Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

Первая попытка хохляцкой идеологической диверсии в Москве (Сильвестр Медведев)


Сильве́стр (в миру — Симео́н Агафо́нович Медве́дев
21 (31) января 1641, Курск — 11 (21) февраля 1691, Сергиев Посад)
- Ученик Симеона Полоцкого
- книгохранитель и справщик Московского печатного двора,
- духовный писатель, придворный поэт, историограф, философ,
- автор нереализованного проекта утверждения университета в Москве в регенство Софьи Алексеевны

Участвовал в религиозных спорах 1680-х на стороне «латинской» партии
:
- и в политической борьбе за наследование московского престола по смерти Фёдора Алексеевича,
- поддерживая сторонников царевны Софьи

Симеон родился и до 17 лет жил в Курске
(на польской границе. - Х.Н.)
- В 1658 году переехал в Москву,
- поступил на службу в Приказ тайных дел (чекист с децтва. - Х.Н.)
- В 1665 году поступил в новооткрытую в Спасском, что за Иконным рядом, монастыре хохляцкую школу Симеона Полоцкого
- где пробыл 3 года,
- изучал латинский и польский языки,
- риторику и пиитику,
- познакомился с историей, богословием, философией и
- сделался ревностным учеником и последователем Симеона.

Сопровождал боярина А.Л. Ордина-Нащокина в Курляндию, а потом в Андрусово при заключении мира

- В 1672 году, после того, как Ордин-Нащокин попал в опалу, скрывался в Путивле,
- где в 1674 году в Молченском монастыре принял монашество с именем «Сильвестр»;
- подвизался в Богородицком (ныне Знаменском) монастыре Курска.

В 1677 году вернулся в Москву

- и в присутствии Симеона Полоцкого был принят новым царем Федором Алексеевичем
- и после долгого разговора с ним получил прощение;
- был назначен справщиком и книгохранителем на Московский Печатный двор;
- принимал большое участие в исправлении церковных книг (т.е. организатор раскола русской церкви. - Х.Н.)
- Вместе с Полоцким создал типографию в Кремле — так называемую «Верхнюю», то есть дворцовую типографию.

По смерти Полоцкого в 1680 году, сделался главой партии малороссийских (хохляцких) "учёных" в Москве

- главой которой был его учитель.
- По завету Полоцкого, Сильвестр должен был стать придворным учителем для Петра I,
- однако Московский патриарх Иоаким, опасаясь западного влияния, настоял на других учителях для Петра.
- Сильвестр был назначен «строителем» (настоятелем) Спасского, что за Иконным рядом, монастыря.
- Когда в 1681 в Москву прибыл поляк Ян Белободский,
- Медведеву поручено было обличить Белободского в ереси: он составил по поручению Патриарха Иоакима ответ на Wyznanie Wiary Белободского.
-По указу Фёдора Алексеевича от 15 января 1682 года в Спасском монастыре были построены 2 келии для школы Медведева,
- которая, как и школа Полоцкого, отличалась латинским направлением: в ней учились «латинскому языку»;
- просуществовала до 1686 года.
- Сильвестр имел планы превратить свою школу в академию и
- в 1685 году представил Царевне Софье на утверждение «Привилею» академии в стихах;
- Сильвестру очень хотелось быть начальником новой Академии

Но патриарх Иоаким, не терпевший Симеона, недолюбливал и его ученика

- Патриарх уже отправил Прокопия Возницына в Турцию искать просветителей российского юношества между греками,
- более, по его мнению, надежными, чем были малоруссы и их питомцы
- В Константинополе в 1683 году патриарх Дионисий указал русскому посланцу на 2-х ученых греков,
- братьев Лихудов, которые были, по убеждению патриарха, способны положить основание школьному просвещению в Московском государстве
- Они и начали строить большое здание для Академии в Заиконо-спасском монастыре

С появлением в Москве греков - братьев Лихудов

- которое означало победу «грекофильской» линии,
- поддерживаемой Патриархом Иоакимом,
- и открытием ими своей школы (Славяно-греко-латинской академии),
- прочие школы в Москве прекратили своё существование.

Как придворный стихотворец, написал
:
- «Приветство брачное» по случаю бракосочетания царя Фёдора Алексеевича и
- «плач» о его смерти,
- надгробную эпитафию своему учителю, высеченную на гробнице Полоцкого, и т.д.

Медведев написал книгу под названием «Манна»

- в ней доказывалось, что в таинстве евхаристии хлеб и вино претворяются в тело и кровь
- в момент произнесения священником слов Христа: «Приимите и ядите…»
- Лихуды отвечали на это сочинение опровержением, которое названо
- «Акось, или врачевание, противополагаемое ядовитым угрызениям змиевым».
- В этом сочинении, написанном с большою ученостью, Лихуды доказывали,
- что, по учению православной церкви, одного произнесения Христовых слов недостаточно для такого великого действия
- и Св. Дары прилагаются в момент последующего затем призывания Св. Духа и произнесения слов: «Преложи я Духом Твоим Святым».

После этих 2-х сочинений открылась жаркая полемика по поводу вышеозначенного вопроса

- Медведев и его сторонники пустили в ход сочинение киевского игумена Феодосия Сафоновича: «Выклад о церкви святой»
- и от себя написали «Тетрадь на Иоанникия и Софрония Лихудов»,
- а монах Евфимий - бывший ученик Славинецкого, приставший к Лихудам,
- разразился против Медведева ругательным сочинением «Неистовное Брехание»
- Затем Лихуды написали «Мечец Духовный», в котором изложили в форме диалогов свой спор,
- происходивший во Львове с иезуитом Руткою,
- о всех различиях между православною и римско-католическою церквами.

Толки о времени пресуществления из монашеских келий перешли в мирские дома и даже на улицу

- Люди, мало понимавшие суть богословских тонкостей, увлекались этим вопросом;
- торгаши, ремесленники и даже женщины стали спорить о времени пресуществления.
- Церкви грозил новый раскол...
- Патриарх Иоаким принял сторону Лихудов.

Небходимо было заставить малороссийское духовенство заявить со своей стороны голос в пользу Лихудов

- Иоаким отнесся с этим к киевскому митрополиту Гедеону и к Лазарю Барановичу
- Малороссийские архиереи были этим вопросом поставлены в весьма неловкое положение:
- в киевской коллегии давно уже учили о пресуществлении по-католически так, как писал Медведев;
- в «Лифосе» Петра Могилы и в «Жезле правления» Симеона Полоцкого изложено то же учение.
- Гедеон и Лазарь вначале пытались уклониться от прямого ответа,
- но патриарх пригрозил им собором и приговором 4-ех прочих вселенских патриархов
- Тогда оба малорусских архипастыря дали ответ в смысле учения, проповедуемого Лихудами.

Положение Сильвестра сделалось шатким
:
- он был устранён от должности справщика на печатном дворе;
- пущена была молва, что он хотел убить патриарха;
- одно время его келья охранялась стрельцами на случай нападения патриарших людей.

Но после прихода к фактической власти царевны Софьи в 1682 году

- Сильвестр соучаствовал в подделке решения о передаче ей власти
- при малолетних царях Иване и Петре

После отстранения Софьи от власти Петром, в августе-сентябре 1689 г.

- Сильвестр оказался в числе главных врагов нового Петровского режима
- замешанный в заговоре Шакловитого, Сильвестр бежал из Москвы,
- но был схвачен в Дорогобуже и отправлен в Троице-Сергиев монастырь,
- где производилось следствие о заговоре Шакловитого.
- На очной ставке с Сапоговым (одним из сообщников Шакловитого) Медведев заперся
- Его расстригли и пытали, дали 15 ударов;
- но он не признался в причастности к заговору.
- Медведев каялся, что говорил стрельцам: «Не бойтесь! Хотя царя Петра стороне и повезет, и много будет дней на 10, а то опять будет рука сильна стороны царевны».
- Это говорил ему Шакловитый, слыша от одного юродивого.
- Медведев каялся, что говорил про патриарха: «Учился мало и речей богословских не знает»
- еще Сильвестр каялся, что под портретом царевны подписывал полный титул «вседержавнейшей самодержицы», 7 добродетелей и вирши.

В 1689 году - по инициативе патриарха Иоакима - Сильвестр был лишён иноческого звания

- Расстриженного, называвшегося теперь уже Сенькою,
- Медведева отдали в руки духовному начальству,
- которое приставило к нему 2-их увещателей, новоспасского архимандрита Игнатия и Софрония Лихуда;
- Сенька принес покаяние на церковном соборе в 1689 году в хлебопоклонной ереси — времени пресуществления,
- объявил свою книгу «Манну» обманною; Церковный собор определил сжечь «Манну» всенародно
- Собор простил Медведева, но не допустил Медведева к причастию после его покаяния, а наложил епитимью:
- определил время для того, чтобы проверить, насколько искренне его покаяние и сослал его в монастырь под начал

Идеологическая война продолжается
:
- Патриарх Иоаким, осудивши Медведева и киевское учение о пресуществлении
- велел составить от своего имени книгу, под названием «Остен».
- Книга эта написана Евфимием. В ней изложена вся история происходившего спора.
- В добавление к ней, Патриарх Иерусалимский Досифей прислал собрание свидетельств, доказывающих справедливость учения Лихудов

Киевская идеологическая партия потерпела жестокое поражение
:
- Московский собор признал неправославными не только сочинения Медведева,
- но и писания Симеона Полоцкого, Галятовского, Радивиловского, Барановича, Транквиллиона, Петра Могилы и др.
- О Требнике Петра Могилы сказано, что эта книга преисполнена латинского зломудренного учения
- вообще о всех сочинениях малорусских ученых замечено:
--- «что их книги новотворенные и
--- сами с собою не согласуются, и
--- хотя многие из них названы сладостными именами, но
--- все, даже и лучшие, заключают в себе душетлительную отраву латинского зломудрия и новшества».
- В Москве утвердилось мнение:
--- что приходящие из Малороссии и Белоруссии ученые заражены латинскою ересью,
--- что путешествуя за границею и довершая там свое образование,
--- что они усваивают иноземные понятия и обычаи,
--- что не следует слушать их и ездить к ним учиться
- противники называли Сеньку "ересиархом" и
- виновником "новоявльшейся латинской дымящейся главни Аркудиевы или Медведевы"
- долгое время о нём вовсе нельзя было писать, сочинения его хранились за печатью до 50-х гг. XIX столетия;
- его сочинение "Манна" до сих пор не было издано полностью
- хотя ещё митрополит Филарет указывал, что:
--- "не представляется причин держать это сочинение под печатью и нет сомнения внести его в опись библиотеки (Синодальной) открыто"

Когда после долгого укрывательства схвачен был один из главных сообщников Шакловитого - Стрижов

- который показал на Медведева, что тот имел связь с каким-то поляком Силиным,
- занимавшимся чародейством и вызванным в Москву лечить глаза царю Ивану Алексеевичу
- Силин долго жил у Медведева, и тот говорил ему:
--- что Софья хочет выйти замуж за Голицына,
--- а Медведева возвести на патриаршество вместо Иоакима
- то Медведева подвергли уже страшным пыткам и казнили 11 февраля 1691 года

_____________________________________________________
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80_(%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2)
http://biography.yaxy.ru/01180987.htm
Tags: бунт, греция, ересь, жрец, заговор, москва, политолухия, православие, пётр, россия, ученье, хлеб, хохляндия, царь
Subscribe

Posts from This Journal “ересь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment