Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Category:

А.Н. Алякринский, "Новое Донское кладбище в Москве"


Введение: что это такое и где оно находится
:
- Новое Донское кладбище (НДК) находится на Донской площади в Москве
- возникло оно в начале ХХ века, за южной стеной Донского монастыря
- одновременно с "новой" (ныне старой) частью Новодевичьего кладбища
- по сходной причине - переполнению монастырского кладбища
- за прошедший век кладбище превратилось в ценнейший мемориальный памятник
- отражающий всю российскую историю ХХ века, в том числе и ее самые трагические страницы
- связанные с террором и репрессиями, осуществлявшимися тоталитарным режимом



Почему НДК малоизвестно?
:
- исторический мемориал оказался вне внимания исследователей и краеведов
- о нем не упоминает ни один путеводитель по Москве
- если иногда и попадаются крайне скудные упоминания, то только о кладбище
- а не о главном здании крематория, которого в списке московских памятников истории и культуры как бы «не существует»
- что не удивительно: долгие десятилетия доступ туда был весьма затруднен
- поскольку в зале крематория непрерывно происходили траурные церемонии
- да и сейчас доступ туда по большей части закрыт
- в результате, мемориальные захоронения оказались «забытым» памятником истории России
- несмотря на то, что на его надгробиях можно встретить немало известных и поныне имен
- а также знаменитых некогда людей, чьи имена, ныне, как говорится, "не на слуху"



НДК до и во время революции: 1904 - 1919
:
- НДК расположено в Замоскворечье, вблизи Калужской заставы
- ограничено оно Донской площадью, южной стеной Донского монастыря, улицей Шаболовка и улицей Орджоникидзе
- к концу XIX в. старинные кладбища московских монастырей – Новодевичьего, Донского и Новоспасского - оказались переполненными
- для дальнейших захоронений этим монастырям были выделены новые территории с внешней стороны монастырских стен
- НДК сразу стало местом последнего упокоения многих знаменитостей, оставивших след в новейшей истории России
- еще до революции там были погребены:
--- художник В.А. Серов, впоследствии перезахороненный на Новодевичьем кладбище
--- крупный ученый-юрист и общественный деятель, профессор Московского Университета, один из основателей Конституционно-демократической партии, председатель Первой Госдумы С.А. Муромцев.
- а сразу после революции:
--- Мария Александровна Гартунг (1832 - 1919, дочь А.С. Пушкина, прототип Анны Карениной)



- в 1904 г. на НДК закладывается 5-главый храм святых Серафима Саровского и Анны Кашинской по проекту архитектора З.И. Иванова, освященный в 1914 году
- новопостроенный храм коё в чем не соответствовал православным канонам:
--- в подвальной его части предусматривались многоэтажные склепы
- тем самым, он предвосхитил крутое изменение своей дальнейшей судьбы в первое послеоктябрьское десятилетие



Ритуал кремации

- стремление «развязаться с проклятым прошлым», характерное для 20-х годов, отразилось и в ритуальной сфере
- победители, мечтавшие построить «новый мир», хотели не только жить, но и умирать «по-новому»
- и в поисках нового революционного ритуала обратились к кремации
- создателям великой индустриальной державы импонировал «индустриальный» характер «огненного погребения»
- которого в дореволюционной России не было, а точнее говоря, оно просто не успело появиться
- Лев Троцкий предложил узаконить в нашей стране кремацию в качестве одного из символов разрыва со старой Россией
- остальным большевистским вождям, да и комиссарам средней руки идея эта понравилась
- обычай кремации, известный с глубокой древности, не несет в себе ничего «красного» и «революционного», скорее наоборот
- его распространению в Европе и Америке способствовали исключительно коммерческие и гигиенические соображения
- в первую очередь - дефицит земельных ресурсов и связанное с ним стремительное повышение платы за землю
- экономические расчеты пересилили даже сопротивление церкви
- правда, новый ритуальный обычай сам по себе не мешал совершению необходимых погребальных служб
- первый современный крематорий построили в 1876 году в католической Италии - в Милане
- инициативу подхватила Германия с ее вечной нехваткой «жизненного пространства», и «процесс пошел»
- Ритуал кремации завоевал популярность даже в Англии, несмотря на исключительную консервативность англичан
- сожжение умерших, с помещением праха в урны - древний языческий обычай наших предков-славян
- поэтому надо полагать, что кремация в России появилась бы со временем независимо от победы революции
- тем не менее, первый крематорий в Москве решили построить именно большевики по предложению Иудушки Троцкого



Первый директор - экс-деникинский полковник, чекист Пётр Нестеренко

- дворянин, в Гражданскую войну воевал за белых, эмигрировал, жил в Париже,
- там стал специалистом по мрачному, но на тот момент новому и технологически прогрессивному делу – кремации
- В 20-е годы его завербовало ОГПУ, поработав на которое Нестеренко вернулся на родину
- стал начальником Донского крематория, кремировал как жертв расстрелов ЧК, так и чекистов
- которые потом попали под вал репрессий; в том числе - личных друзей
- летом 1941 г., сразу после начала войны, пришли и за ним; приговорили к смерти и расстреляли

Совковый долгострой: 1919 - 1927

- aрхитектурный конкурс был объявлен в самом разгаре Гражданской Войны - в 1919 году
- победил талантливый русский архитектор-конструктивист Дмитрий Петрович Осипов (1887 - 1934)
- прославившийся до этого воздвигнутым на Советской (Скобелевской) площади обелиском Свободы со скульптурой работы Н.А. Андреева
- поскольку средств на строительство не было, то прагматичный Осипов предложил "в духе времени"
- перестроить под крематорий хотя и существующий, но закрытый властями храм святых Серафима Саровского и Анны Кашинской
- подходивший по строительным объемам для размещения необходимого кремационного оборудования
- под руководством архитектора Н.Я. Тамонькина (сотрудника А.В. Щусева)
- в церкви произвели "перестройку" в «революционном» стиле конструктивизма, и
- не прошло и 10 лет с предложения Троцкого, как 6 октября 1927 года крематорий задымил



Красный Погост: 1927 - 1997

- первым было предано кремации тело некоего Федора Константиновича Соловьёва
- захоронение в главном зале сохранилось и отмечено надписью «первая кремация в СССР»
- «красный погост» вступил в строй и функционировал, как сама Соввласть, 70 лет, вплоть до 1997 года
- правда, в последние годы печи уже не функционировали, сохранялась только церемония-имитация (тоже характерная черта изьма)
- а гробы ночью везли на настоящую кремацию в Николо-Архангельское или Митино.



Православное возрождение: 1997 - 2015

- на рубеже тысячелетий Правительство Москвы возвращает здание Донского крематория РПЦ
- храм Серафима Саровского и Анны Кашинской восстановлен и освящён
- Разумеется, возвращение храмов верующим – дело нужное, благородное и справедливое, но...



Храм-гибрид: стоило ли терять архитектурный памятник конструктивизьма?

- савецкая эпоха это вам не ... (пропускаю эту ламентацию, Х.Н.)
- можно осуждать осиповскую перестройку, как яркий пример насилия над чувствами верующих, широко практиковавшегося большевиками
- хотя насилием было не само открытие крематория, а снятие сакральных атрибутов с храма
- ведь Донской крематорий являлся интересным архитектурным памятником стиля конструктивизма
- а прошлого все равно не вернешь!
- далеко не всегда возможно восстановить храм, каким он был до 1917 года
- всегда ли это необходимо? Как будто до революции церкви не закрывались, не перестраивались и не сносились
- П.Г. Паламарчук в книге «Сорок сороков» рассказал более чем о 300 монастырях, храмах и часовнях Москвы, упраздненных задолго до 1917 года.
- тем не менее, здание перестроили, и в результате получился некий «гибрид»
- не похожий ни на православную церковь, ни на конструктивистскую постройку
- внешний вид которого не отвечает ни религиозным чувствам, ни художественному вкусу



Оценка морального облика коммунистических трупов

- разумеется, некрополь в здании НДК является «коммунистическим»
- и по одной этой причине вызывает у некоторых людей определенное неприятие
- Однако, там покоятся не только революционные демоны, большевистские функционеры и «почетные чекисты»
- но и деятели науки и культуры, и организаторы отечественной промышленности, и павшие защитники Родины
- Кроме того, с революционерами не все обстоит так «просто», как это кое-кому кажется
- Нельзя оценивать прошлое по тому же сталинскому «Краткому курсу», только с изменением плюсов на минусы и наоборот
- Среди революционеров начала века было много достойных, чистых людей,
- искренне поверивших в светлое социалистическое будущее, и ради этого будущего не щадивших себя
- Они и в самом деле «сгорали на работе». Это вовсе не преувеличение:
- об этом свидетельствуют даты их жизней на стенах колумбарных залов
- большая часть погребенных «членов ВКП(б)» не доживала до 40 лет
- Не без «черного юмора» центральную аллею от ворот до входа в крематорий звали «проспектом энтузиастов»
- да и с «почетными чекистами» не просто: ведь кто-то из них ловил настоящих шпионов и боролся с бандитизмом
- принявшим неслыханные масштабы после революционной смуты
- и если бы победили белые, им бы неминуемо пришлось выполнять ту же «грязную» работу.
- это не отрицает факта, что мерзавцев и шкурников среди победителей Октября было более чем достаточно
- и немало их покоится в крематории
- Но ведь это свойственно любому кладбищу – земля принимает всех без разбора
- рядом лежат слава и позор, победы и поражения, героизм и подлость, палачи и жертвы
- все это – история, которую не перепишешь заново, из которой по желанию не вырвешь страницы



Как православные обустроили прах и пепел коммунистов
:
- к сожалению, в связи с перестройкой крематория в храм, возник вопрос о ликвидации коммунистических колумбариев
- поскольку наличие колумбарных захоронений в храме не отвечает православным канонам
- При этом уникальный исторический некрополь, включая мемориал Великой Отечественной войны, обрекался на гибель
- в то время, как на нашей земле под охраной милиции полным ходом сооружаются памятники гитлеровским захватчикам
- Как же инициаторы православной реконкисты собирались обойтись с разрушаемым некрополем?
- Они заявляли: «Пусть урны рядовых покойников забирают их родственники и захоранивают их там, где считают нужным. Это – их проблемы
- а для "исторических личностей" можно построить новый колумбарий – где-нибудь на другом кладбище»
- Аргументы, прямо скажем, несерьезные:
1. далеко не у всех погребенных остались родственники – многие сгинули в ГУЛАГЕ или погибли на фронте
2. кто и как будет при переносе определять, какие захоронения - исторические, а какие – нет?
3. колумбарий НДК является памятником своей эпохи именно, как существующий комплекс
- к счастью, восстановители храма во время одумались и поняли, что тревожить прах умерших - не по христиански, не по человечески,
- что ликвидация коммунистических колумбариев - такой же вандализм, как уничтожение большевиками старинных московских монастырских некрополей
- Даниловского, Алексеевского, Новоспасского, Спасо-Андрониевского, Покровского и других
- что здесь надо, ради морали и ради истории, пойти на компромисс и допустить отход от церковного канона
- Помогли также протесты родственников погребенных, выступления общественности и, главное, угроза судебных исков
- в настоящее время, по утверждению администрации НДК, коммунячьему некрополю ничего не угрожает
- там и сейчас продолжается подзахоронение погребальных урн в родственные ячейки
- в освящённом зале установлены алтарь и иконостас, проходят церковные службы
- а захоронения в колумбарной стене отгорожены от освящённого зала ширмой, но доступ к ним открыт.



Знаменитые покойники НДК
:
- когда в 30-50 годы в крематории сжигались жертвы репрессий, прах их тайно хоронили в «общих могилах» №№1, 2 и 3
- в могиле №1 - 4259 человек
- в могиле невостребованных прахов № 3 похоронено много казнённых деятелей белого движения: Семенов, Краснов, Шкуро, Родзаевский и др.
- расположенных в северной части кладбища. Среди них были весьма известные лица:
- большевики: Косиор, Постышев, Чубарь, Пятаков, Косарев, Гавен (Дауман), участники "ленинградского дела"
- военачальники: Тухачевский, Блюхер, Егоров, Якир, Уборевич, Гордов,
- деятели культуры: Мейерхольд, Кольцов, Ванаг
- премьер-министр Венгрии граф Бетлен (кальвинист, между прочим)
- и мн. др.



Теперь «общие могилы», над которыми стоят памятники жертвам политических репрессий, известны всему миру
:
Покойники НДК, сгруппированные по прижизненным специальностям:
- Авиаторы
- Артисты и режиссеры
- Архитекторы
- Большой начальник
- Военачальники и герои
- Дипломаты
- Жертвы политических репрессий
- Историки и краеведы Москвы
- Кинематографисты
- Литераторы
- Медики
- Музыканты
- Невидные бунтари
- Поющие ртом
- Педагоги
- Разведчики
- Учёные и технари
- Художники и скульпторы
- Чекисты
- Протчие






__________________________________________________
С сайта московского краеведа-некрополиста Алексея Николаевича Алякринского: http://alya-aleksej.narod.ru

Педивикия
: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%94%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5
https://www.svoboda.org/a/28926737.html

Адрес
: 101000, Москва, ул. Орджоникидзе, д. 4; Проезд: м. "Шаболовская".
Кладбище площадью 7 га. делится на Старое и Новое.
В настоящее время входит в состав Государственного унитарного предприятия "Ритуал":
8-499-610-0000; http://mosritual.ru/mesta-zahoronenija/donskoe-kladbische

Фотки
:
- http://www.moscow-tombs.ru/raznoe/donskoe/donskoe.htm
- http://nebokakcofe.ru/archives/197
Tags: personal, архитектура, изьм, могила, москва, огонь, подмосковье, похороны, православие, ритуал, совок, храм
Subscribe

Posts from This Journal “могила” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Posts from This Journal “могила” Tag