В 57 году от Р.X. Сенека достиг высших гражданских почестей:
- в этом году он стал консулом
- богатства его также значительно возросли благодаря щедрым подаркам Нерона
- состояние его в это время оценивалось крупной суммой в 300,000,000 сестерциев; около 13,25 млн. золотых рублей (1895 г. - Х.Н.)
- одних драгоценных треножников у него было несколько сот
- это огромное состояние требовало для управления значительной траты времени
- тем более, что Сенека не оставлял своего имущества мертвым капиталом
- деньги его пускались в разные обороты в провинциях, преимущественно в Британии
Основным источником богатства Сенеки были дары Нерона
- император был очень щедр на подарки, в особенности по отношению к своему воспитателю
- а при деспотизме Нерона, не принимать эти подарки было невозможно
- Тацит упоминает, что после убийства Британника, Нерон разделил имения принца между своими приближенными; в их числе, очевидно, был и Сенека.
- такого рода подарки приходилось принимать поневоле
- в трактате "О благодеяниях" Сенека прямо говорит:
--- "Не всегда можно отказываться; иногда бываешь вынужден принять подарок:
--- какой-нибудь мрачный, жестокий тиран может принять отказ за личное оскорбление"
Некто Сциллий, адвокат, привлеченный при Нероне к суду, вместо оправдания себя, обрушился с обвинениями на Сенеку:
- какой философией, какой мудростью, какими заслугами мог Сенека в течение 4-х лет милостей Нерона составить состояние в 300 миллионов сестерциев?
- Сенека обвинялся в присвоении завещаний римских граждан и имений богачей, умерших без наследников
- Италия и провинция обременены его поборами...
Oбвинения Сциллия произвели неблагоприятное впечатление на друзей и родных Сенеки
- oтовсюду посыпались к нему запросы о степени справедливости обвинений Сциллия
- Сенеке пришлось оправдываться
- в трактате "О благодеяниях", который писался в год процесса Сциллия, видны оправдания философа
Ещё полнее он изложил свою апологию в письме к старшему брату, Галлиону, озаглавленном "О счастливой жизни":
- "Мне говорят, что моя жизнь не согласована с моим учением. В этом в свое время упрекали и Платона, и Эпикура, и Зенона.
- Все философы говорят не о том, как они сами живут, но как надо жить.
- Я говорю о добродетели, а не о себе, и веду борьбу с пороками, в том числе и со своими собственными; когда смогу, буду жить, как должно.
- Ведь если бы я жил вполне согласно моему учению, кто бы был счастливее меня;
- но и теперь нет оснований презирать меня за хорошую речь и за сердце, полное чистыми помыслами...
- Про меня говорят:
--- "Почему он, любя философию, остается богатым? Почему учит, что следует презирать богатства, а сам их накапливает?
--- Презирает жизнь и живет? Презирает болезни и, между тем, очень заботится о сохранении здоровья?
--- Называет изгнание пустяком, однако, если только ему удастся, состарится и умрет на родине?"
- Но я говорю, что это следует презирать не с тем, чтобы отказаться от всего этого, но чтобы не беспокоиться об этом.
- Марк Катон, хваля век первобытной бедности, владел состоянием в 400 миллионов сестерциев (17,5 млн. рублей золотом) и
- если бы представился случай еще приумножить свое состояние, не упустил бы его.
- Мудрец не любит богатства, но предпочитает его бедности;
- он собирает его не в своей душе, но в своем доме..."
- "За что обрекать мудрость на нищету?
- Мудрец может иметь состояние, но оно:
--- не должно быть отнято с пролитием крови ближнего,
--- не должно быть захвачено коварством или грязными процессами.
- Наконец мудрец лучше других распорядится богатством.
- Мудрый владеет богатством; невежда же сам во власти его.
- Мудрый дает богатству полезное назначение, наконец, раздает его.
- Раздает? Но к чему преждевременно протягивать руки? Мудрый раздает его только добрым".
Отвечая клеветникам, Сенека ставит себя на место Сократа, осмеиваемого Аристофаном
- "Он стоит (среди порицателей), как скала, окруженная разъяренными волнами.
- Яритесь, волны! Он победит вас своим равнодушием.
- Нападающий на того, кто крепок и возвышен, причиняет боль только самому себе.
- Вам нравится находить чужие недостатки? Вы считаете чужие царапины, хотя сами сплошь изъедены язвами? Что ж!
- Указывайте родимые пятна на прекраснейшем теле, а сами оставайтесь покрытыми чесоткой.
- Упрекайте Платона за то, что он искал денег, Аристотеля за то, что он их принимал!
- Но... как бы вы были счастливы, если бы вам удалось сравняться с ними, хотя бы в их недостатках!"
В послании к Серену, Сенека рассматривает, в какой степени может быть оскорбительна для него клевета Сциллия
- философ доказывает своему другу, что мудреца нельзя ни обидеть, ни оскорбить:
--- "Если кто захочет обидеть мудреца и сделает к тому попытку, то все же обида не коснется мудрого.
--- Обида имеет целью причинить зло; но в мудрости нет места злу,
--- ибо для нее зло только в пороке, а порок не может быть там, где обитает добродетель"
- еще менее доступен мудрец для оскорбления:
--- "Насмешки и дерзости, которые говорят дети своему наставнику, никто не считает за оскорбления, но за шалости.
--- Мудрец же относится ко всем людям, как мы относимся к детям"
- Эти положения развиты в послании к Серену с обычным для Сенеки остроумием.
Дион Кассий упоминает такую причину восстания британцев в 61 году по Р.Х. (спустя 2 года после процесса Сциллия):
- Сенека, якобы, чуть ли не силой заставил британских аристократов взять у него в долг огромные суммы
- быстро растраченные наивными варварами на пустяки
- а затем Сенека, якобы, потребовал возврата всей суммы долга немедленно
- по одной из версий, Сенека сделал это именно вследствие обвинений Сциллия, желая избавиться от зарубежных владений
- не желая, чтобы даже тень любостяжания лежала на его репутации
- по другой версии, Сенека разорил британских вождей, чтобы затем вынудить их продать за бесценок свою землю
(так вот как и когда бритты научились банковским махинациям! - Х.Н.)
_______________________________________________________________
Платон Николаевич Краснов, "Сенека, его жизнь и философская деятельность", 1895 г., (Биографическая библиотека Флорентия Павленкова)
http://az.lib.ru/k/krasnow_platon_nikolaewich/text_0010.shtml