Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

Гоголь и Пушкин - о монархии вообще и о царе Николае I


Как умно определял Пушкин значение полномощного монарха

- и как он вообще был умен во всем, что ни говорил в последнее время своей жизни!
- "Зачем нужно, чтобы один, из нас стал выше всех и даже выше самого закона?

- Затем, что закон - дерево; в законе слышит человек что-то жесткое и небратское.
- С одним буквальным исполненьем закона не далеко уйдешь;
- нарушить же или не исполнить его никто из нас не должен;
- для этого-то и нужна высшая милость, умягчающая закон,
- которая может явиться людям только в одной полномощной власти.

- Государство без полномощного монарха -- автомат
:
- много-много, если оно достигнет того, до чего достигнули Соединенные Штаты.
- А что такое Соединенные Штаты? Мертвечина; человек в них выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит.

- Государство без полномощного монарха то же; что оркестр без капельмейстера!

- Kак ни хороши будь все музыканты, но, если нет среди них одного такого,
- который бы движеньем палочки всему подавал знак, никуды не пойдет концерт.
- А кажется, он сам ничего не делает, не играет ни на каком инструменте,
- только слегка помахивает палочкой да поглядывает на всех,
- но уже один взгляд его достаточен на то, чтобы умягчить, в том и другом месте, какой-нибудь шершавый звук,
- который испустил бы иной дурак-барабан или неуклюжий тулумбас.
- При нем и мастерская скрыпка не смеет слишком разгуляться на счет других:
- блюдет он общий строй, всего оживитель, верховодец верховного согласья!"

Как метко выражался Пушкин! Как понимал он значенье великих истин!

- Это внутреннее существо -- силу самодержавного монарха, он даже отчасти выразил в одном своем стихотворении,
- которое между прочим ты сам (В.А. Жуковский. - Х.Н.) напечатал в посмертном собранье его сочинений,
- выправил даже в нём стих, а смысла не угадал. Тайну его теперь открою.

Я говорю об оде императору Николаю, появившейся в печати под скромным именем: "К Н***"

- Вот ее происхожденье: был вечер в Аничковом дворце, один из тех вечеров,
- к которым, как известно, приглашались одни избранные из нашего общества. Между ними был тогда и Пушкин.
- Всё в залах уже собралося; но государь долго не выходил.
- Отдалившись от всех в другую половину дворца и воспользовавшись первой досужей от дел минутой, он развернул "Илиаду"
- и увлекся нечувствительно ее чтеньем во все то время, когда в залах давно уже гремела музыка и кипели танцы.
- Сошел он на бал уже несколько поздно, принеся на лице своем следы иных впечатлений.
- Сближенье этих двух противуположностей скользнуло незамеченным для всех,
- но в душе Пушкина оно оставило сильное впечатленье,
- и плодом его была следующая величественная ода, которую повторю здесь всю, она же вся в одной строфе:

"К Николаю"


С Гомером долго ты беседовал один,
Тебя мы долго ожидали.
И светел ты сошел с таинственных вершин
И вынес нам свои скрыжали...

И что ж? Ты нас обрел в пустыне под шатром,
В безумстве суетного пира,
Поющих буйну песнь и скачущих кругом
От нас созданного кумира.

Смутились мы, твоих чуждаяся лучей...
В порыве гнева и печали
Ты проклял нас - бессмысленных детей,
Разбив листы своей скрыжали.

Нет, ты не проклял нас. Ты любишь - с высоты
Сходить под тень долины малой,
Ты любишь гром небес, и также внемлешь ты
Жужжанью пчёл над розой алой.

Оставим личность императора Николая и разберем, что такое монарх вообще

- обязанный, как Божий помазанник, стремить вверенный ему народ к тому свету, в котором обитает Бог,
- и вправе ли был Пушкин уподобить его древнему боговидцу Моисею?
- Тот из людей, на рамена которого обрушилась судьба миллионов его собратий,
- кто страшною ответственностью за них пред Богом освобожден уже от всякой ответственности пред людьми,
- кто болеет ужасом этой ответственности:
--- и льет, может быть, незримо такие слезы
--- и страждет такими страданьями,
--- o которых и помыслить не умеет стоящий внизу человек,
--- кто среди любых развлечений слышит вечный, постоянно звенящийя в ушах клик -
--- зов Божий, неумолкаемо к нему вопиющий
- тот может быть уподоблен древнему боговидцу!
- может, подобно ему:
--- "разбить листы своей скрыжали", проклявши своё ветрено-кружащееся племя,
--- которое, наместо того чтобы стремиться к Тому, к чему всё должно стремиться на земле,
--- суетно скачет около своих же, собою же самими созданных кумиров.

Но Пушкина остановило ещё и высшее значение той же власти

- которую вымолило у небес немощное бессилие человечества,
- вымолило ее криком не о правосудии небесном,
- перед которым не устоял бы ни один человек на земле,
- но криком о небесной любви Божией, которая бы всё умела простить нам:
--- и забвенье долга нашего,
--- и самый ропот наш,
--- всё, что не прощает на земле человек
- чтобы ОДИН затем только собрал свою власть в себя самого
--- и отделился бы от всех нас
--- и стал выше всего на земле,
--- чтобы чрез то стать ближе равно ко всем,
--- снисходить с вышины ко всему и внимать всему,
--- начиная от грома небес и лиры поэта, до незаметных увеселений наших

Кажется, что Пушкин, задавши в этом стихотворении вопрос себе самому - что такое эта власть?

- сам же упал во прах перед величием возникнувшего в душе его ответа.
- Не мешает заметить, что это был тот поэт, который был слишком горд:
--- и независимостию своих мнений,
--- и своим личным Достоинством.

Никто не сказал так о себе, как он
:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа:
Вознесся выше он главою непокорной
Наполеонова столпа.

Хотя в Наполеоновом столпе виноват, конечно, ты

- но положим, если бы даже стих остался в своем прежнем виде
--- (не с "Наполеоновым", а с "Александрийским" столпом. - Х.Н.)
--- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BF_(%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD)
- то он все-таки послужил бы доказательством, и даже еще большим, того,
- как Пушкин, чувствуя свое личное преимущество, как человека, перед многими из венценосцев,
- слышал в то же время всю малость званья своего - перед званием венценосца и
- умел благоговейно поклониться пред теми из них, которые показали миру величество своего званья


___________________________________________________

Николай Гоголь, "Выбранные места из переписки с друзьями", 1847; "О ЛИРИЗМЕ НАШИХ ПОЭТОВ" (Письмо к В.А. Жуковскому)

http://az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text_0160.shtml
Tags: гомер, закон, литерадуроведение, милость, николай, политолухия, поэзия, пушкин, справедливость, царь
Subscribe

Posts from This Journal “царь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment