Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Categories:

Каппадокия – христианская жемчужина Турции

Сокровенность Каппадокии — почти неведомой нам стране православных монахов, основанной еще во II веке н. э. на территории очаровывающих пейзажей современной Турции, заключена в несметных, не оцененных пока духовных еёмсокровищах: таинственной скальной архитектуре церквей и келий, удивительной по силе и духовному напряжению; вдохновенных образах на фресках; благородной жизни великих святых, прославивших этот суровый край и своими подвигами, вселяющих в нас несокрушимую веру.

Несколько тысячелетий назад два возвышающихся здесь, в центре современной Турции, вулкана – Эрджиес и Хасандагы – извергли на поверхность земли чудовищное количество огнедышащей лавы, превратившейся в мертвое, каменное море, в некоторых местах достигавшее глубины ста метров. На протяжении веков дожди, ветер и землетрясения, разрушая и все глубже размывая лаву, творили из туфа невиданные каменные изваяния. В результате этого «коллективного творчества» возник уникальный, фантастический природный пейзаж. Гигантские стелы, конусообразные пирамиды, застывшие каменные волны, реки и водопады, увенчанные «шляпками» грибы, трехэтажные «скульптуры» мистических животных, таинственные, бездонные пещеры.



Но главная тайна Каппадокии заключалась в том, что внутри почти каждого каменного изваяния существовала сокрытая от посторонних глаз жизнь, которую случайно открыли лишь в 1907 году. Оказалось, что Каппадокия – это сокровенная страна скальных монастырей, церквей и келий, основанная еще во II веке н. э. скрывавшимися здесь от гонений монахами из многих стран мира. Подземные города начинают возникать здесь в IV в. н.э. благодаря христианским подвижникам. В них почти не было мест для приготовления пищи, зато были обнаружены многочисленные церкви с росписями. Именно здесь, в пещерах Каппадокии, сложился сам тип христианского общежительного монашества. И именно это время было расцветом монашества в Каппадокии, когда в местных пустынях подвизались «великие каппадокийцы»: Василий Великий и Григорий Богослов (Назианзин).

Василий Великий родился около 330 г. в Кесарии, административном центре Каппадокии. Он происходил из известного знатного рода. Образование Василий получал у лучших учителей Кесарии, а затем – в школах Константинополя и Афин. Он получил глубокие познания в философии, астрономии, математике, медицине и правоведении. В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба. Возвратившись в 357 году в Кесарию, Василий вступил на путь аскетической жизни, а затем после смерти отца принял крещение и отправился в путешествие по Египту, Сирии и Палестине к великим христианским подвижникам.

«Василий Великий. Мозаика Софийского собора в Киеве»

Вернувшись домой, Василий раздал все имущество бедным и распространил в Каппадокии обшежительное монашество, пригласив сюда же и своего друга – Григория Богослова. Устав, который святитель дал своим монахам, устанавливал новые правила монастырской жизни. «То общение жизни называю совершеннейшим, из которого исключена собственность имущества, изгнана противоположность расположений, в котором с корнем истреблены всякое смятение, споры и ссоры, все же общее, и души, и расположения, и телесные силы, и что нужно к питанию тела и на служение ему, в котором один общий Бог, одна общая купля благочестия, общее спасение, общие подвиги, общие труды, общие венцы». В Кесарии Василий основал два монастыря: мужской и женский. Все иноки и клирики митрополии жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели чистую и добродетельную жизнь. Все средства и доходы употреблялись в пользу бедных. Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании и, в уединении, молились о всем мире, занимались изучением Священного Писания, создавали манускрипты, вели споры. Здесь родились важнейшие духовные ценности, которыми до сих пор руководствуется человечество. С приходом к власти императора Валента (364-378), сторонника ариан, для православия наступили тяжелые времена. В Кесарии, во время арианской ереси, Василий, ежедневно проповедуя, утверждал веру православных, призывал их к мужеству и терпению. Представился он 1 января 379 года, оставшись для христиан «учителем спасительнейшим».

«Святые воины Федор Стратилат и Георгий Победоносец. Фреска храма Святого Иоанна в Гюльшехире» (фото Г.Юдина)

«Святые воины Федор Стратилат и Георгий Победоносец. Фреска храма Святого Иоанна в Гюльшехире» (фото Г.Юдина)

Всего монашество Каппадокии подарило миру более ста святых, среди которых также просветительница Грузии Нина, просветитель Армении Григорий, Савва Освященный, великомученик Георгий Победоносец. Их величайшие духовные подвиги описаны в книге «Сокровенная Каппадокия», а их поразительные по духовной мощи и иногда трогательные образы на каппадокийских фресках запечатлены автором в уникальных, ранее не публиковавшихся фотографиях.

О жизни простых монахов Каппадокии осталось очень мало письменных воспоминаний. Это объясняется бесконечными войнами и набегами восточных соседей, которые с неистребимым желанием пытались завоевать эту землю и уничтожить культуру её народа. Однако Георгию Юдину удалось в своем труде собрать уникальный материал о сокровенной жизни каппадокийских монахов. Они уходили в местные пещеры не от родных, не от «мира» — как творения Божия, но от падшего, греховного мира, погрязшего в пороках, уходили не потому, что ненавидели мир и живущих в нем, а оттого, что любили его. Тысячи местных людей спасались вокруг монахов-подвижников, они испытывали на себе благотворное влияние монашеской жизни, проходившей у них на глазах. Она была для них неким нравственным эталоном. И этим Каппадокия похожа на Русь эпохи Византии, где именно на этот эталон была в значительной степени ориентирована жизнь общества.

Взаимопроникновение культур многих народов: греков, коптов, армян, грузин и других – породило особую, ни на что не похожую скальную храмовую архитектуру, а также уникальную, не имеющую аналогов в мире по разнообразию стилей, фресковую живопись. Книга Георгия Юдина содержит более 600 уникальных фотографий редчайших, ранее неизвестных подземных городов, пещерных храмов и фресок.

Все скальные храмы Каппадокии удивительно гармоничны. Камерность, неброская и уютная атмосфера пещерных храмов говорит о том, что они создавались с расчетом на то, что храмы эти – сокровенная тайна, о которой никто не узнает. Во многих алтарях каппадокийских храмов сохранились монолитные престолы и прообразы современных иконостасов. Во многих храмах расписан только алтарь, а потолок храмовой части занимает большой крест, символизирующий просвещение всего мира светом христианства. Целиком сохранившихся фресок здесь не встретить, поскольку Каппадокия с XV века принадлежала Османской империи. Фанатичные исламисты повсеместно уничтожали лики святых на храмовых фресках, бросая в них камнями, что на Востоке является излюбленным способом поругания чего-либо. Несмотря на это, все храмы торжественны и монументальны и до сих пор сохраняют святость происходивших здесь Таинств.

Центр Каппадокии – Гёреме. Это высокий холм, уникальный скальный комплекс, объединивший в себе несколько пещерных храмов, таких как «Змеиная», «Сандальная», «Яблочная», «Тайная», и наконец, «Темная церковь», поистине богатая духовными шедеврами. К примеру, удивительное свечение исходит от великолепной фрески «Преображение Христово». Застыв перед ней, невольно ощущаешь себя свидетелем того евангельского чуда.

«Фреска «Преображение Христово» в Темной церкви – Каранлик в Гёреме»

Разнообразие манер фресковой живописи Каппадокии поражает. На крохотной территории существовало около десятков различных художественных направлений, отличающихся композиционными и колористическими художественными приемами. От линейной, очень условной краснофигурной росписи храмов в Гёреме до сложнейшей, равной по колориту и глубокому смыслу самым высоким образцам средневековой Европы, каким является храм Баххатин в долине Ихлара. От этих росписей даже у далекого от вопросов искусства человека буквально захватывает дух. На них невозможно наглядеться, от них не хочется уходить. Никогда и никуда.

«Алтарь X века в «Церкви с пряжкой» в Гёреме»

Об этом удивительном, сокровенном мире известный русский писатель и художник Георгий Николаевич Юдин вдохновенно рассказывает в своей новой книге «Сокровенная Каппадокия». (изд. «Белый город»)
«Сокровенную Каппадокию» невозможно сравнить с другими изданиями, так как сравнивать просто не с чем, ибо это первая и пока единственная в России книга о таинственной, неизвестной широкому кругу читателей монашеской стране Каппадокии. Роскошное, в духе старинной рукописной книги, оформление и совершенная печать выделяют эту редкую книгу. Книга украшена редчайшей древней миниатюрой и орнаментикой византийских и армянских художников X–XIV веков, что придает изданию вид старинного, антикварного манускрипта. Высококачественная цветная съемка так называемых «лунных пейзажей» Каппадокии с многочисленными скальными монастырями, расписанными уникальными по своим художественным достоинствам фресками. Все это в сочетании с прекрасной зарубежной полиграфией станет дорогим украшением вашей библиотеки. Любителям истории, культуры и христианского искусства книга откроет совершенно уникальный мир древних, совсем недавно открытых подземных городов и расписанных непревзойденными фресками скальных монастырей III–XI веков. Альбом дорог, но то, что в нем, бесценно.
Все книги Георгия Юдина, и особенно последние из серии «Христианские святыни» – «Святой таинственный Афон» и «Хождения на Святую Землю», отличаются обилием редкого фактологического и изобразительного материала, неизвестного широкому кругу читателей.



Турция буквально пропитана христианством, на десятки метров вглубь эта земля сохраняет святыни первых лет молодого христианства. Здесь можно прикоснуться к камням, на которых сидели апостолы.

Путешествие в глубь Земли к югу от центра Вселенной Страна, не одну сотню лет претендовавшая на звание центра исламского мира, а последние десятилетия известная в основном своими курортами, на самом деле ни то, ни другое. Турция буквально пропитана христианством. Причем в прямом смысле, на десятки метров вглубь эта земля сохраняет святыни первых лет молодого христианства. Разве не чудо, что можно прикоснуться к камням, на которых сидели апостолы? Увидеть и даже провести ночь в тех пещерах, где жили первые христиане? Как хорошее вино без употребления годами выдерживается в подвалах, так и тут святыни каким-то чудом сохраняются и ждут своих ценителей и часа торжества.

Goreme Open Air Museum – Музей под открытым небом рядом с деревней Гереме – множество церквей, вырубленных в скалах поблизости друг от друга. В 1984 году он был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Все эти храмы появились около X-XII веков

Побережье двух морей

Здесь, как в Греции, все есть. Античность, смешанная с первыми веками христианства, а поверх — крестовые походы и трагическая гибель Византии, османское Средневековье, мощнейшая исламская империя и затем новая Турция, фактически европейская страна, возникшая благодаря Мустафе Кемалю Ататюрку в XX веке. Христианство возникало здесь на фундаментах античных времен в прямом и переносном смысле.

Удобнее всего поселиться где-то в центре Средиземноморского побережья (в районе Антальи и близлежащих к ней городов), тогда вы будете равноудалены от всего. Можно ехать и в Стамбул, Никею, на запад, и в Тарс, на восток, и в Каппадокию, в центр страны; все вылазки при желании укладываются в рамки одного-двух дней.

Но мы начинаем двигаться от Стамбула на юг, к побережью. Константинополь — центр вселенной. От Стамбула к Измиру вдоль берега Мраморного моря проложена автотрасса. Первым крупным древним городом на этом пути будет Бурса — древняя столица Османской империи, а в I веке здесь был святой апостол Андрей Первозванный. В стороне от Бурсы находится город Изник (рейсовые автобусы между городами ходят каждые 30 минут), который когда-то был столицей Византийской империи. Нам же он более известен под названием Никея, именно здесь в 325 году на Первом Никейском соборе была осуждена арианская ересь и провозглашен «Символ Веры», а на Седьмом соборе в 787 году ересью было признано иконоборчество.

Земная жизнь апостола Иоанна

В 85 километрах от Измира находится знаменитый Эфес, крупнейший и отлично сохранившийся античный город. Своего расцвета он достиг во II веке до Р. Х., и к середине I века, когда туда прибыл с проповедью святой апостол Павел, насчитывал более 250 тысяч жителей — римлян, евреев и египтян. Через несколько лет после Павла в Эфесе поселился апостол Иоанн, совершивший тут множество чудес.

Одно из первых — воскрешение юноши Домна и его отца, городского старейшины Диоскора: они были его первыми учениками в Эфесе. Император Домициан (правил с 81-го по 96 год) — гонитель христиан — отправил апостола Иоанна в ссылку на остров Патмос (Эгейское море), где Иоанн многих обратил ко Христу и написал Святое Евангелие и Апокалипсис.

После смерти императора Иоанн вернулся в Эфес, там он провел последние годы своей жизни, дожив до 104 лет. Почувствовав приближение смерти, апостол Иоанн велел своим ученикам выкопать крестообразную могилу за городом, спустился в нее и велел покрыть себя землей. Узнав о смерти апостола, многие его ученики плакали, так как не смогли с ним проститься. Некоторые из них раскопали могилу, чтобы попрощаться с учителем, но оказалось, что она пуста — тайной закончилась земная жизнь апостола Иоанна. В этом месте около города Эфеса стало совершаться чудо: 8 мая из гроба апостола стала исходить красноватая пыль, «тонкий прах», и многие по молитвам ап. Иоанна получали от праха исцеление, — этот день Церковь стала праздновать как второй день памяти апостола.

Около развалин Эфеса находится так называемая пещера Семи спящих отроков Эфесских, которые были замурованы по приказу императора за отказ принести жертву идолам; через 200 лет пещера была открыта, и оказалось, что отроки не умерли, а лишь спали в ней. Еще один христианский след около Эфеса — Дом Девы Марии, в котором она, по преданию, жила вместе с апостолом Иоанном во времена гонений. В настоящее время это — католическая церковь, во дворе которой находится святой источник.

Памятник святому

Минуем курортные города Бодрум и Мармарис, оставив в стороне горячие целебные источники Памуккале и древний Иераполис, где в 87 году принял мученическую смерть святой апостол Филипп с семью сыновьями. Выезжаем к западной части Средиземного моря. Эта область в античные времена называлась Ликией.

В нескольких километрах от побережья расположился современный город Кале, обозначенный в экскурсионных буклетах более древним названием Демре, но нам этот город известен как Мира.

В 60 году Миру Ликийскую по пути в Рим посетил апостол Павел, и здесь была основана первая христианская община, а позднее — епархия. Самым известным мирликийским епископом стал святитель Николай. Здесь он служил, отсюда отправился в ссылку по приказу Диоклетиана в 310 году, сюда же вернулся после воцарения Константина, совершал чудеса и умер. В XI веке мощи были перевезены из Миры в итальянский город Бари, но саркофаг, в котором они находились, остался здесь, в храме Святого Николая.

Святителя Николая почитают даже турки, они установили ему памятник в городе. К сожалению, все близлежащие к храму улицы — это сплошные сувенирные павильоны, где круглый год продаются рождественские сувениры: надувные санта-клаусы, красные чулки, пластмассовые олени с бубенчиками и т. д. Людям, совсем далеким от церкви, экскурсоводы говорят, что они попали на родину Санты (в Лапландии, мол, он живет, а родился здесь). Такая навязчивая коммерциализация святого, конечно, оставляет неприятный осадок.

Статуя во дворе храма, выстроенного на месте древней церкви, где служил святитель Николай. Внутри храма находится саркофаг, в котором хранились мощи святого, в XI веке их перенесли в итальянский город Бари

Половинка царевны

Восточная часть побережья Средиземного моря в древности называлась Памфилией. Сейчас это наиболее быстроразвивающийся курортный район Турции (его часто называют Турецкой Ривьерой) с центром в городе Анталья. Многие прибрежные города Памфилии восходят временем основания к античности. В каждом из них сохранились живописные руины: в Термесе — театр и два храма: Зевсу и Артемиде; в Перге — стадион, руины византийской базилики, агора, римские бани и эллинистические ворота; в Аспендосе прекрасно сохранившийся театр на 12 тысяч зрителей и акведук.

Кстати, и театр, и акведук были построены после обещания царя Аспендоса отдать в жены свою дочь тому, кто построит для города самое замечательное сооружение. Его предложение приняли два архитектора — так в городе появились акведук и театр. Царь не знал, кому отдать предпочтение, и предложил разрубить дочь пополам, но архитектор Зенон, строивший театр, отказался от половинки царевны в пользу соперника, за что был вознагражден и получил руку прекрасной Белкис. В порте Сиде античная часть сохранилась почти полностью — городские ворота, агора и храм Фортуны, общественные туалеты с совершенной системой канализации, больница и самый большой театр Памфилии на 20 тысяч зрителей.

Популярная прибрежная туристическая зона заканчивается городом Аланья, но если проехать дальше, то дорога приведет вас в город Тарс, где родился Савл, будущий апостол Павел. На месте, где, как полагают, стоял дом будущего апостола, сохранился колодец, известный как колодец святого Павла.

В стране прекрасных лошадей

Каппадокия (с перс. «страна прекрасных лошадей») — это область в центральной части Турции, расположенная на Анатолийском плато. На машине сюда можно доехать из любого места побережья: из Аланьи, Сиде, Антальи или Кемера. Начинать путешествие в Каппадокию лучше рано утром, часов в пять, ведь вам предстоит проехать около 500 километров . Часть пути, до поворота на город Конья, вы проделаете по побережью, а далее, оставив Средиземноморское побережье с его европейскими по духу и ценам отелями, следуйте через перевал хребта гор Торос.

На перевале можно попасть в снег, на высоте более 2,5 километра он тает значительно позже, чем на побережье, и, если вы едете весной или в начале лета, снега вам не избежать. От видов окружающих гор захватывает дух: серпантин дороги, махины гор вокруг, заснеженные дорожные знаки и елки, вершины, сияющие в утренних лучах солнца ослепительно белым снегом, и такой воздух, что не хочется выдыхать. В общем, если вы преодолеете желание остаться здесь навсегда, то, перевалив через хребет, вы попадаете уже совсем в другой мир. Мир строгий, правильно и по старинке устроенный, но справедливый и приветливый к тем, кто пришел с добром. Здесь нередко можно увидеть традиционно одетых женщин, а иногда даже с закрытыми лицами.

Здесь живут те, кто видит туристов лишь в проносящихся по дорогам машинах и автобусах. Однако народ тут очень приветлив, улыбчив и с удовольствием пытается вам помочь, если вы заплутали, а если есть чем, то и угостят на дорожку. После Коньи нитка шоссе тянется через бесконечные каменистые пустыни, по краям высятся голубоватые горы, и чем ближе вы к конечной точке (Гереме), тем чаще попадаются скалы причудливых форм: то ли грибы, то ли жилища жителей планеты Татуин из «Звездных войн».

Вид на деервню Гереме со смотровой площадки на дороге от Невшехира. Деревенские домики высечены прямо в скалах. В некоторые проведено электричество и водоснабжение, такие дома-скалы сдаются туристам. Вокруг – скалы и холмы с некогда обитаемыми пещерами. В любой заброшенной пещерке остановиться на ночь – попробовать на себе, как жили здесь ранние христиане тысячу лет назад

Километров за десять-пятнадцать до Невшехира вы увидите рекламу, призывающую посетить подземный город. Подземные города в Каппадокии обнаружили в XIX веке, и на сегодняшний день раскопано шесть. Один из самых впечатляющих, Каймаклы, расположен в 18 километрах от Невшехира. Этот восьмиэтажный город был «построен» еще до Р. Х., в первые века нашей эры христиане укрывались в нем во времена гонений. Там есть все, что нужно для жизни: кухни, спальни, большие помещения, где были храмы, хранилища зерна, там есть естественные источники воды и даже конюшни и помещения, где жил домашний скот.

Система вентиляции так продумана, что в городе круглый год одинаково прохладно и свежо, как в метро. Туннель протяженностью девять километров соединяет Каймаклы с другим огромным подземным поселением — Деринкую. Там могло уместиться до 15 тысяч человек. Но первый подземный город, который вы встретите на своем пути к Невшехиру, далеко не самый большой, хотя он и не откопан до конца. Добравшись по узким проходам до нижнего этажа, проводник кидает камень в пол, и он падает с таким звуком, будто ударился в стенку огромного глиняного горшка — внизу пустота, и сколько этажей еще под вами, пока не знает никто.

Под открытым небом

Наконец, проехав город Невшехир с его османской крепостью на верхушке высокой горы, вы в Гереме, самом сердце Каппадокии. Здесь можно прожить неделю или даже больше и каждый день ездить или ходить к новым удивительным местам. Здесь есть отели на любой вкус и кошелек. Например, в отеле на окраине деревни — меньше народу и цены вполне человеческие.

Всего за десять долларов в сутки там можно получить уютный номер, горячую воду, бесплатный интернет Wi-Fi и т.д. Необычно здесь все. Знаменитые скалы-ракеты со всех сторон окружают деревню, при почти полном отсутствии растительности ощущение такое, будто находишься на Луне. Многие из деревенских домиков высечены прямо в скалах, как огромные скворечники или термитники. В такие дома проведено электричество и водоснабжение, некоторые из них сдаются туристам. Вокруг — скалы и холмы с некогда обитаемыми пещерами.

В любой такой заброшенной скальной пещерке вполне можно остановиться на ночь, тогда вы сможете попробовать на себе, как жили здесь ранние христиане тысячу лет назад. Самое главное место здесь Goreme Open Air Museum — Музей под открытым небом. Он находится в километре от самой деревни. Местные скалы состоят из мягкого и податливого туфа, этим и объясняется огромное количество жилых пещер до сих пор. Первые скальные поселения зафиксированы в этих местах еще до Р. Х. Позже здесь появились ранние христиане, спасавшиеся в лабиринтах скал от религиозных гонений.

В Каппадокии жил святой Лонгин Сотник, первым принесший Благую весть о Воскресении Христовом в эти края, затем Василий Великий, Григорий Богослов, равноапостольная Нина, святой Григорий Армянский, каппадокийцами были и Сорок мучеников, просиявших в Севастии Армянской, здесь же родился и Георгий Победоносец. Наиболее значительные и ценные из скальных церквей Каппадокии были взяты под охрану и ныне образуют Goreme Open Air Museum. В 1984 году он был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Музей — это множество церквей, вырубленных в скалах поблизости друг от друга. Все эти храмы появились около X-XII веков. Каждая церковь уникальна по внутренней архитектуре и сохранившимся фрескам. Самая известная церковь — Karanlik Kilise (Dark Church). Название — «Темная Церковь» — она получила из-за очень маленьких окошек в стенах, в помещении всегда полутемно. Отсутствие солнечного света стало причиной необычайно хорошей сохранности фресок на ее стенах, они и стали ее достоянием. Входной билет в Goreme Open Air Museum стоит 15 лир (300 рублей), на детей — большие скидки, за вход в «Темную Церковь» платят дополнительно 8 лир. Отдельно следует сказать о фресках.

В Гереме они удивительны, и даже не верится, что этим изображениям тысяча лет. Однако любопытнее даже не их возраст, а то, что открывается под ними, когда фрески осыпаются. Это охряные росписи, напоминающие примитивную живопись или детские рисунки, — уникальная орнаментальная техника иконописи, иногда называемая краснофигурной. Вот огромная саранча, символизирующая дьявола, а эти треугольники, по всей видимости, ангелы, вот крест, окруженный со всех сторон острыми копьями. Ученые считают, что подобная живопись — следствие иконоборческого периода.

Христианам хотелось украсить храм, но изображать святых или Бога в человеческом обличье они боялись, поэтому и использовали такие символы. А сверху все это закрыто более поздними и привычными глазу фресками. Но в этом наслоении, в том, что новые фрески закрыли старые примитивные рисунки, а затем новые изображения, в свою очередь, были осквернены язычниками, видна история со всеми ее трагедиями, войнами, радостями и забытьем.

Если вы приехали в Каппадокию на один день, то кроме музея в Гереме и одного из подземных городов вы едва ли успеете куда-то еще. Если же вы намерены прожить здесь несколько дней, то совершенно необходимо посетить расположенную совсем рядом с Гереме скальную деревню Ухчисар. Все дома этой необыкновенной деревни вырублены в высокой скале. Каппадокия состоит из множества отдельных долин, между которыми разбросаны деревеньки. Каждая долина имеет свое название, и ориентироваться удобнее всего по карте, которую вы можете бесплатно получить в своем отеле. Наиболее интересны долины — Розовая, Долина Голубей, Пашабаг, Зелве, Земи, Долина Любви. Все они разбросаны на довольно большой площади, поэтому, если вам тяжело много ходить пешком, можете купить однодневный автобусный тур по Каппадокии, включающий в себя посещение самых интересных долин, церквей и подземных городов.

5 вещей, которые надо сделать в Стамбуле

1. Первым делом отправиться в Святую Софию — одно из самых ясных произведений мировой архитектуры, наглядное воплощение богословия в камне. Там, наконец, окончательно удостовериться, что архитектура — это чудо, а купол Софии, конечно же, «на цепи подвешен к небесам», потому что никакие другие версии в голову не приходят. Найти на хорах граффити, которым больше тысячи лет.

2. Посетить главный христианский район старого города — Фенер (или Фанар), с кривыми, опрокидывающимися из-под ног переулками, где расположены здания Константинопольского патриархата. В патриаршей церкви Святого Георгия хранятся уникальные мозаичные иконы, византийский церемониальный крест, вырезанный из дерева Святого Креста, и каменная колонна, к которой привязывали Христа для бичевания. Здесь же, в тени огромного и уродливого Греческого лицея, притулилась маленькая церковь Монгольской Богоматери — единственный в городе византийский храм, не перестроенный в мечеть. В Фенере же находится и знаменитая болгарская церковь Святого Стефана, сделанная целиком из железа.

3. Поехать к городским стенам в район Эдирнекапы, чтобы полюбоваться на главную жемчужину этих мест — церковь монастыря Спасителя в Хоре с фресками, безусловно относящимися к величайшим шедеврам Византии.

4. Постоять на самом высоком холме Константинополя у ворот Эдирнекапы, представляя, как в них 29 мая 1453 года триумфально въезжал Мехмед Завоеватель и тот ужас, который начался потом в великом городе.

5. Безнадежно заблудиться в поворотах и холмах на обратном пути к Золотому Рогу и обрести утешение, наевшись вкуснейшей, непривычно дешевой и абсолютно безопасной уличной еды: жареной макрели, мидий и кокореч — царя всей уличной еды.

Конья

Конья — это один из самых древних городов на земле, его история ни много ни мало простирается аж до 7500 года до Р. Х., причем с момента основания и вплоть до наших дней люди его никогда не покидали. Это родина святой великомученицы Параскевы Пятницы. В XII — XIII веках Конья стал столицей огромной сельджукской империи. Здесь жил знаменитый поэт и математик Омар Хайям, жил и был похоронен знаменитый мистик и создатель суфийского ордена Мевлеви поэт Джалаладдин Руми. Так что пусть провинциальный облик города не обманет вас, это место с богатейшей историей и традициями. Сейчас Конья остается религиозным центром исламской Турции.

Святой Иоанн Русский

Иоанн Русский родился в конце XVII века в Малороссии. По достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу, служил простым солдатом в армии Петра Первого и участвовал в Русско-турецкой войне. Во время Прутского похода 1711 года Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, которые продали его начальнику турецкой конницы. Тот привез русского пленника к себе на родину, в Каппадокию, в город Прокопион. В Каппадокии Иоанн Русский прожил около двадцати лет, оставаясь простым слугой: жил в хлеву в погребе хозяйского дома, а молиться уходил в крошечную келью, расположенную на соседней горе. Он прославился как целитель, защитник обиженных, покровитель слабых и убогих. За его советами и молитвенной помощью приходили и греки, и турки, и армяне.


Понтийский геноцид

Впервые с 1922 года православная литургия состоялась сегодня с древнем монастыре Панагия Сумела близ Трабзона (историческое название – Трапезунд) на территории Турецкой республики. Богослужение возглавил Вселенский Патриарх Варфоломей I, которому сослужили иерархи из Русской и Элладской Церквей. На литургии присутствовали тысячи паломников – в том числе потомки понтийских греков, выселенных из этих мест 87 лет назад.


Турецкие власти предприняли в связи с историческим богослужением повышенные меры безопасности. Примечательно, что оно стало первой за 1600-летнюю историю Сумелы патриаршей литургией.

Монастырь Панагия Сумела был основан в конце IV – начале V века на высоте 1300 метров над уровнем моря на меловой скале близ Трапезунда. Его основателем принято считать преп. Варнаву. С конца IV века в монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, св. апостолом Лукой. В византийскую эпоху монастырь пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров и стал самым влиятельным и богатым на территории Понта в эпоху Трапезундской империи (1204-1461 годы). После падения империи все привилегии монастыря были подтверждены султаном Селимом и всеми последующими османскими правителями.
-- Википедия.

Наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII-XIX веках. Однако после греко-турецкой войны 1919-1922 и последовавшим за ней обменом населения монашеская жизнь в Сумеле оборвалась. Святыни монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Сумела были сначала спасены понтийскими греками, а позже перевезены в Грецию в 1931 году, где и хранились в Афинском музее Бенаки. Икона Панагия Сумела стала храмовой в поселке Кастания, основанном переселенными в Грецию понтийцами. После длительного перерыва организованное православное паломничество в Панагию Сумелу стало возможно только в 2007 году. 22 ноября 2009 года в Москве состоялась встреча председателя Великого национального собрания Турции Мехмета Али Шахина и Ивана Саввиди, депутата Государственной думы РФ, координатора межпарламентской депутатской группы по связям с парламентом Греции, в ходе которой также обсуждался вопрос паломничества.

8 июня 2010 года министерство культуры Турции по просьбе Вселенского Патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первой с 1922 года Божественной литургии.


В Святой Софии в Никее (современный Изник, Турция), где в 787 г. проходил Седьмой Вселенский собор, начала функционировать как мечеть, для которой уже назначен муфтий, сообщает Седмица.ru со ссылкой на агентство «Ромфея».

Впервые историческая церковь была превращена в мечеть в 1331 г., после завоевания малоазийской части Византийской империи турками-османами. В 1922 г. церковь сгорела и долгое время пребывала в руинах. Затем она была восстановлена и была обращена в музей.

Как уже сообщалось, недавно турецкие власти приняли решение упразднить музей в церкви Святой Софии и передать ее исламской общине в качестве мечети.

Церковь святой Софии в Никее

В начале ХХ в. в Анталье проживало 15 тысяч греков – половина населения города. Это был небольшой городишко, жители которого занимались в основном рыболовством, морской торговлей и обработкой продуктов сельского хозяйства.

Эра национализма, начавшаяся на пространствах Османской империи в начале XIX в. вылилась в кровавое турецко-греческое противостояние 1919-1922 гг. и последующий обмен населением, в результате которого Турцию вынуждены были покинуть все анатолийские греки. Их дома частично были заброшены, частично заселены турецкими переселенцами с Балкан. Церкви – частично разрушены, частично превращены в музеи и библиотеки, но многие – просто заколочены. В этом году одна из них открыта для Богослужений после почти 90 лет перерыва.

Еще век назад паства Константинопольского Патриарха в Османской империи насчитывала более двух миллионов человек. В настоящее время греков осталось менее 4000, из которых церковь посещает менее 1000. Однако, это не значит, что Православие в Малой Азии близко к окончательному исчезновению, как констатирует CNN. Сейчас в Турции становится все больше русских, которые на чужбине начинают вспоминать о своей вере.

По неофициальным данным сейчас в Турции постоянно проживают порядка 200 тысяч граждан России. В основном это русские жены турок, но также работники совместных предприятий и организаций. Самым населенным русскими регионом является Анталья – туристический рай, через который прошло большинство поселившихся в Турции наших соотечественников. Сюда же, как правило, приезжают ежегодно более двух миллионов русских туристов в период с апреля по начало ноября.

«Сад Религий»

Анталья является лицом Турции для многих миллионов туристов из многих стран мира, поэтому правительство предпринимает различные меры по улучшению имиджа страны. Еще 20 лет назад невозможно было бы представить себе, что в Турции будут открываться и строиться новые церкви. Однако, в 2004 г. в популярном курорте Белек премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган самолично открыл религиозный комплекс «Сад Религий» (Dinler Bahçesi), в котором соседствуют мечеть, церковь и синагога. В церкви регулярно (несколько раз в год) проводятся службы. Подобная практика сохраняется и в Мирах Ликийских (ныне Демре), где в историческом храме Св. Николая Мирликийского Чудотворца литургию служат трижды в год. К слову, это не последний подобный проект в Турции. В настоящее время ведутся работы по сооружению второго «Сада Религий» в популярном курорте Кушадасы. У этого проекта есть свой веб-сайт.

Однако, оба этих места являются собственностью турецкого государства, церковь Св. Николая так и вовсе музей, за вход в который необходимо приобретать билет. Летом там бродят толпы туристов, а окрестности церкви превращены в огромный туристический базар. В обоих местах так недостает привычной нам атмосферы приходского храма, может быть, маленького и невзрачного, но такого домашнего и уютного. Именно такая церковь была открыта в Анталье. С 2010 г. там совершается регулярная (один раз в месяц) Литургия на церковнославянском языке.
_____________________________________________________
Фотографии Александра Сотниченко, Гумера Исаева
https://culturelandshaft.wordpress.com/%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C-%D0%B8-%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B0-%D1%86%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-2/%D0%BE%D1%82-%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D1%87%D0%B0%D1%80-%D0%B4%D0%BE-%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%8B/%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%8F-%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B6%D0%B5%D0%BC%D1%87%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%B0/
Tags: иоанн, история, каппадокия, николай, руми, турция, христианство
Subscribe

Posts from This Journal “каппадокия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments