Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

Усадьба БЫКОВО: интерьеры главного дома


Дворец в усадьбе Быково
:
- шедевр русской архитектуры и декоративно-прикладного искусства эпохи императора Николая I
- ближайший родственник знаменитого Воронцовского дворца в Алупке
- Вблизи города Жуковский, в подмосковной усадьбе Быково-Марьино
- принадлежавшей выдающимся государственным деятелям России - Измайловым и Воронцовым
- чудом уцелели интерьеры, вместе со всеми декоративными деталями из резного дерева и мрамора
- Дворец был капитально перестроен для Ивана Илларионорвича Воронцова-Дашкова - наследника М.М. Измайлова
- построившего усадебный комплекс по проектам выдающихся архитекторов В.И. Баженова и М.Ф. Казакова

Дворец в Быково мог бы стать драгоценным вместилищем сокровищ
:
- как филиал музея мирового уровня, такого, например, какL
--- музей «Царицыно»,
--- или даже Санкт-Петербургский Эрмитаж
--- (или Нью-Васюковского филиала Всемирного Шахматного Музэя им. гроссмэйстера О. Бендера. - Х.Н. :)
- Культурный статус наукограда - города Жуковского,
--- расположенного в непосредственной близости от усадьбы
--- на исторических (? WTF ? - X.H.) землях Измайловых, Воронцовых-Дашковых и Ильиных
- залог высочайшей социальной востребованности такого объекта культуры.

На данный момент разработан проект приспособления

- его автор Мария Александровна Марина,
- ведутся переговоры и идет поиск специалистов, готовых в нем принять участие,
- а также общественных организаций, волонтеров, партнеров, спонсоров
- (какое именно "приспособление" авторизовала уважаемая Марья Марина - секрет! - Х.Н. :)
- Сейчас в проекте заинтересованы и принимают в нём активное участие специалисты:
--- МАРХИ, Министерство культуры Московской области, музей архитектора В.И. Баженова в Жуковском, РГСУ,
--- Фонд Дворянской Культуры, ОИРУ и Летопись Русской Усадьбы.
--- Искусствовед Дмитрий Черниговский помог мне составить текст и сделать описание интерьеров
----- за что ему отдельно спасибо.
----- (oсобенно, за текст и глубокое знание жизьни графьёв. - Х.Н.)

Идеи проекта
:
- Оживить пространство усадьбы, сделать из нее интерактивный музей, культурно-просветительский центр
--- (русского рабовладения. - Х.Н. :)
- Благодаря сохранившимся планам комнат дворца, можно воспроизвести все функции комнат
- чтобы посетители могли прикоснуться к повседневной жизни графов
--- (правильней тут - графьёв. - Х.Н. :)
- Таким образом, получится интерактивное, практически оригинальное и функционирующее графское пространство
--- ("графское пространство" - это "конгениальный", по выражэнию гроссмейстера Бендера, термин. - Х.Н. :)
- в событиях которого принимают участие зрители
--- (их можно выпороть на графской конюшне, за доп. плату. - Х.Н. :)
- Так же планируется добавить элементы инфраструктуры в усадебное пространство и
- реконструировать усадебные здания (павильоны, двор и так далее)
--- (вплоть до конюшни и павильона утех. - Х.Н. :)
--- (идей, как видим, дохуй и все они - эпохальны. Эрмитаж дрожыт от нетерпения. - Х.Н. :)

усадьба Быково, интерьеры

Далее - полностью сохранившиеся интерьеры главного дома, а также подвал, с кладкой времен В.И. Баженова

Дата фотографий: 2015 год, 5 июня.


Заглянем внутрь и постараемся, чтобы никто нас не заметил...
--- (особенно, мыши. Х.Н.)
1-ый этаж



Первый этаж делится на 2 половины: слева - женская, справа - мужская (ниже перевод плана и комментарии).

Женская половина
:
1. Лестница - вестибюль и парадная лестница.
2. Перед входом, где пандусы: подъезд для экипажей.
3. Бильярдная называется "Салон", т.e. музыкальный салон.
- (у графьёв - многое загадочно. - Х.Н.)
4. Портик с кариатидами - перистиль.
5. Деревянная комната - кабинет графини. В нем было 2 камина, один настоящий, другой - декоративный.
6. Следующая комната сверху на плане слева - парадная спальня.
- Там даже кровать обозначена на плане.
- В спальне был либо камин, либо печь (справа),
- а слева (симметрично) была дверь, замаскированная под печь.
7. Будуар.
- Скорее всего, этот крошечный кабинетик был для размышлений, и цветы там были.
--- (в крошечных будуарах графини размышляли. А в спальнях - спали. - Х.Н.)
8. Через дверь проход в комнату, которую назвали ванной.
- Там туалет и ванная. Графиня здесь одевалась.
- (а раздевалась их светлость, наверняка, в подвале. - Х.Н.)
- На плане обозначена ванна.
- За ней мелкая комната в центре - реальный туалет (санузел), как и сейчас, собственно.
--- (выходит, в старину графья реально пользовались туалетом, как мы сейчас, собственно. - Х.Н.)
9. Возможно, была канализация и водонапорная башня (около оранжерей). Оттуда выносили воду и т.д. через лестницу слева.
- (но на самом деле "и т.д." выносили из сральни, если канализации не было. - Х.Н.)
10. Между двумя лестницами ("лестница графини" - квадратная, выходящая из ванной) - Гардероб.
- Лестница из гардероба - по ней носили что-то гладить в подвал.
--- (про загадочное "что-то" вам знать не положено, графские дела. - Х.Н.)
- По ней ходила горничная.
--- (а могла ходить и сама графиня - в подвал, раздеваться. - Х.Н.)
- Скорее всего, над ней (Лавуар) - комната для стирки.
- Непосредственно прачечная была в подвале.
--- (непосредственная прачечная отличается от посредственной стиральни перистилем. - Х.Н.)

Мужская половина
:
1. Рядом с парадной лестницей - библиотека.
- В середине - двойной камин, который разделяет две комнаты.
- Посередине нижней (библиотеки) стоит большой рабочий стол для тяжелых книг и работы.
--- (Графья работали тяжело, как рабы на галёрах. А лёхкие книги графья читали в сортирах. - Х.Н.)
2. Сверху - Бильярдная
- на ней указан бильярдный стол
- Это же комната для курения.
--- (а значит, и для питья. - Х.Н. )
3. "Кинозал" - это столовая
- выход из библиотеки и бильярдной; между дверьми был камин.
--- (графья обожали кино - самое важное из графских искусств-с. - Х.Н.)
- В середине - большой стол.
4. Башня.
5. Ниже столовой - ризалит (подъездной фасад).
6. Далее - Буфет
- с большим столом и шкафами для посуды.
- Рядом со столом слева - печь, возможно, с вытяжкой или подъемник (но это надо проверять).
7. Изогнутый коридор между столовой и буфетом - "проход" (пассаж),
- замаскированный под что-то.
--- (не "штото", а "нечто", как выразились бы реальные графья. - Х.Н.)
- Это две двери. Через одну дверь вносили, через другую выносили.
--- (графья, оне, как татары, которым всё равно - вносить или выносить. -Х.Н.)
- Над надписью Пассаж - шкаф,
--- где стояла дорогая посуда, он и маскировал двери.
----- (а ежели какой лакей врезался в маскировочный шкап и бил дорогую посуду,
----- то графьям приходилось выкушивать и на дешевой. - Х.Н.)
8. Из буфета - лестница в подвал,
- там разогревали еду и мыли посуду.
--- (а пачкали посуду везде, чаще всего - в столовой или в будуаре, графьям не запретишь. - Х.Н.)
_____________________________________________________________________________

В 1994 трестом «Мособлстройреставрация» были проведены обмеры и исследования усадебного дома архитекторами Т.С. Куракиной и М.Ю. Горячевой.

- (эти песдатые архитектора - такие киборги треста «Мособлстройреставрация». - Х.Н.)
Усадебный дом, по последним исследованиям, сохранил структуру конца XVIII века.
- (по первым исследованиям окрестных пейзан, там нисера не осталось. - Х.Н.)
- (выяснилось: структура конца - с XVIII века не менялась. - Х.Н.)
Первоначальную декорацию интерьеров сегодня связывают с работами известного декоратора Дж. Скотти,
- (а вчера привязывали ее к стенам вервием. - Х.Н.)
- приглашенного М.М. Измайловым в 1797 году.
Считается даже, что на женской половине дома от конца XVIII века сохранились фрагменты живописных плафонов.
При проведении нового натурного обследования интерьеров дома, в 2015 годy возникло предположение:
- что росписи все же одновременны фасадам Б. Симона,
- который, наверное, был автором и всех интерьеров, выполненных на рубеже 1840-1850-х.
- Но архитектор, по желанию заказчиков, стремившихся сохранить художественную преемственность,
--- повторил стилистику и, возможно, сюжеты предыдущих росписей конца XVIII века,
--- с характерными фигурками нимф и амуров.

усадьба Быково, интерьеры

Парадная летница в вестибюле.

усадьба Быково, интерьеры

Роспись в нише, от которой идут симметричные спуски в подвальные помещения.

усадьба Быково, интерьеры

Мозаика конца XIX века на полу вестибюля.

усадьба Быково, интерьеры

Потолок над парадной лестницей.

усадьба Быково, интерьеры

Еще 2 года назад на потолке висел вот такой фонарь с чугунными украшениями.
- (сегодня он висит в другом дворце - на Рублёвке. - Х.Н.)
- Фонарь можно было отнести к середине XIX века,
- (но отнесли его в совершенно другое место ХХI в. - Х.Н.)
- вероятнее всего, он был подлинный.
- Фотография Александра Ивановича Савельева.

усадьба Быково, интерьеры

Теперь эту лепнину подчеркивает лишь остаток проводки, торчащей из центра потолка.

усадьба Быково, интерьеры

Трещины и плесень в оконных проемах еще не добрались до витиеватой лепнины

Кабинет графини.

усадьба Быково, интерьеры

По левую сторону раньше находился камин

усадьба Быково, интерьеры

Старая открытка из коллекции архитектора-реставратора М.М. Ермолаева (1953-2014).
vitale2 выкладывал ее здесь: http://arch-heritage.livejournal.com/2023791.html

В целом, можно сказать, что основным мотивом декорации всей женской половины дома (слева от центрального вестибюля) являются гирлянды и букеты роз, покрывающие стены и потолки комнат и в живописной технике, и в виде резных ореховых панелей.
Эти комнаты занимают восточную часть дома, из которой была хорошо видна церковь. Здесь же в парке была расположена легендарная аллея «черных» роз.
Небольшой остекленный павильон с открытой террасой наверху, примыкающий с этой стороны к дому, вероятно, служил зимним садом, столь любимым в русских аристократических домах 1840-х годов.

При сопоставлении этой части дома с мужской половиной, к которой симметрично «женскому» зимнему саду примыкает высокая башня с часами [3], становится ясен общий замысел планировки жилой части усадьбы.
Занятия дам непосредственно обращены к саду и храму, а жизнь мужчин должна проходить в заботах о времени и науке для правильного и эффективного ведения хозяйства, для чего были предназначены флигели, расположенные поблизости от «мужской» стороны дома.

Выражение такого распределения ролей хозяев подчеркивалось в русской архитектуре и изобразительном искусстве уже в эпоху Петра I, когда, например, были созданы знаменитые парные портреты императора на фоне флота и строящегося Петербурга и императрицы на фоне загородного дворца Екатерингоф с красивым регулярным парком (художник Г. Мусикийский).

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

Подлинная люстра в центре. Некогда на ней располагались подвески из хрусталя.

усадьба Быково, интерьеры

Высота оконных проемов составляет около 3-х метров

усадьба Быково, интерьеры

На этих панелях раньше розы были в каждом прямоугольнике

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

Печная дверца (там был камин)

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

Дверь в женскую спальню

усадьба Быково, интерьеры

Деревянная резьба над дверью

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

Два года назад в этой комнате стоял салонный рояль XIX века

- (но 2 года - большой срок и рояль пошол по следам хрустальных подвесок к люстрам. - Х.Н.)

Салон или голубая гостиная

усадьба Быково, интерьеры

Большая гостиная с тремя арочными дверными проемами, ведущими под сень портика, объединяла женскую и мужскую части дома. Отсюда открывался захватывающий вид на пойму Москвы-реки и на дальние холмы с церковью села Михайловская слобода на горизонте.
В пышной декорации этой гостиной были использованы резные элементы из ореха и богатая лепнина в «византийском» стиле.
Горельефные фигурки путти во фризах сочетались с забавными парами маленьких фавнов на ореховых оконных карнизах.
Эти «фавнята» (или "путтинята" - Х.Н.) заняты музыкой: они играют на волынках и литаврах.
Очевидно, эта комната, объединявшая женскую и мужскую половины дома, была музыкальным салоном (сегодня ее называют голубой гостиной).
- (время такое - стало много голубых. - Х.Н.)
В конце XIX века здесь поместился салонный рояль немецкой фирмы «Блютнер».
- (с тех пор рояль вырос и уже не помещаеццо. - Х.Н.)
Расположенный напротив окон мраморный камин, украшенный рельефными изображениями лавровых и пальмовых ветвей, а также различных цветущих растений, являлся материальным символом домашнего очага прямо в геометрическом центре дворца.

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

На подлинной люстре висят остатки хрустальных подвесок

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

Роспись на стенах

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

Спальня

усадьба Быково, интерьеры

Вид из спальни в сторону будуара. Возможно в будуаре был устроен зимний сад
- (без сомнения, в будуарах у экономных графьёв место не терялось, там всегда были сады, огороды или свинарники. - Х.Н.)

усадьба Быково, интерьеры

Потолки в спальне

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

Будуар (зимний сад)

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

Потолки в будуаре

усадьба Быково, интерьеры

Гризайль в росписи плафона

усадьба Быково, интерьеры

Потолки в этой комнате протекают

Ванная комната графини

усадьба Быково, интерьеры

Ванная отапливалась

усадьба Быково, интерьеры

Библиотека и бильярдная

усадьба Быково, интерьеры

На «мужской» половине дома было специальное помещение для библиотеки, где до сих пор сохранились многоярусные резные шкафы в итало-византийском духе, в которые вмонтированы створки входных дверей, замаскированные под книжные полки с изображением корешков книг.
Очень вероятно, что смежная с библиотекой комната была кабинетом – своеобразной мужской гостиной, где разрешалось курить (сейчас перегородка между этими комнатами разобрана).

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

Потолки

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

Проходить в парк и праздновать свадьбы запрещено, но это никого не останавливает
- (ибо графья же все в парижах. - Х.Н.)

Столовая

усадьба Быково, интерьеры

Во времена туберкулезного диспансера столовую переделали в кинозал
- (ибо туберкулёзникам надо не жрать, а духовно развиваццо. - Х.Н.)

усадьба Быково, интерьеры

На этой стене располагался богатый камин
- (а бедный камин располагался напротив. - Х.Н.)

усадьба Быково, интерьеры

Парадная лестница на второй этаж

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

Вид со второго этажа

усадьба Быково, интерьеры

Подлинный паркет XIX века

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

Вид на вход в вестибюль со второго этажа

усадьба Быково, интерьеры

План второго этажа

1. По центру вверху - кабинет графа
2. Комната справа от кабинета графа - спальня графа и туалет
3. Дальше справа - апартаменты Лариона (мальчика), ниже которых - туалет, где его одевали. Это сын Ивана Воронцова
4. Башня предназначалась для занятий (телескоп)
5. В правом ризалите - лестница в буфет
6. Четыре комнаты для гостей, скорее всего. Они связаны с лестницами прислуги и центральной лестницей

Кабинет графа

усадьба Быково, интерьеры

Три арочных окна и выход на балкон

усадьба Быково, интерьеры

В комнате две росписи с видами на парковые затеи в усадьбе

усадьба Быково, интерьеры

Часовня на роднике

усадьба Быково, интерьеры

Эрмитаж

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

Вид с балкона. К сожалению, пейзаж портят новые коттеджи и только на горизонте видна колокольня в Михайловской слободе

Апартаменты на втором этаже

усадьба Быково, интерьеры

Голубая комната

усадьба Быково, интерьеры

Мебель времен тубдиспансера

усадьба Быково, интерьеры

Коридор

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

Зеленая комната

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

Розовая комната

усадьба Быково, интерьеры

Голубая комната

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

Из окна голубой комнаты открывался вид на быковскую церковь

Подвал

усадьба Быково, интерьеры

усадьба Быково, интерьеры

Подвалы были переоблицованы, как и весь дом

усадьба Быково, интерьеры

Под подвалами - подлинный кирпич XVIII века (В.И. Баженов)

усадьба Быково, интерьеры

Выйдя из главного дома, спустимся в к парку...

Ссылки

1. Ильина М.А., Путятин И.Е., "Быково", Большая российская энциклопедия, т. 4, М., 2006, с. 453
2. Обследование произведено Марией Мариной и Егором Федькиным, после чего удалось реконструировать общий художественный замысел внутреннего пространства
3. На башне мог удобно располагаться и телескоп для астрономических наблюдений
_________________________________________________
В следующих рассказах - подробное исследование усадебного парка и потерянных построек, а также быковской церкови.
Готовлю для вас подборку архивных документов по усадьбе: старые фотографии и паспорта.

Про Быково
:
- Картина "Воспоминания о БЫКОВО": http://deadokey.livejournal.com/90885.html
- Усадьба БЫКОВО (фото 1967 г.): http://deadokey.livejournal.com/64494.html
- Усадьба БЫКОВО (фото 2010 г.): http://deadokey.livejournal.com/6336.html
- Усадьба БЫКОВО (фото 2015 г.) - интерьеры главного дома: http://deadokey.livejournal.com/140361.html
- "Неизвестная провинция" - храмы и усадьбы Раменского р-на Моск. обл.: http://deadokey.livejournal.com/125531.html
- Фотографии П.В. Клепикова из цикла "Русская Усадьба": http://deadokey.livejournal.com/75789.html

Про Жуковский
:
- Городское путешествие с Павлом Любимцевым - Жуковский, 2009: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2602801.html
- Жуковский в 1973 г.:
--- http://video.mail.ru/mail/erearia/_myvideo/2.html
--- http://www.youtube.com/watch?v=WmpwFKbLRYg&feature=gv

Про Мытищи
:
- http://hojja-nusreddin.livejournal.com/3054815.html
Tags: personal, архитектура, дворец, музей, ностальгия, подмосковье, россия, элита
Subscribe

Posts from This Journal “подмосковье” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments