Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Category:

Яхве - бог контрактник синайских каинов

Сад Эденский - область глухих болот в северной части Персидского залива
- куда впадали Тигр, Евфрат, Вади Батин и Керхе - Карун
- Ни один месопотамец не счел бы эти болота раем
- Это было шумеро-аккадское Пошехонье
- Только обитатель полупустынь и степей Аравии мог бы считать, что именно это место - прекрасно:
--- (которого он при этом еще и сам не видел)
--- очень много пресной воды - всегда!
--- Очень много рыбы и птицы - всегда!
--- Растения для выпаса скота - всегда, сколько хочешь!
--- Засуха - никогда в жизни!

Чего в этой райской истории точно не было - это бога Яхве

- имена божеств семитов Сирии, Северной Аравии и Месопотамии II тыс. до РХ прекрасно известны,
- в том числе, сутийско-аморейские (до выделения из них израильтян)
- Яхве среди них нет
- Глагольная основа, от которой образовано это имя (hwy > hwh, "становиться, явиться, являться"),
- употребляется в сутийско-аморейских именах - но не как имя бога, а как глагол.

Яхве почитался к XV-XIV вв. до н.э. в совершенно другом месте

- в Синае, в краю 6- или 7-племенного народа,
- который называли:
--- египтяне - "шусу" и "шасу" (в надписях с середины III тыс. до н.э.),
--- а семиты - Амалек.
- Одно из племен этих "шасу" в египетских перечнях XV- первой трети XIV вв. именуется "шасу-яхве"
- т.е. они были связаны с Яхве.
- Древних евреев в это время там еще не было

Лишь когда израильтяне забрели в Синай, то по семитской традиции, им пришлось заключать особый завет с богом данной местности - Яхве

- на горе Синай, в земле амалекитов,
- в ту пору, в которую их легенды помещают Моисея, как вождя,
- заключившего этот Завет с Яхве, как с богом, для его народа совершенно новым (ок. 1200 г. до н.э.).
- Действительно, как привлечешь чужестранного бога себе в покровители?
- иначе, как заключив с ним об этом договор в сердце его географического ареала?

Зато Амалек, от которого израильтяне, по их понятию, перетащили к себе в покровители Яхве

- стал, тем самым, в их глазах - ритуальным антагонистом.
- Стоит упомянуть, что с культом Яхве израильтяне познакомились не у самих амалекитов
- а у одного из племен народа "кени" (дословно "кузнецкие")

Кени - это народ хананейского языка, возводивший себя к прародителю Каину

- (тому самому, библейскому, досл. "Кузнец").
- Кени жили на нагорьях западнее Мертвого моря, и
- эти кени числились в израильской традиции врагами, как и другие ханаанеи.
- Но одна их групп кени (Реуэлевы кени) к XIII в. до н.э. жила на Синае,
- в зоне амалекитов-шасу, и почитала Яхве
- неизвестно, были ли они тем самым племенем шасу-яхве египетских источников, или
- переняли культ Яхве от этих шасу

По легенде o Моисее, легшей в основу соответствующих разделов Пятикнижия

- Моисей стал зятем Йитро - жреца этой группы кени, и
- перенял от него культ Яхве; но
- для того, чтобы сделать Яхве богом-покровителем всего возглавленного им племенного союза израильтян,
- ему, согласно Пятикнижию, во главе Израиля пришлось:
--- победить амелекитов и
--- проникнуть в сердце их земли,
--- которое израильтяне и заняли,
- чтобы заключить "берит" (договор) с Яхве.

Кроме того, этого доеврейского Яхве почитали среди прочих богов финикийцы

- во II тыс. и далее
- в финикийском городе Берит (совр. Бейрут)
- по-гречески его имя там передается как Йево,
- а в Угарите, севернее Берита, он был также, судя по всему, известен под именем Йаву,
- но, в отличие от Берита, почетом не пользовался.
- Этот финикийский Йа(х)ве во второй половине I тыс. до н.э. получил у финикийцев дополнительный взлет почитания
- под впечатлением от того, как его почитают израильтяне
- (и их позднейшие южная и северная ветви - иудеи и самаряне;
--- кстати, первые себя во II в. до н.э. именовали "израильтянами Иерусалимского храма",
--- а вторые - "израильтянами Геризимского храма").

Финикийцы, несомненно, отдавали себе отчет, что израильтяне так возвеличивают не кого иного, как их Йаву/Йево

- и в финикийской синкретической эзотерике к рубежу эр значился (в греко-римской передаче) Йао Сабаот,
- могущественнейший из богов мира
- по сообщениям греческой учености:
--- носители колдовского знания Востока почитают "Иао,
--- что значит Свет Мыслящий на финикийском языке, и
--- часто его именуют Сабаотом
--- как того, кто над всеми 7-ю небесами", и
--- отождествляют его с Дионисом.
- Характерно, что это по греческим источникам был вовсе не иудейский бог, почитаемый финикийцами:
--- нет, это был сам по себе "Йао Сабаот",
--- отдельный - то есть финикийский Йаву/Йево,
--- локальный вариант Яхве синайского,
--- пошедший на взлет под влиянием соседнего израильского культа Яхве Цебаота и
--- получивший аналогичный эпитет, перетолкованный как произведенный от числительного "семь"
- (реально Цебаот означает "Тот, кто воинствен", "цабе" - отряд, воинство).

Но в доизраильской - сутийско-аморейской истории II тыс. Яхве оказаться не мог

- Адамом и Эденом распоряжались иные божества,
- те самые "элохим" древнейшей израильской традиции,
- и как звали их старшего, неведомо.
- Верховный бог сутийско-аморейского пантеона был известен в Месопотамии под именами "Иль-Амуррим" и "Марту",
- но это просто значит "Бог амореев" и "Аморейский".
- Мало сомнений, что амореи звали его главным образом просто Эль - "бог",
- но прибавляли ли что-то или ничего не прибавляли - неведомо.

По распространенным у семитских народов понятиям, самый главный бог - Эль-эльон (бог богов, Эль-Отец)

- противопоставлен просто Элю, Баал-шамему - Владыке Небес,
- и власти почти не имеет - слишком высок;
- всем распоряжается его сын - главный администратор мира, которого зовут просто "богом" - Элем.
- Потом ему на смену у многих западных семитов выдвинулся новый главный администратор - бог грома Хаддад,
- которого почтительно именовали просто Баал - Господин (иногда вместе: Баал-Хаддад).
- Верховного бога амореев в Месопотамии числили громовником, насылающим бурю.
- Отсюда можно предположить, что Иль-Амуррим был сутийским Хададом.
- Но это именно главный покровитель всех амореев по понятиям амореев,
- а не главный бог вообще / главный бог-покровитель людей вообще (это должен был бы быть Эль)
- между тем в Эдене должен был распоряжаться именно последний,
- ибо там решалась участь первопредков людей вообще, а не именно амореев.

_____________________________________________________
Источник
: http://wyradhe.livejournal.com/432299.html
http://www.garshin.ru/linguistics/historical/author-comparisons/yahwe-zeus.htm
_____________________________________________________
Бонусы - имена Бога
:
- Почему в Православии не упоминают имя Иеговы?: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/3699308.html
- Эл-Шаддай - след богини-матери в Библии?: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/143016.html
- Яхве - бог контрактник синайских каинов: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/3767639.html
- Б.В. Раушенбах, "Логика Троичности": http://hojja-nusreddin.livejournal.com/143016.html
- 99 имен Аллаха:
--- Bahar Davary, "God's Most Beautiful Names: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2519840.html
--- Картинки: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/665585.html
--- Вики: http://ru.wikipedia.org/wiki/99_%D0%B8%D0%BC%D1%91%D0%BD_%D0%90%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D1%85%D0%B0
--- Аласт в исламе (Аллах - тоже бог-контрактник): http://hojja-nusreddin.livejournal.com/tag/%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82
--- А.С. Пушкин, "Бог - изобретатель" / Аль-Бади': http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2520143.html
Tags: аласт, бог, война, имя, цыанизьм, языкознание
Subscribe

Posts from This Journal “бог” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment