Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

средневековые методы воспитания


медийная, литературная и учебная среда создают ... такой образ Московской Руси 15-17 веков
:
- каковой мог бы живописать апологет или ненавистник (с заменой ислама на православие)
- современную арабскую мусульманскую деревню где-нибудь в Сирии
- да еще не настоящую, а в утрированном стереотипном европейском представлении
- сплошные скрепы и основы (или, при другой системе оценок, тупое варварство),
- молитесь-поститесь-слушайте-радио-Радонеж, без Бога - ни до порога,
- торжествующий "Домострой", награды развращают, наказания бодрят,
- невыраженность личности и светской культуры,
- если дочка раз в сто лет загуляет до брака, так ее родные братья забьют и под караул посадят, чтоб не позорила семью.

источники же 15-17 веков дают совершенно иную картину
:
- как литературные и исторические тексты, в том числе биографические,
- так и письма, судебные дела, челобитные, расспросные речи, указы
- Не просто "примерно то же, в том направлении, но не так утрированно",
- а просто "не это, да и все тут".
- Уж скорее получается Old Merry Russia.
- Что, естественно, прекрасно знают специалисты по периоду (от которых я это некогда впервые и услышал)
- когда еще почти никаких текстов того времени не читал).

Начиная от франко-русского разговорника, из которого выясняется

- что у поморских купцов 16 века расхожей темой для приятельского общения
- было обсуждение Сципиона Африканского и Пунических войн
- (http://wyradhe.livejournal.com/178588.html),
- продолжая экуменическими молитвами Афанасия Никитина и
- кончая хоть тем же "Домостроем"

Дух-то у "Домостроя" тот самый, который скрепы и основы

- но только он в то же время дает ясное понятие о среде, к которой он обращен
- Представим себе советский учительный текст 1980 года,
- обличительно наущающий против "мещанства" и "вещизма"
- надо ли будет из него выводить, что советские люди были сплошь исступленными Павками Корчагиными?
- в духе пафоса самого учительного текста, - или как раз наоборот?

Вот, например, самая знаменитая в "Домострое" главка 17 -
"Како дети учити и страхом спасати"

- Напомним текст и перевод, курсивом - особо примечательное для нас место:

Казни сына своего отъ юности его
и покоитъ тя на старость твою и дастъ красоту души твоей;
и не ослабляи, бия младенца;
аще бо жезломъ биеши его, не умретъ, но здравие будетъ,
ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти.
Дщерь ли имаши, положи на них грозу свою, соблюдеши я отъ телесных;
да не посрамиши лица своего, да в послушании ходит,
да не свою волю приимеши и в неразумии прокудит дѣвство свое,
и сотворится знаемъ твоимъ в посмѣхъ,
и посрамят тя пред множествомъ народа.
Аще бо отдаси дщерь свою бес порока,
то яко велико дѣло совершиши и посреди собора похвалишися,
при концы не постонеши на ню.
Любя же сына своего, учащай ему раны, да последи о немъ возвеселишися,
казни сына своего измлада и порадуешися о немъ в мужествѣ,
и посреди злых похвалишися, и зависть приимутъ враги твоя.
Воспитай дѣтище с прещениемъ, и обрящеши о немъ покой и благословение;
не смѣйся к нему, игры творя: в мале бо ся ослабиши — в велицѣ поболиши, скорбя,
и после же яко оскомины твориши души твоей.
И не дажъ ему власти во юности, но сокруши ему ребра, донележе растетъ,
и, ожесточавъ, не повинет ти ся и будет ти досажение и болезнь души,
и тщета домови, погибель имению и укоризна отъ сусѣдъ,
и посмѣхъ пред враги, пред властию платежь и досада зла.

Далее перевод - В.В. Колесов и др. в изд. Домострой. М., 1990

[поясн. в квадр. скобках - наши],
частью используется другой вариант перевода В.В. Колесова ( http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5145)

Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей.
И не жалей, младенца [ребенка] бия: если жезлом [толстым прутом] накажешь его, не умрет, но здоровее будет,
ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти.
Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость [в оригинале - грозность, "грозу"],
тем сохранишь ее от телесных бед [в оригинале - просто "от телесных", то есть от телесных "гроз"]:
не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят,
и не твоя [окажется] вина, если по глупости нарушит она свое девство,
и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми.
Ибо если отдашь дочь свою беспорочной - [то] будто великое дело совершишь
и в любом обществе [этим] похвалишься, никогда не посетуешь на [из-за] нее.
Любя же сына своего, учащай ему раны - и потом не нахвалишься им.
Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его,
и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои.
Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение.
Не улыбайся ему, играя с ним [или: не играй с ним для потехи*]:
в малом послабишь - в большом пострадаешь скорбя,
и в будущем [на будущее] словно занозы вгонишь в душу свою.
И не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребра, пока он растет,
и, ожесточась [то есть подвергнувшись жестким мерам и проникнувшись этой жесткостью и ее эффектом], не провинится перед тобою,
не станет тебе досадой, и болезнью души, и разорением дома, и погибелью имущества,
и укоризной соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадою.

Известно, что "Домострой" не тратит время на то, чтобы предупреждать против каких-то редких и особо ужасных (по земному счету) злодейств

- Он не учит, скажем, не заниматься татьбой или не убивать преступно,
- он занят предупреждением против обычных грехов и уклонений от должного, по его мнению, порядка.
- И при этом написано:
"Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость,
тем сохранишь ее от телесных бед:
не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят,
и не твоя окажется вина, если по глупости нарушит она свое девство,
и станет известно знакомым твоим в насмешку,
и тогда посрамят тебя перед людьми.
Ибо если отдашь дочь свою беспорочной -
то будто великое дело совершишь
и в любом обществе этим похвалишься..."

Иными словами, автор "Домостроя" даже не обольщает адресата-отца особенной надеждой

- что если он будет воспитывать дочь в строгости, то она останется девственницей до брака.
- Нет, если такое произойдет - то это вообще будет редкое, "великое дело",
- которым можно будет хвалиться в любом обществе!
- (В обществах не хвалятся тем, что ты просто отвечаешь обычному уровню и не проваливаешься под него.
- Хвалиться можно тем, что этот уровень превышает).
- А так-то "Домострой" обосновывает свою рекомендацию иначе:
- если дочь каким-то чудом останется в итоге строгого воспитания девственницей до брака,
- то получится то самое великое редкое дело, совсем хорошо;
- а если не останется - то хоть не твоя вина это будет, это случится вопреки твоим усилиям.

Вот эта конструкция с "а если и нет, то хоть не твоя вина будет"

- в сочетании с заявлением о том, что если "да"
- то это такое великое дело, которым можно всюду хвалиться,
- дает яркое представление о степени реальной строгости / вольности нравов в той среде,
- к которой обращается "Домострой"
- и оказывается эта степень совершенно иной, чем та, которой исполнен дух самого "Домостроя"
- (а ведь это богатая, образованная, любящая книжность среда)
- что же происходило в иных слоях населения?
- Характерно и то, что в качестве реакции окружающих на известие о добрачной связи невесты
- называются всего лишь насмешки.

* Указание не улыбаться детям даже в игре с ними

- или, скорее, вообще не играть с ними:
- можно понимать так, что "не" относится ко всему комплексу, включающему деепричастие:
- "не смѣйся к нему, игры творя" =
- "не потешайся с ним, играя" =
- "не играй с ним",
- а не "играть можешь, но при этом не улыбайся и не смейся"
- последнее уж еще и очень странно было бы

По духу это напоминает то, что с похвалой говорит Гарсиласо де Ла Вега об инках
:
- "ОНИ ВОСПИТЫВАЛИ ДЕТЕЙ БЕЗ ВСЯКОЙ ЛАСКИ
- Детей они воспитывали изумительно [добродетельно], как царственные инки,
- так и простые люди, богатые и бедные, не делая какого-либо различия,
- лишая их ласки, которую могли им дать.
- Не менее трех месяцев они не высвобождали из пеленок руки,
- поскольку говорили, что, высвобождая их раньше, они сделают руки слабыми.
- Детей держали лежащими в своих колыбелях...
- Ни во время кормления молоком, ни в какое другое время
- они не клали детей в подол и не брали их на руки,
- ибо они говорили, что если с ними поступать так, то они становятся плаксами...
- Мать укладывалась над ребенком и давала ему грудь,
- и так она его кормила 3 раза в день: утром, в полдень и вечером.
- А вне этих часов им не давали молоко, хотя бы они плакали,
- ибо индейцы говорили, что, привыкая весь день сосать грудь, они вырастали нечистоплотными,
- а став взрослыми, превращались в ненасытных обжор;
- они говорили, что и животные не давали молоко своим детенышам целый день и целую ночь,
- а только в определенные часы.
- Когда наступало время вынимать их из колыбели, то,
- чтобы не носить их на руках, они вырывали в полу яму глубиною по грудь [ребенка]...и
- опускали туда детей, и ставили перед ними несколько игрушек, чтобы они ими развлекались.
- Там внутри ребенок мог прыгать и скакать;
- было запрещено брать его на руки / носить его на руках".

Это, конечно, посильнее "Домостроя"!

- но эффект от всей системы получался замечательно ничтожный
- малыми силами можно было разгонять целые армии из людей, выросших под инкским попечением
- Вооруженные же ничуть не лучше южные соседи инкской державы отлично отбивались от испанцев

_____________________________________________
http://wyradhe.livejournal.com/455400.html
Tags: воспитание, дитя, жестокость, зависть, мать, мораль, нежность, нрав, отец, россия, средневековье
Subscribe

Posts from This Journal “воспитание” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments