Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

Олег Неменский: "Греко-католики о многократном крещении Руси"


Государственно установленной датой крещения Руси является 988 год

- Однако записи Западнорусской митрополии XVI века показывают, что
- тогда писали о 3-х, 4-х и даже 5-кратном крещении Руси:
1. при Рюрике,
2. Кириллом и Мефодием,
3. княгиней Ольгой и
4. князем Владимиром в 1000 или 1008 году.



Противостояние униатов и православных в Речи Посполитой в конце XVI века

- выразилось в борьбе 2-х лагерей за приоритетное право
--- говорить от имени «Руси» и
--- использовать её историю
--- для обоснования своей легитимности.

Крещение Руси - как важнейшее событие русской истории

- было одним из центральных фактов прошлого
- на который обращалось особо пристальное внимание
- ибо оно держало всю структуру идентичности,
- и различия в его трактовках могли принципиально менять характер этой структуры.

Историческое обоснование унии строилось на 2-х фактах
:
- (Петром Скаргой - одним из основных идеологов русского униатства)
1. утверждалось, что крещение Русь приняла от патриарха, "послушного Риму"
2. главная роль отводилась Флорентийской унии и
--- тому, что она была подписана русским митрополитом Исидором
- Время крещения Руси Скарга относил к IX веку
--- (вслед за важнейшим католическим автором того времени Цезарем Баронием),
--- т.е. задолго до крещения Владимира, когда Церковь была ещё единой
- Т.о., обоснование велось с опорой на события общецерковной истории.

Униат Лев Кревза пытался перенести доказательство в область собственно русской истории
:
Он выдвинул мысль о тройственном крещении Руси:
1. Первое крещение,
- с которым был связан известный сюжет про чудо с Евангелием, не сгоревшим в огне
- произошло «при:
--- Василии Македонянине, царе греческом, и
--- князе всей Руси Рюрике, и
--- князьях Киевских Аскольде и Дире, и
--- патриархе Константинопольском Игнатии»
- О последнем Лев Кревза говорил:
--- хотя реально в Константинополе патриархом в это время был схизматик Фотий
--- «истинным патриархом» являлся всё же Игнатий,
--- что было подтверждено впоследствии собором, созванным папой Адрианом
- В связи с этим делается вывод:
--- что «от католического, а не схизматического патриарха и то первое крещение Русь приняла».



2. Вторым крещением Руси Кревза считал миссионерство Кирилла и Мефодия

- которые «в то время, как Фотий в Константинополе бунтовал против папы,
- ездили в Рим за благословением;
- посланы же были ещё при царе Михаиле, в начале патриаршества св. Игнатия, в края славянские»
- Кревза особенно подчеркивал преимущественную связь Кирилла и Мефодия именно с Римом, а не Константинополем:
--- он описывает, как просветители «шли в Рим с книгами славянскими».
--- Папа же, «взяв… книги славянские, освятил их и положил в церкви святой Марии»,
--- «приказал двум епископам посвятить славянских учеников»,
--- после чего были совершены литургия и всенощная на славянском языке.
--- Соответственно, «из Рима тогда от папы у нас служба Божья, а не из Константинополя».
- Т.е., 1-ое крещение Русь приняла от патриарха, послушного папе, 2-ое – прямо от папы.

3. O третьем крещении Руси Владимиром Кревза только обмолвливается

- что было оно «от патриарха Николая Хрисоверга около 1000 года».

Ещё одну концепцию крещения Руси предложил перешедший в унию Мелетий Смотрицкий

- Он говорил о двойственном крещении Руси,
- причём разделял крещения пространственно.
1. Первое произошло в 872 году, при патриархе Игнатии, послушном папе Николаю I,
- и связано было только с Галицкой Русью.
2. Второе – в 980 году, когда крестилась Киевская Русь,
- и было это при патриархе Николае Хрисоверге, также бывшем якобы в единстве с Римом.

Большее распространение в униатской среде получила ещё одна концепция двойственного крещения Руси
:
1. первое крещение Руси, произошедшее при княгине Ольге, в 868 году
- было вызвано инициативой папы Николая,
- приславшего княгине свиток
2. Второе крещение – при Владимире в 886 году
- также было проведено папой Николаем и даже
- возможно, происходило в самом Риме.
- В более позднем униатском сочинении Кулеши (1704 год) обосновывается,
- что крещён Владимир был св. Бонифацием.



Новая концепция родилась в среде православных богословов Киево-Печёрской лавры

- В созданном в начале 1620-х Большом катехизисе, Лаврентий Зизаний написал
- что «крещён есть русский народ не во едино время, но четверократно»,
- что объяснялось тем, что в результате первых 3-х крещений «мала часть людей крестищася»

Примерно такая же версия содержится в написанном в те же годы сочинении «Палинодия» Захария Копыстенского

- Правда, здесь говорится только об 1-ом крещении, но
--- ему предшествуют 3 «уверения».
1. Первое «уверение Россов»,
- Копыстенский, как и Зизаний, связывает с традиционной для русской историографии легендой
- о путешествии апостола Андрея по русским землям.
2. Второе «чудовное з презреня Божого уверене народу Русского
- и патриархом Константинополским в послушенство отданье» произошло в 886 году,
- когда во время миссионерской поездки митрополита Михаила,
- направленного в Россию царём Михаилом и патриархом Фотием,
- случилось чудо с несгоревшим Евангелием
- (Л. Зизаний пишет, как и Л. Кревза, что это крещение было при царе Василии Македонянине,
--- а на Руси – при великом князе Рюрике и киевских князьях Аскольде и Дире).
3. Третьим уверением, Копыстенский называет крещение Ольги
- И Л. Зизаний, и З. Копыстенский относят это событие ко времени царя Иоанна Цимисхия
- и при этом дают одновременно 2 версии патриархов – Феофилакт или Василий Скамавдрин.
4. Последнее, «Володимерово и всей России крещение соборное»
- З. Копыстенский связывает с миссионерской деятельностью Кирилла Философа
- которого послали в Россию патриарх Николай Хрисоверг и императоры Василий и Константин.

Более подробную концепцию представил уже в 1630-х годах Сильвестр Коссов

- описавший уже пятикратное(!) крещение Руси
1. от ап. Андрея,
2. при Фотии от Кирилла и Мефодия в 883 году
3. миссия епископа, свершившего чудо с Евангелием в 886 году (тоже при Фотии),
4. при Ольге, в 958 году и
5. при Владимире, в 1000 или 1008 году, от Сергия, наследника Фотиевой схизмы.
- Подобная же концепция воспроизводится в сочинении 1638 года инока Винницкого монастыря.



Столь подробная разработка многократных крещений была связана с необходимостью

- 2-х групп западных православных провести легитимацию своих связей с Римом и
- «вторичностью» московского православия.
- Униаты впрямую говорили, что «Русь крестил Рим»,
- а украинцы выводили более сложную схему, которая
--- показывала связь и с Римом, и с Константинополем.
- Точку же в этих изысканиях поставила Русская православная церковь:
--- кто сомневается в крещении Руси Владимиром в 988 году по византийскому обряду
--- тот не православный

_________________________________________________________________
Олег Неменский, «Интерпретации сюжета о крещении Руси в православно-униатской полемике в Речи Посполитой в конце XVI 0 первой половине XVII века», журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований, №7, 2010
http://ttolk.ru/?p=23942
Tags: варяги, история, крест, православие, религия, россия, секта, хохляндия, христианство
Subscribe

Posts from This Journal “религия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment