Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

из истории московских театров 17 - 18 веков


Московский Большой театр начали строить в (1800) двадцатых годах

- а до тех пор он был в другом месте, деревянный и преплохой
- Содержал его от себя некто Медокс
- было ли ему на то дано право от казны или тогда можно было обойтись без этого
- и дозволялось частным лицам содержать театры, того я хорошенько не знаю.

Помню только, что когда старый театр сгорел (это было очень давно, в моей молодости)

- то временно был устроен театр в доме Воронцова, на Знаменке,
- в том самом доме, который впоследствии принадлежал брату Николаю Петровичу,
- а после того князю Сергею Ивановичу Гагарину.
- [По смерти князя Сергея Ивановича Гагарина дом этот перешел по наследству дочери его Бутурлиной]

Ну, конечно, было и тесновато; впрочем, по-тогдашнему было хорошо и достаточно

- потому что в театр езжали реже, чем теперь, и не всякий.
- Теперь каждый картузник и сапожник, корсетница и шляпница лезут в театр,
- а тогда не только многие из простонародья гнушались театральными позорищами,
- но и в нашей среде иные считали греховными все эти лицедейства.

Но была еще и другая причина, что маша братия езжала реже в театры

- в Москве живало много знати, людей очень богатых,
- и у редкого вельможи не было своего собственного театра и своей доморощенной труппы актеров.

У Шереметева было 2 театра
:
- в Кускове отдельным зданием от дома;
- и и этом театре была императрица Екатерина,
- когда граф Петр Борисович делал дли нее у себя праздник,
- стоивший ему более двух миллионов рублей;
- другой театр был в Останкине, в доме и, вероятно, цел еще и теперь

Другие тетры

- У графа Орлова под Донским, при его доме, тоже был театр;
- у Мамонова,
- у Бутурлина в Лефортове,
- у графа Мусина-Пушкина на Разгуляе,
- у Голицына Михаила Петровича,
- у Разумовского - три
--- в Петровском (Разумовском),
--- и в Люблине,
--- и в Перове;
- потом у Юсупова в Архангельском

У Апраксиных было два театра

- и в Москве, и в Ольгове
- Деревенский театр в Ольгове был отдельно от дома,
- так же как и в Кускове и в Архангельском,
- а в московском доме на Знаменке был театр с ложами в 3 яруса, очень хорошенький,
- и на этом театре игрывали все знаменитости, посещавшие Москву,
- и была одно время итальянская опера, и мы тогда были абонированы.
- в Ольгове на театре играла у Апраксиных своя крепостная труппа, и был свой оркестр,
- а в Москве часто бывали спектакли для любителей:
- игрывали всего чаще Гедеонов, Яковлев, Кокошкин.
- Некоторые пьесы шли очень хорошо;
- помню, что играли по-французски "Севильского цирюльника" (Бомарше),
- из Мольера которые-то комедии,
- и еще разные другие пьесы, приличные для благородного театра

Раза 2 или 3 мне случилось видеть на сцене и саму Апраксину

- она никогда, бывало, своей роли хорошенько не запомнит;
- забудет, что следует говорить, подойдет к суфлеру, тот ей подсказывает, а она не слышит,
- остановится и спрашивает его: "Comment?" ["Как?" (франц.). — Ред.]

Содержатель [Большого] театра Медокс был англичанин, как говорили

- но я думаю, что, должно быть, из жидов, большой шарлатан и великий спекулятор.
- У него была дача где-то верстах в 15 или в 20 от Москвы по Каширской дороге
- и, кроме того, дома и обширный сад за Рогожской,
- и он там устроил у себя для публики всякого рода увеселения:
- вокзал, гулянье, театр на открытом амфитеатре в саду, фейерверки и т.п.
- Многие туда езжали в известные дни, конечно, не люди значительные, а из общества средней руки,
- в особенности молодежь и всякие Гулякины и Транжирины.

Между тем, у Шереметева в Кускове бывали часто праздники и пиры, на которые мог приехать кто только хотел

- и были, говорят, не доезжая до Кускова, 2 каменных столба с надписью:
- "Веселиться как КОМУ угодно"
- Это барское гостеприимство и хлебосольство приходились не по нутру жадному Медоксу,
- и он многим жаловался на Шереметева, что граф у него отбивает публику.
- Кто-то и говорит Шереметеву:
— Есть человек, недовольный вашим гостеприимством, граф…
— Кто же это, отчего? — спрашивает граф.
— Да вот Медокс, содержатель театра, плачется на вас, что вы у него отбиваете публику…
- Скорее же это я могу жаловаться на него, что он меня лишает посетителей
- и мешает мне тешить даром людей, с которых он дерет горяченькие денежки.
- Каждый, кто ко мне пришел, тот мой и гость, милости просим, веселись всякий, как ему хочется:
- я весельем не торгую, а гостя своего им забавляю.
- Для чего же он моих гостей у меня отбивает?
- Кто к нему пошел, может статься, был бы у меня…

Этот Медокс по Москве расхаживал в красном плаще, и потому его прозвали кардиналом

- Он был искусный механик, сделал премудреные часы с разными штуками,
- с музыкой и с фигурами, которые двигались и плясали.
- Эти часы были потом у известного в свое время менялы Дмитрия Александровича Лухманова,
- который ценил их очень дорого.
- Когда приезжал в Москву из Персии известный Хозрев-Мирза,
- он был в лавке у Лухманова и торговал часы, давал за них какую-то очень большую сумму,
- Лухманов не отдал, и после того эти часы так у него и остались;
- куда они девались — не знаю.

Директором казенного театра около (1800) двадцатых годов был Ф.Ф. Кокошкин

- женатый на падчерице (моей троюродной сестры) Е.А. Архаровой, на Варваре Ивановне;
- ее мать была сама по себе Щепотьева.
- Этого Кокошкина я видала и у Архаровых, и у Апраксиных.
- Потом, когда он овдовел, он женился вторично на какой-то актрисе и имел детей,
- а от Архаровой детей не осталось.

До (1800) двенадцатого года театр был на Арбатской площади

- построен в виде ротонды.
- За год или за два до неприятельского нашествия
- приезжала в Москву известная трагическая актриса мамзель Марс и там играла.
- Мне довелось ее видеть раза 2 или 3; мы ездили с Титовыми и дивились прекрасной игре ее.
- Этот Арбатский театр во время французов сгорел
- а временно устроили театр на Никитской, в доме Познякова
- (принадлежавшем после того князю Юсупову).

Кроме того, был после французов театр в Пашковом доме

- но не в том прекрасном, который и теперь стоит на углу Знаменки,
- а в другом, который был на углу Никитской и Моховой
- Этот дом потом купили в казну, сломали и
- выстроили на его месте, после первой холеры, новый университет.
- Помещение было очень скудное, и сравнить нельзя с апраксинским театром.
- Теперешний театр начали строить при императоре Александре Павловиче,
- а отделали, когда его уже не стало, в конце 1825 года.

Я слыхала от стариков, помнивших императриц Анну Ивановну и Елизавету Петровну

- что в 1740-х и 1750-х годах дом для комедии был где-то на Басманной
- где тогда живало много знати,
- а итальянцы, которых вызвали в Москву,
- чтобы потешать Елизавету Петровну, когда она подолгу живала в Москве,
- давали свои представления в особом здании у Красного пруда.
- Прошу покорно, в такую даль тащиться!
- После того и русские пьесы стали давать на этом театре,
- и известный в то время стихотворец Сумароков, быв в милости у императрицы,
- заправлял этим театром, и присылал в Москву актеров,
- и писал свои трагедии, которые они разыгрывали.
- Эти пьесы интересны, а итальянские оперы, по-моему, ничего не стоили.
- Когда итальянцы снимали театр у Апраксиных, для меня тоска, бывалa, как придется ехать в оперу:
- я пущу своих барышень на перед ложи, а сама уйду в темный угол,
- сижу себе и дремлю; прескучные были эти итальянцы…


_______________________________________
https://www.litmir.me/br/?b=560996&p=48
http://velikayakultura.ru/russkiy-teatr/russkiy-teatr-pri-elizavete-petrovne
http://velikayakultura.ru/russkiy-teatr/istoriya-russkogo-teatra-razvitie-teatra-pri-ekaterine-ii
http://diletant.media/museum-history/25986672/
Tags: история, россия, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment