Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

"Избави нас, Боже, от диавола, турка и кометы"


Несмотря на то что теологи после своей катастрофической "победы" над Галилеем

- решили впредь избегать определенных суждений по астрономическим вопросам,
- они по мере сил и возможности продолжали проводить обскурантистскую линию
- средневековая теология, являвшаяся единой логической системой с претензией на абсолютность
- не могла не иметь своего мнения обо всем на свете и
- сражалась поэтому с наукой, где только могла
- в силу своего давнего происхождения, теология по большей части была всего лишь организованным невежеством
- которое придавало аромат святости заблуждениям, невозможным в просвещенный век

Это можно проиллюстрировать на примере комет

- вопроса, который, казалось бы, не имеет прямого отношения к религии
- взгляды церковников опирались на 2 источника:
1. С одной стороны, власть закона понималась не так, как понимаем ее мы;
2. с другой стороны, считалось, будто все находящееся за пределами земной атмосферы должно быть вечным и неизменным.

Начнем с "власти закона"

- Считалось, что одни вещи происходят регулярным образом;
- как, например, восход солнца и смена времен года
- Другие вещи являются знамениями и чудесами, которые:
--- либо предвосхищают будущие события,
--- либо взывают к покаянию и молитвам

После Галилея ученые стали понимать естественные законы

- как законы изменения в движениях тел
- которые позволяют предсказывать будущие события
- Мы еще долго будем наблюдать восход солнца, но всему приходит конец,
- и это является результатом действия тех же законов, которые порождают соответствующие явления.
- Данная концепция была слишком трудной для средневекового ума,
- который понимал природные законы только в смысле "вечного возвращения"
- а необычное и неповторимое сразу приписывал воле божьей.

На небесах почти все совершалось регулярно

- Одно время исключением из правил считались затмения
- которые вызывали страх перед сверхъестественным
- однако вавилонские жрецы и их свели к закону
- Солнце и Луна, планеты и неподвижные звезды из года в год продолжали делать то, что от них ожидалось
- новых тел не наблюдалось
- а привычные не старели

Поэтому теологи пришли к следующей паре мнений
:
1. все находящееся за пределами земной атмосферы сотворено раз и навсегда
- с присущим творцу совершенством
2. развитие и гибель - дела сугубо земные
- ниспосланные в наказание за грехи прародителей
Отсюда следовало:
- метеоры и кометы должны существовать в земной атмосфере - в "подлунном" мире
- Что касается метеоров, это было правильным выводом, а насчет комет допустили ошибку.

Мнение о том, что кометы являются знамениями и возникают в земной атмосфере

- теологи отстаивали с величайшей страстью
- С давних пор считалось, что кометы знаменуют несчастье
- Эта точка зрения встречается у Шекспира, например в его "Юлии Цезаре" и в "Генрихе V"
- Каликст III, бывший папой с 1455 по 1458 годы, был очень обеспокоен захватом Константинополя турками
- он связал это с появлением огромной кометы и повелел ежедневно молиться
- дабы "грозящая беда отвратилась от христиан и обратилась на турок"
- А к литании было сделано добавление: "Избави нас, Боже, от диавола, турка и кометы"

- Кранмер в 1532 году писал Генриху VIII о наблюдавшейся тогда комете:
- "Какие странные вещи эти знамения предвещают, знает один только бог; ибо кометы появляются не просто так, но из-за очень серьезных причин"
- В 1680 году, когда в небе появилась комета, видный шотландский священник заявил:
- "кометы являются знамениями страшного суда над этими землями за грехи наши, ибо никогда еще господь не гневался так на людей"
- В этом он, вероятно сам того не желая, следовал Лютеру, заявлявшему:
- "Невежда пишет, что комета возникает естественным путем, но бог не создал бы ее, если бы она не предвещала верного бедствия".

Несмотря на все различия, в вопросе о кометах католики и протестанты были едины

- В католических университетах профессора астрономии должны были давать клятву, которая была несовместима с научной точкой зрения на происхождение комет
- В 1673 году отец Августин де Ангелис, ректор колледжа Клементины в Риме, издал книгу по метеорологии, в которой утверждал:
- "кометы не являются небесными телами, но возникают в земной атмосфере, под Луной;
- ибо все небесное вечно и неразрушимо, а кометы имеют начало и конец:
- ergo, кометы не могут быть небесными телами".
- Отец Августин написал это с той целью, чтобы опровергнуть Тихо Браге,
- который - поддержанный впоследствии Кеплером - доказывал, что комета 1577 года имела надлунное происхождение.
- Ректор объяснял рыскающие движения комет тем, что их вызывают ангелы, специально назначенные для этой цели богом.

Очень британской, пронизанной духом компромисса является запись в дневнике

- члена Королевского общества Ральфа Торсби, сделанная в 1682 году,
- когда в небе появилась комета Галлея и впервые стало возможным вычислить ее орбиту
- Торсби писал:
- "Господи, укрепи нас для тех перемен, которые она предвещает, ибо, хотя я и знаю, что такие метеоры являются следствием природных причин, однако они также часто знаменуют и несчастья".

3 человека окончательно доказали, что кометы подчиняются закону и возникают за пределами земной атмосферы
:
- Швейцарец Дорфель установил, что орбита кометы 1680 года имеет вид параболы;
- Галлей выяснил, что комета 1682 года (которую назвали затем его именем), вызвавшая ужас в 1066 году, а затем при падении Константинополя, двигалась по орбите, представлявшей собой очень вытянутый эллипс с периодом обращения приблизительно в 76 лет;
- а в ньютоновских "Началах", изданных в 1687 году, было продемонстрировано, что закон тяготения успешно объясняет движения не только планет, но и комет.

Жаждавшие знамений теологи вынуждены были вернуться к землетрясениям и извержениям

- Однако это относится уже не к астрономии, а к геологии, которая развилась позднее и выдержала свою собственную войну против догм, унаследованных от эпохи невежества.

_________________________________________
Бертран Рассел, "РЕЛИГИЯ И НАУКА" / B. Russell, "Religion and Science"
London: Т. Butterworth-Nelson, 1935.
Несколько глав из этой книги переведены А.А. Яковлевым
http://www.atheism.ru/old/RasAth5.html
Bonus:
1. comets in art - http://www.artinsociety.com/comets-in-art.html
2. 1300-летняя война с исламом - http://www.mauldineconomics.com/this-week-in-geopolitics/europes-long-war-with-islam
Tags: астрология, астрономия, война, ислам, комета, молитва, наказание, теология, турция, христианство, чёрт
Subscribe

Posts from This Journal “комета” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment