святых, живших с X по ХУШвв. Используя типологию социального действия, предложенную М. Вебером, автор разработал особую классификацию типов подвижнической деятельности святых. Для проведения анализа социально-классовых характеристик и статусно-должностных полномочий русских святых использовалась теория социальной мобильности П. А. Сорокина. С помощью моделей структурного функционализма (Т. Парсонс) и неоинституционализма (П. Бурдье) канонизация святых была рассмотрена как церковная практика в рамках института церкви, выявлены основные принципы функционирования этой практики.

Эмпирическую базу исследования составляют
:
1. Письменные источники, а именно- жития святых. Для нашего исследования был взят сборник житий русских святых, составленный архиепископом Филаретом Черниговским (Гумилевским)29, включающий жития 379-ти святых.
2. База данных по российским новомученикам, составленная сотрудниками Православного Свято-Тихоновского Богословского института30, включающая 1012 святых, канонизированных на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г.

Положения диссертации, выносимые на защиту

В соответствии с целью и задачами диссертации на защиту выносятся следующие концептуальные положения:
1. В агиографии святые классифицируются в соответствии с определенным статусным положением, благодаря которому подвижник стал святым. Для социологического исследования была составлена особая типология, которая учитывает не только характер подвига святого, но и те социальные параметры, которые помогли ему реализовать свой религиозный подвиг: тендер и политический статус. Эти социальные параметры могли оказывать влияние на процесс канонизации.
2. Почитание тех или иных типов святых зависит от социальных условий. В разные исторические периоды почитались (и канонизировались) определенные типы святых.
3. Активность деятельности святых зависит от статусных характеристик святых. В житиях русских святых преобладает «аскетический тип деятельности».
4. Функционирование канонизационной практики до конца XIX в. может быть интерпретировано в рамках структурного функционализма, а в XX в. - с позиций неоинституционализма. В период с X в. по XIX в. почитание святых как религиозное явление возникало в обществе, а церковная власть лишь легитимизировала это почитание. Для XX в. характерна обратная ситуация: церковь (как организация) сама предлагает обществу святых для почитания.
5. Для современной практики канонизации святых характерно состояние аномии, которое выражается в том, что значительной частью православных верующих новопрославленные святые не принимаются, а выдвигаются свои, «народные» святые, которых церковь канонизировать отказывается.

Новизна исследования

Новизна настоящего исследования заключается в следующем:
1. На основе типологии святых, принятой в агиографии, была составлена типология, применимая к социологическому осмыслению практики почитания святых, выявлены социальные характеристики, которые могли оказывать влияние на возможность канонизации.
2. Жития святых проанализированы под углом зрения социального статуса святых и символических смыслов их деяний. Предложена классификация социальной деятельности святых, выявлены типы действий, характерные для тех или иных типов святых.
3. Впервые был предпринят социологический анализ канонизационной практики и состава святых в Русской Православной Церкви (РПЦ), выявлены основные принципы функционирования канонизационной практики и основные этапы её трансформации.

Практическая значимость

Анализ канонизационной практики - первый шаг в направлении исследования социальных причин прославления святых и изучения современной символизации православных ценностей (акт канонизации «новых» святых) сравнительно с традиционной. В практическом приложении- это приращение знаний в рамках отечественной социологии религии, что может быть использовано в соответствующих лекционных курсах.

Апробация работы

Основное содержание и основные выводы работы были доложены на Международной научно-богословской конференции «Вера-диалог-общение: проблемы диалога Церкви и общества» (Москва, 29 сентября - 1 октября 2004 г.) и обсуждены на совместном заседании сектора «Теория и история социологии», Центра исследований социальных трансформаций и группы «Социология культуры» Института социологии РАН 17 ноября 2004 г.

Структура диссертации

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения.
Во «Введении» обосновывается актуальность настоящего исследования, ставятся цель и задачи, определяются предмет и объект исследования, защищаемые положения, а так же практическая значимость диссертации.
В первой главе «Классификация основных понятий исследования» представлено своеобразие социологического подхода к практике почитания святых, при этом значительное внимание уделено специфической терминологии, употребляемой, в основном, в агиографических исследованиях. В первом параграфе «Почитание святых и канонизация» рассматриваются такие понятия как почитание святых», «канонизация», а так же представлена социологическая интерпретация почитания святых, которое рассматривается как религиозная практика в рамках института церкви. Во втором параграфе «Типология святых и житий святых» подробным образом рассматривается типология житий святых на основе которой определяются жития, которые предполагается исследовать. Также здесь рассматривается типология святых, принятая в агиографических исследованиях. На её основе составлена особая типология, применимая к исследованию социальных характеристик святых. В третьем параграфе «Обзор совокупности русских святых» представлен состав русских святых в соответствии с выделенными в исследовании одиннадцатью социально-демографическими агиографическими типами.
Вторая глава «Социальное происхождение и мобильность русских святых» включает в себя три параграфа. В первом параграфе «Социальное происхождение святых» на основе сборника житий святых арх. Филарета (Гумилевского) анализируется социальное происхождение представителей различных социально-демографических агиографических типов. Во втором параграфе «Социальная мобильность представителей социально-демографических агиографических типов» рассматриваются карьерные росты и падения русских святых. В третьем параграфе «Мобильность социально-демографических агиографических типов» анализируется перемещение того или иного типа святых в религиозном сознании общества в различные исторические периоды.
Третья глава «Социальная и несоциальная деятельность русских святых» включает три параграфа. Первый параграф «Типология деятельности святых» посвящён рассмотрению понятия социального действия у М. Вебера, и на основе веберовской типологии разрабатывается своя типология, применимая к анализу деятельности русских святых. Во втором параграфе «Анализ деятельности представителей социально-демографических агиографических типов» на основе текстов «Житий» арх. Филарета (Гумилевского) подробным образом рассматривается каждый социально-демографический агиографический тип и характерная для его представителей деятельность. В третьем параграфе «Анализ типов деятельности» представлен анализ каждого типа деятельности. При этом делаются выводы о том, какой тип деятельности наиболее характерен для русских святых.
Четвёртая глава «Анализ практики канонизации русских святых» состоит из трёх параграфов. В первом параграфе «Две модели функционирования практики канонизации святых» на основе концепций классического институционализма (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) и неоинституционализма (П. Бурдье) анализируется практика канонизации святых. Во втором параграфе «Обзор совокупностей святых, канонизированных до XX в., в XX в. и на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.» рассматриваются три совокупности святых, канонизированных в разные периоды. При этом основное внимание уделено сравнению совокупностей святых, канонизированных до XX в. и на Соборе 2000 г. Анализируется не только количественный, но и качественный состав святых, прославленных на упомянутом Соборе. В третьем параграфе «Социальные причины массовой канонизации на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.» анализируются возможные причины канонизации на Соборе более тысячи новых святых - «российских новомучеников».
В «Заключении» представлены основные выводы диссертационного исследования.
В Библиографии представлен список работ, на которые автор опирался при проведении исследования.
В Приложении дан список сокращений, встречающихся в диссертационном исследовании.
_________________________________________________
http://www.dissercat.com/content/kanonizatsiya-svyatykh-russkoi-tserkvi-kak-obekt-sotsiologicheskogo-issledovaniya
Tags: православие, россия, святость
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments